Импровизация на тему Дымковской игрушки
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Чернышова Елена Борисовна
На уроке рисования дети попадают в творческую мастерскую, где узнают об истории происхождения и особенности росписи дымковской игрушки и соблюдая законы красоты распишут игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Основной файл31.5 КБ
Office presentation icon Презентация209.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Открытый  урок по рисованию

     «Импровизация на тему Дымковской игрушки».

Цель урока.

Продолжить знакомство с народными промыслами, познакомить детей с новым для них промыслом – дымковская игрушка.

Задачи:

- познакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки

-формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы с кистью в изображении знакомых элементов

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности

- воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Оборудование для учителя:

-проекционный аппарат для показа слайдов

-программа со слайдами

Оборудование для учеников:

-кисточка, краски, игрушки из глины, трафареты барыни, журнал мод для барыни

                                                Ход урока

Оргмомент.

Дорогие дети, я рада видеть вас в творческой мастерской. Посмотрите друг на друга, на меня. Улыбнитесь!

Введение в тему. Создание проблемной ситуации.

От вашей улыбки стало светлее, а может от того, что к нам в гости пришли эти удивительные игрушки .                                                                                       Показ слайда.

-Назовите, кого вы видите? (на слайде филимоновская и дымковские игрушки)

-Давайте поиграем в игру «Третий лишний» и найдём среди этих игрушек одну лишнюю.

-Почему исключили эту игрушку? В чём различие? (в росписи, во внешнем виде)

-Это филимоновская игрушка и мы к ней ещё вернёмся, а две другие дымковские. Именно они нас сегодня интересуют.                                          Показ  слайда

-Как вы думаете, почему они получили такое название? (предположение детей)

-Опишите эти игрушки. (Дети описывают игрушки по плану, предлагаемому учителем. Название игрушек. Какой узор преобладает. Цвет росписи.)

Объяснение нового материала. Рассказ учителя.

Дымковская игрушка так называется, потому что родилась в слободе Дымково недалеко от города Вятки, что находится на реке Вятка. Разными ремёслами здесь занимались её жители, но дымковское дело привилось здесь лучше всего. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой происходило праздничное гулянье с озорным и весёлым названием «Свистунья».

-А почему так назывался праздник? (предположения детей)

-Да, на этом народном празднике звенел весёлый пересвист дымковских свистулек- игрушек. Свистели все и взрослые и дети.

Показ слайда, на котором написано стихотворение.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы.

Дети читают стихотворение хором.

-Тише! Тише! Игрушки рассказывают мне одну историю.

В некотором царстве, в волшебном государстве есть игрушечный город, в котором жили-были весёлые, яркие, нарядные игрушки. Каждый, кто не взглянет на них, невольно улыбнётся. Как много в них света, словно солнышко играет, словно весёлая песня звучит. Все они жили в своей стране свободно и весело. Но однажды случилось вот что. К ним в город прилетела злая старая колдунья. Она похитила самую красивую игрушку и заточила её в темнице своего мрачного подземелья. Все жители игрушечного города стали грустными и унылыми. На помощь к ним пришла добрая волшебница. Она рассказала, что злые чары колдуньи сможет разрушить волшебное слово, но чтобы его узнать, надо ответить на вопросы. Игрушки обращаются к вам за помощью.

Вы готовы помочь? Тогда давайте быстрее разгадаем и узнаем какую игрушку похитила и заточила в своём подземелье колдунья. Для этого надо вспомнить всё то, о чём мы сегодня говорили на уроке.

Показ  слайда. Кроссворд.

-На какой фон наносятся яркие узоры? (белый).

-Из чего лепят игрушки? (глина).

-Каким узором украшали  мастера игрушки? (геометрический).

-Как называется старинная слобода, из которой пришли эти удивительные игрушки? (Дымково).

-Как называется праздник, который проходит на берегу реки Вятка? (Свистунья)

-Как называется город, рядом с которым находится Дымково? (Вятка)

На слайде высвечивается слово барыня.

Показ слайда. Танцующая барыня.

Задания классу.

Девочкам предлагается порадовать барыню. На альбомный лист по трафареткам обвести барыню и расписать её костюм. Из получившихся работ создать «Журнал мод для барыни».

Мальчикам - расписать игрушки, которые были слеплены из глины на уроках труда.

Во время работы учитель включает музыку и поясняет ученикам о том, что не следует копировать образцы дымковских игрушек, предлагая им импровизировать, опираясь на стиль формы и декора известной игрушки, расписывая по законам красоты.

                                Итог урока.

Выставка работ учащихся.

Опрос учащихся, о том, что понравилось на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

Слайд 3

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Слайд 4

Ч ЕМ ЗНАМЕНИТО ДЫМКОВО ? И ГРУШКОЮ СВОЕЙ, В НЕЙ НЕТУ ЦВЕТА ДЫМНОГО, Ч ТО СЕРОСТИ СЕРЕЙ. В НЕЙ ЧТО-ТО ЕСТЬ ОТ РАДУГИ, О Т КАПЕЛЕК РОСЫ. В НЕЙ ЧТО-ТО ЕСТЬ ОТ РАДОСТИ, Г РЕМЯЩЕЙ, КАК БАСЫ.

Слайд 5

б е л ы й г л и н а г е о м е т р и ч е с к и й д ы м к о в о с в и с т у н ь я в я т к а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Дымковская игрушка"

На уроке дети знакомятся с мастерами села Дымково, учатся рисовать дымковские узоры, затем украшать ими игрушки....

Презентация к уроку изобразительного искусства на тему "Дымковская игрушка"

Презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства или технологии, посвящённых изучению народных промыслов....

презентация на тему "дымковская игрушка"

презентация к уроку литературного чтения по теме"Русские народные промыслы"...

Урок изобразительного искусства в 3 классе. Тема "Дымковская игрушка. Рисование элементов орнамента".

Используемые средства: Учебник, глиняные игрушки (индюк, барыня, водоноска), изготовляемые в Дымковской слободе. Фотографии с изображением народных игрушек.Листы  бумаги для рисования с кон...

Непосредственно организованной образовательной деятельности. Образовательная область: Изобразительная деятельность. Тема:«Дымковская игрушка - гордость России» (для подготовительной группы).

Цель данного занятия : приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры, способствовать художественно-нравственному воспитанию дошкольников средствами народного искусства....