Презентация "Музей Худояровых в Нижнем Тагиле"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Знакомство с музеем подносного промысла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kustovskaya_v._podnosnyy_promysel.ppt | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Знакомство с музеем подносного промысла в Нижнем Тагиле.
Задачи: Познакомить обучающихся с историей появления и развития лаковой живописи в Нижнем Тагиле Способствовать созданию эскиза подноса 3. Развивать познавательный интерес к изобразительному искусству, чувство гордости за свой город и его жителей.
ДОМ ХУДОЯРОВЫХ
ДОМ ХУДОЯРОВЫХ Дом в два этажа на основе сруба – типичная постройка зажиточного ремесленника, характерная для горных заводов Урала. Построен не позднее 1843 г. В 40 - 70-х гг. XIX в. принадлежал семье художника по росписи на металле Исаака Федоровича Худоярова. В 1982 г. дом был перенесен с ул. Горького (бывшей Береговой) на территорию этнографического комплекса на ул. Тагильскую, № 24, и восстановлен на новом месте с заменой фрагментов бревен. В 1991 г. в этом здании был открыт музей истории подносного промысла.
Подносный промысел возник в первой половине 18 века среди старообрядцев, где было немало иконописцев, которых привлекли превосходные качества тагильского железа. Так родился особый вид живописи – роспись металлических изделий, которые приобрели широкую популярность благодаря «лакированию». Кроме чёрного лака именно в Нижнем Тагиле изобрели великолепный хрустально – прозрачный лак, тайна изготовления которого строго охранялась. Прозрачный и чистый тагильский лак хрустальной плёнкой покрывал расписные изделия. Его удивительным свойством была не только необычная прозрачность, но и редкая прочность. х
Редкие качества прозрачного лака и благородство чёрного , мастерство художников, создававших своеобразные красочные композиции , способствовали широкому распространению тагильских, или, как тогда говорили «сибирских» лаковых изделий.
На первых общерусских выставках тагильские подносы получили высокую оценку.
Тагильские подносы пользовались большим спросом не только в России, но и в странах Европы и Азии. И это не случайно – лакированные изделия были практичны и красивы.
Лаковые росписи на железе , созданные в Н – Тагиле , можно было увидеть в купеческих, мещанских, чиновничьих домах, в трактирах, постоялых дворах, гостиницах почти во всех районах России. Но главными потребителями этих изделий были сами уральцы.
Ещё в конце 18 века у тагильских живописцев по металлу определились свои излюбленные мотивы. С большим мастерством они наносили на подносы разнообразные растительные орнаменты, особенно выразительно изображая нарядно – красочные букеты цветов, пейзажи и птиц.
Тагильские мастера готовили разные подносы – «рыночные», выполнявшиеся в традиционной манере, и подносы, созданные по специальному заказу.
В первой половине 19 века главным направлением в росписи «заказных» подносов стала сюжетная живопись, темами для которой служили печатные гравюры, получившие в то время широкое распространение.
Перед художником, расписывающим поднос, стоял ряд задач: вписать изображение в плоскость, заданную формой подноса, найти нужные пропорции, решить цвет (гравюра была чёрно - белая)
Немаловажную роль в декоре подноса играет орнаментальное обрамление живописи. Широкая золотая кайма и более узкая лента стилизованного растительного орнамента по борту на глубоком чёрном фоне усиливает впечатление красочности, декоративности, особой нарядности подноса. Орнамент выполнялся по трафарету.
Традиции росписи подносов передавались из поколения в поколение. Сейчас уральский промысел переживает новый этап своего развития.
Практическая работа Форма подноса Форма подноса
Основной элемент – тагильская роза
В кистевой росписи нижнетагильских подносов можно выделить некоторые художественные признаки: форма подноса, диктующая необходимость подчеркнуть особенности его очертаний и плоской поверхности; с учетом этой задачи происходит выбор пластических форм мотивов, их размеров и расположения, а также масштаба соотношения элементов; двухцветный мазок — формообразующий прием росписи; композиционная структура росписи, чаще всего решаемая на основе так называемой «типовой композиции» (существует ряд традиционно устоявшихся способов компоновки изображения на поверхности подноса); законы соотношения изображения, мотива и условного пространства фона; правила сочетания цветов; черный лаковый фон — основной; варианты фонов — «под малахит», цветные фоны, применение копчения .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заочная экскурсия по Нижнему Новгороду. Презентация.
Презентация предназначена для использования на уроках окружающего мира по теме "Наш город (село)" или для внеклассной работы. В работе представлены наиболее известные достопримечательности Нижнег...
Классный час "Мой родной город - Нижний Новгород"
Классный час "Нижний Новгород - мой родной город " Цели: Познакомить учащихся с историей Нижегородского кремля.Развивать патриотическое воспитание у детей младшего школьного возраста к исто...
Тема: «Знакомство с левым верхним и правым нижним углами».
Конспект занятия по математике Тема:«Знакомство с левым верхним и правым нижним углами».Для детей с нарушением интеллекта в подготовительном классе (6-7 лет). Выделены развивающие и к...
Тема: «Знакомство с правым верхним и левым нижним углами»
Конспект занятия по математике Тема:«Знакомство с правым верхним и левым нижним углами».Для детей с нарушением интеллекта в подготовительном классе (6-7 лет). Выделены развивающие и к...
Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком пятого года жизни с ДЦП с поражением нижних конечностей
Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком пятого года жизни с ДЦП с поражением нижних конечностей...
Старый Нижний-глазами молодых-виртуальная экскурсия
Виртуальная экскурсия по Нижнему Новгороду...
Проект Нижний Новгород вчера, сегодня, завтра. По дорогам, рекам и по небу я к тебе любимый Нижний еду
Проект "Нижний Новгород вчера, сегодня, завтра. По дорогам, рекам и по небу я к тебе любимый Нижний еду"...