рабочая программа по ИЗО 4 кл
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МКУ «Комитет по образованию» АМО «Еравнинский район»
МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю» «Согласовано»
директор школы зам.директора по УВР
____________ Маласагаева Э.Э. _______________ Ишеева Т.Г.
«____»_______________20___г. «____»_______________20___г.
Рассмотрена и одобрена на заседании
МО учителей начальных классов
Руководитель_________ Цыдыпова Ц-Д.З.
Протокол №___ «____»____________20___г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
УМК «Школа России»
4 класс
Количество часов: 34
Учитель начальных классов: Маласагаева Эржена Эрдыниевна
Учебный год: 2020/2021
п. Целинный
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ от 29.12.2012г. (вступил в силу 01.09.2013г.).
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2012г.
- Примерные программы основного начального общего образования по предмету изобразительное искусство 2012г.
- Федеральный учебный план общеобразовательных учреждений.
- Положения «О рабочей программе» Приказ МОиН РФ №223 от 17.01.2012г.
- Республиканский базисный учебный план общеобразовательных учреждений.
- Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Целинная общеобразовательная школа», утвержденного приказом директора школы № 87 от 31.08.2020г.
- Положения «О рабочей программе учителя» муниципального бюджетного образовательного учреждения «Целинная общеобразовательная школа, утвержденного приказом директора школы № 119 от 31.08. 2017г.
- Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом МОН РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ и учебно-методического комплекта «Школа России» для 4 класса под редакцией Б.М.Неменского , допущенного Министерством образования РФ, включающего следующие компоненты: учебник, книга для учителя.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка.
Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности— изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение – это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность – это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность – это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно -эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребёнка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художник учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается над способам выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 часа в год, во 2—4 классах — 34 часа в год (при 1 часе в неделю).
Результаты освоения учебного курса..
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
- выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоционального состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Национально – региональный компонент
Ведение национально-регионального компонента в программу изобразительного искусства предполагает приемы сопоставления, сравнения, выявления жанровых особенностей произведений бурятской живописи, фольклора. Предполагается тесная связь с литературой, с внеклассной, внеурочной работой, использование смежных видов искусства: музыки, народно-прикладного искусства.
В связи с введением в программу изобразительного искуссва национально-регионального компонента развивают у детей эстетический вкус, прививают любовь к родному краю, культуре, обычаям и традициям своего народа.
"Декоративно-прикладное искусство бурят"
"Музеи г.Улан-Удэ",
Школьный уголок имени Ц.Сампилова,
"Бурятская живопись".
На уроках ребята знакомятся с народно-прикладным искусством, разнообразными узорами, украшающими одежду, с внутренним убранством юрты, снаряжениями коня, орудиями производства. С помощью мультимедиа ребята знакомятся с творчеством бурятских мастеров, национальными одеждами, произведениями искусства.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Содержание курса.
КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК.
(Изображение, украшение и постройка в творчестве народов всей земли)
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Деревня — деревянный мир.
Красота человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород, Псков, Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Народы гор и степей.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Европейские города Средневековья..
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы.
Материнство.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Тематический план
4 класс - 34 часа (34н - 1ч в неделю)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Примерная программа | Рабочая программа |
1 | Истоки родного искусства | 8 | 8 |
2 | Древние города нашей Земли | 8 | 7 |
3 | Каждый народ — художник | 9 | 10 |
4 | Искусство объединяет народы | 9 | 9 |
Итого: | 34 | 34 |
Планируемые результаты изучения предмета.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у учащихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства; потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, будут формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом;
- появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, логичность;
- установится осознанное отношение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни Иркутской области и Тайшетского района, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа РФ, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии, природы, народов, культур и религий;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и прием работы с ними для передачи собственного замысла; - различать основные виды и жанры пластических искусств; понимать их специфику; - эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно-образного языка; - узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений; - приводить примеры ведущих художественных музеев России и своего региона, показывать на примерах их роль и значение. | - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; - видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре); - высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. |
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; - использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественного замысла; - различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; - создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; - наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике; - использовать декоративные элементы, геометрические растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России ( с учетом местных условий). | - пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; - моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; - выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. |
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно творческой деятельности; - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия; - передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение. | - видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; -понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам; - изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое отношение; - изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Лучшие работы обучающихся хранятся в портфолио.
Используется «Алгоритм самооценки». В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:
- Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)
- Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
- Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
- Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)
Во 2-4 классах отметки выставляются по пятибалльной шкале. В конце урока проводится выставка и обсуждение творческих работ обучающихся. Раз в год обучающиеся по желанию принимают участие в выставке декоративно-прикладного творчества на школьном и муниципальном уровнях.
Особенности организации контроля по изобразительному искусству
Контроль за уровнем достижений обучающихся по изобразительному искусству проводится в форме устной оценки за выполненную работу.
Этапы оценивания детского рисунка
- решение композиции: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
- характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
- качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
- владение техникой: как обучающийся пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
- общее впечатление от работы: рассматриваются возможности ребенка, его успехи в данном деле, его вкус.
Учёт ошибок и оценка работ
«5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок, работа выразительна и интересна.
«4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
«3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
«2» - поставленные задачи не выполнены.
Календарно – тематическое планирование
Изобразительное искусство - 34 ч.
№ урока п/п | Дата проведения | Наименование раздела, темы | Кол – во час | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | Нац. регион компонент | |||
по плану | факт | предметные | УУД | личностные | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
I - четверть (8ч) | ||||||||||
Истоки родного искусства | 8ч. | |||||||||
07.09.20 | Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях живописи. | Урок открытия новых знаний | Текущий | Учиться видеть красоту природы в произведениях русской живописи, представлять изменчивость природы в разное время года и в течении дня | К: договариваться о правилах обще-ния на уроках изо. Р: уметь планир-овать и осуществ-лять учебные действия в соответ-ствии с поставлен-ной задачей. П: ориентировать-ся в своей системе знаний, отличать новое от уже известного. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | ||||
14.09 | Пейзаж родной земли. | Комбинированный | Текущий | Учиться видеть разнообразие природы, называть особенности среднерусской природы, овладевать живописными навыками работы с гуашью. | Пейзаж родной земли в картинах бурятских художников | |||||
21.09 | Образ традиционного русского дома. | Урок системати-зации знаний | Текущий | Научатся видеть традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. | К: использовать речь для регуляции своего действия. Р: уметь планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. П: овладеть уме-нием творческого видения с позиции художника, ориен-тироваться на разнообразие способов решения задач. | Формирование доброжелатель-ности и отзывчи-вости, развитие мотивов учебной деятельности. | Виртуальная экскурсия в этнографический музей г.Улан-Удэ | |||
28.09 | Украшения деревянных построек и их значение. | Комбинированный | Текущий | Научатся видеть красоту русского деревянного зодчества, создавать коллективное панно спосо-бом объедине-ния индивиду-ально сделан-ных изображе-ний. | К: формулировать собственное мне-ние и позицию, задавать вопросы. Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя. П: делать простые суждения об объек-те, его строении, свойствах и связях. | Развитие мотивов учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | ||||
05.10 | Деревня – деревянный мир. | Комбинированный | Текущий | Научаться создавать образ традиционной деревни. | К: владеть умен-иием творческого видения с позиции художника, т. е. сравнивать, анали-зировать, выделять главное, обобщать. Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: преобразовы-вать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебни-ке алгоритмов. | Удовлетворение от сделанного самим для друзей, родных. | Познакомить учащихся с внутренним убранством юрты | |||
12.10 | Образ красоты человека (женский) | Урок-дискуссия | Текущий | Научаться конструировать женский (мужской) народный костюм. | К: осуществлять совместную деятельность, слушать собесед-ника, вести диалог. Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П: ориентировать-ся в материале на страницах учебни-ка, анализировать предлагаемое задание. | Развитие мотивов учебной деятельности, использование фантазии воображения при выполнении изделия. | ||||
19.10 | Образ красоты человека (мужской) | Комбинированный | Текущий | |||||||
26.10 | Народные праздники. Обобщение по разделу «Истоки родного искусства» | Комбинированный | Текущий | Научаться создавать коллективное панно на тему народного праздника. | К: формулировать собственное мне-ние и позицию, задавать вопросы Р: уметь плани-ровать и осуще-ствлять учебные действия в соот-ветствии с постав-ленной задачей. П:ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | Формирование доброжелатель-ности и отзывчи-вости, уверенности в себе, веры в свои возможности. | ||||
II – четверть. (7ч.) | ||||||||||
Древние города нашей земли. | 7ч. | |||||||||
09.11 | Древнерусский город- крепость. | Комбинированный | Текущий | Научатся использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени | К: допускать возможность существования различных точек зрения, ориентиро-ваться на позицию партнера в обще-нии и взаимо-действии. Р: учитывать установленные правила в планиро-вании и контроле способа решения. П: ориентировать-ся на разнообразие способов решения задач. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, использование фантазии воображения при выполнении изделия. | ||||
16.11 | Древние соборы. | Урок открытия новых знаний | Текущий | Научатся использовать различную штриховку для выявления объёма. | К: формулировать собственное мне-ние и позицию, задавать вопросы Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного. | Формирование положительного отношения к учению, использование фантазии воображения при выполнении изделия. | ||||
23.12 | Древний город и его жители. | Комбинированный | Текущий | Научатся использовать основные сред-ства художест-венной вырази-тельности. | К: использовать речь для регуляции своего действия. Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: преобразовы-вать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебни-ке алгоритмов. | Формирование доброжелатель-ности и отзывчи-вости, проявление интереса к содержанию предмета. | ||||
07.12 | Древнерусские воины-защитники. | Комбинированный | Текущий | Научатся изображать древнерусских воинов, княжескую дружину. | К: формулировать собственное мне-ние и позицию, задавать вопросы Р: преобразовывать практическую задачу в познава-тельную. П: ориентировать-ся в материале на страницах учебни-ка, обобщать, делать выводы. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | ||||
14.12 | Древние города Русской земли. | Урок-путешест-вие | Текущий | Научатся различать основные и составные, теплые и холодные цвета. | К: формулировать собственное мне-ние и позицию, задавать вопросы Р: учитывать установленные правила в плани-ровании и контроле способа решения. П: строить сообще-ния в устной и письменной форме. | Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||||
21.12 | Узорочье теремов. | Комбинированный | Текущий | Научатся проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлеж-ность к тому или иному жанру искусства. | К: понимать и принимать элемен-тарные правила работы в группе. Р: принимать и сохранять учебную задачу, преобразо-вывать практи-ческую задачу в познавательную. П: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. | Формирование умения сотрудничества с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. | Разнообразные национальные узоры, какие предметы украшают ими. | |||
28.12 | Праздничный пир в теремных палатах. | Рефлексии | Тематический | Научатся использовать цветовой контраст и гармонию цветовых огттенков. | К: допускать возможность существования различных точек зрения, ориентиро-ваться на позицию партнера в обще-нии и взаимодей-ствии. Р: осуществлять итоговый и поша-говый контроль по результату. П: строить сообще-ния в устной и письменной форме. | Формирование доброжелатель-ности и отзывчи-вости, использование фантазии воображения при выполнении изделия. | ||||
III – четверть. (10ч.) | ||||||||||
Каждый народ-художник. | 10ч. | |||||||||
11.01 | Страна восходящего солнца. | Урок открытия новых знаний | Текущий | Научатся передавать характерные черты японского рисунка. | К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Р: проговаривать последовательность действий на уроке, понимать инструк-цию учителя. П: ориентировать-ся в материале на страницах учебни-ка, обобщать, делать выводы. | Формирование доброжелатель-ности и отзывчи-вости. | ||||
18.01 | Образ художественной культуры Японии. | Комбинированный | Текущий | |||||||
25.01 | Народы гор и степей. | Урок открытия новых знаний | Текущий | Научатся использовать основные сред-ства художест-венной вырази-тельности. | К: использовать речь для регуляции своего действия. Р: действовать по плану, контролиро-вать процесс и результат деятель-ности. П: ориентировать-ся на разнообразие способов решения задач. | Формирование эстетических чувств на основе знакомства с художественны-ми произведе-ниями, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. | ||||
01.02 | Степной пейзаж. | Комбинированный | Текущий | |||||||
08.02 | Города в пустыне. | Комбинированный | Текущий | Научатся создавать образ древнего среднеазиатского города. | К: использовать речь для регуляции своего действия, выполнять работу в паре. Р: действовать по плану, контролиро-вать процесс и результат деятель-ности. П: ориентировать-ся на разнообразие способов решения задач. | Формирование доброжелатель-ности и отзывчи-вости, использование фантазии воображения при выполнении изделия. | ||||
15.02 | Древняя Эллада. | Урок открытия новых знаний | Текущий | Научатся сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства, понимать основные признаки древнегречес-кой культуры. | К: допускать возможность существования различных точек зрения, ориентиро-ваться на позицию партнера в обще-нии и взаимо-действии. Р: учитывать установленные правила в планиро-вании и контроле способа решения. П: строить сообще-ния в устной и письменной форме | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | ||||
22.02 | Образ художественной культуры Древней Греции. | Комбинированный | Текущий | |||||||
01.03 | Европейские города средневековья. | Урок открытия новых знаний | Текущий | Научатся использовать основные сред-ства художест-венной вырази-тельности. | К: формулировать собственное мне-ние и позицию, задавать вопросы Р: действовать по плану, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя. П: ориентировать-ся на разнообразие способов решения задач. | Формирование эстетических чувств на основе знакомства с художественны-ми произведе-ниями, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. | ||||
08.03 | Площадь средневекового городав. | Урок - проект | Текущий | |||||||
15.03 | Многообразие художественных культур в мире. | Рефлексии | Тематический | Научатся использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков. | К: вступать в диалог. Р: проговаривать последовательность действий на уроке, понимать инструк-цию учителя. П: строить сообще-ния в устной и письменной форме | Формирование бережного отношения к окружающему миру и результату деятельности человека, уважительное отношение к культуре и искусству разных народов нашей страны и мира в целом. | Экскурсия в школьный уголок имени Ц.Сампилова | |||
IV - четверть (9ч) | ||||||||||
Искусство объединяет народы. | 9ч | |||||||||
29.04 | Материнство – вечная тема в искусстве. | Урок открытия новых знаний | Текущий | Научатся передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | К: допускать воз-можность сущест-вования различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимо-действии. Р: прогнозировать действия, необхо-димые для получе-ния планируемых результатов. П: ориентировать-ся на разнообразие способов решения задач. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Познакомить учащихся со статуями Бурятии воспевающие материнство | |||
05.04 | Все народы воспевают материнство. | Урок проект | Текущий | |||||||
12.04 | Все народы воспевают мудрость старости. | Комбинированный | Текущий | Научатся изображать любимого пожилого человека, передавать его внутренний мир. | К: участвовать в общей беседе, соб-людая правила речевого поведе-ния. Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условии-ями её реализации. П: ориентировать-ся на разнообразие способов решения задач. | Формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | ||||
19.04 | Сопереживание – великая тема искусства. | Урок открытия новых знаний | Текущий | Научатся выражать своё сочувствие страдающим, сопереживать чужому горю, страданию через искусство. | К: выполнять работу в группе, принимая предло-женные правила взаимодействия. Р: готовить рабо-чее место, прини-мать и сохранять учебную задачу. П: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. | ||||
26.05 | Сопереживание – великая тема искусства | Комбинированный | Текущий | |||||||
03.05 | Герои, борцы и защитники. | Комбинированный | Текущий | Научатся владеть навыками изображения в объеме, композиционного построения в скульптуре. | К: вступать в диалог. Р: формировать целеустремлен-ность и настойчи-вость в достижении целей. П: строить сообще-ния в устной и письменной форме. | Формирование положительного отношения к учению, использование фантазии воображения при выполнении изделия. | ||||
10.05 | Юность и надежды. | Урок открытия новых знаний | Текущий | Научатся изображать радость детства, мечты о счастье, путешествиях, открытиях. | К: строить связное высказывание по предложенной теме, задавать вопросы и форму-лировать ответы. Р: работать над проектом под руководством учителя, ставить цель, обсуждать и составлять план, распределять роли, проводить самоо-ценку. П: владеть умением творческого видения с позиции художника. | Формирование бережного отношения к окружающему миру, чувства прекрасного, потребности в творческой деятельности, соблюдение правил гигиены труда. | ||||
17.05 | Искусство народов мира. | Комбинированный | Текущий | Научатся узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников. | К: формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия. Р: осуществлять итоговый и поша-говый контроль по результату, давать оценку деятель-ности класса на уроке. П: анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного, делать выводы. | Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. | ||||
24.05 | Искусство народов мира. – обобщение темы. | Рефлексии | Тематический | |||||||
Итого | 34ч |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству Сборник рабочих программ "Школа России". 1 - 4 классы/под руководством А.А. Плешакова. - М.: Просвещение. 2011. |
Рабочие программы по изобразительному искусству |
Учебники по изобразительному искусству 1. Неменская Л. А. / Под редакцией Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник: 4 класс / Под. Ред. Б. М. Неменского |
Методические пособия (рекомендации по проведению уроков изобразительного искусства) |
Альбомы по искусству |
Книги о художниках и художественных музеях |
Портреты русских и зарубежных художников |
Альбомы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...