«Золотые травы России. Хохломская роспись»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Предварительный просмотр:
Тема: «Золотые травы России. Хохломская роспись» | Тип: урок «открытия» нового знания | |||||
Цель урока: создать условия для знакомства детей с особенностями хохломской росписи | ||||||
Задачи: -обучающие: познакомить детей с хохломской росписью, узорами, элементами; -развивающие: развивать познавательную активность, творческую фантазию, художественный вкус; -воспитывающие: воспитывать интерес к народному творчеству | ||||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные: уметь извлекать нужную информацию | Метапредметные: • Познавательные: самостоятельно находить информацию в материалах учебников, рабочих тетрадей. • Коммуникативные: уметь работать в парах, в группе, самостоятельно планируя свою работу, вступать в диалог с учителем, одноклассниками; • Регулятивные: сравнивать и обобщать, делать выводы, высказать и отстаивать свою точку зрения, действовать по плану. | Личностные: формировать навыки сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях | ||||
Ресурсы урока: презентация, шаблоны, наглядный и раздаточный материал. | ||||||
Ход урока | ||||||
Этапы | Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | УУД | |||
I.Организационный этап | - приветствие, знакомство; - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аня Валерьевна. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. | Приветствуют учителя | ЛУУД | |||
- эмоциональный настрой к уроку; - Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы на уроке. | Настраиваются к уроку | |||||
- проверка готовности у уроку. - Ребята, проверьте свои рабочие места. Все ли у вас готово к уроку? - Хорошо, тогда мы начинаем урок. | Организуют рабочее место | |||||
II. Проверка усвоения материала прошлого урока | ||||||
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности. | Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации) -Ребята, для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю вам решить ребус. Давайте вместе разберем этот ребус. 1 слово- горох (убираем 1ые 3 буквы; 5ая буква-х, а затем 4ая буква- о) 2 слово- хлеб (убираем последние 2 буквы , остается - хл) 3 слово- лопата( убираем 1ую букву, п меняем на м, и убираем 2 последние буквы, получается ома) - Соединяем слова: хохлома. -Молодцы, правильно. | Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами | ЛУУД | |||
2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися). - Значит, о чём мы будем говорить? (о хохломе) - А тема нашего урока «Золотые травы России. Хохломская роспись.» - А для того, чтобы узнать, что именно мы сегодня будем рисовать, отгадайте загадку. Если я пуста бываю, Про тебя я забываю, Но когда несу еду – Мимо рта я не пройду (Ложка) - А какую цель мы поставим себе на сегодняшний урок? (Научиться выполнять эскиз ложки в хохломской росписи.) | Формулируют тему и цели урока | РУУД | ||||
IV. Организация познавательной деятельности | 1. Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации). - Цель и тема определены. Для достижения поставленной цели давайте вместе составим план действий. (на экран выводится: Узнаем... Научимся... Выполним...). - Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? - Чему должны научиться на уроке? - Отлично, ребята! | Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия | РУУД | |||
2. Поиск решения («открытие» нового знания). - Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. - А сейчас я хочу прочитать вам легенду о хохломе. Жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей. -Ребята, какой вывод мы можем сделать? | Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе | КУУД РУУД ПУУД | ||||
3. Первичное закрепление. - Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели выполненную золотистым и красным, а также желтым и зелёным цветом. -Хохломская роспись делится на 2 вида. 1. Верховое письмо - узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий фон изделия приобретает золотой цвет. 2. Фоновое письмо - Золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе. - Давайте рассмотрим ложки. - На какие части мы можем разделить ложку? (чаша и ручка). - Где ложка украшена больше, на чаше или на ручке? - Что общего вы видите на этих ложках? (стебель) - От него начинается изображения всех остальных элементов. - Что нарисовано на ложке? (ягоды, цветы). - Самая главная особенность – все элементы мягкие, округлые. - Где орнамент мельче, на чаше или на ручке? (на ручке). - Рисовать орнамент всегда начинают с чаши. | Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах, группе | КУУД | ||||
4. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений) -Ребята, сейчас мы с вами рассмотрим некоторые элементы и узоры хохломской росписи. 1 слайд- элементы росписи 2 слайд – узор «листочки» 3 слайд – орнамент с «ягодками» и «листочками» 4 слайд – узор «ягодки» 5 слайд – травяной орнамент -Сейчас я вам предлагаю посмотреть мастер- класс. ВИДЕО -Вот я сделала примерный рисунок. Давайте вместе разберем. 1 рисунок– мы обводим по шаблону нашу ложку. 2 рисунок –рисуем узоры 3 рисунок– желтым и красным цветом красим ложку. 4 рисунок – делаем зелёным цветом листья, коричневым цветом стебелёчки 5 рисунок – рисуем ватными палочками рябины и остатки тычинок дорисовываем карандашом. И наш рисунок готов. | Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе | КУУД | ||||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону. - Сейчас вам предстоит задача нарисовать свою композицию ложки. - Какие цвета вы будете использовать? - Сейчас я раздам вам шаблоны ложек. И затем вы начинаете рисовать. - Я желаю вам успехов и хорошей творческой работы. Я думаю, что вы с лёгкостью справитесь с этим заданием и в конце урока у нас будет много красивых работ. | Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников | КУУД | ||||
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Соотнесение результатов урока с поставленной целью. - Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? - Как вы думаете, смогли мы достичь цели урока? | Отвечают на итоговые вопросы | КУУД | |||
Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.). -Хорошо. Давайте подведем итог урока. На экране вы видите незаконченные высказывания. Вам нужно их закончить. -Спасибо за ответы. | Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности | ЛУУД | ||||
Выставление отметок. - Я считаю, мы с вами сегодня хорошо поработали, все были очень активными. | ||||||
VI. Домашнее задание | Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении - Домашнее задание: дорисовать работу, если вы её не закончили. -Молодцы! Урок закончен .До свидания! | Фиксируют домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хохломская роспись золотой рыбки
Конспект урока во 2 «А» классеПо изобразительному искусству«Хохломская роспись золотой рыбки»....
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)...
Конспект урока для 1 класса по теме "Хохломская роспись. Роспись изделия." +презентация
Цель: содействовать эстетическому восприятию и оценке учащимися хохломской росписи в украшении разных предметов быта.Планируемые результаты:Личностные: развивать образное мышление у учащихся, а также ...
Изобразительное искусство 1 класс УМК "Перспектива" Тема: «Золотые травы России. Ритмы травного хохломского узора. »
Цели деятельности учителя: Расширить представления о хохломском промысле, элементах хохломского узора, произведениях декоративно-прикладного искусства.Планируемые результатыПредметные: Знать историю х...
«Хохломская роспись. Золотая Хохлома», 1 класс
Конспект и презентация по изобразительному искусству «Хохломская роспись. Золотая Хохлома», 1 класс...
Технологическая карта урока изобразительное искусства по теме «Золотые травы России. Ритмы хохломского узора»
Цель урока: создание условий для закрепления знаний детей осбенности хохломской росписиЗадачи урокаДидактические:- познакомить детей с хохломской росписью, узорами, элементами- формировать представлен...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Золотые травы России" - 1 класс
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о декоративной композиции по мотивам хохломской росписи. Задачи урока: Дидактические:1. З...