«Золотые травы России. Хохломская роспись»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo.docx103.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Золотые травы России. Хохломская роспись»

Тип: урок «открытия» нового знания

Цель урока: создать условия для знакомства детей с особенностями хохломской росписи

Задачи:

-обучающие: познакомить детей с хохломской росписью, узорами, элементами;

-развивающие: развивать познавательную активность, творческую фантазию, художественный вкус;

-воспитывающие: воспитывать интерес к народному творчеству

Планируемые результаты

Предметные: 

уметь извлекать нужную информацию

Метапредметные:

•        Познавательные:  самостоятельно находить информацию в материалах учебников, рабочих тетрадей.

•        Коммуникативные:  уметь работать в парах, в группе, самостоятельно планируя свою работу, вступать в диалог с учителем, одноклассниками;

•        Регулятивные:  сравнивать и обобщать, делать выводы, высказать и отстаивать свою точку зрения, действовать по плану.

Личностные:

формировать навыки сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях

Ресурсы урока: презентация, шаблоны, наглядный и раздаточный материал.

Ход урока

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Организационный этап

- приветствие, знакомство;

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аня Валерьевна. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.

Приветствуют учителя

ЛУУД

- эмоциональный настрой к уроку;

- Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы на уроке.

Настраиваются к уроку

- проверка готовности у уроку.

- Ребята, проверьте свои рабочие места. Все ли у вас готово к уроку?

- Хорошо, тогда мы начинаем урок.

Организуют рабочее место

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

-Ребята, для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю вам решить ребус.

Давайте вместе разберем этот ребус. https://fhd.videouroki.net/9/7/3/9734e111729002341b5d569370ca762a6a64a6a2/img0.jpg

1 слово- горох (убираем 1ые 3 буквы; 5ая буква-х, а затем 4ая буква- о)

2 слово- хлеб (убираем последние 2 буквы , остается - хл)

3 слово- лопата( убираем 1ую букву, п меняем на м, и убираем 2 последние буквы, получается ома)

- Соединяем слова: хохлома.

-Молодцы, правильно.

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами

ЛУУД

2.        Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися). 

- Значит, о чём мы будем говорить? (о хохломе)

- А тема нашего урока «Золотые травы России. Хохломская роспись.»

- А для того, чтобы узнать, что именно мы сегодня будем рисовать, отгадайте загадку.

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду –

Мимо рта я не пройду (Ложка)

- А какую цель мы поставим себе на сегодняшний урок? (Научиться выполнять эскиз ложки в хохломской росписи.)

Формулируют тему и цели  урока

РУУД

IV. Организация познавательной деятельности

1.        Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

- Цель и тема определены. Для достижения поставленной цели давайте вместе составим план действий. (на экран выводится:

Узнаем...

Научимся...

Выполним...).

- Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?

- Чему должны научиться на уроке?

- Отлично, ребята!

Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

РУУД

2.        Поиск решения («открытие» нового знания).

- Хохлома — старинный русский народный

промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего

Новгорода.

- А сейчас я хочу прочитать вам легенду о хохломе.

Жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами

и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие

рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он

отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда

вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

-Ребята, какой вывод мы можем сделать?

Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе

КУУД

РУУД

ПУУД

3.        Первичное закрепление.

- Хохлома представляет собой декоративную роспись

деревянной посуды и мебели выполненную золотистым и красным, а также желтым и

зелёным цветом.

-Хохломская роспись делится на 2 вида.

1. Верховое письмо - узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий фон изделия приобретает

золотой цвет.

2. Фоновое письмо - Золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе.

- Давайте рассмотрим ложки.

- На какие части мы можем разделить ложку? (чаша и ручка).

- Где ложка украшена больше, на чаше или на ручке?

- Что общего вы видите на этих ложках? (стебель)  

- От него начинается изображения всех остальных элементов.

- Что нарисовано на ложке? (ягоды, цветы).

- Самая главная особенность – все элементы мягкие, округлые.

- Где орнамент мельче, на чаше или на ручке? (на ручке).

- Рисовать орнамент всегда начинают с чаши.

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах,  группе

КУУД

4.        Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

-Ребята, сейчас мы с вами рассмотрим некоторые элементы и узоры хохломской росписи.

1 слайд- элементы росписи

2 слайд – узор «листочки»

3 слайд – орнамент с «ягодками» и «листочками»

4 слайд – узор «ягодки»

5 слайд – травяной орнамент

-Сейчас я вам предлагаю посмотреть мастер- класс.

ВИДЕО

-Вот я сделала примерный рисунок. Давайте вместе разберем.

1 рисунок– мы обводим по шаблону нашу ложку.

2 рисунок –рисуем узоры

3 рисунок– желтым и красным цветом красим ложку.

4 рисунок – делаем зелёным цветом листья, коричневым цветом стебелёчки

5 рисунок – рисуем ватными палочками рябины и остатки тычинок дорисовываем карандашом. И наш рисунок готов.

Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе

КУУД

5.         Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону.

- Сейчас вам предстоит задача нарисовать свою композицию ложки.

- Какие цвета вы будете использовать?

- Сейчас я раздам вам шаблоны ложек. И затем вы начинаете рисовать.

- Я желаю вам успехов и хорошей творческой работы. Я думаю, что вы с лёгкостью справитесь с этим заданием и в конце урока у нас будет много красивых работ.

Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников

КУУД

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

- Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?

- Как вы думаете, смогли мы достичь цели урока?

Отвечают на итоговые вопросы

КУУД

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

-Хорошо. Давайте подведем итог урока. На экране вы видите незаконченные высказывания. Вам нужно их закончить.

-Спасибо за ответы.

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

ЛУУД

Выставление отметок.

- Я считаю, мы с вами сегодня хорошо поработали, все были очень активными.

VI. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

- Домашнее задание: дорисовать работу, если вы её не закончили.

-Молодцы! Урок закончен .До свидания!

Фиксируют домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хохломская роспись золотой рыбки

Конспект урока во 2 «А» классеПо изобразительному искусству«Хохломская роспись золотой рыбки»....

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока для 1 класса по теме "Хохломская роспись. Роспись изделия." +презентация

Цель: содействовать эстетическому восприятию и оценке учащимися хохломской росписи в украшении разных предметов быта.Планируемые результаты:Личностные: развивать образное мышление у учащихся, а также ...

Изобразительное искусство 1 класс УМК "Перспектива" Тема: «Золотые травы России. Ритмы травного хохломского узора. »

Цели деятельности учителя: Расширить представления о хохломском промысле, элементах хохломского узора, произведениях декоративно-прикладного искусства.Планируемые результатыПредметные: Знать историю х...

«Хохломская роспись. Золотая Хохлома», 1 класс

Конспект и презентация по изобразительному искусству «Хохломская роспись. Золотая Хохлома»,  1 класс...

Технологическая карта урока изобразительное искусства по теме «Золотые травы России. Ритмы хохломского узора»

Цель урока: создание условий для закрепления знаний детей осбенности хохломской росписиЗадачи урокаДидактические:- познакомить детей с хохломской росписью, узорами, элементами- формировать представлен...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Золотые травы России" - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о декоративной композиции по мотивам хохломской росписи. Задачи урока: Дидактические:1. З...