Рабочая программа по изобразительному искусству, 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству, 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo_4a_kl.docx | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рассмотрено: на заседании педагогического совета | Согласовано: Зам. директора по УВР | Утверждаю: Директор «МОУ «Коменская СОШ» |
Протокол №___ | ______________ О.В.Кузькина | ____________ М.С. Гончарова |
от «___»_________201__г. | «____»___________201__г | Приказ №____ от «___»______________201__г |
«Коменская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
" Изобразительного искусства "
4 кл.
на 2020 - 2021 учебный год
Составитель: Балаганская Г.П. учитель начальных классов первой квалификационной категории |
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составляются на основе: Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 г №373; с изменениями, утвержденными приказом МО и Н РФ от 26 ноября 2010 года, приказом МО и Н РФ №1576 от 31 декабря 2015 года);
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и рабочей программы «Изобразительное искусство» 4 класс авторов Б.М.Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, О. А. Кобловой, Т. А. Мухиной. М.: «Просвещение» 2016 г.
Уровень изучения предмета – базовый. Изучение предмета «
Изобразительное искусство » ведется в 4 классе согласно федеральному учебному плану. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.
Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане
На изучение курса «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 1ч в неделю. Авторская программа рассчитана на 34ч (34 учебные недели),
Уровень – базовый
Направленность – начальное общее образование
Срок реализации программы - 1 год
Цели курса
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи курса
изучения курса в контексте основных педагогических задач образования:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
- Общая характеристика учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека
-форсированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя
-умение сотрудничества с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
-овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать выделять главное, обобщать
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в случае неуспеха
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы
-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию
-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий
-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
Учащийся научится
-формировать первоначальные представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека
- формировать основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством
-владеть практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства
-владеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации).
- различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн, архитектура), декоративной (народные и прикладные иды искусства)
-владеть основными видами и жанрами пространственно-визуальных искусств
-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона
-уметь видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике
- использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и художественные техники
-ь передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу
- компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ
- применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты
-навыкам моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
Учащиеся получат возможность научиться:
-характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоты природы различных регионов нашей страны;
-рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображать в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций
-эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик,-свидетелей нашей истории;
- приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека. Разнообразие культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания в 4-м классе. Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Истоки родного искусства (8ч.) Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли (7ч.) Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ – художник (11 ч.) Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы (8ч.) От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Тематическое планирование
№п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Истоки родного искусства | 8 часов |
2 | Древние города нашей земли | 7 часов |
3 | Каждый народ – художник | 11 часов |
4 | Искусство объединяет народы | 8 часов |
Итого | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
.
№ урока | Тема раздела, урока | Дата | |
План | Факт | ||
Истоки родного искусства (8 ч.) | |||
1 | Пейзаж родной земли. | ||
2 | Красота природы в произведениях русской живописи. | ||
3 | Русская красавица. | ||
4 | Деревня – деревянный мир. | ||
5 | Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы. | ||
6 | Образ русского человека в произведениях художников. | ||
7 | Календарные праздники. | ||
8 | Народные праздники. | ||
Древние города нашей земли (7ч.) | |||
9 | Родной угол. | ||
10 | Древние соборы. | ||
11 | Города Русской земли. | ||
12 | Древнерусские воины - защитники. | ||
13 | «Золотое кольцо России». | ||
14 | Узорочье теремов. | ||
15 | Праздничный пир в теремных палатах. | ||
Каждый народ – художник (11ч.) | |||
16 | Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. | ||
17 | Искусство оригами. | ||
18 | Образ человека, характер одежды в японской культуре. | ||
19 | Народы гор и степей. | ||
20 | Юрта как произведение архитектуры. | ||
21 | Города в пустыне. | ||
22 | Древняя Эллада. | ||
23 | Олимпийские игры. | ||
24 | Средневековый город. | ||
25 | Образ готического храма в средневековом городе. | ||
26 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение раздела «Каждый народ – художник». | ||
Искусство объединяет народы (8ч.) | |||
27 | Тема материнства в искусстве. | ||
28 | Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. | ||
29 | Мудрость старости. | ||
30 | Сопереживание Дорогою добра. | ||
31 | Герои-защитники. | ||
32 | Героическая тема в искусстве разных народов. | ||
33 | Юность и надежда. | ||
34 | Искусство народов мира (обобщение темы). |
Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
Литература
1.Учебник» для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений /Под редакцией Б.М. Неменского. -М.: Просвещение, 2014.
2. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 1-4 классы. Поурочные разработки под редакцией Б.М. Неменского .-М.: Просвещение, 2014.
3.Рабочие программы. Изобразительное искусство авторов Б.М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, О. А. Кобловой, Т. А. Мухиной. М.: «Просвещение» 2016 г.
Дополнительная литература
- Сборники статей о изобразительном искусстве.
- Книги о художниках.
- Научно - популярная литература по искусству.
- Портреты художников.
- Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся художников
-
Информационные ресурсы
- http://www.smirnova.net/ Гид по музеям мира и галереям (материалы по искусству, статьи)
- http://www.artprojekt.ru Энциклопедия искусства - галереи, история искусства, дополнительные темы
- http://mifolog.ru/ Энциклопедия мифологии (изложение мифов, тексты)
- http://www.virtourist.com/ Англоязычные сайты виртуальных путешествий по странам мира
- http://www.classical.ru/r/ Архив классической музыки в формате Real Audio
- http://www.sphericalimages.com/stpauls/virtual_tour.htm Виртуальная экскурсия по собору святого Павла в Лондоне
- http://www.kulichki.com/travel/ Виртуальные путешествия (Петергоф, Крым, Звенигород, Волга, Париж, Берлин, Прага)
- http://eurotour.narod.ru/index.html Виртуальные путешествия по странам мира
- http://www.wco.ru/icons/ http://www.travellinks.ru/Virtual_journey/ Виртуальный каталог икон
- http://www.visaginart.narod.ru/ Галерея произведений изобразительного искусства, сгруппированных по эпохам и стилям
Аппаратно-технические средства обучения
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Принтер
- Сканер
- Акустические колонки (на рабочем месте учителя)
- Доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...