Народные праздники (4 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Урок реализован в 4-ом классе.

Направлен на создание коллективной изобразительной работы в смешанной технике (рисование, аппликация) отражающей специфику народных праздников на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_prazdniki_2.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 15.10.20

База практики: Трубчевская СОШ №1

Класс:

Образовательная система: Школа России

Учебный предмет: ИЗО

Тема: Народные праздники

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: пояснить роль праздника в народной жизни;

Деятельностная: создание коллективной изобразительной работы в смешанной технике (рисование, аппликация) отражающей специфику народных праздников на Руси

Задачи:

Образовательные:

  1. Систематизировать и расширить знания и представления учащихся о видах и традициях народных праздников на Руси
  2. Учить создавать коллективную тематическую композицию в смешанной технике (рисование, аппликация)

Воспитательные:

  1. Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;
  2. Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  3. Воспитывать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  4. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, внимание, речь, образное восприятие, умение анализировать зрительный ряд.
  2. Формировать умение формулировать собственное мнение и позицию;
  3. Развивать умение задавать вопросы относительно тематического поля урока;
  4. Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с образами мировой и отечественной художественной культурой.

Планируемые результаты:

Предметные: 

1.

Метапредметные

Регулятивные:

1. Принимать и сохранять учебную задачу;

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные:

  1. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  2. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные:

1. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой;

2. Формулировать собственное мнение и позицию;

3. Задавать вопросы.

Личностные: 

  1. Развивать эстетическую чуткость и восприятие художественных произведений;
  2. Формировать умение самостоятельного планирование учебной деятельности.

Оборудование: основа панно с изображением деревенской улицы, бумага, ножницы, клей, детали (фигурки людей)        
   

План урока:

  1. Этап мотивации – 1мин

1.1 Приветствие.

      1.2 Эмоциональный настрой.

      1.3 Проверка готовности.

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия – 2 мин.
  2. Этап выявления места и причины затруднения – 3 мин.
  3. Этап построения проекта выхода из затруднения – 4 мин

4.1 Определение темы урока

4.2 Формулирование цели

  1. Этап реализация построенного проекта – 5 мин
  2. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 25 мин.

6.1 Вводный инструктаж

6.2 Самостоятельная работа учащихся

      Физминутка

6.3 Составление коллективного панно

      7.Этап рефлексии учебной деятельности – 5 мин.

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

  1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Полина Робертовна. Сегодняшний урок изобразительного искусства проведу у вас я.

- Пожалуйста, садитесь.

1.2.Эмоциональный настрой.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

1.3. Проверка готовности

-Ребята, все ли необходимое у вас лежит на столах? (цветная бумага, фломастеры ножницы, клей)

Приветствуют учителя.


Настраиваются на работу, слушают учителя

Проверяют все ли лежит на столах.

Самоанализ
самоконтроль
взаимоконтроль.


   Л1

   К2

Р2

К2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- Каким видом работы вы занимались на прошлом уроке? (рисовали женский портрет, богатыря)

- С каким жанром изобразительного искусства вы познакомились на прошлых уроках?

- Что важно передать в портрете? (выражение глаз, мимику и т.д.)

- На прошлом уроке вы также познакомились с внешним видом мужчины на Руси. (1 слайд)

- Праздничный это костюм или повседневный?

- А эти костюмы можно назвать праздничными? (2 слайд) 

Рассуждают, отвечают на вопросы учителя.

Самоконтроль

Презентация, беседа.

Л1;

К2;

Р1;2;

П1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Наш разговор не зря коснулся праздничных атрибутов в виде одежды, потому что сегодня вы будете не только вспоминать приметы праздника, но и изображать их на своих панно. Для большинства из нас праздник – это веселье и приятно проведённое время. Праздничный день связан с тем, что чаще всего в этот день люди надевают свои лучшие наряды, на стол ставят угощение, часто дарят друг другу подарки.

- Назовите ваши любимые праздники?

- А какие народные праздники вы знаете? (Праздник на Земле Бояна, праздник Ивана Купала, проводы зимы) – 3- 4слайд

- Самые древние праздники народные, или, как их ещё называют фольклорные. Чаще всего они связаны с изменениями в природе, с календарём, поэтому получили название «календарно-обрядовые праздники» Ведь в древности вся жизнь человека была связана с природными сезонными изменениями.

- Наступала весна – люди пахали пашню, сеяли семена. Тогда обращались к природе с просьбой побыстрее прогнать зиму и ускорить приход весны. Летом ухаживали за урожаем, и праздники тогда были специальные – просили солнышко получше греть, а дождик – пашню поливать. Самыми древними на Руси являются праздники: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха и др. (5-6 слайд)

- Ребята, чем отличается праздничный день от будней?

- Что происходит в праздничные дни?

Воспринимают информацию, слушают внимательно учителя.

Самоконтроль.

Презентация.

Л1;2

П2

Р2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1.Определение темы урока.

-Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Может кто-то уже догадался, что мы будем сегодня делать? Как мы можем выразить на уроке изобразительного искусства своё отношение к народным праздникам?

- Сегодня я предлагаю поработать над созданием панно посвящённого народному празднику в смешанной технике. (изображение + аппликация)

- Как вы думаете, что такое панно?

(произведение декоративного назначения, предназначенное для украшения участка стены или потолка.)

4.2.Формулирование цели.

- Чтобы уточнить цель сегодняшнего урока, посмотрите на иллюстрацию. (7 слайд)

-Это работа коллективная или индивидуальная?

-Что на ней выполнено в технике аппликации, а что нарисовано?

_ Действительно такую работу сложно выполнить индивидуально, поэтому я предлагаю работать в парах (по 4 человека)

- Пусть это будет общий для всех праздник – праздник урожая «Осенняя ярмарка»

(Педагог делит класс на подгруппы и уточняет, кто в каждой группе будет бригадиром)

Формулируют тему урока, цели, задачи.

Самоконтроль.

Л1;

К2;

Р1;2

П3

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

 5.1 Работа с учебником стр. 37

Словом, вам надо придумать такие детали, по которым было бы сразу видно: в деревне наступил праздник.

- Ребята, откройте учебник на стр. 37, рассмотрите фрагмент картины Б. Кустодиева «Сенокос».

- Чем заняты люди, изображённые на этой картине?

- Как одеты люди, которые заняты уборкой сена?

- А теперь, посмотрите на картину на стр. 40 «Праздник в деревне» и сравните одежду людей. Отличается ли повседневная одежда от праздничной?

-  Как вы думаете, что означает слово «ярмарка»? (большой торг, рынок, базар)

- Чем на такой ярмарке будут торговать в первую очередь? (дарами осени – овощами и фруктами)

- Но, кроме торговли, на ярмарке обязательно устраивают развлечения, почти как во время празднования Масленицы. Это могут быть аттракционы – качели и карусели.

- Помимо овощей и фруктов, на ярмарках могут продавать воздушные шары и цветы, игрушки и сласти.

Воспринимают зрительный ряд, анализируют.

Самоконтроль, презентация.

Л1;

К2;

Р1;2

П3;1

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

6.1 Вводный инструктаж стр. 69

- Напомню последовательность коллективной работы над панно.

- Сначала вместе с бригадирами вы обсуждаете, какие детали необходимо выполнить каждому, чтобы создать совместное панно.

- Потом каждый из вас выбирает, какие детали он будет выполнять. Затем идёт индивидуальная работа – выполнение этих деталей каждым из вас отдельно.

- Наконец, совместно вы наклеиваете свои поделки на общее панно и дорисовываете карандашами или фломастерами нужные детали.

- Итак, какие элементы могут располагаться на панно? (фигурки нарядно одетых людей, осенние деревья, торговые ряды, качели др.)

Значит, всему этому можно найти место на ваших панно.

- Все элементы, которые выполнит микрогруппа, располагаем на основе – лист картона. А затем мы объединим ваши работы в одну композицию.

6.2 Сам. работа учащихся

-Бригадиры, прошу вас собрать бригады на первое совещание для того, чтобы выяснить общие моменты оформления панно – кто какую деталь будет выполнять. Далее каждый из вас начинает заниматься индивидуальной работой, выполняя свои детали.

- Определились? А теперь, давайте отдохнём.

Физминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

- Садитесь. Приступайте к работе.

                  Целевые обходы учителя

-Контроль организации рабочего места.

-Контроль изобразительной грамотности выполнения приемов работы.

-Контроль за соблюдением правил культуры труда.

-Оказание инструктивной, дозированной помощи

учащимся, испытывающим затруднения.

6.3 Составление коллективного панно

- Ребята, а теперь давайте объединим ваши работы.

- Бригадир каждой микрогруппы поочерёдно выходит к доске и прикрепляет проделанную работу на ватман.

Повторяют за учителем физминутку.

Каждый выбирает, какую деталь будет выполнять, объединяют работу в единое целое

Самоконтроль, физминутка, практическая работа.

К2;1.

П1;3

Р1;2

7. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Какова тема нашего урока?

- Назовите виды работы которыми вы занимались сегодня на уроке? (аппликация, рисование)

- Какое произведение изобразительного искусства вы создавали?

- Что такое панно?

- Где его можно увидеть?

- Достигли ли мы цели?

- Урок окончен, уберите свои рабочие места.

Оценивают работу на уроке.

Самоанализ.

Презентация.

Л2;1.

К2;1.

П1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изо 4 класс "Русские народные праздники"

урок "Русские народные праздники" для учителей изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского....

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. « Традиции забытых народных праздников, обрядов, посиделок».

Описание работы: Материал для учителей и воспитателей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы, работе с родителями. Форма: праздничная  программа Возраст: уч...

Конспект урока по окружающему миру "Встреча весны. Народный праздник "Сороки". 3 класс , УМК "Начальная школа 21 век"

Знакомство с традицией встречи весны на Руси, с народным праздником "Сороки"....

Сценарий русского народного праздника "Масленица" 2 класс

Сценарий  русского народного праздника "Масленица"  2  класс...

Технологическая карта. Народные праздники. Осенняя ярмарка. Народный праздничный костюм.

Технологическая карта  к уроку ИЗО в 4 классе. "Народные праздники."...

План-конспект урока "Народный праздник", 4 класс

Итоговое занятие первой четверти по программе Б.М. Неменского....