Народные праздники (4 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Урок реализован в 4-ом классе.
Направлен на создание коллективной изобразительной работы в смешанной технике (рисование, аппликация) отражающей специфику народных праздников на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_prazdniki_2.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата: 15.10.20
База практики: Трубчевская СОШ №1
Класс: 4в
Образовательная система: Школа России
Учебный предмет: ИЗО
Тема: Народные праздники
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
Содержательная: пояснить роль праздника в народной жизни;
Деятельностная: создание коллективной изобразительной работы в смешанной технике (рисование, аппликация) отражающей специфику народных праздников на Руси
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать и расширить знания и представления учащихся о видах и традициях народных праздников на Руси
- Учить создавать коллективную тематическую композицию в смешанной технике (рисование, аппликация)
Воспитательные:
- Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;
- Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- Воспитывать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, внимание, речь, образное восприятие, умение анализировать зрительный ряд.
- Формировать умение формулировать собственное мнение и позицию;
- Развивать умение задавать вопросы относительно тематического поля урока;
- Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с образами мировой и отечественной художественной культурой.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.
Метапредметные
Регулятивные:
1. Принимать и сохранять учебную задачу;
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные:
- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные:
1. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой;
2. Формулировать собственное мнение и позицию;
3. Задавать вопросы.
Личностные:
- Развивать эстетическую чуткость и восприятие художественных произведений;
- Формировать умение самостоятельного планирование учебной деятельности.
Оборудование: основа панно с изображением деревенской улицы, бумага, ножницы, клей, детали (фигурки людей)
План урока:
- Этап мотивации – 1мин
1.1 Приветствие.
1.2 Эмоциональный настрой.
1.3 Проверка готовности.
- Этап актуализации и пробного учебного действия – 2 мин.
- Этап выявления места и причины затруднения – 3 мин.
- Этап построения проекта выхода из затруднения – 4 мин
4.1 Определение темы урока
4.2 Формулирование цели
- Этап реализация построенного проекта – 5 мин
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 25 мин.
6.1 Вводный инструктаж
6.2 Самостоятельная работа учащихся
Физминутка
6.3 Составление коллективного панно
7.Этап рефлексии учебной деятельности – 5 мин.
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД |
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Полина Робертовна. Сегодняшний урок изобразительного искусства проведу у вас я. - Пожалуйста, садитесь. 1.2.Эмоциональный настрой. Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал. Так что время не теряем, И работать начинаем. 1.3. Проверка готовности -Ребята, все ли необходимое у вас лежит на столах? (цветная бумага, фломастеры ножницы, клей) | Приветствуют учителя.
Проверяют все ли лежит на столах. | Самоанализ | Л1 К2 Р2 К2 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Каким видом работы вы занимались на прошлом уроке? (рисовали женский портрет, богатыря) - С каким жанром изобразительного искусства вы познакомились на прошлых уроках? - Что важно передать в портрете? (выражение глаз, мимику и т.д.) - На прошлом уроке вы также познакомились с внешним видом мужчины на Руси. (1 слайд) - Праздничный это костюм или повседневный? - А эти костюмы можно назвать праздничными? (2 слайд) | Рассуждают, отвечают на вопросы учителя. | Самоконтроль Презентация, беседа. | Л1; К2; Р1;2; П1 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Наш разговор не зря коснулся праздничных атрибутов в виде одежды, потому что сегодня вы будете не только вспоминать приметы праздника, но и изображать их на своих панно. Для большинства из нас праздник – это веселье и приятно проведённое время. Праздничный день связан с тем, что чаще всего в этот день люди надевают свои лучшие наряды, на стол ставят угощение, часто дарят друг другу подарки. - Назовите ваши любимые праздники? - А какие народные праздники вы знаете? (Праздник на Земле Бояна, праздник Ивана Купала, проводы зимы) – 3- 4слайд - Самые древние праздники народные, или, как их ещё называют фольклорные. Чаще всего они связаны с изменениями в природе, с календарём, поэтому получили название «календарно-обрядовые праздники» Ведь в древности вся жизнь человека была связана с природными сезонными изменениями. - Наступала весна – люди пахали пашню, сеяли семена. Тогда обращались к природе с просьбой побыстрее прогнать зиму и ускорить приход весны. Летом ухаживали за урожаем, и праздники тогда были специальные – просили солнышко получше греть, а дождик – пашню поливать. Самыми древними на Руси являются праздники: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха и др. (5-6 слайд) - Ребята, чем отличается праздничный день от будней? - Что происходит в праздничные дни? | Воспринимают информацию, слушают внимательно учителя. | Самоконтроль. Презентация. | Л1;2 П2 Р2 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1.Определение темы урока. -Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Может кто-то уже догадался, что мы будем сегодня делать? Как мы можем выразить на уроке изобразительного искусства своё отношение к народным праздникам? - Сегодня я предлагаю поработать над созданием панно посвящённого народному празднику в смешанной технике. (изображение + аппликация) - Как вы думаете, что такое панно? (произведение декоративного назначения, предназначенное для украшения участка стены или потолка.) 4.2.Формулирование цели. - Чтобы уточнить цель сегодняшнего урока, посмотрите на иллюстрацию. (7 слайд) -Это работа коллективная или индивидуальная? -Что на ней выполнено в технике аппликации, а что нарисовано? _ Действительно такую работу сложно выполнить индивидуально, поэтому я предлагаю работать в парах (по 4 человека) - Пусть это будет общий для всех праздник – праздник урожая «Осенняя ярмарка» (Педагог делит класс на подгруппы и уточняет, кто в каждой группе будет бригадиром) | Формулируют тему урока, цели, задачи. | Самоконтроль. | Л1; К2; Р1;2 П3 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1 Работа с учебником стр. 37 Словом, вам надо придумать такие детали, по которым было бы сразу видно: в деревне наступил праздник. - Ребята, откройте учебник на стр. 37, рассмотрите фрагмент картины Б. Кустодиева «Сенокос». - Чем заняты люди, изображённые на этой картине? - Как одеты люди, которые заняты уборкой сена? - А теперь, посмотрите на картину на стр. 40 «Праздник в деревне» и сравните одежду людей. Отличается ли повседневная одежда от праздничной? - Как вы думаете, что означает слово «ярмарка»? (большой торг, рынок, базар) - Чем на такой ярмарке будут торговать в первую очередь? (дарами осени – овощами и фруктами) - Но, кроме торговли, на ярмарке обязательно устраивают развлечения, почти как во время празднования Масленицы. Это могут быть аттракционы – качели и карусели. - Помимо овощей и фруктов, на ярмарках могут продавать воздушные шары и цветы, игрушки и сласти. | Воспринимают зрительный ряд, анализируют. | Самоконтроль, презентация. | Л1; К2; Р1;2 П3;1 |
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | 6.1 Вводный инструктаж стр. 69 - Напомню последовательность коллективной работы над панно. - Сначала вместе с бригадирами вы обсуждаете, какие детали необходимо выполнить каждому, чтобы создать совместное панно. - Потом каждый из вас выбирает, какие детали он будет выполнять. Затем идёт индивидуальная работа – выполнение этих деталей каждым из вас отдельно. - Наконец, совместно вы наклеиваете свои поделки на общее панно и дорисовываете карандашами или фломастерами нужные детали. - Итак, какие элементы могут располагаться на панно? (фигурки нарядно одетых людей, осенние деревья, торговые ряды, качели др.) Значит, всему этому можно найти место на ваших панно. - Все элементы, которые выполнит микрогруппа, располагаем на основе – лист картона. А затем мы объединим ваши работы в одну композицию. 6.2 Сам. работа учащихся -Бригадиры, прошу вас собрать бригады на первое совещание для того, чтобы выяснить общие моменты оформления панно – кто какую деталь будет выполнять. Далее каждый из вас начинает заниматься индивидуальной работой, выполняя свои детали. - Определились? А теперь, давайте отдохнём. Физминутка Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. - Садитесь. Приступайте к работе. Целевые обходы учителя -Контроль организации рабочего места. -Контроль изобразительной грамотности выполнения приемов работы. -Контроль за соблюдением правил культуры труда. -Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения. 6.3 Составление коллективного панно - Ребята, а теперь давайте объединим ваши работы. - Бригадир каждой микрогруппы поочерёдно выходит к доске и прикрепляет проделанную работу на ватман. | Повторяют за учителем физминутку. Каждый выбирает, какую деталь будет выполнять, объединяют работу в единое целое | Самоконтроль, физминутка, практическая работа. | К2;1. П1;3 Р1;2 |
7. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Какова тема нашего урока? - Назовите виды работы которыми вы занимались сегодня на уроке? (аппликация, рисование) - Какое произведение изобразительного искусства вы создавали? - Что такое панно? - Где его можно увидеть? - Достигли ли мы цели? - Урок окончен, уберите свои рабочие места. | Оценивают работу на уроке. | Самоанализ. Презентация. | Л2;1. К2;1. П1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок изо 4 класс "Русские народные праздники"
урок "Русские народные праздники" для учителей изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского....
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. « Традиции забытых народных праздников, обрядов, посиделок».
Описание работы: Материал для учителей и воспитателей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы, работе с родителями. Форма: праздничная программа Возраст: уч...
Конспект урока по окружающему миру "Встреча весны. Народный праздник "Сороки". 3 класс , УМК "Начальная школа 21 век"
Знакомство с традицией встречи весны на Руси, с народным праздником "Сороки"....
Сценарий русского народного праздника "Масленица" 2 класс
Сценарий русского народного праздника "Масленица" 2 класс...
Сценарий праздника «Закрутилась карусель масленичных дней. Народный праздник Масленица» (дополненный)
Сценарий праздника Масленица дополненный и переработанный....
Технологическая карта. Народные праздники. Осенняя ярмарка. Народный праздничный костюм.
Технологическая карта к уроку ИЗО в 4 классе. "Народные праздники."...
План-конспект урока "Народный праздник", 4 класс
Итоговое занятие первой четверти по программе Б.М. Неменского....