урок изо 4 класс "Русские народные праздники"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

урок "Русские народные праздники" для учителей изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Урок по изобразительному искусству в 4  классе

Тема урока: «Народные праздники. Ярмарка»

Ход урока. Тема урока: «Народные праздники. Ярмарка».

Цели и задачи урока:

1.     Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках изобразительного искусства.

2.     Дать представление о народном празднике – ярмарке. Познакомить с творчеством художника Б.М. Кустодиева.

3.     Осуществлять межпредметные связи ( технология, музыка, литература)

4.     Развивать творческое воображение и умение работать коллективно.

5.     Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.

          Материалы: белые листы бумаги, цветная бумага ,ножницы, клей, фломастеры.

Зрительный ряд:

Слайдовая презентация,

 Ярмарочная витрина, собранная детьми: рисунки-игрушки, платки,салфетки…

Музыкальный ряд:

Музыка «Коробейники», музыка русских народных частушек.

          План урока:

1.       Организационный момент.

2.       Введение в тему.

3.       Беседа по теме.

4.       Физкультминутка.

5.       Продолжение беседы.

6.       Практическая работа.

7.       Анализ работ.

8.       Итог урока.

9.       Оценки за урок

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Назовите мне тему 1 четверти  (Русское искусство, культура русского народа)

Внимательно рассмотрите ваши работы, выполненные в течении  1 четверти и расскажите всё, что вы узнали  по этой теме.

А вот о чём мы будем говорить сегодня, вы узнаете,  разгадав небольшой кроссворд, который лежит на ваших столах.  Заранее хочу сказать, что сегодня вы будите работать в группах,  поэтому от каждого из вас будет зависеть и результат и итог работы ну и конечно дисциплина.

C:\Users\Packard Bell\Desktop\img4.jpg

Итак, кто уже справился с работой, и назовёт сегодняшнюю тему урока

Слайд 1

Да, действительно  ведь русский человек не только умел защищать свою русскую землю, трудиться на этой земле, но и веселиться от души, забыв о трудностях, печалях, неудачах.

Праздники есть у каждого народа.

Возникали  праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой. Праздником на Руси встречали весну, провожали зиму. Праздником отмечали завершения работ. Каждый этап земледельческого года отмечался в крестьянском быту. Народ, умеющий хорошо работать, умел и веселиться.

А вот о каких русских народных праздниках сегодня пойдёт речь, вы узнаете, собрав иллюстрацию в виде пазлов на вашем столе.  ( на партах лежат разрезанные картинки праздников «Рождество», «Масленица», «Иван купала», «Праздник урожая»)

(Возле доски стоят таблички  с названием одного из праздников: Рождество, Масленица, Иван Купала, Праздник урожая), как только вы соберёте пазлы, возьмите у доски ту табличку, которая соответствует вашей собранной картине, и по словам и словосочетаниям предложенным вам составьте рассказ о том, как отмечали этот праздник раньше на Руси.

Рождество.

Морозная зима, ряженые, звездная ночь, колядуют, рождественская звезда, песни- колядки.

Масленица.

Катаются с гор на санях, солнечный зимний день, сжигают чучело, блины, кулачные бои, игрища.

Иван Купала.

Лето, сбор цветов и трав, ночь, прыжки через костры, купание, венки в реке.

Праздник урожая

Сбор пшеницы, ячменя, проса, праздник, застолье мёд, яблоки, хлеб, каша, пшеничный сноп, ленты, хороводы.

Давайте выслушаем ваши рассказы, я буду начинать а вы продолжать

Слайд 2

(На слайде высвечивается та картина, о каком празднике идёт речь)

  1. Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает.
    Их полуночный призыв в тишину небес взлетает.
    Дон-диги, дон-диги, дон-диги, дон.
    И торжественно парит, новый день благовещая,
    Так звенят колокола, с Рождеством нас поздравляя.

(Дети 1 группы рассказывают о празднике  Рождестве.)

Слайд 3

  1. Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
    Ты не в среду пришла и не в пятницу.
    Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье!
    Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом!
    Со блинами, с пирогами, да с оладьями!

(Дети 2 группы рассказывают о Масленице.)

Слайд 4

   3)   Горит костёр багряною зарёй,

Горят улыбки на счастливых лицах,

По небесам прекрасный танец свой

Ведёт опять Богиня-Заряница,

И пламенеют в небе облака,

И наполняет лес пичужек пенье,

И вдаль, играя волнами, река

Несёт венки купальские теченьем…

 

Слайд 5

4) А вот про праздник урожая вы начинайте, а я дополню

Осенью отмечали праздник урожая.  У славян этот праздник означал окончание сбора урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур. К этому времени необходимо было завершать последние сборы урожая, а последний сноп ржи или другой зерновой культуры срезали в полном молчании, так как считалось, что дух поля переселяется в последний сноп, поэтому его нельзя было беспокоить речью или песней.

По традиции в поле оставляли часть несжатых колосьев, так, чтобы их можно было связать в небольшой пучок, который растет из земли. Считалось что последний пучок зерновых культур, связанных лентой, символизирует бороду Велеса. Велес был тем, кто предков обучал земледелию, как правильно пахать землю, когда ждать урожая и т.д. Перед тем, как заплести колосья в ленты, по полю проходили с кувшином зерновых культур, держа горшок высоко над головой. Вечером устраивают пир, ставя на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и кашу. Мед и яблоки в этот день ходят освящать, чтобы на стол поставить освященную еду.

Итак, урожай собрали, а где же его можно было продать? (На ярмарке)

А что же такое ярмарка на Руси?

Слайд 6

Ярмарка – массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями.

Слайд 7

 Издавна покровительницей ярмарки и торговли считалась Параскева Пятница. День её памяти отмечается 10 ноября (икона Параскевы Пятницы).

В народе её считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В день её памяти не работали.

В больших городах, а также и в сёлах в этот день и устраивались ярмарки.

Ярмарка  - это тоже праздник.

- как вы думаете, люди ждали этот праздник?

- для чего?

Товар продать, товар купить, балаганные представления посмотреть.

 А детвора  ждала с ярмарки  -  гостинец.

Представьте себе шумную ярмарку в русском селении:

Слайд 8 (ярмарка)

 Ярмарка,  ярмарка,

Огневая, яркая,

Плясовая, жаркая,

Глянешь налево – лавки с товаром,

Глянешь направо – веселье даром.

  Красочная, весёлая ярмарка.

-Какими мы видим людей?

Нарядными, торжественными. Пришли себя показать и  на других посмотреть. Здесь устраивались гулянья, хороводы, карусели, пляска, потешные балаганчики, торговцы расхваливали свой товар. На Руси ни одно гулянье, ни одно выступление странствующих актёров не проходило без выступления всеми любимого сказочного героя - Петрушки.

Слайд 8 (петрушка)

Петрушка - длинноносая кукла в колпаке с кисточкой, смешившая «почтейнейшую публику» своими дурачествами и прибаутками.

 На ярмарку, на ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости.

Давно вас ждут, друзья! 

Также публику веселтли и скоморохи. Звонко играют балалайки, вихрем несутся карусели. Веселится и ликует народ.

Представьте себя среди кадок с брусникой и красивых плетёных корзин с вкусными пряниками. Ярче солнца – наряд соломенных игрушек, ярче радуги – игрушки-свистульки, почти как у нас на ярмарочной витрине в классе.

Слайд 9

 -  Давайте посмотрим русскую ярмарку, изображённую Б.М. Кустодиевым.

Борис Михайлович Кустодиев написал много жанровых картин под названием: «Ярмарки»; «Праздники»; «Купчихи»…

Он погружает зрителя в стихию народной жизни. В своих картинах художник не допускал грязь и слякоть, ужасающие мостовые… Он видел это в жизни, но творить предпочитал образ радости. А ведь художник писал эти картины, находясь а инвалидном кресле целых 11 лет! Вот видите как он ценил и любил жизнь и  его картины наполнены светом и яркостью. Герои произведений Кустодиева – масса, праздничная толпа, живущая и действующая на улицах и площадях.

 И. Е. Репин называл  Кустодиева «богатырём русской живописи».

-Как вы думаете, почему?

Он использовал множество бытовых вещей: расписные сани, дуги, сундуки, детские игрушки, ковры, шали. Ни одна вещь не повторяется и каждая создана и украшена руками народных умельцев. Все детали: ярмарочные шатры, посуда, украшения, праздничные наряды персонажей выписаны подробно и достоверно.

Физкультминутка

Мы похлопаем сейчас

Мы потопаем сейчас

А теперь все дружно, вместе,

отправляемся мы в пляс.

В этой пляске удалой

Пусть кружится шар земной.

Эх, раз, ещё раз,

мы поклонимся сейчас.

Сегодня на уроке мы попробуем изобразить народный праздник, ярмарку, гулянье.

-Что должно быть в данной  композиции?

  • Пейзаж (природа, поля, речка).
  • Постройки ( избы).

А чего же и кого не хватает?

  • Лотки с товаром (на лотках игрушки, посуда)
  • Люди (мужчины, женщины, скоморохи)

        Работать будем коллективно. Сделаем одну общую работу.

  Работаем в группах:

1 группа  одевает фигурки людей в русские праздничные костюмы (мужские образы) в технике аппликации

 2 группа о одевает  фигурки людей в русские праздничные костюмы(женские  образы) в технике аппликации

3 группа - создают лоток с посудой и игрушками, баранками, платками

4 группа - одевает  фигурки людей в костюмы скоморохов также в технике аппликации.

Как только оденете фигурки в костюмы. Что нужно ещё сделать с костюмами?  (Украсить орнаментами при помощи фломастеров)  и вклеить в наше коллективное панно.

А что такое орнамент?

Но прежде давайте вспомним элементы русского праздничного костюма.

Слайд 10,11

-Кто скажет правила безопасности работы с ножницами? (передавать кольцами вперёд, не играть с ножницами, использовать по назначению)

Когда вы будите вклеивать свои работы, что вы должны вспомнить и соблюдать? (Перспективу) Назовите законы перспективы в композиции.

Практическая работа. (Звучит русская народная музыка : «Коробейники»; музыка русских народных частушек)

Анализ работы.

-Как назовём работу, которую сделали коллективно?

На доску сверху панно вывешивается надпись «Русская ярмарка»

Кластер к слову «Ярмарка»

-Что, по вашему мнению, не удалось?

-Что вы считаете, получилось удачным?

 Итог.

-О чём мы сегодня узнали? ( о народном празднике, о русском художнике).

Ярмарка- это не только торг, но и большой народный праздник.

В том, как проводится праздник - в обрядах в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках и проявляется щедрость души русского народа.

Детям раздаются четверостишия и они читают приглашая на ярмарку, которая у них получилась на панно.

  1. Ой, вы люди, люди добрые,

Да люди русские.

Други наши верные!

Слушайте все и не говорите,

Что не слышали!

  1. Приглашаем всех на ярмарку,

С баранками, медом,

С конфетами мятными,

Пирогами сытными.

  1. А за чаем дома не засиживайтесь.

Вставайте-ка, да водите

Хороводы русские

С песнями веселыми,

Шутками задорными,

Играми потешными.

  1. Внимание, внимание, внимание.

Открывается гуляние,

Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовет! (звучит музыка)

Ребята, давайте встанем, поднимем руки ладошками друг к другу, и кому понравилась ваша ярмарка и наш урок, тот похлопает в ладоши.

Оценки за урок.

 1.        Ой, вы люди, люди добрые,

Да люди русские.

Други наши верные!

Слушайте все и не говорите,

Что не слышали!

2.        Приглашаем всех на ярмарку,

С баранками, медом,

С конфетами мятными,

Пирогами сытными.

3.        А за чаем дома не засиживайтесь.

Вставайте-ка, да водите

Хороводы русские

С песнями веселыми,

Шутками задорными,

Играми потешными.

4.        Внимание, внимание, внимание.

Открывается гуляние,

Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовет!

1)        Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает.

Их полуночный призыв в тишину небес взлетает.

Дон-диги, дон-диги, дон-диги, дон.

И торжественно парит, новый день благовещая,

Так звенят колокола, с Рождеством нас поздравляя.

(Дети 1 группы рассказывают о празднике  Рождестве.)

Слайд 3

2)        Ты, прощай, прощай, наша Масленица!

Ты не в среду пришла и не в пятницу.

Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье!

Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом!

Со блинами, с пирогами, да с оладьями!

(Дети 2 группы рассказывают о Масленице.)

Слайд 4

   3)   Горит костёр багряною зарёй,

Горят улыбки на счастливых лицах,

По небесам прекрасный танец свой

Ведёт опять Богиня-Заряница,

И пламенеют в небе облака,

И наполняет лес пичужек пенье,

И вдаль, играя волнами, река

Несёт венки купальские теченьем…

 4) А вот про праздник урожая вы начинайте, а я дополню

Осенью отмечали праздник урожая.  У славян этот праздник означал окончание сбора урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур. К этому времени необходимо было завершать последние сборы урожая, а последний сноп ржи или другой зерновой культуры срезали в полном молчании, так как считалось, что дух поля переселяется в последний сноп, поэтому его нельзя было беспокоить речью или песней.

По традиции в поле оставляли часть несжатых колосьев, так, чтобы их можно было связать в небольшой пучок, который растет из земли. Считалось что последний пучок зерновых культур, связанных лентой, символизирует бороду Велеса. Велес был тем, кто предков обучал земледелию, как правильно пахать землю, когда ждать урожая и т.д. Перед тем, как заплести колосья в ленты, по полю проходили с кувшином зерновых культур, держа горшок высоко над головой. Вечером устраивают пир, ставя на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и кашу. Мед и яблоки в этот день ходят освящать, чтобы на стол поставить освященную еду.

Итак, урожай собрали, а где же его можно было продать? (На ярмарке)

А что же такое ярмарка на Руси?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Русские народные праздники в Древней Руси".

Цель урока: приобщить детей к традициям народных праздников. Играя, дети знакомятся с русскими обрядовыми праздниками - Масленицей, Пасхой, Рождеством....

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме"Народные праздники древних славян"

Данная работа содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме «Народные праздники  древних славян» для учащихся 3 класса. Надеюсь, что работа,  в первую очередь, будет ...

Открытый урок по музыке "Народные праздники"

Открытый урок по музыке "Народные праздники"...

Презентация к уроку по теме " Народные праздники в пору осеннего равноденствия" 2 класс

Презентация к уроку по теме " Народные праздники в пору осеннего равноденствия" 2 классУМК "Перспектива"...

Конспект урока по музыке "Народные праздники. Троица."

Цели деятельности учителя: знакомство детей с русскими народным творчеством, народными традициями, народными праздниками.Планируемые результатыПредметные: расширить и углубить представления учащихся о...

Технологическая карта. Народные праздники. Осенняя ярмарка. Народный праздничный костюм.

Технологическая карта  к уроку ИЗО в 4 классе. "Народные праздники."...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Народные праздники» (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: знакомство обучающихся с народными праздниками и развитие навыков коллективной работы посредством выполнения коллективного панно &l...