План-конспект урока "Народный праздник", 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Итоговое занятие первой четверти по программе Б.М. Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_narodnyy_prazdnik.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Народные праздники»
Цель и задачи урока: Пояснить роль праздника в народной жизни; познакомить с разнообразием русских праздников; провести эстетическую оценку праздника в жизни и в художественном изображении; развивать навыки коллективной творческой работы; обобщить знания о проектах и тему «Русские обычаи и традиции».
Вид деятельности: Проведение игры – викторины; коллективное изготовление панно в технике коллаж.
Планируемые результаты: школьники узнают специфику праздника в жизни; познакомятся с вариантами изображения праздников в искусстве; повторят навыки коллективной работы; закрепят навыки выполнения творческого проекта.
Оборудование: Компьютер, проектор, лист ватмана, заготовка пояснительной записки, звездочки из бумаги, иллюстрации.
Ключевые слова и понятия: Творческий проект, пояснительная записка, панно, коллаж, праздник.
Ход урока:
- Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку)
- I часть мотивационного этапа
У нас сегодня будет необычный урок. Мы выполним творческий проект, запишите в тетрадь вид деятельности на сегодняшнем уроке (слайд 1).
- Повторение пройденного материала
Давайте вспомним (слайд 2)
- Что такое творческий проект? (ответ учащихся - это научно-исследовательская работа)
- Из чего состоит творческий проект? (ответ учащихся - из практической работы и теоретической)
4. II часть мотивационного этапа
- А мы с вами попробуем выполнить коллективный проект, значит работать надо будет всем классом и результат проекта будет зависеть от каждого из вас. Те кто будут активно работать на уроке будут награждены звездой и получат 5.
-На доске прикреплен большой лист бумаги. Я сегодня предлагаю вам сделать панно.(Написать над листом –«Продукт»). А рядом полоса из белых листов бумаги – это будет пояснительная записка к проекту (написать рядом с полосой «Пояснительная записка»). Знаете, что такое панно, вам это слово знакомо? (ответы учащихся) (слайд 3), проще говоря - это большая картина. И выполним мы его в технике коллаж (ответы учащихся) (от французского слова приклеивание). А вот на какую тему будет эта работа, вы узнаете, когда отгадаете кроссворд.(слайд 4)
- Как называли дом на Руси? (изба)
- Какой делали крышу на избах? (двускатная)
- Узорчатые доски, прикрывающие края кровли (причелины)
- Декоративные элементы, которыми оформляют окна (наличники)
- Повторяющиеся или чередующиеся элементы, узор (орнамент)
- Орнамент, которым была украшена одежда (вышивка)
- Цвет, который на Руси считался самым красивым. (красный)
- Деталь женской одежды Орловской губернии. (передник)
5. Беседа по теме урока
Молодцы, по вертикали получилось слово праздник. Скажите, пожалуйста, а праздничный день отличается чем-нибудь от будничных, обычных (да). Чем, назовите приметы праздника (ответы учащихся): Давайте посмотрим все ли вы назвали (слайд 5)
- Отдых, веселье
- Лучшие наряды
- На столе самая вкусная еда
- Подарки
Вы любите праздники? (да) Как вы думаете какая будет тема творческого проекта и сегодняшнего урока? (ответы учащихся) (слайд 6): "Народный праздник" запишите тему проекта в тетради. Давайте попробуем определить сразу цель и задачи нашего проекта, что к концу урока мы должны сделать? (панно на тему "Народный праздник") Хорошо, чтобы сделать панно исторически-верным грамотным, что нужно сделать? Что-то изучить, исследовать? Чему научиться? Сформулируйте и запишите, пожалуйста, задачи, которые мы должны выполнить для лучшего результата.
- Изучить народный костюм.
- Познакомиться с традициями строительства домов на Руси.
- Научиться рисовать людей в народных костюмах и делать макеты изб.
- Узнать как проводили праздники на Руси.
- Прежде чем мы перейдем к выполнению последней задачи, для панно нужно подготовить фон. Пожалуйста, желающие попробовать свои силы в монументальной живописи. (выходят желающие учащиеся).
6. Работа с учебником
- А теперь перейдем к нашей теме как проводились праздники на Руси. Откройте учебники на странице 40 и прочитайте вслух по очереди текст. Обратите внимание на иллюстрации в учебнике. Это картины русского известного художника Б. Кустодиева. (слайд 7) Раньше в те далекие времена праздники носили календарно – обрядовый характер, это значит проходили в разные времена года и обращены были к силам природы.
- Как вам кажется, народные праздники в наше время существуют? (да) Что значит народный праздник? (когда на праздник выходит весь народ) Какие? (Новый год, Масленица, День победы, День города, День защиты детей,) Значит традиция устраивать народные праздники с тех далеких времен дошла и до нас?
- Мы с вами уже проделали не малую работу, пора немного размяться. Какая погода должна быть в праздничный день? (хорошая).Вот мы с вами сейчас для этого постараемся. Встали…(слайд 8)
7. Физкультминутка
- Мы на пальцы поднялись,
- Подняли вверх ручки,
- А теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
- Ну-ка, тучки, все домой
Быстро уходите.
- А ребята - за столы,
К работе возвратитесь.
- Вовремя подготовки к этой работе мы вместе изучали и как выглядела одежа и как строили дома. Давайте вспомним эту интересную историческую информацию.
- Я предлагаю вам небольшое соревнование.
8. Игровой момент
- Кто из вас считает, что хорошо помнит термины строительства и украшения дома. Кто готов сразится в интеллектуальной битве? (слайд 9)
(выходят два желающих учащихся, по очереди называют детали одежды).
- Хорошо. Кто из вас провел исследование и нашел что-нибудь интересное о традициях, обрядах при строительстве домов.(выступают учащиеся, подготовившие сообщения)
- Хорошо. Теперь давайте вспомним из чего состоял мужской и женский костюм. (выходят два желающих учащихся)(слайд 10).
9. Самостоятельная исследовательская работа
А кто и вас поискал дополнить информацию об особенностях костюма Орловской губернии.
(выступают учащиеся подготовившие сообщения)
- В нашей местности была своя уникальная вышивка "Орловский спис", сейчас мы с ней познакомимся. (слайд 11) ( выступает учащийся с сообщением)
10. Коллективная работа
- Прекрасно. Вот уже и готов фон для панно. Теперь давайте построим улицу из приготовленных макетов домов. У кого изба имеет законченный вид, пожалуйста, подходите к доске, размещайте ее на панно. Дома как правило ставили лицом к дороге в один или два ряда.(учащиеся подходят к панно и приклеивают свои макеты домов) Вот уже появилась целая деревня.
- А сейчас давайте приклеим героев праздника. Нарядных людей, кто-то пришел семьей, кто- встретил знакомых, пляшут, поют, поэтому фигуры людей лучше располагать группами, используя прием загораживания. Крупные изображения ближе к краю листа, а поменьше выше (учащиеся подходят к панно и приклеивают изображения людей в народных костюмах)
- Спасибо за работу, почти все ребята приняли участие в изготовлении этого не простого, но творческого проекта.
11. Рефлексия и оценивание
- Вам понравилось панно, которое у вас получилось? (ответы учащихся)
- Мы долго готовились к выполнению этого проекта, было трудно или легко подготовить детали?
- Все ли у вас получилось?(ответы учащихся)
- А была ли полезной работа над проектом? Что нового вы узнали сегодня? (ответы учащихся)
12. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Проведите исследовательскую работу о праздниках, которые широко праздновались в нашем регионе и их особенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока в 4 классе "Лес" на татарском языке
Тема. Урман- табигый бергәлекМаксат:организмнарның үзара бәйләнешләрен ачыклау; укучыларның тере организмнарның экосистемадагы үзара бәйләнешләре турындагы белемнәрен гомумиләштерү, логик фикер йөртүл...
План - конспект урока математики 3 класс
Повторение основных вопросов математики, изученных в 3 классе....
план-конспект по математике 4 класс "Когда трех классов для записи числа недостаточно" ПНШ
Тема: «Когда трех классов для записи числа недостаточно»Тип урока: урок открытия новых знанийЦели деятельности учителя: ввести в рассмотрение, нового класса чисел, который носит название ...
План-конспект урока в 3 классе. Тема: «Праздники. День рождения».
План-конспект урока в 3 классе. «Праздники. День рождения»....
План-конспект урока в 4 классе на тему "По какому случаю праздник?"
Данный конпект по учебнику Spotlight 4 модуль 5...
Сценарий праздника для детей "Прощай , Азбука!" план-конспект занятия для 1 класса
Цели: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка;развивать познавательную активность и творческие способности детей, умение работать сообща и дружно с одноклассниками, создавать условия...
План-конспект внеклассного мероприятия "Праздники нашей республики"
Цели мероприятия:- активизация изученной лексики и грамматики в речи,-развивать мышление, логику, память учащихся;-воспитывать интерес к изучению предмета;- сформировать умения работать в команде....