рабочая программа
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8 имени Героя Советского Союза А.Ф.Щербакова»
Принята на заседании педагогического совета Протокол от 30.08. 2019 г. № 1 | Утверждена и введена в действие приказом директора МБОУ «Средняя школа № 8» от 30.08.2019 г. № 55 о/д |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя начальных классов
1 квалификационной категории
Королевой Ирина Анатольевны
по изобразительному искусству 4 класс б
базовый уровень
на 2019- 2020 учебный год
Королева Ирина Анатольевна
(Ф.И.О. разработчика, подпись)
Количество часов:
всего - 33 ч, в неделю - 1 ч
Промежуточная аттестация – тестовая работа - 1
УМК
- Учебник: Изобразительное искусство; учебник для 4 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / Л. Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Т.В. Селиванова, Н.Л. Селиванов; под ред. д. п. н., проф. Л.Г. Савенковой. - 2-е изд.- М. : ООО «Русское слово – учебник», 2014.
- Дидактические материалы Электронное приложение к учебнику: Изобразительное искусство. Учебник для 4 класса. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. (с CD-приложением) М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014.
Пособие для учителя:
1.Методические рекомендации к учебнику «Изобразительное искусство»; Л. Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской, Т.В. Селивановой, Н.Л. Селиванова; под ред. д. п. н., проф. Л.Г. Савенковой. - 2-е изд.- М. : ООО «Русское слово – учебник», 2014.
г. Рославль
2019 г.
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
социализация личности — умение работать в коллективе и группе, активно участвовать в общении по поводу искусства, проявлять доброжелательность при обсуждении творческих работ одноклассников, брать ответственность на себя за общий результат и выполнение своего участка работы; развитие патриотизма, формирование чувства гордости за свою Родину и историю России, вклад народов России и родного народа в культуру человечества, художественное наследие, формирование интереса к истории своей семьи, рода, населённого пункта, страны; сформированность потребности к творческой самореализации, в общении с искусством, интерес к явлениям культуры и искусства, понимание искусства как формы познания мира, самосознания и самовыражения; сформированность способности самостоятельного вычленения (постановки) художественной задачи и её решения доступными средствами, понимание личностного смысла учения и творчества; бережное отношение к культурному, историческому, духовному, художественному наследию, повышение мотивации к освоению искусства и культуры; развитие воображения и фантазии, композиционного и проектного мышления; творческого потенциала и применение знаний, полученных на занятиях изобразительным искусством, в жизни и освоении других учебных дисциплин; духовное возвышение личности и обогащение чувств ребёнка, формирование нравственных основ, способности эстетической и художественной оценки произведений искусства и явлений действительности, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, эмоционально-образному восприятию мира природы и своего непосредственного окружения.
Метапредметные результаты:
умение ставить и решать задачи исследовательского характера, предвидеть результат творческих усилий и цель выполнения работы как показатели развитости проектного мышления, творческого потенциала личности; умение поэтапно выполнять творческую работу (от общего к частному), определять необходимые инструменты, материалы для работы, осуществлять личностный контроль за учебными действиями, оценивать их успешность в соответствии с поставленной задачей; умение анализировать причины успеха (неуспеха) в учебной и творческой деятельности, находить формы и методы исправления сложившихся ситуаций, брать инициативу на себя в нестандартных ситуациях и в процессе коллективных работ и приводить группу к успеху; умение работать в коллективе, группе; потребность в самореализации в творчестве и способность к объективному взаимодействию с одноклассниками в процессе освоения искусства и других областей знаний; потребность в художественно-эстетической организации ближайшего окружения; эстетическое восприятие природы, бережное к ней отношение, понимание значения цикличности и ритма в природе и в жизни, географической, климатической, национальной и культурной составляющих социума; развитие культуры восприятия, эмоциональной отзывчивости ребёнка — способности эмоционально откликаться на художественное, эстетическое в природе, искусстве, социуме и своём ближайшем окружении; развитие культуры речи и обогащение словарного запаса, владение терминами и понятиями, принятыми в искусстве, выразительными средствами разных искусств; развитие восприятия и проектно-поисковых форм мышления, позволяющих работать с информационными и коммуникационными технологиями; зрительной, музыкальной, моторной памяти, позволяющей обогащать копилку зрительных образов и использовать её в собственном творчестве; воспитание культуры общения, готовности слушать, вести диалог на языке искусства, принимать существование иных точек зрения; находить нужные аргументы при изложении своего мнения, высказывать самостоятельные суждения; развитие умения переносить художественный образ из одного вида искусства в другой, использовать в работе поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока, совершать логические действия, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; развитие пространственного ощущения мира, представления о взаимосвязи любого объекта, цвета, пластики движений, слова, звука, формы с окружением.
Предметные результаты:
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующейся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации);
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
- нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания личности школьника;
- сформированность основ изобразительного искусства, устойчивого интереса к нему, понимания роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
- потребность к творчеству; способность адекватно воспринимать произведения изобразительного и других видов искусства, уметь аргументированно обосновывать собственные взгляды и давать эстетическую оценку произведениям искусства,
- работать в коллективе и группе; развитие индивидуального чувства формы и цвета, ком- муникативного, художественно-образного и композиционного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания, сознательного использования цвета и формы, композиционного решения в творческих работах;
- освоение графической грамоты в процессе знакомства с культурой родного края, знание её традиций, особенностей, своеобразия и бережное сохранение образцов народной культуры;
- способность создавать проекты и вести исследовательскую работу, работать с разнообразными источниками информации,
- использовать знания, полученные из разных областей наук, в создании образов; наличие представлений о видах пластических искусств, об их специфике; знаний выразительных особенностей языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна),
- использование этих знаний в работе при создании композиций;
- сформированность художественного восприятия, эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира, мира природы, умения выражать своё отношение к художественному произведению, используя термины и понятия изобразительного искусства.
Обучающийся научится:
- разбирать общие законы построения композиции рисунка и композиционные закономерности в изобразительном искусстве;
- экспериментировать с цветом,
- создавать плавные переходы цвета ;
- работать в одной цветовой гамме
- привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе.
- создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению
- понимать и передавать в символическом изображении его смысл;
- работать в коллективе
- объединять художественное развитие и процесс освоения компьютерных технологий.
Обучающийся получит возможность научиться:
1. Овладеть языком изобразительного искусства:
- понимать, в чем состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
- понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка, наброски, нюанс, гризайль, монотипия, архитектурный ансамбль, воскография, перспектива, натура, шрифт, буквица, дизайн, объём, рельеф, изразец;
- знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, холодные и теплые цвета;
- знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент; - учиться описывать живописные произведения с использованием изученных понятий;
- различать глухие и звонкие, главные и дополнительные цвета;
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
- учиться чувствовать образный характер различных видов линий;
- учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками;
3. Различать и знать, в чем особенности различных видов изобразительной деятельности. Владеть простейшими навыками:
- рисунка;
- аппликации;
- построения геометрического орнамента;
- техники работы акварельными и гуашевыми красками.
4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
- живопись (натюрморт, пейзаж, портрет, картины о жизни людей);
- графика (иллюстрация);
- народные промыслы.
5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
- композиция, рисунок, цвет для живописи;
- композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики, объём, ритм.
6. Иметь представление о творчестве великих художниках:
И.И.Шишкин, В.М. Васнецов, И.Я. Билибин, В.А. Серов, В. Ван Гог и др.
II. Содержание учебного предмета
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий) |
Графическая грамота (9 ч) | |
Изображаем дом по правилам. Народные орнаменты. Дымка. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Анималистический жанр. Пространство в картине. Натюрморты бывают разными. «Простые» предметы. Учимся рисовать человека. Что такое ассиметрия. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Графическая грамота и выразительные средства — основа изобразительного искусства ставят своей задачей освоения выразительного языка искусства. Формирование навыков графической грамоты, работы художественными материалами и инструментами (работа с форматом, поиск композиции, условное изображение пространства, объемом). Стилизация как продуктивная форма познания объективного мира. Изобразительные навыки предполагаю развитие пространственного ощущения мира (многомерность историческая, культурная, национальная, географическая): архитектура, быт, народное искусство, существование искусства в окружающей предметно-пространственной среде, взаимосвязь художника и природа. Владение навыками графической грамоты реализуется в работе с форматом, в процессе передачи изобразительной условности пространства (изображением планов), в работе с объемом, в обогащении цветовой гаммы, передачи законов ритмического построения композиции. Формирование художественного восприятия учащихся как первоосновы взгляда на мир: своеобразие «национальных образов мира» (Г.Д. Гачев), особенность культуры народов России и других стран (родная природа, языка, обычаи). Развитие фантазии и воображения, пространственного и проектного мышления (города и земли, люди будущего в народных фантазиях, в легендах, мифах, волшебных мечтах, сказаниях и сказках, разных видах искусства). | Самостоятельно проводить исследовательскую работу по нахождению в изобразительном народном искусстве и в народном эпосе мифических сюжетов. Участвовать в беседах и доказывать свою точку зрения по темам, связанным с мифическими сюжетами в творчестве художников. Понимание и объяснение значения солярных (солнечных) знаков, уметь их читать, например: круг – «солнышко», ломаная линия – «земля», волнистая линия – «вода». Объяснение особенности использования солярных знаков в народной архитектуре, одежде, рушниках, в украшении росписью стен избы Работа в коллективе при создании творческой работы. Создавать композиции в условном природном ландшафте. Изучать конструктивные формы народного жилища. Понимание специфики украшения архитектуры символическими элементами. Применение в рисунке навыки изображения трёхмерного пространства, Умение поддерживать беседу об изобразительном искусстве на языке искусства. Понимание художественного языка народного искусства. Участие в диалогах об искусстве. Понимание особенности выразительного языка изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства. Умение находить общее в разных видах искусства (музыка, живопись, поэзия). Создание орнаментальной композиции в полосе по материалам исследования. |
Восприятие(9 ч) | |
Человек и природа. Народная архитектура. Деревенская изба. Боярские терема. Архитектура Кремля. Сезонные народные праздники. Природные мотивы в живописи. Художественное конструирование и дизайн. Развитие художественного восприятия, мышления и целостного сознания на основе пространственного освоения искусства и действительности. Развитие эмоционально-образной сферы учащихся через освоение общих художественно-выразительных особенностей образного языка искусства: ритм и настроение, движение, композиция, пространство (Порождение художественного образа и его реализация средствами изобразительного искусства). | Умение применять знания графической грамоты в создании композиций, не несущих в себе реалистического изображения (декоративно-прикладное искусство, дизайн). Умение переносить представления о художественном образе с одного искусства на другое. Понимание, как природное окружение влияет на художника, в чём это выражается (сюжет, колорит, линия, орнамент, элементы украшения и символика). Умение грамотно объяснить, почему выбрана именно такая форма по строения сюжета; по изучению природных ландшафтов разных стран и выявлению характерных особенностей народной архитектуры и её украшения. Самостоятельное проведение исследовательской работы по изучению природных ландшафтов разных стран и выявлению характерных особенностей народной архитектуры и её украшения. Формирование представления о роли и значении символики в устном народном и декоративно-прикладном искусстве. Использование в собственном творчестве законы стилизации и обобщения. Проведение исследования (индивидуально или в группах) по изучению конструкции народной архитектуры своего региона. Создание презентации по материалам исследования, дополнение фотоматериалом и собственными творческими работами в разных видах и жанрах Понимание художественной ценности народного декоративно-прикладного искусства, его значение в жизни и истории каждого народа. Создавать композиции на плоскости, используя текст литературного произведения (авторское описание). Уметь работать разнообразными графическими материалами Умение рассказать и показать планы на картинах известных художников. Передавать в собственной картине пространственное расположение предметов при изображении открытого пространства. Умение грамотно располагать объекты в сюжетной композиции и передавать характерные черты персонажей картины. Передача в работе изменения цвета и формы на планах картины. Владение навыками работы с пластилином и глиной. Создание сюжетные композиции на темы народной жизни, по мотивам работ известных художников Умение поддерживать диалог по материалам изучения народных художественных промыслов (в области художественной декоративной росписи). Представление и умение раскрывать особенности декоративной композиции в прикладном искусстве. Объяснять связь сюжета народной росписи с традициями региона, основным видом трудовой деятельности, окружающей природой. Создание сюжетные композиции по мотивам народной росписи: передача ритма, колорита, формы, характера линий, построение композиции и выделение главного элемента композиции |
Хоровод искусств (10 ч) | |
Природа в народном эпосе. Народные мотивы в творчестве. Художественные промыслы. Игрушка – серьезная забава. Филимоновские мастерицы. Сказочный лес Берендея. Мифы глазами художника. Что такое праздник? Рисуем музыку. Все дело в шляпке. Художественный образ в разных видах искусства. Развитие фантазии и воображения: люди, города в прошлом и будущем, природа и мир в народных фантазиях, в легендах, мифах, волшебных мечтах, сказаниях и сказках, разных видах искусства. Декоративно-прикладное и народное искусство как форма отражения мироздания и миропонимания конкретного народа. Погружение детей в мир художественной фантазии: чрез сказки, народное искусство, через цвет и свет, через звуки и музыку, через движение и форму, через сюжеты и образы. Умение переносить образ одного искусства на язык другого: литература (мифы, легенды, предания), музыка, театр. Искусство — как дыхание Вселенной. «Смысл жизни заключается в добре и красоте» (В. Соловьев). Перенос художественного образа (настроения, характера, мелодики, ритма, пластики, динамики) с одного искусства в другое, в том числе, через создание композиций без конкретного изображения (абстрактные формы, цвет и их расположение на картинной плоскости, в объемно-пространственной композиции, скульптуре). | Самостоятельно проводить исследовательскую работу по нахождению в изобразительном народном искусстве и в народном эпосе мифических сюжетов. Участие в беседах и доказательство своей точки зрения по темам, связанным с мифическими сюжетами в творчестве художников. Понимание и объяснение значение солярных (солнечных) знаков, уметь их читать, например: круг – «солнышко», ломаная линия – «земля», волнистая линия – «вода». Объяснение особенностей использования солярных знаков в народной архитектуре, одежде, рушниках, в украшении росписью стен избы Изложение своего мнения о былинах, произведениях декоративно-прикладного искусства. Создание иллюстрации на былинные сюжеты. Использование в иллюстрации графические символы, линию, форму, цвет, отображающие данный эпический литературный жанр. Использование в иллюстрации графические символы Слушание произведения устного народного творчества в записи. Умение объяснять, как жизнь народа отражается в различных видах искусства, мотивы народных мелодий Выполнение упражнения на преобразование реальной формы в декоративную. Создание эскизов и зарисовок будущей декоративной формы. Выделение характерных особенностей формы. Выполнение макетов (этюдов) игрушек по мотивам народного промысла. Создание коллективные композиции (распределять обязанности между группами учащихся). Формирование представления о стилизации в изобразительном искусстве. Применять стилизацию в собственном творчестве |
Компьютерный проект (6ч) | |
Компьютерные проекты: Рисунки- знаки, История в картинках, Как рассказывают истории?, Образ героя, «Волшебный фонарь» , Диафильм. Представление о диафильме: визуальное повествование, сочетающее изображение и текст. Пространственно-временные художественные произведения — цикл взаимосвязанных по смыслу и стилю изображений. Работа над созданием диафильма: визуальное повествование, сочетающее изображение и текст. Создание художественного произведения, построенного на законах пространственно-временного создания произведений искусства и взаимосвязанных изображений по смыслу и стилю. Видеозапись, элементы мультипликации Тестовая работа на промежуточной аттестации | Использование стилизации в изображении. Работать в графической программе Paint. Уметь выделять в рассказе, истории наиболее важные фрагменты. Работать с базовыми функциями компьютерных программ: «Выделить», «Копировать», «Вставить» Анализ смысла текста, выявлять событийную структуру и преобразовывать её в сценарий диафильма. Создание визуальный сценарий, раскрывающий содержание повествования с помощью изображения и текста Разработка образа литературных персонажей, воспроизводить их отличительные черты (характер, атрибуты и др.) в нескольких кадрах. Работать с базовыми функциями компьютерных графических программ: «Выделить», «Копировать», «Вставить», «Повернуть». Получать начальное представление об истории медиакультуры Создание сюжетных графических композиции, раскрывающие смысл и содержание повествования. |
Всего 33 ч |
III. Календарно - тематическое планирование 4 класс б
Дата/ план | Дата/ факт | № | № по теме/ разделу | Тема урока |
03.09 | 1 | Человек и природа / восприятие/ | ||
10.09 | 2 | Природа в народном эпосе / хоровод искусств/ | ||
17.09 | 3 | Народная архитектура /восприятие/ | ||
24.09 | 4 | Изображаем дом по правилам / графическая грамота/ | ||
01.10 | 5 | Деревенская изба / восприятие/.Развертка дома. | ||
08.10 | 6 | Боярские терема / восприятие/ | ||
15.10 | Архитектура Кремля / восприятие/ | |||
22.10 | 7 | Народные мотивы в творчестве /хоровод искусств/ | ||
29.10 | 8 | Сезонные народные праздники / восприятие/ | ||
12.11 | 9 | Художественные промыслы / хоровод искусств/ | ||
19.11 | 10 | Природные мотивы в росписи / восприятие/ | ||
26 11 | 11 | Игрушка- серьезная забава / хоровод искусств/. Лепка игрушек для кукольного театра. | ||
03.12 | 12 | Дымка / графическая грамота /. Лепка и роспись игрушки. | ||
10.12 | 13 | Филимоновские мастерицы / хоровод искусств/ | ||
17.12 | 14 | Народные орнаменты / графическая грамота / | ||
24.12 | 15 | Анималистический жанр / графическая грамота/ | ||
14.01 | 16 | Сказочный лес Берендея / хоровод искусств/ | ||
21.01 | 17 | Что такое праздник / хоровод искусств / | ||
28.01 | 18 | Мифы глазами художников / хоровод искусств/ | ||
04.02 | 19 | Пространство в картине / графическая грамота/ | ||
11.02 | 20 | «Простые» предметы /графическая грамота/ | ||
18.02 | 25.02 | 21 | Натюрморты бывают разными / графическая грамота / | |
25.02 | 25.02 | 22 | Рисуем музыку / хоровод искусств / | |
03.03 | 23 | Искусство дизайна /восприятие/. | ||
10.03 | 24 | Учимся рисовать человека / графическая грамота/ | ||
17 03 | 25 | Что такое ассиметрия / графическая грамота/ | ||
31.03 | 26 | Все дело в «шляпке» / хоровод искусств/ | ||
07 .04 | 27 | Компьютерный проект «Рисунки-знаки». | ||
14 .04 | 28 | Компьютерный проект «История в картинках». Создание видеоролика | ||
21.04 | 29 | Компьютерный проект «Как рассказывают истории» | ||
28 04 | 30 | Компьютерный проект « Образ героя». Что такое мультипликация? | ||
12 .05 | 31 | Компьютерный проект «Волшебный фонарь» | ||
19 .05 | 32 | Промежуточная аттестация. Тестовая работа. | ||
26.05 | 33 | Компьютерный проект «Диафильм» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...