технологическая карта урока изо " Деревня -деревянный мир"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Технологическая карта составлена для урока-экскурсии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevnya_-derevyannyy_mir._tehnologicheskaya_karta_uroka.docx10.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства

           в 4 класса  « Деревня – деревянный мир»

                                                   УМК « Школа России»

Учитель Суханова В.Н.

Цели деятельности педагога : создать условия для знакомства с историей и красотой  деревянного зодчества русской деревни

Планируемые результаты :

Предметные: знакомится с русским деревянным зодчеством, с историей постройки деревянного дома.

Метапредметные : понимают учебную задачу,  слушают собеседника, ведут диалог, отвечают на вопросы, вступают в речевое общение, оценивают свои достижения.

Личностные: приобретают и проявляют  интерес к деревянному зодчеству русской деревни

Методы и формы обучения: экскурсия, беседа, наблюдение, исследование  

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

ууд

1.Самоопределение. Мотивация учебной  деятельности

 /2мин/

-Сегодня солнечный осенний день. Посмотрите в окно.! Что вы там видите?

Наблюдают, отвечают на вопрос

- Как красиво летят листья.

-Деревья.

-Облака  

- Дома

Беседа.

Наблюдение.

Регулятивные : настраиваются на урок

Коммукативные: используют способ конструктивного общения

2. Актуализация знаний

/4 мин/

 Сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения нашей местной писательницы Евгении  Корешковой

« -Ах, какой он разный, дом!

Дом, в котором мы живем.

В городском этажном мире

люди селятся в квартире.

В небо тянется стрела

из бетона и стекла.

Каждый кубик чей-то дом,

но сейчас мы не о нем.

Мы в село попасть хотим

там на избы поглядим…

-Кто из вас знает, чем село отличается от деревни?

-Это будет первый вопрос, на который нам предстоит  ответить.  

Слушают

Строят предположения

Личностные:           приобретают устойчивый интерес к теме урока.

Познавательные: приобретают начальные способы исследовательской деятельности.

3.Определение темы урока, целеполагание

/3 мин/

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на  уроке?

Прочитаем тему урока

 «Деревня- деревянный мир»

-  Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в деревню.

Дети отвечают

- о селе

-о деревне

Личностные:           самостоятельно определяют тему урока.

Коммуникативные:

формулируют свое мнение, позицию.

4.Постановка учебной задачи.

  /4мин/

-Что вы знаете о деревне?

-Что бы вы хотели узнать?

 -Что такое деревня? - это второй вопрос нашего урока, на который нам предстоит ответить.

-Какие дома в деревне?

А вы знаете особенности построения дома?

Это буде третий вопрос урока

Высказывания детей

- Деревянные

Познавательные:    строят  рассуждения, высказывают свое мнение.

Коммуникативные:умеют учитывать разные мнения, слушать партнера.

5.Освоение нового материала

/15мин /

Экскурсия

На Руси селения строились по берегам рек. С одной стороны- лес, с другой- река Это было  очень удобно. Люди охотились, ловили рыбу, отвоёвывали у леса земли под пашню.

-А что служило материалом для постройки жилища?

-Конечно дерево. Деревянные постройки послужили появлению  деревни.

 Деревня . Все делали из дерева: ложки, плошки, столы, лавки т.д.

Деревянные избы строили не по порядку, а как кому удобно. Постепенно их стали выстраивать в ряд окнами (лицом) к солнышку.  Так появилась улица.

Как же строили дома

…«В новолуние зимой

Самый спелый лес, сухой

В феврале, в лесу глухом

Валят сосны

Строить дом.

… ставит плотник новый сруб

и бригада у него мастера до одного

Рубят, тешут и строгают,

 все друг другу помогают.

За венцом венец ведут.

 Белый мох в пазы кладут,

Чтоб зимой пурге назло

 было сухо и тепло…»

Посмотрите каждый ряд скрепленных брёвен это –венец.

Венец на венец –это сруб.

Крышу делали высокой и двускатной ,чтобы легче скатывался снег и дождь.

 Между срубом и крышей- лобовая доска, которая закрывает стык сруба и крыши.

Края крыши –причелины, шель между ними закрывает полотенце, которое свешивается вниз. Они нужны , чтобы влага не попадала. Чаще всего их украшали резьбой.

Окна украшали резными наличниками Человек старался закрывать все стыки и щели вырезая различные фигуры ,которые служили оберегами. Верх обеих скатов крыши завершает длинное бревно-охлупень, или конёк, потому что предки вырезали край этого бревна в виде головы коня.

Дома и по внешнему виду и по форме  очень разные:

 с середником, пятистенные , крестовые, с двускатными крышами, с шатровыми, с домиком  на крыше( с кукушкой).Каждый дом хранит своё тепло, свою историю…

…Вот какой он славный дом

Дом, построенный с добром!

Но деревня –это не только избы это целый ряд деревянных построек: дворы амбары для хранения зерна, бани.

-В чём же отличие деревни от села?

-В селе была церковь, а в деревне её не было. Как вы думаете, у нас село или деревня ?

 -Село. В старых  записях Овсянка значилась, как село. До сегодняшнего дня сохранились останки разрушенной церкви, но в настоящее время нет принципиального отличия деревни от села

Слушают .

Рассматривают.

Рассматривают пазы и чашки в бревне

Рассматривают и исследуют  венец , сруб

Рассматривают крыши домов

Рассматривают лобовую доску, причелины и полотенце

Рассматривают узоры резьбы, сравнивают,

высказывают своё мнение

Слушают

Высказывают своё мнение

Экскурсия

Исследование

 

Личностные:              проявляют эмоционально-ценностное отношение к русскому деревянному зодчеству.

Познавательные: умеют высказываться в устной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя;  рассуждать и находить ответы на вопросы.

   Первичное закрепление

/8 мин/

-Дети, перед экскурсией мы поставили три вопроса:

-Что такое деревня?

-Чем деревня отличается от села?

-Какие особенности построения деревянного дома?

-Сможете ли вы теперь  на них ответить?

Ответы детей

Высказывания детей

Познавательные: умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание, делать самостоятельные выводы, осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учителя). 

Творческая работа

/ 4 мин  /

-Составим синквейн:

         деревня

Составляют синквейн

Работа в паре, группе

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками Познавательные: умеют быть активными слушателями выделять главное, делать самостоятельные выводы.

Рефлексия

/3мин/

 - Вам понравилась экскурсия?

Если да,  поднимите вверх обе руки.

Если не очень - одну руку.

Если нет - руку не поднимаем.

Дети выполняют

 Личностные:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения

оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

Домашнее задание

/2 мин/

- Прочитать стр.20-26. Нарисовать эскиз понравившегося дома или дома своей мечты.

Записывают в дневник задание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по изобразительному искусству. 4 класс. Тема "Деревня - деревянный мир"

Данный материал поможет сформировать представления об изучаемом предмете. На уроке учащиеся продолжат знакомиться с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами. Главная...

Урок ИЗО Деревня-деревянный мир 4 класс

Деревня-деревянный мир 4 класс...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Мифы Древней Греции. Деревянный конь".

Технологическая карта урока по литературному чтению "Мифы Древней Греции. Деревянный конь"....

Технологическая карта урока технологии "Деревня" (УМК "Перспектива", 2 класс, Н.И. Роговцева)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: совершенствование навыков лепки у учащихся посредством выполнения пейзажа из пластилина «Деревня»;Задачи урока:Дидактические:Всп...

Технологическая карта урока технологии по теме "Деревня", изделие "Рельефный пейзаж из пластилина "Деревня"" - 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умений изготовления рельефного пейзажа из пластилина.Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с понятием &la...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Деревня - деревянный мир" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: дать представление о конструкции и украшении русской деревянной избы. Задачи урока  Дидактические:1. Дать представление о конструкции р...