Рабочая программа по изобразительному искусству, 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Коменская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: на заседании педагогического совета | Согласовано: Зам. директора по УВР | Утверждаю: Директор «МОУ «Коменская СОШ» |
Протокол №___ | ______________ М.С. Гончарова | ____________ Г.А. Баторова |
от «___»_________201__г. | От 29 августа 2019 г. | Приказ №____ от «___»______________201__г |
Рабочая программа
По учебному курсу «Изобразительное искусство»
4 класс
На 2019 – 2020 учебный год
Составитель: Арефьева Алёна Ивановна
учитель начальных классов
c. Кома 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.В.Неменского, Просвещение, 2015.
Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе основной общеобразовательной школы по учебнику Б.В.Неменского «Изобразительное искусство» 4 класс, Просвещение, 2016 г. Учебник соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования по русскому языку и реализует авторскую программу Б.В.Неменского, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год.
Цели и задачи изучения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Изучение изобразительного искусства в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи:
- Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
- Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни(музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
- Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Предмет изучается: в 4 классе — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
- духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
- культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
- формирование общечеловеческих мироотношения, т.е. основой программы является принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в 4 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Регулятивные УУД:
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- формулировать собственное мнение и позицию;·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;·контролировать действия партнёра;·использовать речь для регуляции своего действия;
- пользоваться языком изобразительного искусства;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных способностей в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- способность компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение способностей применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета
Учебно – тематический план
Раздел | Название разделов | Кол-во часов по программе |
1 | Истоки родного искусства | 8 |
2 | Древние города твоей земли. | 7 |
3 | Каждый народ-художник. | 11 |
4 | Искусство объединяет народы. | 8 |
| Всего: | 34 |
Истоки родного искусства (8 ч)
Пейзаж родной земли
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.
Материалы: гуашь, мелки, бумага.
Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников-пейзажистов.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Образ традиционного русского дома (избы)
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.
Материалы: бумага, картон, ножницы; пластилин, стеки.
Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей из этнографических музеев.
Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек.
Украшения деревянных построек и их значение
Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома,украшались наличниками, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).
Материалы: белая тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек.
Зрительный ряд: слайды из серий «Этнографические музеи», «Русское народное искусство», «Деревянное зодчество Руси».
Литературный ряд: В. Белов. «Лад».
Деревня — деревянный мир
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.
Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.
Образ красоты человека
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».
Материалы: бумага, гуашь, клей, ножницы.
Зрительный ряд: слайды материалов этнографических музеев, книги о народном искусстве, работы художников И. Билибина, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля и др.
Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок, отрывки из поэм Н. Некрасова.
Музыкальный ряд: народные песни.
Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
Материалы: склеенное полотнище обоев для панно, листы бумаги, гуашь, кисти, ножницы, клей.
Зрительный ряд: работы Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; произведения народного декоративного искусства.
Литературный ряд: И. Токмакова. «Ярмарка».
Музыкальный ряд: Р. Щедрин. «Озорные частушки»; Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка».
Древние города нашей земли (7 ч)
Древнерусский город-крепость
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.
Материалы: согласно выбранному варианту задания.
Древние соборы
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа.
Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки.
Зрительный ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; слайды на темы «Прогулка по Кремлю», «Соборы Московского Кремля».
Древний город и его жители
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.
Материалы: тушь, перо (пастель), бумага.
Зрительный ряд: произведения А. Васнецова; книги, слайды с видами древних русских городов.
Древнерусские воины-защитники
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов. Материалы: гуашь, бумага.
Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В. Васнецова; иллюстрации детских книг.
Древние города Русской земли
Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.
Материалы: графическая техника (мелки, монотипия) или живопись (гуашь, кисти), бумага.
Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.
Материалы: тонированная или цветная бумага, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: слайды «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. «Палаты царя Берендея»; произведения И. Билибина, А. Рябушкина.
Праздничный пир в теремных палатах
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
Материалы: склеенные обои для панно, листы бумаги, гуашь, кисти, клей, ножницы.
Зрительный ряд: слайды палат Московского Кремля; иллюстрации к русским сказкам В. Васнецова.
Литературный ряд: А. Пушкин. «Руслан и Людмила».
Музыкальный ряд: произведения Ф. Глинки, Н. Римского-Корсакова.
Каждый народ — художник (11 ч)
Образ художественной культуры Древней Греции
Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).
Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.
Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).
Материалы: гуашь, ножницы, клей, бумага.
Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, прозведений древнегреческих скульпторов.
Литературный ряд: мифы Древней Греции.
Образ художественной культуры Японии
Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.
Материалы: большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей.
Зрительный ряд: гравюры японских художников Утамаро, Хокусай — женские образы, пейзажи; слайды современных городов Японии.
Литературный ряд: традиционная японская поэзия.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
Материалы: большие листы бумаги, гуашь, пастель; кисти, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневековой скульптуры и одежды.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные
Искусство объединяет народы (8 ч)
Все народы воспевают материнство
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.
Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.
Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль. «Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская мадонна»; Б. Неменский. «Тишина» и др.
Музыкальный ряд: колыбельная песня.
Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.
Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.
Зрительный ряд: портреты работы Рембрандта, автопортреты В. Тропинина, Леонардо да Винчи, Эль Греко.
Сопереживание — великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).
Материалы: черная или белая гуашь, бумага, кисти.
Зрительный ряд: С. Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»; Рембрандт. «Возвращение блудного сына».
Литературный ряд: Н. Некрасов. «Плач детей».
Герои, борцы и защитники
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.
Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).
Материалы: пластилин, стеки.
Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения; скульптурные произведения XIX и XX веков.
Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Материалы: гуашь или пастель, бумага.
Зрительный ряд: В. Тропинин. «Портрет сына»; 3. Серебрякова. «Девочки у рояля».
Искусство народов мира (обобщение темы)
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы.
Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную школу, коллективные панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал.
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
- Изобразительное искусство . Рабочие программы. Предметная линия учебников / Под ред. Б.М. Неменского. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011г.
- Поурочные разработки по изобразительному искусству 4 класс – М.:Вако, 2014
- Учебник для 4 класса Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник» – М.: Просвещение, 2014.
Для обучающихся:
- Учебник для 4 класка Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник» – М.: Просвещение, 2014.
- Рабочая тетрадь по изобразительному искусству. – М., Просвещение, 2014.
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия
- Портреты русских и зарубежных художников.
- Репродукции картин
- Карточки
Материалы для художественной деятельности
- Краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.
- Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод. Гербарии.
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
- Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
- Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)
Технические средства обучения
- Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок
- Телевизор
- Мультимедийный проектор
- Компьютер
- Принтер лазерный
Экранно – звуковые средства обучения
- Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения.
- Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах.
Оборудование класса
- Ученические столы 2 -местные с комплектом стульев
- Стол учительский с тумбой
- Стол компьютерный с тумбой
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Информационно-коммуникационные средства
Интернет ресурсы:
http://school.univertv.ru/ - видеоуроки
http://www.artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 – репродукции
http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=832959 – видео по изо
http://www.koob.ru/books/draw/ по ИЗО – репродукции.
http://www.shatiskusstvo.ucoz.ru/ - школьникам о живописи
Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета
· В результате изучения программы учащиеся научатся;
- осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости; в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных венных материалов;
— приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
— развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
— развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
— осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
— приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
— учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
— овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
— приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
— приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
— приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
- приобретают первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
- приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
Клендарно-тематическое планирование Приложение1
№п/п | Тема урока | Тип урока | Оснащение | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения | |||||||
1-2 | Истоки родного искусства – 8 ч. «Пейзаж родной земли». Рисование на тему | комбинированный | Презентация природы, мелки, гуашь, бумага | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению) | ||||||||
3 | Образ традиционного русского дома (избы) Украшение деревянных построек и их значение | Презентация «Деревянное зодчество», бумага, клей, ножницы, пластилин | Образ традиционного русского дома — избы. Изображение избы или ее моделирование из бумаги Конструкция избы и назначение ее частей — порядок, найденный трудом многих поколений. Единство функциональных и духовных смыслов. Украшения изб и их значение. | Уметь передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении | |||||||||
4 | Юрта – традиционное жилище бурят» Аппликация | Бумага, картон, ножницы, пластилин | Образ традиционного бурятского дома — юрты. Изображение юрты. Аппликация | Уметь использовать различные художественные материалы | |||||||||
5 | Деревня - деревянный мир. Создание коллективного панно. | Гуашь, бумага, клей, ножницы | Создание образа традиционной деревни: коллективное панно или объемная пространственная постройка из бумаги . | Уметь анализировать, создавать панно, живописные работы | |||||||||
6 | Образ красоты человека(женский образ). Рисование на тему | Презентация «Бурятский национальный костюм» «Русский народный костюм», Гуашь, бумага, клей, ножницы | Изображение женских и мужских народных образов. Изображение элементов народных костюмов. Новые понятия: малгай, дэгэл, терлиг, гутал. Кафтан, кокошник, сарафан, лапти. | Знать основные элементы изображения человека в движении Уметь изображать человека в движении, различать основные и составные, теплые и холодные цвета | |||||||||
7. | Образ красоты человека(мужской образ). Рисование на тему | ||||||||||||
8 | Народные праздники Работа в смешанной технике. Создание коллективной работы. | Гуашь, бумага, клей, ножницы, презентация «Народные гуляния» | Использование различных художественных материалов: гуашь, акварель, карандаш. Выполнение композиционного центра: расположение группы предметов на плоскости листа бумаги | Уметь выполнять наброски людей в движении; использовать новые и цветовые контрасты | |||||||||
9 | «Родной угол» Древнерусский город крепость. Бумажное конструирование. | Бумага, пластилин гуашь, клей, ножницы, картины крепостей | Образ древнерусского города — изучение конструкций и пропорций крепостных башен, постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Новые понятия: Сруб, городища, горизонталь, вертикаль. | Знать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства аппликации | |||||||||
10 | Древние соборы Бумажное конструирование. | Бумага, клей, ножницы, презентация «Древние соборы Руси». | Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета. Новые понятия: глава, купол, барабан, луковица. | Уметь использовать различную штриховку для выявления объема, закономерности фронтальной и угловой перспективы | |||||||||
11 | Древний город и его жители. Бумажное конструирование. | Тушь, перо, бумага, презентация по картинам Васнецова | Моделирование всего жилого наполнения города, завершение постройки древнего города. | Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы | |||||||||
12 | Древнерусские воины защитники Рисование: образы русских воинов. | Гуашь, бумага, презентации картин И. Билибина, В. Васнецова. | Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. | Знать форму, конструкцию, соотношение размеров частей. Уметь изображать человека | |||||||||
13 | Древние города Русской земли: Новгород Псков, Владимир, Суздаль, Москва. Рисование: изображение образа древнерусского города. | гуашь, кисти, бумага или мелки, презентация «Древних городов Руси» | Живописное или графическое изображение древнерусского города. | Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации | |||||||||
14 | Узорочье теремов. Знакомство с фотографиями интерьеров царских палат Создание начального этапа проекта панно. | презентация «Древние палаты Московского Кремля» гуашь, кисти, бумага. | Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | Уметь рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства | |||||||||
15 | Праздничный пир в теремных палатах. Рисование: создание картины праздника в теремном интерьере. Комбинированная техника: включение в панно деталей аппликации. | презентация «Древние палаты Московского Кремля» гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы | Создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир» (изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника) или индивидуальные изображения пира. | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | |||||||||
16 | Образ художественной культуры Древней Греции. | Презентация скульптур Древней Греции, гуашь, бумага | Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума. | Знать основные признаки древнегреческой культуры. Уметь передавать конструктивно строение. | |||||||||
17 | Храмы Древней Греции. | Презентация храмов Древней Греции, бумага, ножницы, клей, гуашь, пластилин | Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. | Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) | |||||||||
18 | Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. | Ножницы, клей, бумага, гуашь, пластилин. | Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | Уметь анализировать, создавать панно, живописные работы | |||||||||
19 | Образ художественной культуры Японии. | Листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть, презентация. | Изображение природы через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор). | Знать основные признаки японской культуры. Уметь передавать характерные черты японского рисунка. | |||||||||
20 | Образ человека, характер одежды в японской культуре. Рисование: образ японки. | Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры | Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение людей. | ||||||||||
21 | Японские праздники: «Праздник цветения вишни». | большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей. | Коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем». | ||||||||||
22 | Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы. | Презентация, большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке | Уметь использовать цвето вой контраст и гармонию цветовых оттенков. | |||||||||
23 | Образ человека, характерные черты одежды Средневековой Западной Европы. | Жанры изобразительного искусства (портреты). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений | Знать известные центры народных художественных ремесел России. | ||||||||||
24 | Средневековая Архитектура Западной Европы. | Образ готического храма. Готические витражи. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь города. | Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета | ||||||||||
25 | Образ художественной культуры Средней Азии. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы. | Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Купольные сооружения — мавзолеи. Торговая площадь — шумный, пестрый восточный базар. | Уметь воссоздать образ древнего среднеазиатского города — аппликация на цветной бумаге или создание макета основных архитектурных построек. | |||||||||
26 | Многообразие художественных культур в мире. | Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | ||||||||||
27 | Все народы воспевают материнство. | гуашь (пастель), кисти, бумага, презентация | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | |||||||||
28 | Все народы воспевают мудрость старости. | гуашь или мелки, пастель, бумага, презентация автопортретов: Рембрандта, Леонардо да Винчи, Эль Греко, В. Тропинина. | Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства | |||||||||
29-30 | Сопереживание- великая тема искусства. | гуашь (черная или белая), кисти, бумага. | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | Знать термины «эмблема», «символ». Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета | |||||||||
31 | Герои, борцы и защитники. «Подвиг солдата в картинах Г.Н. Москалева» Рисование на тему | Пластилин, стеки, дощечка, гуашь кисти, бумага, презентация «памятники героям разных народов». | Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа | Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства | |||||||||
32 | Герои, борцы и за-щитники. Лепка | ||||||||||||
33 | Юность и надежды. | гуашь или мелки, бумага, презентация «Портреты детей» | Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности | Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | |||||||||
34 | Искусство народов мира. Обобщение по теме « Искусство объединяет народы». | бумага для оформления работ, клей, ножницы, музыка. | Предварительные наброски и первоначальный схематичный эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино | Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...