Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Н. Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8._izobraz.iskusstvo_1_klass.docx | 372.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 1 класса
на 2019-2020 уч. год
УМК «Школа России»
Базовый уровень
Всего учебных 33 часа
Составитель учитель начальных классов
Сапичева О.Ю.
Серпухов
2019
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена для учащихся 1-4 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе авторской программы Б. Н. Неменского (УМК «Школа России» издательство «Просвещение»).
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Основной образовательной программы МБОУ «Лицей «Серпухов» и с учебными планами ОУ. Программа 1 класса рассчитана на 33 ч.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
1 класс
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- познавательной мотивации к изобразительному искусству;
- осознания своей принадлежности народу, чувства уважения к народным художественным традициям России;
- внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
- эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Обучающиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- выполнять работу по заданной инструкции;
- использовать изученные приёмы работы красками;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
- вносить коррективы в свою работу;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Обучающиеся научатся:
- «читать» условные знаки, данные в учебнике;
- находить нужную информацию в словарях учебника;
- вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
- различать цвета и их оттенки,
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
- различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
- характеризовать персонажей произведения искусства;
- конструировать объекты дизайна.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Обучающиеся научатся:
- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- комментировать последовательность действий;
- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- называть расположение цветов радуги;
- различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;
- составлять дополнительные цвета из основных цветов;
- работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;
- использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);
- элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа);
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
- подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещение выставок, художественного музея;
- применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.
- Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
1 класс (33 часа)
Тема года «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
Присутствие разных видов деятельности в повседневной жизни. Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных позиций реальности и открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных средств разных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.
Тема 1. Ты учишься изображать (9 ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.
Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
- Изображения всюду вокруг нас.
Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира.
Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.
Знакомство с Мастером Изображения.
- Мастер Изображения учит видеть.
Красота и разнообразие окружающего мира природы.
Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление её геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах.
- Изображать можно пятном.
Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе и т.д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т.Маврина, Е.Чарушин, В.Лебедев, М.Митурич и др.) к детским книгам о животных. Навыки работы с кистью, краской (одна банка) и водой.
- Изображать можно в объеме.
Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т.е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы.
- Изображать можно линией.
Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия-рассказчица).
- Разноцветные краски.
Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы гуашью. Организация рабочего места.
- Изображать можно и то, что невидимо.
Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.
- Художники и зрители (обобщение темы).
Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.
Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников.
Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Художественный музей.
Тема 2. Ты украшаешь (8 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
- Мир полон украшений.
Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя.
Знакомство с Мастером Украшения. Мастер учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивее; он учится у природы.
- Цветы.
Цветы – украшение Земли. Цветы украшают нашу жизнь. Разнообразие цветов: их форм, окраски, узорчатых деталей.
- Красоту надо уметь замечать.
Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть её красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.
- Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор.
- Красивые рыбы. Монотипия.
Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).
- Украшения птиц. Объёмная аппликация.
Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять её характер (веселая, быстрая, важная).
- Узоры, которые создали люди.
Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.
- Как украшает себя человек.
Украшения человека рассказывают о своем хозяине.
- Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Без праздничных украшений нет праздника Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Украшения для новогоднего карнавала. Новые навыки работы с бумагой. Обобщение материала всей темы: какие бывают украшения и зачем они нужны?
Тема 3. Ты строишь (11 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
- Постройки в нашей жизни.
Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму – удобную и красивую. Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или разные вещи, для кого их строить и из каких материалов.
- Дома бывают разными.
Многообразие архитектурных построек и их назначение. Составные части дома и разнообразие их форм.
- Домики, которые построила природа.
Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т.п.), их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение их форм и пропорции.
- Дом снаружи и внутри.
Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Выражение внутреннего пространства по внешней форме. Понятия «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей.
- Строим город.
Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов. Мастер Постройки помогает придумывать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумагопластики.
- Все имеет свое строение.
Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т.е. то, как он построен. Любое изображение – взаимодействие нескольких простых геометрических форм.
- Строим вещи.
Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи.
- Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Создание образа города. Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек.
Тема 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
- Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Изображение, украшение и постройка – три стороны работы художника при создании произведения, три вида его художественной деятельности.
В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т.е. что это – изображение, украшение или постройка. Выставка работ учащихся.
Обсуждение рисунка, скульптуры и т.д. Выделение работы каждого из мастеров. Игра в художников и зрителей.
- Праздник весны. Праздник птиц.
Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения.
- Разноцветные жуки.
Сюжеты заданий (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т.д.) могут варьироваться в соответствии с целями и учебными задачами темы. Конструирование и украшение птиц или божьих коровок.
- Сказочная страна.
Создание коллективных панно и пространственных композиций. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Коллективная работа с участием всех учащихся класса по созданию панно-коллажа.
- Времена года.
Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объемного изображения в единой композиции. Выразительность, ритмическая организация элементов коллективного панно.
Навыки овладения различными приемами работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетание цвета и линии. Опыт творчества, творческого эксперимента в условиях коллективной художественной игры.
- Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
Восприятие красоты природы. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Образ лета в творчестве российских художников.
- Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов по рабочей программе | Количество контрольных работ |
1 | Ты учишься изображать | 9 | |
2 | Ты украшаешь | 8 | |
3 | Ты строишь | 11 | |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 | 1 |
5 | ИТОГО: | 33 часа | 1 |
Приложение 1.
Календарно тематическое планирование.
Номер урока | Тема урока | Дата | Коррекция |
Ты учишься изображать (9ч) | |||
Введение в предмет. Все дети любят рисовать. | |||
Изображения всюду вокруг нас. Урок – экскурсия. | |||
Мастер Изображения учит видеть. "Сказочный лес" | |||
Изображать можно пятном. Урок - сказка "Мой зверёк". | |||
Изображать можно в объеме. Лепка "Зверушки". | |||
Изображать можно линией. Рисунок "Расскажи нам о себе» | |||
Разноцветные краски. Сказочный коврик. | |||
Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Моё настроение | |||
Художники и зрители (обобщение темы). Экскурсия в Художественный музей. | |||
Ты украшаешь (8ч) | |||
Мир полон украшений. Знакомство с мастером Украшений. | |||
Цветы. Красоту надо уметь замечать. Составление букета из вырезанных сказочных цветов, созданных детьми (коллективная работа). | |||
Узоры на крыльях. Ритм пятен | |||
Красивые рыбы. Монотипия | |||
Украшение птиц. Объемная аппликация | |||
Узоры, которые создали люди. Орнамент в круге "Тарелка". | |||
Как украшает себя человек. Изображение любимых сказочных героев и их украшений. | |||
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). Создание украшения для новогодней елки. Коллективное панно. | |||
Ты строишь (11 ч) | |||
Постройки в нашей жизни. Цирк. | |||
Дома бывают разными. Сказочный домик для себя и своих друзей. | |||
Домики, которые построила природа. Лепка сказочных домиков в виде овощей, фруктов, грибов. | |||
Дом снаружи и внутри. Изображение дома в виде буквы алфавита. | |||
22-23 | Строим город. Конструирование домиков из бумаги. Коллективная работа. | ||
24 | Все имеет свое строение. "Звери из прямоугольников, кругов, овалов". | ||
25 | Строим вещи. Конструирование и украшение. Сумочка - пакет для карандашей. | ||
26 | Строим вещи. Мебель из спичечных коробков. | ||
27-28 | Город, в котором мы живём. Создание панно «Город, в котором мы живём». Коллективная работа. | ||
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5ч) | |||
29. | Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. | ||
30. | Праздник птиц. Разноцветные жуки. Конструирование и украшение птиц или божьих коровок. | ||
31. | Сказочная страна. Создание коллективного панно по сказке. | ||
32. | Времена года. Коллаж (коллективная работа). Контрольная работа. | ||
33. | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...