Особенности организации изобразительной деятельности младших школьников.
материал по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Чеснокова Татьяна Михайловна

Для учителей изо в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

1.2 Особенности организации изобразительной деятельности

 младших школьников.

Задачи основных учебных дисциплин сводятся к передаче знаний, формированию умений и навыков. Изобразительное искусство — особый предмет. Искусство надо не просто изучать, но проживать. Ребенок приходит на наш урок не только для того, чтобы посмотреть слайды, узнать о произведении и выполнить работу на заданную тему, а для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, приобрести эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира.

 Что мы понимаем под словами «эмоционально-ценностный опыт отношения к миру»? Общеизвестно, что искусство говорит на языке чувств, эмоций. Но что представляют собой эти чувства и эмоции? Ведь они не возникают у человека сами по себе, а являются его реакцией на явления окружающей жизни. Другими словами, смысл этих чувств и эмоций — выражение отношения (положительного, отрицательного, равнодушного…) человека к различным объектам и событиям, то есть их оценка. Оценка — способность человека осознавать и формировать собственное отношение к окружающему миру, в том числе к самому себе.

 Содержанием искусства, таким образом, становятся не просто чувства, а оценка разными людьми различных явлений на основе выработанных человечеством нравственно-эстетических критериев.

Основания к становлению творческого потенциала, самостоятельному развитию личности создаются в раннем детстве, по этой причине растут требования к развитию детской личности на начальной стадии, особенно, к ученикам младших классов.

Принятие в школу становится итогом дошкольного периода, выступает опорной базой для перехода в младший школьный возраст, что считается серьезным периодом школьного детства, от которого зависит будущий уровень становления личности, интеллекта, желание, умение обучаться, уверенность в личных силах.

С.Е. Гаврина подметила, что в жизни детей воображение играет существенную роль, чем в жизни взрослого индивида

У ребенка воображение выражается достаточно часто. Напряженная деятельность воображения играет существенную роль в постижении окружающего мира, выступает способом покинуть границы личного жизненного опыта, важным условием для психологического развития способности к творчеству.

Творческие способности, воображение у учеников младших классов имеют самостоятельный характер. Данный период описывается плодотворным, быстрым развитием, выступает самым благоприятным.

У учеников младших классов воображение обладает своими особенностями. Такой возраст описывается активизацией воссоздающего воображения, а после творческого воображения

Главная линия в его развитии состоит в подчиненности воображения осознанными намерениями, воображение в данном случае стает произвольным.

Важно отметить, что длительный период в психологической науке была гипотеза, в соответствии с которой воображение характерно для ребенка изначально, оно наиболее продуктивно в детстве. С возрастом оно подчиняется интеллекту, гаснет.

Л.С. Выготский демонстрирует несостоятельность позиций. Образы воображения базируются на суждениях, впечатлениях, которые получает человек в действительности. По этой причине опыт детей беднее, нежели опыт взрослых людей

Воображение детей разнообразно. Порой, не обладая достаточным опытом, дети по-своему объясняют то, с чем они столкнулись в жизни. Такие объяснения оригинальные, неожиданные.

Младший возраст является положительным периодам для становления творческого воображения, детской фантазии.

Игра, разговор ребенка отображает силу его воображения, его фантазию. В его рассказе, разговоре действительность, фантазия часто смешивается, образ воображения переживается ребенком, как вполне реальный.

Н. В. Бордовская отмечает специфические особенности воображения учеников начальных классов

1) происходит переход от репродуктивной формы воображения (простого комбинирования представлений) к творческой (построения новых образов). Детское фантазирование выполняет познавательную, практическую функции, начинает влиять на становление личности благодаря появлению мечтаний;

2) воображение в таком возрасте чрезвычайно бурное, яркое, с характерными чертами неуправляемости. Образы воображения вызывают у человека эмоции, сопровождаются реальными переживаниями. Ребенок по-настоящему пугается от устрашающих сказочных героев. Л. С. Выготский назвал этот факт «законом эмоциональной реальности воображения»

3) обогащаются и становятся многообразными плода воображения ребенка, увеличивается скорость образования образов фантазии;

4) наблюдаются трудности создания младшим школьником образов объектов, которые он непосредственно не воспринимал;

5) в течение младшего школьного возраста воображаемые образы становятся более точными и четкими, обобщенными и яркими; возникновение образа связано не с опорой на конкретный предмет, картинку, а с опорой на слово;

6) воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, применение приемов построения образов воображения;

7) в процессе учебы совершенствуется воспроизводящие воображения, которые становится реалистичней и более управляемой.

Специфической особенностью воображения учеников младших классов, которые проявляется в учебной работе, изначально выступает опора на восприятие, а не суждение.

По мнению Д.Б. Эльконина творчество школьника определяется такими факторами

- субъективный фактор заключается в развитии анатомических, физиологических особенностей;

- объективный фактор заключается во влиянии явлений окружающей среды.

Более красочно, свободно проявление творческого воображения учеников младших классов наблюдается в играх, рисовании, сочинении рассказа, сказки. В творчестве детей проявления воображения разнообразны:

- некоторые занимаются воссозданием действительности;

- иные занимаются формированием новых фантастических ситуаций, образом.

При сочинении историй, ребенок может позаимствовать знакомые ему сюжеты, строки стихотворений, графические образы, часто не замечая этого.

Иногда дети комбинируют популярные сюжеты, формируют новые образы.

И.В. Шаповаленко отмечает, что у учеников младших классов активизации творческого воображения способствуют различные виды продуктивной работы, такие как конструирование, лепка, рисование. Большую роль в становлении творческого воображения играет словообразование. Надо стимулировать словесное творчество детей, поощрять их к составлению сказок, дразнилок. Надо учить детей ментально менять образы, чувства и мыслить о предмете, не касаясь его руками; с помощью воображения создавать и разрушать виртуальную реальность, не трогая реального окружения. Исследования показывают, что яркость и точность представлений у младшего школьника возрастают под влиянием упражнений. Активизировать воображение ребенка можно в процессе создания образов, когда он комбинирует полученные ранее представления, превращает их. К числу наиболее доступных для ребенка средств преобразования действительности можно отнести изменение величины предметов, которое иногда доходит до крайностей. Вообще преувеличение широко используется детьми для создания различных противоположностей

Активизация воображения состоит в формировании его творческого вида, переходе от простого произвольного комбинирования представлений к логически обоснованному построению новых образов. Учитель должен повышать требовательность детей к произведениям собственного воображения.

В становлении творческого воображения важную роль играет детская книга. При восприятии детских рассказов, сказок наблюдается две тенденции. Во-первых, младшего школьника пытается внести коррективы в авторский текст, наказать несправедливых, защитить слабых. Во-вторых, литературные образы сходят со страниц книг в жизнь и помогают ребенку разобраться в непонятных ситуациях, определить, где добро, где зло.

Особое значение имеет творческое воображение в учебе, оно является весомой предпосылкой для усвоения знаний, требующих умения представить себе конкретную ситуацию, которую ученик не может воспринять непосредственно. Отсутствие правильных представлений может стать причиной искаженного понимания учениками материала.

Становление творческого воображения в ходе педагогической работы предполагает

-использование различных видов продуктивной работы на разных возрастных этапах;

-детское словообразование;

-комбинирование ранее полученных представлений, их преобразования;

-переходы от преимущественно репродуктивных форм воображения в творческой переработки представлений;

-совершенствование в процессе обучения воспроизводственного воображения;

-использование метода схематизации представлений.

Для развития воображения и творчества младшего школьника необходима поддержка взрослых, поощрение любознательности школьников, их экспериментирования, поисковых действий, оригинальных решений, выхода за пределы образца. Авторитарное отношение, гиперопека и эмоциональная холодность и равнодушие снижают инициативу, самостоятельность младшего школьника, вызывают выученную беспомощность, неверие в собственные силы, которые приводят к отказу от поиска.

Неустанная работа воображения рассматривается в качестве эффективного способа познания, постижения детьми окружающего мира, вероятность выхода за рамки персонального практического опыта, важная психологическая предпосылка становления творческого подхода к миру.

С.Л. Рубинштейн отмечает существуют такие стадии творческого воображения у ребенка

подготовительная стадия;

замысел подразумевает создание эскиза, зарисовки;

осуществление замысла предполагает формирование определенного произведения, окончание работы;

последней стадией для ребенка.

Начальным моментом в учебе выступает не осуществлении итоговых целей, а открытие персональных познавательных возможностей всех учеников, установление педагогических условий, нужных для реализации становления школьника.

Общение между субъектами учебного процесса понимается в качестве личностного общения.

Младший возраст является важным этапом для становления мышления, воображения детей. Школьный возраст описывается стремительным становлением воображения, что определено интенсивным процессом получения детьми разных знаний и их применения на практике

С позиции российских психологов, все психические функции появляются, вырабатываются в ходе главных разновидностей работы – игра, труд, учение, общение

По этой причине важным условием создания, улучшения психических процессов выступает внедрение субъекта в активные формы обучения, какой есть изобразительная деятельность.

Изобразительное искусство раскрывает перед педагогом значимые возможности для становления школьника, некоторых его психических процессов, в частности, творческого воображения.

Условия становления творческого воображения учеников в ходе учебной, познавательной работы, в зависимости от сторон активации познавательной активности могут группироваться

Такая особенность уроков искусства закладывается для самой учебной дисциплины. Предмет изобразительное искусство осуществляется в школьных заведениях с целью реализации одной из главных целей – становления творческого потенциала ученика, в качестве способа самореализации, открытия природных задатков. Развивающего эффекта  можно достичь с помощью наилучшего сочетания разных приемов, методов обучения.

Предмет изобразительное искусство осуществляется с помощью определенного ряда приемов, методов обучения. Посредством словесных методов педагог излагает, поясняет материал, устанавливает перед учениками проблему, указывая пути ее разрешения, формирует в сознании ребенка красочные образы.

При этом, вышеуказанные методы нацелены на постижение знаний учениками, создание у них некоторого комплекса умений, навыков. С помощью данных методов формируется репродуктивное воображение учеников.

В соответствии с популярной классификацией, которую предложил М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, которая основана на разделении методов в зависимости от уровня включения учеников в творческую работу, указанные традиционные методы обучения выступают репродуктивными, иллюстративными методами

Такие методы не способствуют необходимому уровню становления творческих возможностей, способностей учеников, это реализуется с помощью применения эвристического, исследовательского метода, метода проблемного изложения материала.

Проблемный метод предполагает постановку проблем, которые разрешаются вследствие умственной, творческой работы учеников.

При формировании проблемных ситуаций, педагог побуждает учеников строить гипотезы, рассуждения. Посредством проведения опытов, наблюдений, предоставляет возможность опровергнуть либо утвердить выдвигаемые предположения, лично сделать обоснованные заключения.

Частично-поисковый, эвристический метод именуется так, поскольку учащиеся не всегда могут разрешить трудную проблему сами, по этой причине часть знаний им сообщает педагог, а иную часть они получают самостоятельно. Под руководством педагога, учащиеся разрешают появляющиеся познавательные ситуации, сопоставляют, рассматривают. В результате у детей создаются знания.

В. П. Симонов отмечает примером такого метода на уроках изобразительной деятельности выступает работа по такому алгоритму

на первой стадии ученики приобретают представления об определенном предмете, к примеру, о каком-либо животном. С помощью педагога, они определяют его специфические особенности, его внешний вид, цвет, форму;

на второй стадии дети сами устанавливают алгоритм рисования данного предмета.

Исследовательский метод рассматривается в качестве высшей ступени творческой работы учеников, в ходе которой они получают решение новых задач. Данный метод создает у учеников умения, знания, которые имеют высокую степень переноса, приближает образовательный процесс к научному поиску, где ученики знакомятся с новыми научными истинами, методикой научного поиска.

Существенное внимание педагог уделяет жанру уроков изобразительное искусство.

Такие уроки осуществляются в различных жанрах: путешествие, прогулка, спектакль, викторина, репортаж, панорама и иные жанры.

На уроке осуществляется взаимосвязь с литературой, технологией, музыкой.

Программа предполагает включение развивающих заданий в те уроки, на которых рабочей программой («Изобразительное искусство» Б.М. Неменского) не предусмотрено специальной работы по развитию творческого воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации проектно- исследовательской деятельности младших школьников

В данной статье приведены основные этапы работы по организации проектно- исследовательской деятельности  с младшими школьниками....

Структура учебной деятельностимладшего школьника.

Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения....

СТАТЬЯ "Особенности организации процесса обучения младших школьников санаторной школы- интерната в условиях реализации ФГОС НОО".

В данной статье затронута тема организации процесса обучения младших школьников   санаторной школы- интерната в условиях  реализации ФГОС НОО. Для эффективности результатов работы ...

Особенности организации досуга младших школьников

Проблема свободного времени школьников волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знания.Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса....

Неуспевающие школьники: особенности организации учебного процесса.

Особенности организации учебного процесса с неуспевающими....

Особенности организации коррекционной работы по формированию внятной выразительной устной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)

Главной целью ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружел...