Рабочая программа по изобразительному искусству (1-4 кл.) УМК "Перспектива"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа разработана в рамках УМК «Перспектива», на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой.
Изучение предмета «Изобразительного искусства» начального общего образования базового уровня направлено на достижение следующих целей:
-воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
-развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
-развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
-развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
-овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Содержание программы представлено следующими разделами: планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование.
В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 уч. год на изучение данной программы выделено: 33 часа в 1 классе, по 35 часов в 2-4 классах (35 учебных недель).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
program_po_izo.doc | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.......................
- Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»……………………
- Тематическое планирование ………………………………………………………….
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Изобразительное искусство:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на РОСТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры,
декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать про
странственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, рас
тительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
- Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном
искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плос
кости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмо
циональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь из
образительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника
Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
- Тематическое планирование
Изобразительное искусство
1 класс
33 часа (1 час в неделю)
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | Кол-во часов |
Восхитись красотой нарядной осени (11 ч) | |||
1 | 1 | Художник и зритель. Между художником и зрителем нет непреодолимых границ. | 1 |
2 | 2 | Жанр пейзажа. «Какого цвета осень?» | 1 |
3 | 3 | Твой осенний букет. | 1 |
4 | 4 | Способы построения простой композиции при изображении природы. «Осенний лес» | 1 |
5 | 5 | Изображение простого натюрморта с натуры. «Ветка рябины» | 1 |
6 | 6 | Щедрая осень. | 1 |
7 | 7 | В гостях у народного мастера С.Весёлова. Орнамент народов России. | 1 |
8 | 8 | В чем секрет узора хохломы. | 1 |
9 | 9 | Коллективная работа. Проект «Щедрый лес и его жители» | 1 |
10 | 10 | О чем поведал Каргопольский узор. | 1 |
11 | 11 | Русская глиняная игрушка. | 1 |
Любуйся узорами красавицы зимы ( 7 ч.) | |||
12 | 1 | Зимнее дерево | 1 |
13 | 2 | Композиция пейзажа в графике «Зимний пейзаж» | 1 |
14 | 3 | Вологодское кружево | 1 |
15 | 4 | Композиция. «Новогодние игрушки» | 1 |
16 | 5 | Коллективная работа. Проект «Я люблю тебя, Россия!» | 1 |
17 | 6 | По следам зимней сказки. | 1 |
18 | 7 | Красота и гармония общения с природой в искусстве. «Зимние забавы» | 1 |
Радуйся многоцветью весны и лета (15ч.) | |||
19 | 1 | Образ богатыря в живописи и графике. | 1 |
20 | 2 | Дымковская игрушка. | 1 |
21 | 3 | Изображение по воображению животных. Конь-огонь | 1 |
22 | 4 | Эскизы народных костюмов. «Наряд русской красавицы» | 1 |
23 | 5 | Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет. | 1 |
24 | 6 | Птицы – вестники весны | 1 |
25 | 7 | «У Лукоморья дуб зелёный …» Дерево – жизни украшение. Образ дерева в искусстве. | 1 |
26 | 8 | Рисование с натуры весенней веточки | 1 |
27 | 9 | Красуйся, красота, по цветам лазоревым. Цвет и оттенки. | 1 |
28 | 10 | В царстве радуги-дуги | 1 |
29 | 11 | Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей. | 1 |
30 | 12 | Пейзаж в живописи. | 1 |
31 | 13 | Натюрморт из овощей и фруктов | 1 |
32 | 14 | «Какого цвета страна родная?» | 1 |
33 | 15 | Наши достижения. Наши проекты «Весенняя ярмарка» | 1 |
2 класс
35 часов (1 ч в неделю)
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | кол-во часов |
В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная (11 ч) | |||
1 | 1 | Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные. | 1 |
2 | 2 | Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет. | 1 |
3 | 3 | Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы. | 1 |
4 | 4 | В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. | 1 |
5 | 5 | Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень. | 1 |
6 | 6 | Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт. | 1 |
7 | 7 | Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст. | 1 |
8 | 8 | В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров. | 1 |
9 | 9 | Красный цвет в природе и искусстве.Декоративная композиция с вариациями знаков-символов. | 1 |
10 | 10 | Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет. | 1 |
11 | 11 | Загадки белого и чёрного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрии. | 1 |
В гостях у чародейки-зимы (12 ч) | |||
12 | 1 | В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок. | 1 |
13 | 2 | Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет. | 1 |
14 | 3 | Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски. | 1 |
15 | 4 | Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция. | 1 |
16 | 5 | Храмы Древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорция, симметрия, ритм. | 1 |
17 | 6 | Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет. | 1 |
18 | 7 | Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении. | 1 |
19 | 8 | Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца. | 1 |
20 | 9 | Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок. | 1 |
21 | 10 | Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей - защитников земли Русской в искусстве. | 1 |
22 | 11 | Народный календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы: импровизация. | 1 |
23 | 12 | Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости. | 1 |
Весна-красна! Что ты нам принесла? (12 ч) | |||
24 | 1 | «А сама-то величава, выступает будто пава...» Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация. | 1 |
25-26 | 2-3 | Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки. | 2 |
27 | 4 | Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа. | 1 |
28 | 5 | Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение. | 1 |
29 | 6 | Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия | 1 |
30 | 7 | Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизации. | 1 |
31 | 8 | Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок. | 1 |
32 | 9 | Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура. | 1 |
33 | 10 | Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму. | 1 |
34 | 11 | Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. | 1 |
35 | 12 | Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит. | 1 |
3 класс
35 часов (1 ч в неделю)
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | кол-во часов |
Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (11 ч) | |||
1 | 1 | Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма. | 1 |
2 | 2 | В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства. | 1 |
3 | 3 | О чём может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства. | 1 |
4 | 4 | Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объём. | 1 |
5 | 5 | Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства. | 1 |
6 | 6 | Чуден свет — мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства. | 1 |
7 | 7 | Живописные просторы Родины. Пей- заж: пространство и цвет. | 1 |
8 | 8 | Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства. | 1 |
9 | 9 | «Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. | 1 |
10 | 10 | «То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. | 1 |
11 | 11 | Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет, пропорции. | 1 |
Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (10 ч) | |||
12 | 1 | Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объём и пропорции. | 1 |
13 | 2 | Русская зима. Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета. | 1 |
14 | 3 | Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства. | 1 |
15 | 4 | Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. | 1 |
16 | 5 | Всякая красота фантазии да умения требует. Маски — фантастические и сказочные образы, маски ряженых. | 1 |
17 | 6 | В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги. | 1 |
18 | 7 | Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма. | 1 |
19 | 8 | Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры. | 1 |
20 | 9 | «Город чудный...» Памятники архитектуры: импровизация. | 1 |
21 | 10 | Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр. | 1 |
Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (5 ч) | |||
22 | 1 | Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица. | 1 |
23 | 2 | Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет. | 1 |
24 | 3 | Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства. | 1 |
25-26 | 4-5 | Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет. | 2 |
Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (9 ч) | |||
27 | 1 | Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. | 1 |
28 | 2 | Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства. | 1 |
29 | 3 | Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм. | 1 |
30-31 | 4-5 | В весеннем небе — салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет. | 2 |
32 | 6 | Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба. | 1 |
33 | 7 | Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет. | 1 |
34 | 8 | У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства. | 1 |
35 | 9 | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект. | 1 |
4 класс
35 часов (1 ч в неделю)
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | кол-во часов |
Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч) | |||
1 | 1 | Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно. | 1 |
2 | 2 | Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень. | 1 |
3 | 3 | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет. | 1 |
4 | 4 | Цветущее дерево — символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи. | 1 |
5 | 5 | Птица — символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита. | 1 |
6 | 6 | Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок. | 1 |
7 | 7 | Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика. | 1 |
8 | 8 | Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека. | 1 |
9 | 9 | Вольный ветер — дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет. | 1 |
10 | 10 | Движение — жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий. | 1 |
11 | 11 | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция. | 1 |
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч) | |||
12 | 1 | Родословное дерево — древо жиз- ни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. | 1 |
13 | 2 | Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт. | 1 |
14 | 3 | Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет. | 1 |
15 | 4 | Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов. | 1 |
16 | 5 | Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. | 1 |
17 | 6 | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия. | 1 |
18 | 7 | Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. | 1 |
19 | 8 | Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция. | 1 |
20 | 9 | Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета. | 1 |
21 | 10 | Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. | 1 |
22 | 11 | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит. | 1 |
23 | 12 | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика. | 1 |
24 | 13 | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. | 1 |
25 | 14 | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. | 1 |
Восхитись созидательными силами природы и человека (10 ч) | |||
26 | 1 | Вода — живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно. | 1 |
27 | 2 | Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа. | 1 |
28-29 | 3-4 | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. | 2 |
30-31 | 5-6 | Всенародный праздник — День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества. | 2 |
32 | 7 | «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы. | 1 |
33-35 | 8-10 | Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...