Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 классы "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 4 классы. Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo.docx | 94.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций ЛНР по изобразительному искусству для I – IV классов (базовый уровень) (утверждена приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 г. № 483), которая служит ориентиром для разработки рабочей программы по предмету,определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2016.
Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015.
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др.- М. 2014 г.
Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. /Л.А.Неменская; под ред.Б.М.Неменского . – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013-159с.
Цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе:
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Цели изучения предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре своего народа и народов других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Цели изучения предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе:
- освоить первоначальные знания о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе :
- Овладение уч-ся знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
- Ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.
- Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного);
- Воспитание интереса и любви к искусству.
Цели изучения предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе:
- введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний , раздумий.
- формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Воспитание гражданственности патриотизма. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» во 3 классе:
- развитие художественно-образного мышления, наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни; фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме;
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями
Цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе:
- развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально- пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры Родного края, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально- нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетными направлениями художественного образования являются: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.
Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Место предмета в базисном учебном плане школы
Согласно учебному плану на изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 135 часов: в 1 классе отводится 33 часа по 1 часу в неделю (33 учебные недели); во 2 классе отводится 34 часа по 1 часу в неделю (34 учебные недели); в 3 классе отводится 34 часа по 1 часу в неделю (34 учебные недели); в 4 классе отводится 34 часа по 1 часу в неделю (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
- воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к своей Родине, прошлое и настоящее своего народа; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов всего человечества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия своего народа и народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять цель деятельности на уроке и формулировать её с помощью учителя и самостоятельно;
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализапредъявляемых заданий, образцов изделий);
- планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- Познавательные универсальные учебные действия:
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты 1 класс
Учащиеся должны знать:
- три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;
- названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
- правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
- элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;
- простейшие приёмы лепки.
Учащиеся должны уметь:
- правильно держать лист бумаги, карандаш;
- правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- применять элементы декоративного рисования.
Предметные результаты 2 класс
Учащиеся должны знать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
- основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
- простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода;
- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
- начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
- начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
- роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
- о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
- особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.
Учащиеся должны уметь:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
- использовать навыки компоновки;
- передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
- применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
- менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
- составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
- лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
- составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
Предметные результаты 3 класс:
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
- - основные виды и жанры изобразительных искусств;
- - основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- - имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- - названия наиболее крупных художественных музеев России;
- - названия известных центров народных художественных ремесел России.
должны уметь:
- - применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
- - различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- -узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
- -применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:
- - для самостоятельной творческой деятельности;
- - обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
- - оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.;
- владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Предметные результаты 4 класс
Учащиеся 4 класса должны
знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- названия наиболее крупных художественных музеев Родины;
- названия известных центров народных художественных ремесел Родины.
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой
- деятельности;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
- применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной
- творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в
- иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
- владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа,
- синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Формирование универсальных учебных действий:
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять цель деятельности на уроке и формулировать её с помощью учителя и самостоятельно;
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Основное содержание программы учебного предмета
«Изобразительное искусство»
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов | ||||
Всего | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1 | Ты изображаешь, украшаешь, строишь | 33 | 33 | |||
1.1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. | 9 | ||||
1.2 | Ты украшаешь. Знакомство с мастером Украшения. | 7 | ||||
1.3 | Ты строишь. Знакомство с мастером Постройки. | 9 | ||||
1.4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | 8 | ||||
2 | Искусство и ты | 34 | 34 | |||
2.1 | Как и чем работает художник | 8 | ||||
2.2 | Реальность и фантазия | 8 | ||||
2.3 | О чём говорит искусство | 10 | ||||
2.4 | Как говорит искусство | 8 | ||||
3 | Искусство вокруг нас | 34 | 34 | |||
3.1 | Искусство в твоём доме | 8 | ||||
3.2 | Искусство на улицах твоего города | 8 | ||||
3.3 | Художник и зрелище | 10 | ||||
3.4 | Художник и музей | 8 | ||||
4 | Каждый народ − художник ( изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей Земли) | 34 | 34 | |||
4.1 | Истоки родного искусства | 8 | ||||
4.2 | Древние города нашей Земли | 8 | ||||
4.3 | Каждый народ − художник | 10 | ||||
4.4 | Искусство объединяет народы | 8 | ||||
Всего | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 |
Содержание программы
1 класс
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 ч)
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет - основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски.
Художники и зрители.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (7 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения -мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (9 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
Содержание курса «Ты и искусство» 2 класс
Чем и как работают художники. 8 часов.Три основные краски, строящие многоцветие мира. Пять красок – все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия. 8 часов. Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство. 10 часов. Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Выражение характера человека в изображении; женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшения. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства мысли, настроение, свое отношение к миру.
Как говорит искусство. 8 часов. Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Обобщающий урок года.
Содержание учебного курса: 3 класс
Искусство в твоем доме (8 ч)
Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка.Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки".
Искусство на улицах твоего города (8 ч)
Памятники архитектуры – наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)
Художник и зрелище (10 ч)
Театральные маски. Художник в театре. Театр кукол. Театральный занавес. Афиша, плакат. Художник и цирк. Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище.
Художник и музей (8 ч)
Музеи в жизни город.Искусство, которое хранится в этих музея. Картина-пейзаж. Картина-портрет. В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Исторические картины и картины бытового жанра. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы). "Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.
Содержание учебного предмета 4 класс
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека.
Разнообразие культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания в 4-м классе.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Истоки родного искусства (8ч.) Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли (8ч.) Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ – художник (10 ч.) Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы (8ч.) От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству 1 класс
(1 час в неделю, всего 33 часа)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Приме-чание | ||
по плану | по факту | |||||
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения 9ч | ||||||
1 | 1 | Изображения всюду вокруг нас (экскурсия). | ||||
2 | 2 | Мастер Изображения учит видеть (экскурсия). | ||||
3 | 3 | Наблюдение за природой (экскурсия) | ||||
4 | 4 | В гостях у Золотой осени. В. Поленов «Осень в Абрамцеве»(экскурсия) | ||||
5 | 5 | Изображать можно пятном. | ||||
6 | 6 | Изображать можно в объеме. | ||||
7 | 7 | Изображать можно линией. | ||||
8 | 8 | Разноцветные краски. | ||||
9 | 9 | Художник и зрители. | Тема | |||
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения 7 ч | ||||||
10 | 1 | Мир полон украшений. | ||||
11 | 2 | Красоту надо уметь замечать. | ||||
12 | 3 | Узор на крыльях. | ||||
13 | 4 | Красивые рыбы. | ||||
14 | 5 | Украшение птиц. | ||||
15 | 6 | Узоры, которые создали люди. | ||||
16 | 7 | Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник. | Тема | |||
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки 9 ч | ||||||
17 | 1 | Постройки в нашей жизни. | ||||
18 | 2 | Домики, которые построила природа. | ||||
19 | 3 | Дом снаружи и внутри. | ||||
20 | 4 | Дом снаружи и внутри. | ||||
21 | 5 | Строим город. | ||||
22 | 6 | Все имеет свое строение. | ||||
23 | 7 | Постройка предметов. | ||||
24 | 8 | Город, в котором мы живем (экскурсия) | ||||
25 | 9 | Город, в котором мы живем. | Тема | |||
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу 8ч | ||||||
26 | 1 | Совместная работа трех Братьев-Мастеров. | ||||
27 | 2 | Сказочная страна. Создание панно. | ||||
28 | 3 | Сказочная страна. Создание панно. | ||||
29 | 4 | Разноцветные жуки. | ||||
30 | 5 | Весенний день | ||||
31 | 6 | Урок любования. Умение видеть(экскурсия). | ||||
32 | 7 | Времена года. | ||||
33 | 8 | Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками. | Тема |
Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству
2 класс (1 час в неделю, всего34 часа )
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Приме чание | |
по плану | по факту | ||||
Чем и как работает художник (8 ч) | |||||
1 | 1 | Три основных цвета. Изображение цветов. Работа с гуашью. | |||
2 | 2 | Пять красок – все богатство цвета и тона: - Темное и светлое. Изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождя, тумана и солнечного дня). Работа с гуашью. | |||
3 | 3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Изображение осеннего леса. | |||
4 | 4 | Выразительные возможности аппликации. Создание коврика «Осенняя земля с опавшими листьями». | |||
5 | 5 | Выразительные возможности графических материалов. Красота и выразительность линии. Изображение зимнего леса. | |||
6 | 6 | Выразительность материалов для работы в объеме. Изображение животных родного края. | |||
7 | 7 | Выразительные возможности бумаги. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»). | |||
8 | 8 | Неожиданные материалы (обобщение темы). Изображение ночного праздничного города. | Тема | ||
Реальность и фантазия (8ч) | |||||
9 | 1 | Изображение и реальность. Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома. Работа с гуашью и цветной бумагой. | |||
10 | 2 | Изображение и фантазия. Фантазия в жизни людей. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д. Работа с гуашью. | |||
11 | 3 | Украшение и реальность. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев. Работа с тушью или гуашью, мелом. | |||
12 | 4 | Украшение и фантазия. Украшение заданной формы (воротничок, кокошник, закладка для книги). | |||
13 | 5 | Постройка и реальность. Индивидуально-коллективная работа: конструирование из бумаги подводного мира. | |||
14 | 6 | Постройка и фантазия. Создание макетов фантастических зданий, конструкций «Фантастический город». Работа с бумагой. | |||
15 | 7 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | |||
16 | 8 | Постройки природы в различных состояниях (обобщение темы). | Тема | ||
О чем говорит искусство. (10ч) | |||||
17 | 1 | Изображение характера животных. | |||
18 | 2 | Изображение характера человека: женский образ. Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и мачеха и др.). | |||
19 | 3 | Изображение характера человека: мужской образ. Изображение героя сказки (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»); | |||
20 | 4 | Образ человека в скульптуре. Создание в объеме образов с ярко выраженным характером (Царевна Лебедь). Работа с пластилином. | |||
21 | 5 | Образ человека в скульптуре. | |||
22 | 6 | Изображение состояний природы по сказке (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»). | |||
23 | 7 | Выражение характера человека через украшение: Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов; | |||
24 | 8 | О чем говорят украшения. Украшение вырезанных из бумаги кокошников заданной формы и воротников. | |||
25 | 9 | О чем говорят украшения. Выражение намерений через украшение: двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа с гуашью. | |||
26 | 10 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). | Тема | ||
Как говорит искусство (8 ч) | |||||
27 | 1 | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. | |||
28 | 2 | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного: изображение пера жар-птицы. | |||
29 | 3 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение красок с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета): Изображение весенней земли. | |||
30 | 4 | Линия как средство выражения: ритм линий: Изображение весенних ручьев. | |||
31 | 5 | Ритм пятен как средство выражения: Ритмическое расположение летящих птиц (аппликация). | |||
32 | 6 | Пропорции выражают характер. Лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка и т. д. | |||
33 | 7 | Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». Работа с гуашью и бумагой. | |||
34 | 8 | Итоговый урок года. Рисование на свободную тему. | Тема |
Календарно – тематическое планирование
по изобразительному искусству 3 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Приме чания | |
по плану | по факту | ||||
1 |
1 | Искусство в твоем доме (8 часов) Твои игрушки (создание формы, роспись). | |||
2 | 2 | Твои игрушки (лепка из пластилина). | |||
3 | 3 | Посуда у тебя дома. | |||
4 | 4 | Мамин платок. | |||
5 | 5 | Обои и шторы у тебя дома. | |||
6 | 6 | Твои книжки. | |||
7 | 7 | Поздравительная открытка (декоративная закладка). | |||
8 | 8 | Труд художника для твоего дома. Обобщение темы. | Тема | ||
9 | 1 | Искусство на улицах города (8 часов) Памятники архитектуры. | |||
10 | 2 | Витрины на улицах. | |||
11 | 3 | Парки, скверы, бульвары. | |||
12 | 4 | Ажурные ограды. | |||
13 | 5 | Фонари на улицах и в парках. | |||
14 | 6 | Новогодний фонарик. | |||
15 | 7 | Удивительный транспорт. | |||
16 | 8 | Обобщение темы. Труд художника на улицах твоего города. | Тема | ||
17 | 1 | Художник и зрелище (10 часов) Художник в театре. | |||
18 | 2 | Образ театрального героя. | |||
19 | 3 | Театральные маски. | |||
20 | 4 | Театр кукол. | |||
21 | 5 | Театральный занавес. | |||
22 | 6 | Афиша и плакат. | |||
23 | 7 | Художник в цирке. | |||
24 | 8 | Театральная программа | |||
25 | 9 | Праздник в городе | |||
26 | 10 | Обобщение темы. Школьный карнавал. | Тема | ||
27 | 1 | Художник и музей (8 часов) Музеи в жизни города. | |||
28 | 2 | Картина – особый мир. Картина-пейзаж. | |||
29 | 3 | Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. | |||
30 | 4 | Картина-портрет. | |||
31 | 5 | Картины исторические и бытовые. | |||
32 | 6 | Скульптура в музее и на улице. | |||
33 | 7 | Музеи архитектуры. | |||
34 | 8 | Обобщение темы. Художественная выставка. | Тема |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Прим. | |
по плану | по факту | ||||
1 | 1 | «Истоки родного искусства» (8 ч) Пейзаж родной земли. | |||
2 | 2 | Деревня – деревянный мир. | |||
3 | 3 | Украшение деревянных построек | |||
4 | 4 | Образ традиционного русского дома | |||
5 | 5 | Образ красоты человека. Женский портрет | |||
6 | 6 | Образ красоты человека. Мужской портрет | |||
7 | 7 | Народные праздники. | |||
8 | 8 | Коллективное панно. Обобщение темы. | Тема | ||
9 | 1 | «Древние города нашей земли» (8ч) Древнерусский город крепость | |||
10 | 2 | Древние соборы. Создание макета древнерусского собора. | |||
11 | 3 | Города Русской земли. Изображение древнерусского города. | |||
12 | 4 | Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов. | |||
13 | 5 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Живописное изображение древнерусского города. | |||
14 | 6 | Узорочье теремов. Изображение интерьера теремных палат. | |||
15 | 7 | Пир в теремных палатах. | |||
16 | 8 | Обобщение темы. Изображение праздника в теремных палатах. | Тема | ||
«Каждый народ – художник» (10 ч) | |||||
17 | 1 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение японок в кимоно. | |||
18 | 2 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Создание коллективного панно. | |||
19 | 3 | Народы гор и степей. Изображение красоты гор. | |||
20 | 4 | Народы гор и степей. Изображение жизни в степи. | |||
21 | 5 | Города в пустыне.Создание образа древнего среднеазиатского города. | |||
22 | 6 | Древняя Эллада. Изображение греческого храма. | |||
23 | 7 | Древняя Эллада.Создание коллективного панно «Древнегреческий праздник» | |||
24 | 8 | Европейские города средневековья. Изображение костюма и предметов быта. | |||
25 | 9 | Европейские города средневековья. Создание панно «Площадь средневекового города». | |||
26 | 10 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы. Участие в выставке работ. | Тема | ||
27 | 1 | «Искусство объединяет народы» (8ч) Материнство. Изображение образа матери | |||
28 | 2 | Материнство. Изображение образа матери и дитя. | |||
29 | 3 | Мудрость старости.Создавать образ любимого пожилого человека. | |||
30 | 4 | Сопереживание.Создание рисунка с драматическим сюжетом. | |||
31 | 5 | Герои-защитники.Лепка эскиза памятника герою. | |||
32 | 6 | Юность и надежды.Изображение радости детства. | |||
33/ 34 | 7 8 | Искусство народов мира. Обобщение темы. Выставка работ учащихся. | Тема |
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Программы | Примерная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (I – IV классы, базовый уровень) для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики |
Учебная литература | Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2016. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др.- М. 2014 г. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. /Л.А.Неменская; под ред.Б.М.Неменского . – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013-159с. |
Дополнительная литература | Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1 -4 классы / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.; под ред. Б. М. Неменского. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 240 с. Портреты художников |
ИКТ и ЦОР | Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window -Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/ |
РАССМОТРЕНО:
на заседании
учителей МО начальных классов
Протокол№ 1
от 30.08. 2019г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора поУВР
__________ / Я.В.Огиенко /
__.__. 2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс "Школа России" составлена в соответствии с ФГОС НОО в 2012г....
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Школа России"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Школа России"
Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем....
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России"
Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем....
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс "Школа России"
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс "Школа России" соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам...
рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс Школа России ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс Школа России ФГОС...