Открытый урок ИЗО 4 класс "Японский веер" и презентация.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского 4 класс "Японский веер" и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yaponskiy_veer.docx | 20.78 КБ |
prezentatsiya_yaponskiy_veer_-4klass.pdf | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Искусство Японии. Веер.
Цель урока: Познакомить с культурой Японии. Дать представление о японском веере.
Задачи урока:
- Научить видеть черты национального японского искусства;
- Эмоционально откликаться на красоту природы Японии
- Формирование художественных знаний, умений и навыков в работе с акварелью;
- Выразить настроение, время года, состояние природы через сюжет, цвет, линию.
Оборудование: для учителя - шаблон веера для показа последовательной работы, акварель, кисти; для детей - шаблон веера, акварель, кисти. Зрительный ряд: Репродукции картин с изображением японских пейзажей; Репродукции свитков, миниатюр; Веера с изображением различных сюжетов, детские рисунки вееров; Фото японской женщины и веером; Таблица сочетания цветов, соответствующая временам года. Литературный ряд: Текст «Сказание о богине Аматерасу»; Слова - термины (матиэси, хоку, богиня Аматерасу); отрывки из японской поэзии. Музыкальный ряд: Японская народная песня - «Вишня»
План урока:
- Организационный момент Подведение к теме урока 2 мин.
- Постановка темы и цели урока 1 мин.
- Подача нового материала 8 – 10 мин.
- Первичное закрепление через показ работы учителем 2 мин.
- Практическая часть 10 мин.
- Подведение итогов и рефлексия 5 мин.
Ход урока:
- Здравствуйте ребята. Приготовьте все принадлежности для работы.
Сегодня нам предстоит путешествие в страну восходящего солнца - Японию. Мы познакомимся с культурой этой страны. (Показ СЛ.1)
Образ Японии - Мягкий, спокойный, туманный. С его необычной восточной природой. (Показ СЛ.2)
Главной чертой японского искусства было услышать и увидеть красоту в природе. В этой стране было принято любоваться разными явлениями природы: первым снегом, выпавшим на поля, осенним листопадом и конечно цветением сакуры. (Показ СЛ.3)
В Японии было очень развито декоративное искусство. В этой стране изготавливали керамику, лаковые миниатюры, свитки и конечно веера. Все это очень красиво расписывали и превращали обычные вещи в настоящие произведения искусства. (Показ СЛ.4)
- И тема нашего урока – Японский веер. Мы узнаем, кто создавал веера и как они украшались? (Показ СЛ.5)
3) Веер в жизни японцев играл большую роль, особенно у женщин. (Показ СЛ.6)
Ребята, как вы думаете для чего японским красавицам нужен был веер?
Им закрывались от солнечных лучей, отгоняли насекомых. Если не хотели здороваться, закрывали лицо веером, делая вид, что не заметили друг друга. Расписной веер - это как живописный свиток, который имеешь всегда при себе.
На что похож японский веер? ( Учитель раскрывает перед детьми шелковый веер) Дети - На пион! (Показ СЛ.7) Учитель – Вот он закрыт, его лепестки плотно прижаты друг к другу, он спит. Но вот лучи солнца скользят по нему, его лепестки раскрылись.
Распускается он, Будто радугу извергая,- Бутон пиона… Дети - Может на бабочку! Учитель - Бабочка… она порхает возле меня, вьется. (Показ СЛ.8) Смотрите села, но ветер подует и на новую ветку вспорхнет она…
Такая же легкая и изящная как шелковый веер.
Как и откуда появился веер? Существует очень красивая легенда о солнечной богине Аматерасу.
В небесном золотом дворце жила богиня Солнца - Аматерасу. Каждое утро обходила она свои владения. Так наступает день и ночь. Но однажды её братья подняли страшный шум. Пели и топали ногами. Поднялась на земле страшная гроза. Разгневалась богиня и ушла с неб в темный грот. На землю опустился вечный мрак. Как ни пытались времена года уговорить выйти богиню, ничего не получалось. И решили они перехитрить Аматерасу. Устроили они веселый праздник с песнями и танцами. Услышала богиня музыку и решила побывать на празднике. Как быть? Вдруг видит, пролетает мимо бабочка. Вот кто хорошо скроет моё лицо. Вышла она из грота и спрятала лицо, но легкий ветерок подхватил бабочку и унёс её. Все узнали Аматерасу. С тех пор люди стали пользоваться веерами. (Показ СЛ.9 -10)
Учитель: В Средневековой Японии веера расписывали городские художники, так называемые матиэси (показ терминологии). Они были искусстными мастерами. Складные веера были очень модными и популярными среди японцев. (Показ СЛ.11)
Ребята, как вы думаете, что изображали на веерах? Дети - Веера украшались различными элементами природы: птицами, цветами, бабочками, травами, ветками сакуры. Расписывая веер, художник использовал сезонные явления природы: пион и бабочки – лето, хризантема и лист клена – осень, сакура и птички - весна . (Показ СЛ.12 -15)
Учитель - Расписывая веер, художник подбирал цвета, которые подходили для того или иного времени года.
Игра – задание: Ребята, какие цвета используются для времён года? (Ответы детей сопровождаются выходом спектра на слайде) Ребята, давайте мы с вами выберем какой веер относится к зиме, к весне, к лету и осени? ( Ученик выходит и на слайде находит нужные веера) ( Показ СЛ.16)
Создатель вееров был не только художником, но и поэтом. Перед тем как расписывать веер, каждый художник сочинял маленькое стихотворение. Такое стихотворение называлось хоку. (показ терминологии)
Давайте послушаем отрывки из японской поэзии, а потом каждый поделится своими впечатлениями.
Гляжу- опавший лист Над ручьем весь день Идёшь по облакам, Опять взлетел на ветку. Ловит , ловит стрекоза И вдруг на горной тропке То бабочка была. Собственную тень. Сквозь дождь – вишневый цвет.
Японская поэзия красива и легка, как шелковый веер. ( Показ СЛ.17)
- Давайте мы попробуем создать свой маленький шедевр, под названием японский веер. И может быть, кто-то из вас напишет своё хоку.
Приступая к росписи, автор работы уже должен знать: Время года, которое он задумал. Затем, отталкиваясь от времени года, выбираем сюжет. Работу над сюжетом выполняем с учетом композиции. Выбор колорита с учетом времени года. ( Показ СЛ.18)
Детям предлагается посмотреть на ход работы (учитель показывает последовательность создания веера, комментируя и акцентируя внимание на главные задачи, форма веера изготовлена заранее). Берём широкую кисть, на влажную бумагу наноситься фон, цветовые пятна. Все действия объясняем, рассуждая вслух, демонстрируем ход своих мыслей. Нужно правильно скомпоновать ветку или стебель на листе, подумайте, где будут изображены насекомые, птицы. Наметив движение веток, определите местоположение цветов и листьев. Отложив одну кисть, беру в руки тонкую и начинаю проработку мелких деталей: листики, травинки, цветы, а может быть бабочка или птичка. Закончив с птичкой, перехожу к последним штрихам. Наношу иероглифы - стих, печать мастера. Изображение не должно быть многоцветным, брать нужно 3 цвета. Можно добавить черные линии, что даст рисунку сдержанный и изысканный тон.
Удачи вам! Юные художники! ( Показ СЛ.19)
5) Практическая работа. Работа над созданием веера. Учащиеся по заранее изготовленным формам начинают роспись веера, учитывая композицию, колорит. Работа сопровождается музыкальной композицией «Вишня» - японская народная песня.
6) Итог урока.
Детям раздаются маленькие веера – веера настроения: 3 цвета – красный (мне очень понравился урок), зеленый (мне понравилось), синий ( не понравился урок)
Ребята, а теперь давайте встанем веером и покажем свои шедевры. В конце урока работы учащихся выходят со своими украшенными веерами и верами настроения к доске.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира с презентацией на тему: "Кто такие насекомые" ( 1 класс)
Урок окружающего мира с презентацией на тему: "Кто такие насекомые" (1 класс) УМК: "Школа России"...
Открытый урок по русскому языку(презентация)
Презентация к уроку по русскому языку (орфограммы Жи-Ши ,Ча-Ща)...
Открытый урок и презентация к уроку «Три музыкальные основы» 2 класс 1 четверть итоговый урок.
Открытый урок и презентация «Три основы в музыке» К уроку по музыке 2 класс 1 четверть ( итоговый урок) (к программе «Музыка (для четырёхлетней начальной школы)» авторов Л.В.Школяр и...
Открытый урок по изобразительному искусству в 4 классе на тему «Веер как элемент культуры Японии».
По программе Неменского Б.М..Тема урока: «Веер как элемент культуры Японии».Цели урока:- узнать особенности японской национальной женской одежды;- познакомиться с историей и видами веера;- ...
Открытый урок по русскому языку(презентация)
Открытый урок по русскому языку(презентация)...
План-конспект открытого урока по математике с презентацией и тестами.
Данный онлайн урок был проведен 13 декабря 2016 года во 2 А классе. на тему "Сложение и вычитание двузначных чисел". Урок спроектирован с учетом деятельностного подхода, тщательно пр...
Открытый урок "Прощание с Азбукой" (презентация флипчарт)
Путешествие по замечательным страницам « Азбуки»...