Открытый урок по изобразительному искусству в 4 классе на тему «Веер как элемент культуры Японии».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
По программе Неменского Б.М..
Тема урока: «Веер как элемент культуры Японии».
Цели урока:
- узнать особенности японской национальной женской одежды;
- познакомиться с историей и видами веера;
- развивать память и воображение;
- развивать навыки работы в конструировании и оформлении;
- развивать фантазию.
Задача урока : ознакомить обучающихся с разнообразием функций и видов веера, научить способу изготовления веера Оги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veer_kak_element_kultury_yaponii.docx | 20.9 КБ |
veer_kak_element_kultury_yaponii.pptx | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок (2) ИЗО в 4 классе 3 четверть
Разработала Золотарева Е.К. учитель ИЗО в МОУ СОШ № 23
По программе Неменского Б.М..
Тема урока: «Веер как элемент культуры Японии».
Цели урока:
- узнать особенности японской национальной женской одежды;
- познакомиться с историей и видами веера;
- развивать память и воображение;
- развивать навыки работы в конструировании и оформлении;
- развивать фантазию.
Задача урока : ознакомить обучающихся с разнообразием функций и видов веера, научить способу изготовления веера Оги.
Форма обучения: тематическое конструирование и оформление.
Время занятия: 40 мин.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, таблица поэтапного выполнения веера, веер (примерная работа), национальная японская музыка.
Оборудование для ученика: картонные заготовки (9-10 штук полоски 20-1,5 см), проволока, бумага для ксерокса (2 листа), клей, ножницы, гуашь или акварель, кисти, баночка для воды, тряпочка, (фломастеры, блёстки и т.д.).
Структура урока:
- Организационный момент:
- Вступительная беседа;
- объяснение нового материала (компьютерная презентация);
- мини итог;
- Инструктаж к практической работе;
- Практическая работа;
- Анализ работ;
- Организационное завершение урока.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Вступительная беседа.
– (1 слайд) Сегодня на уроке мы продолжаем экскурсию по стране Япония.
(2 слайд) Давайте заглянем в гости к главной хозяйке дома, это женщина, она же и главное его украшение.
(3 слайд) Одежда японок - кимоно. Это платье халат с широкими длинными рукавами и большим роскошным бантом на спине. Особенная красота кимоно - в его росписи. Женщины расписывали их сами для себя, берегли и передавали внучкам.
(4 слайд) В кимоно японки похожи на причудливые цветы, которые качает ветер, на только что взлетевшую бабочку. За узорами платьев, движениями складок фигура кажется совсем бесплотной, а голова напоминает склонившийся от тяжести бутон на тонком стебле.
(5 слайд) Открытую изящную линию шеи венчает тяжёлая корона чёрных волос, скреплённых длинными шпильками и гребнями.
Глаза как маленькие рыбки, рот - лепесток, а высоко поднятые брови говорят о чуткости.
(6 слайд) Главным дополнением женского костюма была шпилька для волос, зонтик и веер.
(7 слайд) Но сегодня на уроке мы обратим особое внимание вееру, т.к. веер это элемент японской культуры, который играл в истории Японии особое значение.
(8 слайд) Японский веер в зависимости от вида мог выполнять различные функции:
1. в театральных постановках, когда каждый герой имел собственный веер, по которому можно было догадаться о характере персонажа;
2. в танцевальных представлениях, которые устраивали гейши, с помощью веера передававшие настроение и эмоции;
3. в светской жизни, когда веер являлся не только признаком социального статуса, но и помогал скрываться от неугодных взглядов;
4. в боевом искусстве:
- военачальники использовали веера, чтобы отдавать приказы;
- самураи и другие воины использовали веер как смертоносное оружие;
5. в ритуальных храмовых и дворцовых церемониях.
(9 слайд) Соответственно виды вееров (позаимствованные в Китае или же изобретенные в Японии) различались по способу изготовления, наносимому орнаменту, материалу:
(9-10 слайд) утива (учива)– цельное опахало овальной формы, имеющее большое количество ребер жесткости, к которым прикреплена бумага или шелк, с обеих сторон украшенный узором, с длинной деревянной ручкой. Делается он просто: берется бамбучина, половина ее длины - это ручка, половина расщепляется на спицы, затем эти спицы вкладываются между двумя листами бумаги, склеиваются - и готово. Этой методике около 1700 лет.
(11 слайд) гумбай (гунбай) - мужской учива, делался в форме крыльев бабочки. Это веер полководца. Таким веером подавали в бою сигналы. Гумбай имели жесткую конструкцию и чаще всего были пропитаны водоотталкивающим составом или лаком. Украшенные гербом соответствующего рода и кисточками, они свидетельствовали о положении военного:
(12 слайд) сэнсу – раскладывающиеся веера, состоящие из отдельных пластин или из ребер жесткости, оклеенных бумагой;
(12 слайд) тэссен – боевые веера, выполненные с сильно заостренными краями, предназначенные для фехтования, нанесения режущих ударов и отражения летящих в человека предметов;
(13 слайд) майодзи - танцевальный веер;
(14 слайд) оги (ооги)– легкие веера, имеющие несколько ребер, собирательное название для всех японских вееров в настоящее время.
3. Инструктаж к практической работе.
Предлагаю ученикам выполнить веер Оги. Показываю примерную работу (веер). Показываю и объясняю по таблице по этапам пример выполнения веера.
Задание: выполнить конструкцию веера с последующей его росписью.
4. Практическая работа.
В течении практической работы я показываю по этапам выполнение веера, ученики выполняют за мной. Затем самостоятельно делают оформление веера (нанесение рисунка).
Играет национальная традиционная японская музыка (флейта).
5. Анализ работ.
Экспресс- выставка работ (3-6 раб).
Анализ работ:
- правильность и аккуратность сконструированного веера,
- композиционное размещение рисунка, интересно выбранный сюжет,
- цветовая гамма,
- аккуратность выполнения в целом.
Оценка работ.
6. Организационное завершение урока.
Домашнее задание. Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Женщина – главная хозяйка дома, и его украшение.
Кимоно - платье халат с широкими длинными рукавами и большим роскошным бантом на спине.
Веер – это элемент японской культуры
- Говорит о характере персонажа; - Передаёт настроение и эмоции; - Признак социального статуса, помогает скрыться от неугодных взглядов; - Отдача приказов; - Смертоно сное оружие; - Ритуальные и храмовые церемонии Функции японского веера:
Виды вееров: цельное опахало овальной формы, имеющее большое количество ребер жесткости, к которым прикреплена бумага или шёлк, с обеих сторон украшен узором, с длинной деревянной ручкой. Утива
Гумбай Мужской учива, делался в форме крыльев бабочки. Это веер полководца. - Таким веером подавали в бою сигналы.
Сэнсу раскладывающиеся веера, состоящие из отдельных пластин или из рёбер жёсткости, оклеенных бумагой: Тэссен Боевой веер, с сильно заострёнными краями, предназначенный для фехтования.
Майодзи - танцевальный веер.
Оги - Лёгкий веер, имеющий несколько рёбер, собирательное название для всех японских вееров в настоящее время.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация изобразительного искусства 3 класс на тему "Одуванчик"
Презентация может быть использована учителем на уроке рисования не только в 3 классе. На слайдах поэтапная работа по теме....
Урок-презентация изобразительного искусства 3 класс на тему "Паучок"
Урок можно интегрировать с окружающим миром, с уроком технологии. Работа не сложная, поэтому дети 2 класса тоже вполне смогут справиться....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого урока по изобразительному искусству. 1 класс. Тема урока: «В гостях у сказки»
Провести обобщение по теме изобразительного искусства «В мире сказок"; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительног...
Конспект урока по изобразительному искусству 4 класс на тему "Древняя Эллада"
Конспект урока ИЗО 4 класс...
Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс на тему: "Музей в жизни города"
Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс, учебник Б. М. Неменского на тему: «Музей в жизни города»...
Конспект урока по изобразительному искусству 4 класс на тему "Художественная культура Японии. Образ и костюм человека. Кимоно."
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о национальном японским костюме и национальном идеале красоты японцев.Планируемые результатыПредметные:-знать художественную к...
Открытый урок по изобразительному искусству 3 класс
Цели: ознакомить с понятием «иллюстрация», творчеством художников-иллюстраторов; обучить умению простейшими средствами передавать основные события сказки; развивать умение сопереживат...