Открытый урок по изобразительному искусству в 4 классе на тему «Веер как элемент культуры Японии».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Золотарева Екатерина Константиновна

По программе Неменского Б.М..

Тема урока: «Веер как элемент культуры Японии».

Цели урока:

узнать особенности японской  национальной женской одежды;

- познакомиться с историей и видами веера;

- развивать память и воображение;

- развивать навыки работы в конструировании и оформлении;

- развивать фантазию.

Задача урока : ознакомить обучающихся с разнообразием функций и видов веера,  научить способу изготовления веера Оги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veer_kak_element_kultury_yaponii.docx20.9 КБ
Файл veer_kak_element_kultury_yaponii.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Урок (2) ИЗО в 4 классе 3 четверть

 

Разработала Золотарева Е.К. учитель ИЗО в МОУ СОШ № 23

По программе Неменского Б.М..

Тема урока: «Веер как элемент культуры Японии». 

Цели урока:

  • узнать особенности японской  национальной женской одежды;
  • познакомиться с историей и видами веера;
  • развивать память и воображение;
  • развивать навыки работы в конструировании и оформлении;
  • развивать фантазию.

Задача урока : ознакомить обучающихся с разнообразием функций и видов веера,  научить способу изготовления веера Оги.

Форма обучения: тематическое конструирование и оформление.

Время занятия: 40 мин.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, таблица поэтапного выполнения веера, веер (примерная работа), национальная японская музыка.

Оборудование для ученика: картонные заготовки (9-10 штук полоски 20-1,5 см), проволока, бумага для ксерокса (2 листа), клей, ножницы, гуашь или акварель, кисти, баночка для воды, тряпочка, (фломастеры, блёстки и т.д.).

Структура урока:

  1. Организационный момент:
  2. Вступительная беседа;
  • объяснение нового материала (компьютерная презентация);
  • мини итог;
  1. Инструктаж к практической работе;
  2. Практическая работа;
  3. Анализ работ;
  4. Организационное завершение урока.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  1. Вступительная беседа.

–  (1 слайд) Сегодня на уроке мы продолжаем экскурсию по стране Япония.

(2 слайд) Давайте заглянем в гости к главной хозяйке дома, это женщина, она же и главное его украшение.

(3 слайд) Одежда японок - кимоно. Это платье халат с широкими длинными рукавами и большим роскошным бантом на спине. Особенная красота кимоно - в его росписи. Женщины расписывали их сами для себя, берегли и передавали внучкам.

(4 слайд) В кимоно японки похожи на причудливые цветы, которые качает ветер, на только что взлетевшую бабочку. За узорами платьев, движениями складок фигура кажется совсем бесплотной, а голова напоминает склонившийся от тяжести бутон на тонком стебле.

(5 слайд) Открытую изящную линию шеи венчает тяжёлая корона чёрных волос, скреплённых длинными шпильками и гребнями.

Глаза как маленькие рыбки, рот - лепесток, а высоко поднятые брови говорят о чуткости.

 (6 слайд) Главным дополнением женского костюма была шпилька для волос, зонтик и веер.

(7 слайд) Но сегодня на уроке мы обратим особое внимание вееру, т.к. веер это элемент японской культуры, который играл в истории Японии особое значение.

(8 слайд) Японский веер в зависимости от вида мог выполнять различные функции:

1. в театральных постановках, когда каждый герой имел собственный веер, по которому можно было догадаться о характере персонажа;

2. в танцевальных представлениях, которые устраивали гейши, с помощью веера передававшие настроение и эмоции;

3. в светской жизни, когда веер являлся не только признаком социального статуса, но и помогал скрываться от неугодных взглядов;

4. в боевом искусстве:

- военачальники использовали веера, чтобы отдавать приказы;

- самураи и другие воины использовали веер как смертоносное оружие;

5. в ритуальных храмовых и дворцовых церемониях.

 (9 слайд) Соответственно виды вееров (позаимствованные в Китае или же изобретенные в Японии) различались по способу изготовления, наносимому орнаменту, материалу:

(9-10 слайд)  утива (учива)– цельное опахало овальной формы, имеющее большое количество ребер жесткости, к которым прикреплена бумага или шелк, с обеих сторон украшенный узором, с длинной деревянной ручкой. Делается он просто: берется бамбучина, половина ее длины - это ручка, половина расщепляется на спицы, затем эти спицы вкладываются между двумя листами бумаги, склеиваются - и готово. Этой методике около 1700 лет.

(11 слайд)  гумбай (гунбай) - мужской учива, делался в форме крыльев бабочки. Это веер полководца. Таким веером подавали в бою сигналы. Гумбай имели жесткую конструкцию и чаще всего были пропитаны водоотталкивающим составом или лаком. Украшенные гербом соответствующего рода и кисточками, они свидетельствовали о положении военного:

(12 слайд) сэнсу – раскладывающиеся веера, состоящие из отдельных пластин или из ребер жесткости, оклеенных бумагой;

(12 слайд)  тэссен – боевые веера, выполненные с сильно заостренными краями, предназначенные для фехтования, нанесения режущих ударов и отражения летящих в человека предметов;

(13 слайд)  майодзи - танцевальный веер;

(14 слайд)  оги (ооги)– легкие веера, имеющие несколько ребер, собирательное название для всех японских вееров в настоящее время.

3. Инструктаж к практической работе.

Предлагаю ученикам выполнить веер Оги. Показываю примерную работу (веер). Показываю и объясняю по таблице по этапам пример выполнения веера.

Задание: выполнить конструкцию веера с последующей его росписью.

4. Практическая работа.

В течении практической работы я показываю по этапам выполнение веера, ученики выполняют за мной. Затем самостоятельно делают оформление веера (нанесение рисунка).

Играет национальная традиционная японская музыка (флейта).

5. Анализ работ.

Экспресс- выставка работ (3-6 раб).

Анализ работ:

 - правильность и аккуратность сконструированного веера,

- композиционное размещение рисунка, интересно выбранный сюжет,

- цветовая гамма,

- аккуратность выполнения в целом.

Оценка работ.

6. Организационное завершение урока.

Домашнее задание. Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Япония – Страна Восходящего солнца

Слайд 2

Женщина – главная хозяйка дома, и его украшение.

Слайд 3

Кимоно - платье халат с широкими длинными рукавами и большим роскошным бантом на спине.

Слайд 7

Веер – это элемент японской культуры

Слайд 8

- Говорит о характере персонажа; - Передаёт настроение и эмоции; - Признак социального статуса, помогает скрыться от неугодных взглядов; - Отдача приказов; - Смертоно сное оружие; - Ритуальные и храмовые церемонии Функции японского веера:

Слайд 9

Виды вееров: цельное опахало овальной формы, имеющее большое количество ребер жесткости, к которым прикреплена бумага или шёлк, с обеих сторон украшен узором, с длинной деревянной ручкой. Утива

Слайд 11

Гумбай Мужской учива, делался в форме крыльев бабочки. Это веер полководца. - Таким веером подавали в бою сигналы.

Слайд 12

Сэнсу раскладывающиеся веера, состоящие из отдельных пластин или из рёбер жёсткости, оклеенных бумагой: Тэссен Боевой веер, с сильно заострёнными краями, предназначенный для фехтования.

Слайд 13

Майодзи - танцевальный веер.

Слайд 14

Оги - Лёгкий веер, имеющий несколько рёбер, собирательное название для всех японских вееров в настоящее время.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация изобразительного искусства 3 класс на тему "Одуванчик"

Презентация может быть использована учителем на уроке рисования не только в 3 классе. На слайдах поэтапная работа по теме....

Урок-презентация изобразительного искусства 3 класс на тему "Паучок"

Урок можно интегрировать с окружающим миром, с уроком технологии. Работа не сложная, поэтому дети 2 класса тоже вполне смогут справиться....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого урока по изобразительному искусству. 1 класс. Тема урока: «В гостях у сказки»

Провести обобщение по теме изобразительного искусства «В мире сказок"; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительног...

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс на тему: "Музей в жизни города"

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс, учебник Б. М. Неменского на тему: «Музей в жизни города»...

Конспект урока по изобразительному искусству 4 класс на тему "Художественная культура Японии. Образ и костюм человека. Кимоно."

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о национальном японским костюме и национальном идеале красоты японцев.Планируемые результатыПредметные:-знать художественную к...

Открытый урок по изобразительному искусству 3 класс

Цели: ознакомить с понятием «иллюстрация», творчеством художников-иллюстраторов; обучить умению простейшими средствами передавать основные события сказки; развивать умение сопереживат...