Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс ПНШ
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;
в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира;
в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору
в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся:
получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;
узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;
определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;
интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;
имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства;
применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.
Особенности организации контроля по обучению грамоте
Особенностью организации контроля по предметам «изобразительное искусство» и «технология» является их направленность на практический результат (рисунок, поделка и пр.) следовательно, контролю и оценке подвергается практическая работа на уроке, что и являестся формой контроля на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo.docx | 49.79 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛБНОМУ ИСКУССТВУ
4 КЛАСС
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;
в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира;
в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору
в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся:
получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;
узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;
определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;
интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;
имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства;
применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.
Особенности организации контроля по обучению грамоте
Особенностью организации контроля по предметам «изобразительное искусство» и «технология» является их направленность на практический результат (рисунок, поделка и пр.) следовательно, контролю и оценке подвергается практическая работа на уроке, что и являестся формой контроля на уроке.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
4 класс (34 ч)
Раздел 1. Художественный мир, сотворенный по законам сказки (1 ч)
(повторение и углубление предыдущего материала)
Искусство и художественное творчество в культурном развитии человечества. Функции искусства: искусство формирует эстетическое восприятие мира; искусство – одна из форм познания окружающего мира; искусство является универсальным способом общения; искусство воплощает в зримых образах идеи религии и власти, прославляет и увековечивает правителей и героев; искусство способно внушать определенные идеи; искусство в состоянии пробудить чувства и сознание, оно способно к пророчеству; искусство придает каждому городу свое собственное лицо, запечатленное в памятниках его архитектуры,
в специфике современной планировки и строительства.
Сюжеты жизни и сюжеты сказки. Средства художественной выразительности (1 ч).
Сказочные сюжеты в произведениях русских художников. Их смысл и обучающее значение. Виды искусства и их отражение в различных формах художественно-творческого освоения мира. Временные и пространственные искусства. Произведения изобразительного искусства, посвященные темам реальной жизни. О чем рассказывают эти произведения? Общее и особенное в сказочных сюжетах и событиях реальной жизни, воспроизведенных художниками (на примере картин Б. Неменского «Тишина», М. Шагала «Купание ребенка», Т. Яблонской «Хлеб», В. Васнецова «После побоища», В. Перова «Тройка»). Построение любого произведения искусства (литературного, музыкального, изобразительного) на конфликте двух противоположностей. В сказке это: начало пути – конец пути, живая вода – мертвая вода, налево пойти или направо, верхний небесный мир – нижний подземный или подводный мир, светлые помыслы – черные мысли и т.п. Восприятие каждой пары противопоставлений как хорошее – плохое. Понятия (в жизни): добро – зло, верх – низ, прошлое – будущее, лево – право и т.д. Рождение сказки из реальной жизни. Произведения изобразительного искусства созданы художниками тоже на основе наблюдения реальной жизни.
Художественная деятельность. Закрасить пятна цветами, соответствующими чувствам, которые выражают данные слова (цветные карандаши или восковые мелки). Пофантазировать и рассказать, что находится между крайними полюсами. Изображение художниками разных явлений окружающего мира. Использование средств художественной выразительности для раскрытия замысла художественного произведения (композиция, ритм, колорит, характер линий, формы предметов, местоположение героев и их костюмы, фон). Сочетание цветов в картине называется колоритом. В произведении изобразительного искусства художник в зависимости от замысла «сталкивает» противоположные цвета, линии, формы для того, чтобы создать выразительный образ. Сравнение или противопоставление в картине: маленького и большого, высокого и низкого, света и тени. Натюрморт –изображение предметов, цветов, фруктов, овощей. Пейзаж –изображение природы.
Художественная деятельность. 1. Сравнить и описать колорит картин и иллюстраций, рассказывающих о светлых, радостных и о страшных, трагических событиях. Слова для справки: темный – светлый, тяжелый – легкий, нежный – грубый, тонкий – массивный, свет – тень, большой – маленький, близко – далеко, широкий – узкий, земля – воздух, прямой – согнутый, черный – белый, мягкий – резкий.
2. Создать выразительный образ осени, используя контрасты (гуашь, пастель).
Раскрытие образа героя с помощью окружающей среды (1 ч). Использование пейзажа для раскрытия состояния и помыслов персонажей картины (М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею», В. Васнецов иллюстрация к поэме А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»). Сравнить характер природы, окружающей героев. Определить, какое она создает настроение, как образы героев вписываются в пространство; художник сравнивает или противопоставляет героев, изображает начало или конец пути; какой путь будет у героев – долгий или короткий, трудный или легкий, светлый или мрачный.
Раздел 2. Ожившие стихии (7 ч)
Ожившие стихии (1 ч). Стихия – это среда, которая не зависит от человека. Основные природные стихии – земля, огонь, воздух, вода. Понимание людьми с давних пор важности стихий для жизни человека. Мифы, а вслед за ними и сказки, посвященные стихиям. Древние символы, обозначающие стихии. Стихии
в картинах художников И. Левитана, И. Айвазовского, Н. Рериха.
Помощь пейзажа в раскрытии величия и трагизма события (на примере фрагмента картины А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского»). Стихии, встретившиеся в картине. Смысл и значение древнего декора с символикой стихий.
Художественная деятельность. 1. Передать цветом одну из основных природных стихий (гуашь или пастель).
2. Создать декоративную композицию, в которой сойдутся все четыре стихии.
Образ земли в искусстве (1 ч). Почтение человека к земле. Соотнесение образа земли в искусстве с представлениями о родной земле, родном крае, Родине. Соотнесение образа земли в поэзии и в изобразительном искусстве. Многозначность значений земли в искусстве: прочная, твердая и непоколебимая опора; пространство, располагающееся вокруг, – спереди и сзади, слева и справа и расходящееся на четыре стороны – север, юг, запад и восток. Ассоциация земли с фигурой прямоугольника или квадрата. Качества, свойственные прямоугольнику, их соответствие представлениям древних о качествах земли. Качества, свойственные земле в представлении древних, – твердость, постоянство, надежность, уверенность.
Земля – символ плодородия и богатства во многих мифах мира. Образ Земли как Матери-кормилицы в представлениях древних. Земля – символ трудолюбия, учит, что любые преграды можно снести упорным несгибаемым трудом. Земля – символ жизни, здравого смысла, стабильности, веры в настоящее и в
традиции. Слово «земля» синоним слова «мир».
Художественная деятельность. Нарисовать любой предмет: яблоко или грушу, кувшин или животное. Украсить его в декоративной манере символами земли (роллер или аппликация).
Ключ земли – сказы Бажова (2 ч). Связь древних обрядов с землей. Уральский сказочник П. Бажов и его герои. Волшебный Ключ земли, способный открыть людям светлые перемены в жизни. Ключ – символ открытия тайн, нового знания и мудрости. Сказки, в которых ключ играет решающее значение («Буратино,
или Золотой ключик», «Королевство кривых зеркал» и др.). Зависимость формы и декора ключа в сказке от его предназначения.
Художественная деятельность. 1. Украсить ключи разной формы и предназначения.
2. Создать образ волшебного Ключа земли.
Образ воздуха в искусстве (1 ч). Связь воздуха с восприятием неба. Величественность, огромность и недосягаемость воздушной стихии. Небо – источник влаги и тепла: держатель светящего и греющего солнца, податель воды, поящей все живое. Поклонение небу, ожидание от него помощи или наказания. Страх перед небом. Небо в мифах – место обитания милостивых и карающих богов. Мать-Земля, Небо-отец в представлении древних. Противопоставление воздуха земле, наделение его противоположными качествами. Олицетворение воздухом движения, стремления к открытию нового (знаний, возможностей); непредсказуемость. Царство ветров в мифах – это священный центр воздуха. Воздух – символ свободы и перемен, воображения и полета фантазии. Связь со стихией воздуха воздушных замков – символа прекрасной, недосягаемой мечты. Воздух в сказках – среда обитания сказочных существ: эльфов, сильфид и фей. Символы воздуха в искусстве – птицы, облака, крылья, воздушный змей или легкие эльфы. Отождествление воздуха в древних народных верованиях с дыханием или порывом ветра. Значение воздушной стихии (ветра) в сказке А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Изображение эмоционально выразительных состояний природы (Н. Рерих «Небесный бой», И. Левитан «Над вечным покоем», У. Тернер «Метель», А. Рылов «В голубом просторе» и др.).
Художественная деятельность. 1. Выполнить упражнения: изобразить порыв ветра разными художественными материалами: роллером, пастелью, гуашью.
2. Создать портрет Ветра (доброго или злого, нежного и ласкового или могучего и разрушительного).
3. Передать в воздушной стихии эмоционально выразительное состояние природы (гуашь).
Образ огня в искусстве (1 ч). Завораживающее впечатление от горящего пламени, костра или свечи. Огонь – символ власти и победы света и жизни над мраком и смертью. Огонь – с древнейших времен священное явление для человека. Значение огня и света в жизни человека и природы. Символика огня – треугольник, направленный острием вверх; пламя, факел, солнечные лучи. Огонь – союзник человека. Горящий очаг – символ семейного благополучия. Огонь – символ справедливости, праведного гнева, который может покарать виновного и обогреть нуждающегося. Огненный меч – символ справедливости, карающий тех,
кто сеет мрак. Огонь – враг человека. Огонь как символ зла, коварства и жестокости. Он наделен хитростью и безграничной силой, нещадит никого, пожирая и превращая в пепел все, что находится на его пути. Огненная карающая безжалостная бездна – ад – в мифах многих народов. Образ древнегреческого героя мифа – Прометея, добывшего огонь для людей и жестоко наказанного за это богами. Прометей – символ героического несения света, истины, открытия людям нового знания. Вместе с огнем к людям пришли сокровенные знания, скрываемые богами. Образ Прометея воплощает смелость и мужество, любовь к свободе и к людям. Все искусства – дар Прометея человечеству. Ежегодные празднества в древних Афинах в честь Прометея. Традиция зажигать на празднике факел. Олимпийские игры и Олимпийский огонь. Образ Прометея в произведениях поэтов и художников, скульпторов и композиторов.
Художественная деятельность. Создать образ огня – друга или врага человека.
Образ воды в искусстве (1 ч). Предания многих народов о том, что мир создавался из темной воды – символа первозданного хаоса. Двойственность воды по своему значению: океаны, моря, быстроводные реки с неизведанными омутами и порогами, озера и пруды несут пользу, но и таят опасность для человека. Враждебность воды, стихийные бедствия. Коварность и непостоянство воды, переменчивость, способность принимать форму сосуда, легко обтекать препятствия, но при этом самой не изменяться. Тайна воды: ее видимая мягкость и податливость скрывают упорство и силу. Народная мудрость: «Капля камень точит».
Образ потока – символ трудностей и непреодолимых преград. Спокойная текущая вода – ≪живая вода≫, символ неумолимого хода времени, невозможности его вернуть. Река – символ забвения. Разделение рекой в мифологии многих народов мира живых и мира умерших. Вода – источник жизни, невозможность живым
существам жить без воды. Вода – символ обновления, очищения, здоровья, долголетия. Реки и ручьи в мифах славян – это сосуды, по которым течет кровь Земли. В христианстве чистая вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Символ воды, водной стихии – трезубец
бога морей Посейдона. Древнее изображение воды – волнистая линия. Символы Солнца, Земли и Воды («косички», «змейки») в деревянной резьбе, украшающей избу.
Художественная деятельность. 1. Поупражняться в рисовании волн так, как это делали в русской иконе и как рисуют художники Палеха. 2. Создать образ волны: грозной и беспощадной или спокойной и ласковой.
Раздел 3. Героические образы Древней Греции (3 ч)
В основе греческой культуры, как и любой другой, лежат мифы и легенды о богах и героях. Культура Древней Греции – одна из самых замечательных в истории человечества. Эпоха античности. Значение культуры Древней Греции для развития последующей культуры Европы: театр, математика, спортивные состязания, мифология, храмы, скульптура, новый взгляд на человека. Жизнь, мечты и героические подвиги народа в мифологии античности. Греческие боги Зевс, Посейдон, Аид и таинственные силы природы.
Образ природы и построек Древней Греции (1 ч). Архитектура – это искусство проектирования и строительства зданий.
Храмы Древней Греции. Главный храм Афинского Акрополя – Парфенон – вершина античной архитектуры. Акрополь – возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города.
Художественная деятельность. Начать работу над композицией на тему греческой культуры. Работу можно выполнять коллективно, по парам или индивидуально. Написать пейзаж Древней Греции, поместить в него постройки. На следующих уроках эта работа станет фоном для композиции.
Театр в Древней Греции (1 ч). Одним из величайших открытий греческой культуры был театр. Амфитеатр. Особенности греческого театра. Рождение греческого театра из древнего ритуала, посвященного богу виноделия Дионису – символу умирающей и возрождающейся природы. Красочное зрелище праздника, торжественная процессия, состязания драматургов, поэтов, хоров. Трагедия – спектакль с печальным концом. Комедия – веселое, смешное представление. Костюм и маска актера. Передача с помощью маски характера или настроения персонажа: хохота, горести, испуга, умиротворения. Значение цвета маски: багровый означал раздраженного человека, рыжий – хитрого и коварного. Двойные маски с разными выражениями лица. Античные маски. Использование масок в более поздние эпохи.
Художественная деятельность. Сделать маску для себя или для друга (бумага белая и цветная).
Образ человека Древней Греции (1 ч). Человек наряду с богами – центральная фигура изобразительного искусства. Основные качества достойного человека – мужество, отвага, доблесть, решительность – черты, способные подчеркнуть в нем в первую очередь гражданина – защитника своей страны.
Лучшие черты характера человека облачены в прекрасную, гармоничную форму – физически развитое, сильное, соразмерное тело. Искусство скульптуры. Образы скульптуры. Выражение свободолюбивого духа греков в соразмерности мира и человека. Образы богов и людей в искусстве Древней Греции. Одежда человека Древней Греции: хитон и гиматий. Хитон – мужская и женская нижняя одежда наподобие рубашки, чаще без рукавов. Гиматий – верхняя мужская и женская одежда. Сравнение образов античной архитектуры и человека.
Художественная деятельность. Создать образ гражданина Древней Греции (гуашь или пастель).
Раздел 4. Одухотворенные образы Средневековья (10 ч)
Величественные соборы и неприступные замки (2 ч).
Образ Великого Бога – милостивого и карающего, знающего все о каждом человеке и воздающего по заслугам – в центре культуры и искусства Европы в Средние века. Строительство града Божьего на Земле. Возвышенные представления людей о Космосе и величественные, устремленные к небу соборы, воплотившие идеалы эпохи. Переплетение реальности и фантазии в искусстве готики. Значение эмоций человека. Искусство дарит человеку ощущение просветленной радости, покоя и умиления или заставляет страдать, испытывать чувство страха и безысходности. Украшение соборов фигурами святых или жутких чудовищ, словно только что вышедших из страшной сказки. Культура средневековой Европы получила
название «готика». Возвышение готического собора над центральной частью города. Образ готического собора. Неприступные, мощные замки-крепости, в которых жили семьи рыцарей.
Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу. Сделать макет средневекового замка. Использовать картон, бумагу и разные подручные материалы. Предварительно нарисовать план замка.
Образы мифологических персонажей в искусстве (1 ч).
Декоративное оформление соборов и его воспитательная роль.
Архитектурный облик собора и скульптурные образы святых, символические образы чудовищ: чертей и обезьян, химер, горгулий и пр. Народные сказания и образы чудовищ в живописи Средневековья. Сочетания в одном образе зверя и человека, рогатых коней и птиц на звериных лапах, монстров.
Художественная деятельность. Создать в объеме образ фантастического существа, напоминающего персонажей средневековой мифологии (пластилин, скульптурная масса, глина).
Образ человека в искусстве эпохи (1 ч). Многочисленные скульптуры персонажей Священного Писания, святых, королей при входе в готический храм. Создание ими огромного эмоционального напряжения. Устремленность вверх формы зданий и вытянутых фигур святых как призыв человека забыть о земных невзгодах и устремиться душой ввысь, к Богу. Устремленность в образе человека к возвышенному и недосягаемому небу. Яркие цветные витражи на окнах готических соборов. Витраж – это орнамент или декоративная композиция, созданная из кусочков цветного стекла. Декоративные орнаменты и композиции с фигурами людей в витражах.
Вертикаль – знак эпохи Средневековья, она подчиняет себе не только архитектуру, но и костюм, обувь, все прикладное и станковое искусство. Внешний вид человека, его соответствие главной идее времени. Высокие головные уборы конусообразной формы. Остроугольной формы костюмы и завышенная линия талии, придающие женской фигуре стройность и утонченность, удлинение пропорций. Силуэт наполняется движением так же, как силуэт готического храма.
Художественная деятельность. Создать образ человека Средневековья. В его облике должна быть видна тяга ввысь, устремленность к небу, к Богу.
Знаки и символы времени (1 ч). Человек живет в мире знаков. Знаками являются буквы и цифры, музыкальные ноты и эмблемы, гербы стран и народов, флаги и шахматные фигуры, ордена и медали. Знаки помогают человеку лучше понимать окружающий мир и ориентироваться в нем. Знаки дорожного движения, знаки зодиака. Знаки разных наук и искусств.
Художественная деятельность. Посмотреть, как выглядят знаки зодиака, и нарисовать свой знак зодиака.
Родовой герб над входом в замок. Символика цвета (2 ч). Вера древних людей в неразрывную связь знака и предмета, который обозначает знак. Рисунки на стенах пещер знаков животных и проведение ритуала охоты. Вера, что если во время ритуала «убит» знак зверя, охота будет удачной. Изображения, которые можно рассматривать как знак и как символ. Древнейшие знаки и символы – основа развития письменности.
Знак Средневековья – вертикаль, передающая общий строй архитектуры, одежды, предметов. Рождение в ХI в. яркого, образного языка геральдики. Геральдика – это одновременно наука о правилах составления и искусство художественного оформления герба. Герб как отличительный знак в Средние века. Украшение гербами знамен, городских построек, карет и щитов рыцарей, одежды господ и их слуг. Соответствие изображения на гербе роду занятий, характеру, устремлениям их владельцев. Язык геральдики раскрывает смысл многих средневековых изображений. Смысл изображений: лев – сила, власть, царственность; ворон – мудрость и долголетие; орел – возвышенность духа, благородство и прозорливость; волк – бесстрашие; собака – преданность; птица феникс – бессмертие и возрождение; мех горностая – чистота и королевское достоинство. Формы гербов. Изображения и цвета герба. Общее в построении разных гербов. Герб может иметь простую или сложную композицию. Простые и сложные композиции гербов. Этапы работы над гербом. Знак Венеры – женское начало. Знак Марса – мужское начало.
Художественная деятельность. 1. Расшифровать смысл изображений на гербе. 2. Создать свой герб или герб своей семьи. Знаками показать, что особенно важно для семьи. Значение цвета в гербах и в живописи Средних веков. Важность для рыцарей языка геральдики. Язык геральдики в турнирных рыцарских доспехах. Рыцарские турниры – боевые состязания, облеченные в праздничную форму. Изображение герба на щите каждого рыцаря.
Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу. Создать композицию на тему средневекового праздника – карнавала или рыцарского турнира. Фоном может служить замок или городская площадь.
Образы средневековых сказок. Спящая красавица. Таинственный замок (1 ч). Образы сказки Шарля Перро «Спящая красавица». Иллюстрации к сказке «Спящая красавица» (А. Зик, Э. Булатов, О. Васильев и др.). Черты средневековой культуры в иллюстрациях к сказке «Спящая красавица». Старинный французский замок Юссе – прообраз замка из сказки. Мощные стены и башни, высокие конусообразные крыши, острые
шпили, маленькие таинственные окошки.
Художественная деятельность. Создать изображение таинственного заколдованного замка в технике граттаж.
Образ времени в сказках (2 ч). Течение времени в сказках: «жили старик со старухой тридцать лет и три года…»; «долго ли, коротко ли…»; «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; «ночь простоять, да день продержаться». Часы как символ идущего, навсегда проходящего времени и даже жизни.
Солнечные часы. Песочные часы. Пословицы о времени. Смысл часов на картинах художников. Натюрморты голландских художников. Роль часов в сказках. Иллюстрации к сказке Шарля Перро «Золушка». Образ Золушки в иллюстрациях разных художников.
Бег времени на эскизах декораций. Оформление спектакля. Подготовительная работа художника: эскизы костюмов героев, эскизы и макеты декораций.
Художественная деятельность. Выполнить эскиз и макет декорации к сказке. Подумать, как можно показать на сцене ход времени. Для макета сцены использовать картонную коробку.
Раздел 5. Сказочные образы Востока (12 ч)
Путешествие в чудесный мир волшебных сказок народов Востока. Символы сказок Востока. Символические образы героев сказок – важные коварные султаны, бедные смекалистые рыбаки, хитрые торговцы, мудрые женщины, звери и птицы. Особые черты искусства каждой страны Востока (Турция, Иран, Индия, Корея, Китай, Япония). Отражение в искусстве сложившегося веками уклада жизни, понимания красоты человека и его гармонии с окружающим миром. Вековая мудрость Востока, сокрытая в искусстве. Значение жаркого, засушливого климата для характера искусства стран Востока.
Роскошные образы арабского мира. Образ природы (1 ч).
Собрание старинных арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Образы сказок «Волшебная лампа Аладдина», «Али-Баба и сорок разбойников», «Рассказ о царевиче и семи визирях», «Сказка о Синдбаде-мореходе» и др. Отражение в сказках культуры многих стран Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки.
Разнообразие природы Востока. Цветущие сады при роскошных дворцах, узкие глинобитные улочки в бедных районах города, испепеляющая жаром пустыня, штормовые волны моря, мрачные подземелья, пещеры. Краски и цветовые сочетания в природе Востока. Обобщенные образы Востока в живописи художника М. Сарьяна.
Художественная деятельность. 1. Выполнить упражнения на сочетание: а) теплых и холодных цветов; б) дополнительных цветов.
2. Создать образ природы Востока: цветущий сад или высохшая пустыня, высокие горы или морские просторы. Передать колорит Востока так, как это удалось сделать М. Сарьяну (гуашь, пастель, аппликация).
Архитектура (1 ч). Голубая мечеть в Стамбуле – одно из самых красивых сооружений восточного мира. Богатство декора архитектурных сооружений Востока. Геометрический и растительный орнамент изразцов. Мечеть – мусульманский храм. Высокие башни – колокольни по углам мечети – минареты. Медресе – религиозное учебное заведение.
Художественная деятельность. Создать обобщенный образ храмовой архитектуры Востока в технике аппликации. Создать орнамент в восточном стиле декоративной решетки или изразца (для изразца – аппликация из голубой, белой, желтой или ко-
ричневой бумаги; для решетки – черная бумага, белый карандаш (роллер серебряного или золотого цвета)).
Художественное оформление волшебных предметов (1 ч).
Представления людей арабского Востока во многом определялись мифологией. Образы мифологии: джинны-демоны, сотворенные из огня. Фантастические возможности джиннов: умели летать, пробираться глубоко под землю и воду, становиться невидимыми, превращаться в людей, зверей, птиц и растения. Местом их обитания могли служить волшебная лампа, закупоренная бутылка или древний кувшин. Джинн – защитник, помощник и джинн – враг. Защитный амулет Востока «Ладонь Фатимы» или «Рука Фатимы».
Художественная деятельность. 1. Изобразить волшебную лампу или кувшин, в котором мог бы обитать джинн. Показать по внешнему виду «жилища» джинна, добрый он или злой (гуашь, пастель или восковые мелки).
2. Создать волшебный амулет в форме «Ладони Фатимы». Вырезать его из бумаги, а затем заполнить различными узорами или слепить из пластической массы (соленого теста) и после просушки раскрасить.
Образ человека в искусстве Арабского Востока (1 ч).
Богатые фольклорные традиции, создающие образ человека. Отсутствие живописи на Арабском Востоке. Книжная миниатюра Персии – иллюстрации к произведениям поэтов. Образ человека, запечатленный в миниатюре; его одежда, окружающие предметы. Качества настоящего мужчины: великодушие, щедрость,
доблесть, стойкость, верность данному слову. Постоянное утверждение мужчиной своего превосходства перед противником, забота о семье, почтение к старикам. Элементы одежды, дополняющие образ мужчины.
Художественная деятельность. Создать образ мужчины средневекового Востока. Он может быть молодым или зрелым, правителем, воином или мудрецом, реальным человеком или персонажем сказки (Аладдин, Синбад-мореход, Али-Баба, бедный портной или коварный визирь).
Жизнь восточных женщин полна тайн и загадок. Истории об образованных восточных девушках, одетых в яркие нарядные одежды, живших в роскошных дворцах. Другие женщины – нежные жены, хорошие хозяйки и заботливые матери; главное качество – спокойная покорность судьбе, молчаливость, достоинство, плавная и величавая походка. Длинная, свободная одежда, закрывающая женщину с головы до пят. Надвинутый на лоб платок; кроткий, выразительный взгляд.
Художественная деятельность. Создать образ женщины средневекового Востока.
Яркие образы Индии (1 ч). Влияние традиций персидской архитектуры на древнюю, богатую собственными традициями Индию. Мусульманская архитектура в Индии. Мраморный мавзолей Тадж-Махал. Образы традиционного искусства Индии. Отличия в силуэтах индийских храмов – мусульманского и традиционного.
Художественная деятельность. Нарисовать схемы-силуэты индийских храмов – мусульманского и традиционного.
Ступа – символ природы и ума (1 ч).
Архитектурное сооружение ступа – древнейший символ восточной культуры («вершина», «верхушка»). Ступа – символ мудрости Будды, человека, основавшего одну из мировых религий – буддизм. Ступа как
вертикальная модель Вселенной. Символические формы ступы: квадрат в основании постройки – символ порядка и устойчивости; круглая, убывающая по спирали форма колокола – символ движения и развития. В Индии, в отличие от арабского Востока, очень распространена скульптура. Скульптурные образы индийских богов в виде людей и животных богато украшают храмы снаружи и внутри.
Один из центральных образов в Индии – Будда. Его изображение помещают даже на крышах храмов.
Художественная деятельность. Используя символику индийского искусства, придумать и создать амулет, который, по верованиям индусов, может оказать человеку помощь в учебе и познании мира.
Слон – символ мудрости, величия и непобедимой мощи (1 ч).
Особое значение слона в Индии. Ганеша – бог с головой слона. Изображение слона в оформлении храмовой архитектуры. Слоны в современной Индии. Фестиваль слонов. Слоны – персонажи древних и современных росписей. Слон в Индии – символ мудрых правителей. Значение росписи в искусстве Индии. Настенная живопись в древних храмах, украшение современных помещений панно и расписанными яркими узорами тканями.
Художественная деятельность. Выполнить эскиз панно с изображением слона по мотивам индийских росписей (цветная бумага, аппликация; рисунок на ткани; бумага, гуашь).
Образ человека в искусстве Индии (1 ч).
Отражение в живописи и в миниатюре представлений жителей Индии о прекрасном человеке. Герои мифов, правители, танцовщицы, музыканты, гуляющие юноши и девушки, воспроизведенные среди яркого многоцветия мелких декоративных деталей. Замедленность плавных и грациозных движений. Условность лиц, эмоциональность. Изображение фигур на фоне пышного тропического пейзажа: густых крон и лиан, обвивающих стволы деревьев. Характерные черты: смуглые лица; изогнутые дугой темные брови; большие выразительные глаза; черные, разделенные прямым пробором, волосы свободно спадают на плечи или собраны в пучок на затылке. Одежда – сари из легких тканей. Использование многочисленных украшений: серьги, бусы, кольца, браслеты, гирлянды из цветов. Традиционная одежда мужчин (тюрбан, длинная рубаха, легкие брюки). Роль декоративного фона в живописи. Заполнение яркими и сочными красками линейного рисунка.
Основные темы изображений в миниатюре – божества, мифологические сказания, сцены из известных поэм, звери, птицы, растения, люди в красочной и тонко выписанной одежде. Интерьер – это внутреннее пространство здания, а также убранство помещений. Древние и современные изображения индийских женщин.
Художественная деятельность. Создать образ индийской женщины или выполнить парный портрет – женщины и мужчины в традициях индийского искусства (гуашь или пастель).
Добрые образы Китая (1 ч).
Древний Китай – одна из самых высокоразвитых стран мира. Изобретение в Китае шелка, фарфора и бумаги. Необычная архитектура и живопись Китая. Связь с природой. Высокие многоярусные пагоды своими очертаниями напоминают горы, изображениями которых богата китайская живопись. Значение художника в Древнем Китае: «Он раскроет природу природы, он закончит деяние творца». Любовь к изображению пейзажей с облаками и деревьями, острыми вершинами гор и округлыми очертаниями холмов, пещерами и ущельями, ветвями дорог, ведущих в горы, и деревьями у изгибов дорог. Размещение на небольшом листе сотни тысяч верст: «Восток, и запад, и север, и юг лежат перед взором во всей красе. Весна или лето, осень, зима рождаются прямо под кистью».
Изображение деревьев.
Художественная деятельность. Прочитать стихотворение китайского поэта о сосне и проиллюстрировать его (тушь, акварель).
Искусство выбирать главное (1 ч).
Одухотворенные и поэтичные пейзажи в искусстве Китая. Художественные материалы: тушь или акварель – на вертикальных свитках. Дополнение рисунков надписями в виде иероглифов. Вертикальное расположение строки. Сравнение рисунка со сновидением: краски и телесность изображаемого тают в пустоте листа. Два вида пейзажа в Китае. Обобщенный образ ландшафта в работах придворных китайских художников. Изображение природы через детали: не целый лес, а одно дерево или ветка; не букет цветов, а один цветок – в работах художников-самоучек за стенами императорского дворца. Каждый предмет – символ. Переход этой традиции в японское искусство. Пространство в пейзаже – символ бесконечности мира, включающего в себя необъятную мощь и величие природы. Символическое значение предметов.
Художественная деятельность. Создать такой образ природы, какой ее видели китайские художники. Сделать надпись, поясняющую смысл рисунка.
Дракон – символ добра и защиты (1 ч).
Центральное место дракона в китайской мифологии. Дракон, существо доброе и милостивое, объединяет в себе четыре стихии – воду и огонь, землю и воздух. С действиями дракона соотносят времена года. Внешний облик дракона: «У дракона рога оленя, голова верблюда, глаза черта, шея змеи, живот напоминает
раковину, когти орлиные, лапы тигра, уши быка». Облик дракона говорит о его первенстве среди всех земных обитателей. Дракон – защитник от зла и нечистой силы, символ счастья и благоденствия. Украшение фигурами драконов императорских дворцов. Воздушные змеи и китайские фонарики в форме дракона.
Художественная деятельность. 1. Нарисовать эскиз воздушного змея или фонаря в виде дракона. 2. Сконструировать из бумаги воздушного змея или фонарь в виде дракона, украсить его.
Образ человека в искусстве Китая (1 ч).
Соединение реального образа человека в китайской живописи с фантастическими и причудливыми образами растений, птиц, драконов, духов. Женщины, изображенные на свитках, являются частью пышного, цветущего мира. Многоцветие садов, заросли бамбука, бабочки и диковинные птицы. Одежда женщин из ярких шелковых тканей, расписанных орнаментами с изображениями пионов, лотоса, тростника, бабочек, драконов, пагод, рыбок. Огромные прически, украшенные замысловатыми заколками и бусинами. Головы на тонких, затянутых воротниками-стойками шейках уподобляются хрупким фарфоровым изделиям. Значение веера в Древнем Китае как признака достатка и авторитетности его владельца. На веере изображались горы, реки, цветы, птицы и звери, иногда – портреты.
Художественная деятельность. Создать образ человека в традициях искусства Китая.
Раздел 6. Музеи и выставки (1 ч)
Образы искусства разных стран и народов можно увидеть в различных музеях мира. Главные музеи России в Москве и Санкт-Петербурге. Музеи искусства в родном городе, районе, области. Произведения известных художников и скульпторов в музеях родного города. Художественные выставки.
Художественная деятельность. Устроить с одноклассниками художественную выставку работ, созданных за учебный год. Проанализировать, чему научились за год, что узнали нового в области искусства.
Календарно - тематическое планирование
4-й класс (34 часа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...