Рабочая программа по ИЗО, УМК "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Рабочая программа по ИЗО, УМК "Школа России", 1-4 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_po_izo_1-4_kl.doc | 340 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗО
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача не ограничивает связи с культурой разных стран мира. Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы. В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства отводится 1 ч в неделю, всего на курс – 135 ч. Предмет изучается в 1 классе – 33 ч в год, во 2-4 классах – 34 ч в год.
2. Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения изобразительного искусства при получении начального общего образования у обучающихся:
• будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
• сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, — любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
• появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
• установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
• смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
• научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
• смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать па примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать | пространственную форму предмета; изображать предметы раз- I личной формы; использовать простые формы для создания 1 выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
• использовать декоративные элементы, геометрические, I растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России .
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
3.Содержание учебного предмета
Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33ч)
Присутствие разных видов художественной деятельности в повседневной жизни. Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных художнических позиций реальности и открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата – Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата – Мастера – интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.
Ты учишься изображать (9 ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребенок тоже немного художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объёме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Ты украшаешь (8 ч)
Украшение в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшение учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения – мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь (11 ч)
Первичные представления о конструктивной деятельности и её роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Общие начала всех пространственно – визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение. Украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создаёт.
Искусство и ты (34 ч)
Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла.
Практическая творческая работа ( индивидуальная и коллективная).
Как и чем работает художник? (8ч)
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.
Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль чёрной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
Реальность и фантазия (7 ч)
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.
Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.
Развитие духовной и эмоциональной сферы ребёнка через общение с природой.
О чём говорит искусство (11 ч)
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит.
Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Как говорит искусство (8ч)
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве.
Эмоциональное воздействие цвета: теплое – холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии, понятие ритма: ритм пятен, линий.
Выразительность соотношений пропорций. Выразительность фактур.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
Искусство вокруг нас (34 ч)
Приобщение к миру искусства через понимание художественного смысла окружающего мира. Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы.
Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда есть три этапа. Три главные задачи. Художнику не обойтись без братьев – Мастеров: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Они помогают понять, в чём состоят художественные смыслы окружающего нас предметного мира. Братья – Мастера – помощники учащихся в моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее. Знакомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна, декоративно – прикладного искусства, с видами и жанрами станкового искусства.
Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в жизни людей и конкретно в повседневной жизни. Приобретение первичных художественных навыков, воплощение ценностных и эмоционально значимых смыслов в моделировании предметной среды своей жизни. Индивидуальный творческий опыт и коммуникативные умения.
Искусство в твоём доме (8 ч)
В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чём состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника.
Братья – Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребёнка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины.
Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев – Мастеров в создании облика города (села0, в украшении улиц. Скверов, площадей. Красота старинной архитектуры – памятников культуры.
Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение.
Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.
Художник и зрелище (11 ч)
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово – видовое разнообразие зрелищных искусств.
Театрально – зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища.
Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (Украшение), изобразительной (изображение).
Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.
Художник и музей (8 ч)
Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. А ещё художник создает произведения. В которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает своё отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях.
Знакомство музеи Москвы, Санкт – Петербурга, других городов. знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.
Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) 34 ч
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека.
Разнообразие культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания учебного года.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участником развития человечества. Приобщение к истокам культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Истоки родного искусства (8ч).
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках.
Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир.
Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли (7ч)
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города – крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция художественный образ, символика архитектуры православного храма.
Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.) Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.
Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ – художник (11ч)
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.
Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура – это пространственно – предметный мир, в котором выражается душа народа.
Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы (8ч)
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.
Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющие на его внутренний мир и представления о жизни.
4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
1 класс (33ч)
№ п/п | Наименование раздела и тем
| Часы учебного времени | Планов ые сроки прохождения | Характеристика основной деятельности учащихся |
Ты учишься изображать | 9 ч | |||
1. | Техника безопасности на уроках изобразительного искусства. Изображения всюду вокруг нас. | 1 ч | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных с детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | |
2. | Мастер Изображения учит видеть. Изображение сказочного леса. | 1 ч | Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т.п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Видеть зрительную метафору(на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). | |
3. | Мастер Изображения учит видеть. Изображение животных. | 1 ч | ||
4. | Изображать можно пятном. Превращение произвольно сделанного краской пятна в изображение зверушки. | 1 ч | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору-находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путём дорисовки. Воспринимать и анализировать на (доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). | |
5. | Изображать можно в объёме. Лепка. Превращение комка пластилина в зверушку. | 1 ч | Находить выразительные, образные объёмы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т.д. Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С.Эрьзи, С.Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объёме. Изображать в объёме птиц, зверей способами вытягивания вдавливания. | |
6. | Изображать можно линией. Рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе». | 1 ч | .Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (чёрный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. | |
7. | Разноцветные краски. Создание красочного коврика. | 1 ч | Овладевать первичными навыками работы с гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, жёлтым и т.д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешения и наложения цветовых пятен при создании красочных ковриков. | |
8. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Изображение радости и грусти. | 1 ч | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг). Изображать радость или грусть. | |
9. | Художники и зрители (обобщение темы). | 1 ч | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Оценивать выставку творческих работ Воспринимать и эмоционально оценивать одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В.Васнецов, М.Врубель, Н.Рерих, В.Ван Гог ). | |
Ты украшаешь. | 8 ч | |||
10. | Мир полон украшений. Цветы. Изображение сказочного цветка. | 1 ч | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги. Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). | |
11. | Красоту нужно уметь замечать. Изображение птиц, бабочек. | 1 ч | Находить природные узоры (серёжки на ветке, кисть ягод, иней ит.д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т.д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | |
12. | Узоры на крыльях. Ритм пятен. Украшение крыльев бабочки. | 1 ч | Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре. | |
13. | Красивые рыбы. Монотипия. Украшение рыбок узорами чешуи. | 1 ч | Осваивать простые приёмы работы в технике плоскостной и объёмной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т.д. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Освоить простые приёмы техники монотипии. Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фигур природного мира. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре. | |
14. | Украшение птиц. Объёмная аппликация. | 1 ч | Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов. Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность. Овладеть первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже. | |
15. | Узоры, которые создали люди. Создание орнаментального рисунка. | 1 ч | Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека , в предметах созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент, образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Получать первичные навыки декоративного изображения. | |
16. | Как украшает себя человек. Изображение любимых сказочных героев и их украшений. | 1 ч | Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах ). | |
17. | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | 1 ч | Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, ёлочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. | |
Ты строишь | 11 ч | |||
18. | Постройки в нашей жизни. | 1 ч | Рассматривать и сравнивать иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна. Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы. | |
19. | Дома бывают разными. Изображение сказочного дома. | 1 ч | Соотносить внешний вид постройки с её назначением. Анализировать из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») | |
20. | Домики, которые построила природа. Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. | 1 ч | Наблюдать постройки в природе (птичьи гнёзда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины и т.д.), анализировать их форму, пропорции. Изображать сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов. | |
21. | Дом снаружи и внутри. Изображение дома в виде буквы алфавита. | 1 ч | Наблюдать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри. | |
22. | Дом снаружи и внутри. Изображение дома в виде бытовых предметов. | 1 ч | ||
23. | Строим город. Постройка дома из бумаги путём складывания бумажного цилиндра | 1 ч | Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка. | |
24. | Строим город. Создание домиков из пластилина. | 1 ч | ||
25. | Всё имеет своё строение. Создание из простых геометрических форм изображений зверей в технике аппликации. | 1 ч | Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. | |
26. | Всё имеет своё строение. Создание из простых геометрических форм изображений зверей в технике аппликации. | 1 ч | ||
27. | Строим вещи. Конструирование упаковок. | 1 ч | Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Конструировать из бумаги различные простые бытовые предметы, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. | |
28. | Город, в котором мы живём. Создание панно. | 1 ч | Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Обсуждать итоги работы. | |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | 5 ч | |||
29. | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. | 1 ч | Различать три вида художественной деятельности по цели произведения, его жизненной функции (зачем?); украшение, изображение, постройка. Анализировать, в чём состояла работа Мастера Изображения, Мастера Постройки и Мастера Украшения, их «участие» в создании произведений искусства. Воспринимать и обсуждать выставку детских работ. Уметь распознавать все три вида изобразительно-художественной деятельности. | |
30. | Праздник птиц. Изображение прилёта птиц. | 1 ч | Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Наблюдать природные пространственные формы. Овладевать художественными приёмами работы с бумагой, графическими материалами, красками. | |
31. | Разноцветные жуки. Аппликация. | 1 ч | Фантазировать, придумывать декор на основе заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей. | |
32. | Сказочная страна. Изображение сказочного мира. | 1 ч | Повторять и варьировать систему несложных действий с художественными материалами. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, выражая собственный замысел. Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы, выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. Работать организованно в команде одноклассников. | |
33. | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение). | 1 ч | Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» |
2 класс (34ч)
№ п/п | Наименование раздела и тем
| Часы учебного времени | Планов ые сроки прохождения | Характеристика основной деятельности учащихся |
Как и чем работает художник? | 8 ч | |||
1. | Техника безопасности на уроках изобразительного искусства. Три основных цвета - желтый, красный, синий. Изображение осенних цветов. | 1 ч | Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приёма «живая краска». Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трёх основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению. | |
2. | Белая и черная краски. Изображение природных стихий: грозы, бури, тумана. | 1 ч | Учиться различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки и тона. Смешивать цветные краски с белой и чёрной краской для получения богатого колорита. Развивать навыки работы гуашью. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвящённые изображению природных стихий. | |
3. | Пастель, цветные мелки, акварель. Их выразительные возможности. Изображение осеннего леса. | 1 ч | Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов. | |
4. | Выразительные возможности аппликации. Создание осеннего коврика. | 1 ч | Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев. | |
5. | Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса по памяти. | 1 ч | Понимать выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа. Осваивать приёмы работы графическими материалами ( тушь, палочка, кисть). Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. Изображать, используя графические материалы, зимний лес. | |
6. | Выразительность материалов для работы в объеме. Лепка животных из пластилина. | 1 ч | Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл). Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать объёмное изображение животного с передачей характера. | |
7. | Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей. | 1 ч | Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы. Овладевать приёмами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы. Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. | |
8. | Неожиданные материалы. Изображение ночного города (обобщение темы) | 1 ч | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. | |
Реальность и фантазия. | 7ч | |||
9. | Изображение и реальность. Рисование любимого животного родного края. | 1 ч | Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер выбранного животного. | |
10. | Изображение и фантазия. Рисование фантастического животного. | 1 ч | Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба). Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путём соединения воедино элементов разных животных и даже растений. | |
11. | Украшение и реальность. Изображение паутинок при помощи линий по памяти. | 1 ч | Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки). | |
12. | Украшение и фантазия. Украшение узором закладки для книги. | 1 ч | Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде. Осваивать приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. | |
13. | Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира. | 1 ч | Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции. Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе. Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы. | |
14. | Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города. | 1 ч | Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками. Осваивать приёмы работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции. Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города. Участвовать в создании коллективной работы. | |
15. | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Украшение ёлочных игрушек (обобщение темы) | 1 ч | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров (их триединство). Конструировать (моделировать) и украшать ёлочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней ёлки. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. | |
О чём говорит искусство. | 11 ч | |||
16. | Изображение природы в различных состояниях. Контрастное изображение моря. | 1 ч | Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы гуашью. | |
17. | Изображение характера животных. Рисование животных стремительных, угрожающих. | 1 ч | Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку-характеристику зверей. Входить в образ изображаемого животного. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы гуашью. | |
18. | Изображение характера человека: женский образ. Рисование противоположных по характеру сказочных героев. | 1 ч | Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебница), используя живописные и графические средства. | |
19. | Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев из сказок. | 1 ч | Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго и злого героев (сказочные и былинные персонажи). | |
20. | Образ человека в скульптуре. Лепка из пластилина разнохарактерных сказочных героев. | 1 ч | Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл). Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать в объёме сказочные образы с ярко выраженным характером. | |
21. | Человек и его украшения. Украшение богатырских доспехов, кокошников. | 1 ч | Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, вортники). Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев. | |
22. | О чем говорят украшения. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов. | 1 ч | Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов. | |
23. | Образ здания. Создание образа сказочных построек. | 1 ч | Учиться видеть художественный образ в архитектуре. Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Приобретать опыт творческой работы. | |
24. | Назначение здания. Украшение сказочных построек. | 1 ч | ||
25. | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. | 1 ч | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников. | |
26. | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | 1 ч | ||
Как говорит искусство. | 8 ч | |||
27. | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Изображение пера Жар-птицы. | 1 ч | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Осваивать различные приёмы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). | |
28. | Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. | 1 ч | Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета. Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета – глухого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе. Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. | |
29. | Что такое ритм линий? Изображение весенних ручьёв. | 1 ч | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь видеть линии в окружающей действительности. Получать представление об эмоциональной выразительности линии. Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в е подмалёвки – изображение весенней земли). | |
30. | Характер линий. Изображение нежных веток берёз и могучих дубовых сучьев. | Уметь видеть линии в окружающей действительности. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев. Осознавать, как определённым материалом можно создать художественный образ. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов. Изображать ветки деревьев с определённым характером и настроением. | ||
31. | Ритм пятен. Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа. | 1 ч | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации. | |
32. | Пропорции выражают характер. Лепка птиц с разными пропорциями. | 1 ч | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое пропорции. Создать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций. | |
33. | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». | 1 ч | Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц». Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли. | |
34. | Обобщающий урок - игра «Путешествие с Бабой – Ягой». | 1 ч | Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников. Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти. Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето. |
3класс (34ч)
№ п/п | Наименование раздела и тем
| Часы учебного времени | Планов ые сроки прохождения | Характеристика основной деятельности учащихся |
Искусство в твоём доме | 8 ч | |||
1. | Инструктаж по технике безопасности на уроке. Твоя игрушка. Лепка игрушки из пластилина. | 1 ч | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы из которых они сделаны. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её, добиваясь целостности цветового решения. | |
2. | Твоя игрушка. Роспись по белой грунтовке. | 1 ч | ||
3. | Посуда у тебя дома. Лепка посуды. | 1 ч | Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора, украшения. Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и её декорирования в лепке. | |
4. | Посуда у тебя дома. Роспись посуды по белой грунтовке. | 1 ч | ||
5. | Обои и шторы у тебя дома. Создание эскизов обоев или штор для комнаты. | 1 ч | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с её функциональным назначением. | |
6. | Мамин платок. Создание эскиза платка для мамы. | 1 ч | Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимать зависимость характера, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка. Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение в процессе создания образа платка. | |
7. | Твои книжки. Иллюстрация к сказке. | 1 ч | Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги. Знать и называть отдельные элементы оформления книги( обложка, иллюстрации, буквицы). Создавать проект детской книжки-игрушки. Овладевать навыками коллективной работы. | |
8. | Поздравительная открытка. Создание эскиза открытки. | 1 ч | Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создавать открытку к определённому событию или декоративную закладку. Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. | |
Искусство на улицах твоего города | 7 ч | |||
9. | Памятники архитектуры. Изучение и изображение одного из архитектурных памятников своего города. | 1 ч | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Раскрывать особенности архитектурного образа города. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие архитектурных форм. | |
10. | Парки, скверы, бульвары. Работа в смешанной технике – рисование, аппликация. | 1 ч | Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк отдыха, детская площадка, парк-мемориал). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создавать образ парка в технике коллажа. Овладевать приёмами творческой работы в процессе создания общего проекта. | |
11. | Ажурные ограды. Создание проекта ажурных ворот. | 1 ч | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты, выявляя в них общее и особенное. Фантазировать, создавать проект ажурной решётки. | |
12. | Волшебные фонари. Графическое изображение паркового фонаря. | 1 ч | Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности форм и украшений. Различать фонари различного эмоционального звучания. Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавая необычные конструктивные формы фонарей. | |
13. | Витрины на улицах. Работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги. | 1 ч | Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. | |
14. | Удивительный транспорт. Изображение фантастических машин. | 1 ч | Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать. Обсуждать разные формы автомобилей и их украшений. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин. | |
15. | Труд художника на улицах твоего города. Создание коллективного панно. | 1 ч | Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника. Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. Овладевать приёмами коллективной творческой деятельности. | |
Художник и зрелище. | 11 ч | |||
16. | Художник в цирке. Отражение искусства цирка в детском рисунке. Рисование акварелью. | 1 ч | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. | |
17. | Художник в цирке. Фрагмент циркового представления в аппликации. | 1 ч | ||
18. | Художник в театре. Работа в смешанной технике. Создание объёмного макета театральной постановки. | 1 ч | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Овладевать навыками создания объёмно-пространственной композиции. | |
19. | Художник в театре. Работа в смешанной технике. Создание объёмного макета театральной постановки (продолжение). | 1 ч | ||
20. | Театр кукол. Изготовление кукольных персонажей в разной технике. | 1 ч | Иметь представление о разных видах кукол и их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывать и создавать выразительную куклу; применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. | |
21. | Театр кукол. Изготовление кукольных персонажей в разной технике (продолжение) | 1 ч | ||
22. | Театральные маски. Искусство маски разных народов. Создание бумажной маски. | 1 ч | Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | |
23. | Театральные маски. Искусство маски разных народов. Создание комбинированной маски. | 1 ч | ||
24. | Афиша и плакат. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю. | 1 ч | Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката. Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения. | |
25. | Праздник в городе. Создание рисунка городского праздника. | 1 ч | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы, Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создавать в рисунке проект оформления праздника. | |
26. | Школьный карнавал. Обобщающий урок 3 четверти. Демонстрация лучших работ. | 1 ч | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. | |
Художник и музей | 8 ч | |||
27. | Музей в жизни города. Рисование на свободную тему. | 1 ч | Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиции. | |
28. | Картина – особый мир. Картина-пейзаж. Изображение пейзажа по представлению. | 1 ч | Иметь представление, что картина – это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами, переживаниями. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передаёт цветом. Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Выражать настроение в пейзаже цветом. | |
29. | Картина-портрет. Рисование картины -портрета. | 1 ч | Иметь представление об изобразительном жанре – портрете и нескольких известных картинах-портретах. Рассказывать об изображённом на портрете человеке ( каков он, каков его внутренний мир, особенности его характера) Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей. | |
30 | Картина-портрет. Рисование картины портрета (продолжение). | 1 ч | ||
31. | Картина-натюрморт. Изображение натюрморта по представлению. | 1 ч | Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением. | |
32. | Картины исторические и бытовые. Рисование картины на жанровую тему. | 1 ч | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни. Осваивать навык изображения в смешанной технике. | |
33. | Скульптура в музее и на улице. Лепка из пластилина фигуры человека в движении. | 1 ч | Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры. Объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. | |
34. | Обобщающий урок учебного года. Художественная выставка. | 1 ч | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. |
4 класс (17ч)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Характеристика основной учебной деятельности |
Истоки родного искусства | 4ч | |||
1. | Инструктаж по технике безопасности на уроке. Пейзаж родной земли. Изображение русской природы летом. | 1ч | Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. | |
2. | Деревня - деревянный мир. Изображение русской избы. | 1ч | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение её отдельных элементов. Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни | |
3. | Красота человека. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах. | 1ч | Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского костюма. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников. Создавать женские и мужские народные образы. Овладевать навыками изображения фигуры человека. | |
4. | Народные праздники. Создание коллективного панно на тему народного праздника. | 1ч | Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные и коллективные панно на тему народных праздников. Овладевать на практике элементарными основами композиции. | |
Древние города нашей земли | 4ч | |||
5. | Родной угол. Создание макета древнерусского города. Древние соборы. Создание макета здания древнерусского каменного храма. | 1ч | Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. | |
Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры. Получать представление о конструкции древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм. | ||||
6. | Города Русской земли. Моделирование макета города. Древнерусские воины – защитники. Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. | 1ч | Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны. Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов – защитников Родины (В.Васнецов, И.Билибин, П.Корин и др.) Изображать древнерусских воинов. Овладевать навыками изображения фигуры человека. | |
7. | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Живописное изображение древнерусского города. | 1ч | Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории. Выражать своё отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России. Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества. Создавать образ древнерусского города. | |
8. | Узорочье теремов. Изображение интерьера теремных палат. Пир в теремных палатах. Создание праздничного панно «Пир в теремных палатах». | 1ч | Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Различать деятельность каждого из Братьев – Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат. Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема. Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать многофигурные композиции в коллективных панно. Сотрудничать в процессе создания общей композиции. | |
Каждый народ – художник | 5ч | |||
9. | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение природы через характерные детали. | 1ч | Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Сопоставлять традиционные представления русской и японской женщин. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства, развивать живописные и графические навыки. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира. | |
10. | Народы гор и степей. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств. Города в пустыне | 1ч | Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы. | |
11. | Древняя Эллада. Изображение греческих храмов. (Объёмное моделирование из бумаги). | 1ч | Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать своё отношение к ним. Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения. Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, при изменении пропорций постройки. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека. Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах). Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников. | |
12. | Европейские города Средневековья. | 1ч | ||
Искусство объединяет народы | 4ч | |||
13. | Материнство. Изображение (по представлению) матери и дитя. Мудрость старости. Изображение любимого пожилого человека. | 1ч | Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства. Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявление духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений). | |
14. | Сопереживание. Создание рисунка с драматическим сюжетом. Погибшее дерево. Сопереживание. Создание рисунка с драматическим сюжетом. Больное животное. | 1ч | Умение объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. Выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. | |
15. | Герои – защитники. Лепка эскиза памятника герою. | 1ч | Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям Отечества. Овладевать навыками изображения в объёме, навыками композиционного построения в скульптуре. | |
16. | Юность и надежды. Изображение радости детства. Мечты о путешествиях. Юность и надежды. Изображение радости детства. Мечты о счастье. | 1ч | Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвящённые теме детства, юности, надежды, уметь выражать своё отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. | |
17. | Искусство народов мира. Обобщение темы. Итоговая выставка творческих работ. | 1ч | Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения искусства. Рассказывать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие культур является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки творческих работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс
Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....
рабочие программы 3 класс Школа России
рабочие прогрммы по предметам...
Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"
Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....
Рабочая программа 3 класс "Школа России".
Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России")....
Рабочая программа 4 класс " Школа России"
Мною разработана рабочая программа 4 класс. " Школа России"Пояснительные к предметам, тематические планы ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Технология)...