Рабочая программа.ИЗО. Шпикалова Т.Я. 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Рабочая программа. ИЗО. Шпикалова Т.Я.4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4_klass_izo.docx | 47.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Место учебного предмета, курса в учебном плане:
Рабочая программа адресована учащимся 4-х классов с разноуровневой подготовкой и позволяет обеспечить требуемый уровень дальнейшей подготовки школьников, предусматриваемый федеральным государственным образовательным стандартом НОО.
В соответствии с учебным планом государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год на изучение курса в федеральном базисном учебном плане в 4 классах на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).
Целями изучения курса являются:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Программа направлена на реализацию основных задач:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Учебно – методический комплект:
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова Л. В. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2015.
- Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс: пособие для учащихся - М.: Просвещение, 2015.
Литература для учителя
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А. и др. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1 – 4 классы / Под редакцией Т. Я. Шпикаловой - М : Просвещение, 2019.
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1 – 4 классы - М : Просвещение, 2019.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival. 1september.ru
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education
5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
7. http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
- в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
- в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
-умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты
В результате четвертого года изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» ученик научится:
- понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусств, анализировать выразительные средства произведений;
- понимать зависимость художественного образа мира культуры от природной среды того или иного уголка России, региона мира, представлений людей о красоте;
- ориентироваться в представлениях об основных видах и жанрах изобразительного искусства;
- объяснять, как в произведениях искусства выражается определенное эмоциональное состояние;
- воспринимать красоту русского деревянного зодчества, древних городов;
- понимать роль художника в жизни человека и рассказывать о ней;
- владевать живописными, графическими материалами, а также материалами для лепки, декоративной работы и конструирования;
- уметь выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла;
- создавать пейзажные композиции с передачей характерных особенностей природы, времени года, состояния;
- овладевать начальными навыками изображения фигуры человека, создания многофигурных композиций в коллективных панно;
- использовать выразительные возможности цвета, пропорций, ритма линий и пятен в практической творческой работе;
овладевать навыками изображения, композиционного построения в скульптуре.
Формы контроля:
Тема раздела | Контрольная работа | Проект | Экскурсия |
«Восхитись вечно живым миром красоты» (11 ч.) | 1 | ||
«Любуйся ритмами в жизни природы и человека» (14 ч.) | 1 | 1 | |
«Восхитись созидательными силами природы и человека». (9 ч.) | 1 | 2 | 1 |
Итого: | 3 | 3 | 1 |
Содержание программы:
Мир изобразительных (пластических) искусств
Изобразительное искусство - диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, Рембрандта ван Рейна); пейзаж; натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников - по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А. Пластова и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха', соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумага, пластика, лепка) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение навыками бумагопластики.
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).
Поурочно - тематическое планирование:
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Тип урока | Контроль |
«Восхитись вечно живым миром красоты» (11 ч.) | |||||
1 | 3.09 | Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма. | Открытие новых знаний | ||
2 | 10.09 | Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки. | Открытие новых знаний | ||
3 | 17.09 | Мой край родной. Пейзаж: пространство, план. | Открытие новых знаний | ||
4 | 24.09 | Цветущее дерево. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи.. | Открытие новых знаний | ||
5 | 1.10 | Птица – символ света, счастья и добра. Декоративная композиция. | Открытие новых знаний | ||
6 | 8.10 | Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция. | Открытие новых знаний | ||
7 | 15.10 | Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция. С вариациями городецких мотивов. | Открытие новых знаний | ||
8 | 22.10 | Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет. | Открытие новых знаний | ||
9 | 5.11 | Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж. | Открытие новых знаний | ||
10 | 12.11 | Движение – жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению. | Открытие новых знаний | ||
11 | 19.11 | Осенние метаморфозы. Пейзаж. Контрольная работа № 1 по теме «Восхитись вечно живым миром красоты» | Развивающего контроля | Контрольная работа № 11 | |
«Любуйся ритмами в жизни природы и человека» (14 ч.) | |||||
12 | 26.11 | Родословное дерево жизни. Групповой портрет. | Открытие новых знаний | ||
13 | 3.12 | Двенадцать братьев друг за другом бродят. Декоративно-сюжетная композиция. | Открытие новых знаний | ||
14 | 10.12 | Год – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке. | Открытие новых знаний | ||
15 | 17.12 | Новогоднее настроение. Колорит .Открытка. | Открытие новых знаний | ||
16 | 24.12 | Твои новогодние поздравления. Проект «Новогодняя открытка» № 1. | Открытие новых знаний | ||
17 | 14.01 | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки. | Открытие новых знаний | ||
18 | 21.01 | Зимние картины. Сюжетная композиция. | Открытие новых знаний | ||
19 | 28.01 | Ожившие вещи. Натюрморт. | Открытие новых знаний | ||
20 | 4.02 | Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт. | Открытие новых знаний | ||
21 | 11.02 | Русское поле – Бородино. Портрет .Батальный жанр. | Открытие новых знаний | ||
22 | 18.02 | «Недаром помнит вся Россия…». Сюжетная композиция. | Открытие новых знаний | ||
23 | 25.02 | Образ мира в народном костюме. Орнамент. | Открытие новых знаний | ||
24 | 3.03 | Народная расписная картинка – лубок. Декоративная композиция. | Открытие новых знаний | ||
25 | 10.03 | Народная декоративная картинка – лубок. Декоративная композиция. Контрольная работа № 2 по теме «Любуйся ритмами в жизни природы и человека» | Развивающего контроля | Контрольная работа № 2 | |
«Восхитись созидательными силами природы и человека». (9 ч.) | |||||
26 | 17.03 | Вода – живительная стихия. Проект « Экологический плакат» № 2 | Рефлексии | ||
27 | 31.03 | Повернись к мирозданию. Проект «Экологический коллаж» № 3 | Рефлексии | Проект № 3 | |
28 | 7.04 | Русский мотив. Пейзаж. | Открытие новых знаний | ||
29 | 14.04 | Русский мотив. Композиция. | Открытие новых знаний | ||
30 | 21.04 | Всенародный праздник «День Победы». Образ защитника Отечества | Открытие новых знаний | ||
31 | 28.04 | «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальное искусство. | Открытие новых знаний | ||
32 | 5.05 | Орнамент народов мира. «Орнаментальный образ в веках». | Открытие новых знаний | ||
33 | 12.04 | Контрольная итоговая работа № 3. Работа над ошибками. | Развивающего контроля | Контрольная работа № 3 | |
34 | 19.04 | Итоговый тест | Развивающего контроля | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа ИЗО (Шпикалова Т.Я.)
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образова...
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочая программа по изо 1-4 классы (ФГОС УМК "ШКОЛА РОССИИ", автор Шпикалова)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс по программе Шпикаловой, Ершовой
Программа разработана Поляковой В.А. для работы в 3 классе . Основой для проектирования данной рабочей программы явились:1. Основная образовательная программа...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс с КТП на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство » УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...