Рабочая программа ИЗО (Шпикалова Т.Я.)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_2_klass.docx | 76.43 КБ |
Предварительный просмотр:
2 КЛАСС (34 ч)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373.«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТАНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
- Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год
- Учебный план образовательного учреждения на 2012/2013 учебный год
- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Программа включает 4 раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса, Поурочное тематическое планирование и Требования к уровню подготовки учащихся. Некоторые столбцы в сетке поурочного планирования не заполнены (тип урока, форма урока, дата): их заполняет сам учитель в зависимости от конкретных условий. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства в данной программе по своему типу являются комбинированными.
Общая характеристика учебного предмета (согласно Примерной программе начального общего образования)
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Цели обучения
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Задачи, реализуемые во 2 классе:
1. Закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
2. Познакомить учащихся с жанром портрета, с некоторыми произведениями выдающихся художников этого жанра, продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах пейзажа и натюрморта.
3. Познакомить с такими народными промыслами как Филимоново, Полохов-Майдан, Гжель.
4. Познакомить с основными и составными цветами, научить получать составные цвета смешиванием основных.
5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Эрмитаж) и некоторыми картинами зарубежных художников, представленных в музее.
6. Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Личностные УУД
- самоопределение
- смыслообразование
- нравственно-этическое оценивание
Метапредметные УУД
- поиск информации
- моделирование
- создание алгоритма деятельности
Логические УУД
- анализ
- синтез
Постановка и решение проблемы
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
Регулятивные УУД
- контроль
- коррекция
- оценка
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- умение точно выражать свои мысли
Содержание входящих в УМК учебника «Изобразительное искусство» для 2 класса и творческой тетради к нему в соответствии с утвержденной программой ориентировано на распределение часов по разделам и видам учебной деятельности на уроках изобразительного искусства с учетом трех разделов данного курса.
Разделы программы | Количество часов |
I. Основы художественного изображения: художественный образ и изобразительное творчество учащихся | 16 |
II. Народный орнамент России | 14 |
III. Орнамент в искусстве народов мира | 4 |
Итого | 34 |
ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. Произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающие состояния цветовой палитры в пейзажах золотой осени, разноцветной весны, солнечного лета, белоснежной зимы; наблюдение цветовых переливов в драгоценных камнях, яркости цвета в народных игрушках; ощущение теплоты цвета глины и изделий из нее; познание тайны цветов спектра.
Расширение знаний:
о цвете как о главном выразительном средстве живописи, декоративной композиции. Эмоциональная характеристика цвета. Знакомство с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Приемы превращения основных цветов (синий, красный, желтый) в многоцветную мозаику (цветовой круг). Приемы создания нюансных и контрастных цветовых сочетаний в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов, с правилами смешения цветов (добавление белой или черной краски к основным цветам). Приемы работы раздельным удлиненным мазком. Знакомство с техникой монотипии;
о графических средствах выразительности (линия, контур, штрихи, кривые и ломаные линии, пятно, силуэт), об их использовании в рисовании с натуры, по представлению (натюрморт, цветы, животные, орнамент и т. д.). Приемы работы графическими материалами: черным по белому и белым по черному (простой карандаш, черная и белая гуашь, тушь, перо). Способы передачи в рисунке формы, пропорций, конструкции предмета.
Расширение эстетических представлений:
о станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Выделение главного в композиции (с помощью размеров, расположения на листе, цвета). Передача пространства (соотношение ближних и дальних предметов, их расположение в рисунке: ближе — ниже, дальше — выше). Передача смысловой связи между субъектами композиции;
о декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиции). Средства декоративной композиции: условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм, условность цвета. Создание декоративных образов на основе переработки природных форм, использование приема уподобления в аппликации, народной росписи.
Опыт художественно-творческой деятельности в изображении с натуры, по памяти и представлению в описании:
природы живописными и графическими средствами. Передача состояния природы в разное время года и суток (зимний день утром или вечером, солнечный или пасмурный день, мороз или оттепель и т. д.). Выявление эмоциональной роли цвета в передаче определенного состояния природы, в цветовом строе предметного мира: красного (прекрасного), зеленого (муравленого), синего (гжельского), черного и белого. Использование в рисунках точек, линий (цветной, черной и белой), мазков, пятен. Экспериментирование с цветовой палитрой (как направление мазка выявляет форму предмета, превращение раздельных удлиненных мазков в изображения старого дерева, солнечных лучей и т. д.; получение разных оттенков одного цвета — красный, малиновый, розовый; растяжение цвета — неоднотонный гжельский мазок синего кобальта и т. д.). Чтение композиционных схем пейзажа, сопоставление их с произведениями известных живописцев. Выбор вариантов построения пейзажа и выполнение собственных композиций («Краски родной земли», «Чародейкою зимою...», «Какого цвета снег», «Весна разноцветная»). Выполнение зарисовок по представлению архитектурных построек с передачей красоты пропорций, ритма конструктивных элементов («Русь белокаменная»);
натюрморта из природных и рукотворных форм. Приемы построения отдельных объектов и группы симметричных предметов с помощью оси симметрии и основных парных ориентиров. Передача в рисунке живописными материалами разнообразия форм, размеров, окраски плодов, овощей («Натюрморт на праздничном столе» — на основе контрастных цветов). Графическими средствами выявление многообразия форм, силуэтов бытовой утвари («Сосуды» — рисование по представлению приемом замкнутого контура, «Тайны черного и белого» — рисование хрустальной вазы белой линией по черному фону). Рисование с натуры натюрморта с предметом старинного быта («Золотым рукам цены нет») — графические или живописные материалы на выбор;
человека, животных. Выполнение набросков с натуры и представлению фигуры человека в движении. Использование их в составлении сюжетно-тематических композиций. Создание образов сказочных героев в народных костюмах («Красна девица и добрый молодец»). Разработка эскиза новогодней маски с последующим изготовлением на уроках художественного труда. Изображение домашних животных с передачей характерных особенностей формы, шерсти, движения (черной линией с белой оживкой, с использованием графических разделок разной конфигурации — завитки, штрихи, точки и т. д.);
в станковой и декоративной композициях (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции).Выполнение композиций с использованием вариантов композиционных схем («Мой отдых летом», «Зимние забавы», «Русское поле»). Выполнение композиции «Печь-помощница» (эпизод из народной сказки), иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. С. Пушкина с передачей смысловой связи между персонажами. Составление декоративных композиций с передачей яркости, звучности цвета в соответствии с замыслом («Увидал грача — весну встречай», «Космические фантазии»).
ОСНОВЫ НАРОДНОГО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного искусства. Оптимизм, мажорность, привлекательность образов народного творчества. Связь произведений народного творчества с родной природой, с бытовыми, праздничными, трудовыми событиями, с яркими событиями народного календаря (на примере керамики Древней Греции, Балхар, Гжели, изразцов, филимоновской игрушки, произведений народных мастеров Городца и Полховского Майдана).
Формирование представлений о символике народного орнамента. Отражение родной природы в орнаментах вышивки, росписи по дереву, керамики. Образы-символы в орнаментальном искусстве: символы плодородия, благопожелания, природных стихий; обереги. Закономерности построения орнамента на замкнутой поверхности (круг, квадрат), ленточного орнамента («меандр», «пальметта», «лотос», «перец»). Знакомство со схемами ритмического построения орнамента (на примере орнаментов балхарской и древнегреческой керамики, русской народной вышивки). Выявление роли красного цвета в народном искусстве.
Опыт художественно-творческой деятельности:
упражнения по освоению приемов выполнения орнаментов на основе повтора и вариаций (зарисовки символов традиционных орнаментов — птицы-павы, матери сырой земли, засеянного поля); в процессе самостоятельного выполнения росписей по мотивам традиционных народных орнаментов на основе вариаций и импровизаций (роспись балхарских, древнегреческих керамических сосудов, роспись саночек для катания на Масленицу, составление орнамента для муравленого изразца, составление эскиза резной доски для печатного пряника); на воинских доспехах (шлем, кольчуга, щит, меч). Изображение воинов в полном боевом снаряжении, на боевых конях (на примере орнаментального украшения воинских доспехов в лаковой миниатюре Палеха);
ознакомление с филимоновской глиняной игрушкой. Особенности формы, пропорций (удлиненность, стройность). Своеобразие росписи: цветовая палитра (красный, желтый, зеленый); символичность элементов орнамента (знаки солнца, древо жизни, земли); геометрический характер начертания элементов (линии, круги, квадраты, елочки). Приемы выполнения орнаментальных элементов кистью. Упражнения на повтор филимоновских узоров. Составление композиции «Хозяйство деда Филимона» (на основе вариаций и импровизаций);
ознакомление с полхово-майданской деревянной игрушкой. Разнообразие и специфика точеных форм. Цветовой строй росписи — яркость, контрастность чистого цвета (желтый, розовый, алый, красный, голубой, зеленый, фиолетовый), наводка черным цветом. Упражнения на освоение последовательности и приемов выполнения орнаментальных мотивов (большой цветок роза, листок, ягоды и яблочки на ветке). Рисование полхово-майданской игрушки по выбору и ее роспись. На уроках труда изготовление игрушки по мотивам работ полхово-майданских мастеров;
ознакомление с искусством гжельской керамики. Необычность форм, названий сосудов (квасник, кумган с прилепами, налепами, фигурными растительными и животными элементами). Своеобразие одноцветной синей росписи (мазок с растяжением, мазок с тенями). Приемы кистевого письма (примакивание, живописный мазок). Выполнение упражнений на повтор элементов гжельской росписи (точки, капельки, сеточка, трехлопастный листок, усики и т. д.). Украшение узором силуэтов и моделей гжельских сосудов, изготовленных на уроках труда (на основе вариаций и импровизаций);
ознакомление с народным костюмом. Продолжение знакомства с основными элементами женского и мужского костюма (рубаха, сарафан, душегрея, головной убор — корона, венец, кокошник). Традиции украшения головного убора драгоценными камнями («Самоцветы земли и мастеров-ювелиров»), бисером, а рубахи, сарафана — вышивкой. Изображение женской и мужской фигуры в народном костюме («Красна девица и добрый молодец»).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ.
в I четверти:
произведения профессионального искусства: А. Дейнека. Клубника. На юге; А. Мыльников. Лето; Т. Маврина. По дороге в Александровскую слободу; Б. Шаманов. Васильки. Зеленая рожь; З. Попов. Осенняя уборка; Ю. Земсков. Сибирская деревня; М. Малютин. Обезово (фрагмент); В. Васнецов. Три царевны подземного царства; Н. Рерих. Сокровище гор; Д. Митрохин. Болгарский перец. Яблоки и груши; А. Коняшин. Пироги с калиной; Д. Рожкали. Соколик ржи; В. Фаворский. Пролетающие птицы; Г. Кроллис. Дерево солнца; П. Филонов. Цветы; С. Никиреев. Яблоня цветет; Н. Щеглов. Натюрморт; Л. Одайник. Праздник. Ткачество; Э. Розенбергс. Танец. Ткачество; Т. Маврина. Гладиолус. Букет под липой; И. Машков. Натюрморт с ананасом;
произведения народного искусства: И. Баканов. Пастушок. Палех; Н. Смирнова. Осень. Шкатулка; ювелирные украшения — бармы, самоцветы Урала; дагестанская (Балхар), узбекская керамика; древнегреческие чернофигурные вазы; филимоновские игрушки; расписные изделия мастеров Хохломы; инкрустированные соломкой шкатулки и пластины кировских и белорусских мастеров; народная керамическая посуда; традиционные ветряки.
во II четверти:
произведения профессионального искусства: К. Петров-Водкин. Купание красного коня; Ю. Кугач. Семья; А. Лентулов. Небосвод; Д. Левицкий. Портрет дочери Агаши в русском костюме; А. Дейнека. Цветы на ковре; П. Кончаловский. Натюрморт с красным подносом; Р. Шах. Блюдо; Л. Нагорный. Декоративные вазы; В. Лебедев. Иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Багаж»; А. Житнева. Белый Бим Черное Ухо; Н. Ромадин. Лесная деревня; Т. Маврина. Зимний день; Л. Фроленкова. Новый год; В. Смирнов. Праздник. XIX в.;
произведения народного искусства: вологодское кружево; Т. Беспалова. Родительский дом. Панно «Городец»; изделия гжельских мастеров — А. Федотова, А. Азаровой, З. Окуловой, Н. Бидак; изделия городецких мастеров; маски народов мира — Япония, Монголия, Северная Америка; народные тканые коврики; половички различных регионов России; щепные птицы мастера А. И. Петухова.
в III четверти:
произведения профессионального искусства: А. Косоков. Церковь Покрова на Нерли; И. Сандырев. А. Рублев; К. Юон. Купола и ласточки; Т. Маврина. Юрьев-Польский; Н. Рерих. Звенигород; А. Остроумова-Лебедева. Зимний день; Н. Ромадин. Ночная тоска; А. Рылов. Трактор на лесных просторах; В. Гаврилов. Солнечный денек; А. Куинджи. Солнечные пятна на инее; Закат в лесу; И. Шишкин. На севере диком...; Т. Маврина. Чесноково; А. Дейнека. Лыжники; А. Дейнека. Коньки; В. Васнецов. Богатыри; В. Васнецов. Фронтиспис к «Слову о полку Игореве»; Б. Кустодиев. Масленица; Б. Стожаров. Братина и чеснок; В. Шумилов. Натюрморт с клюквой; К. Юон. Конец зимы;
произведения народного искусства: старинные муравленые изразцы; А. Куландин. Александр Невский. Панно. Финифть; Т. Рукина. Ледовое побоище на Чудском озере. Городец; Т. Рукина. Три богатыря в дозоре. Городец; И. Билибин. Вологодская девушка в праздничном наряде; А. Котухина. Березка. Пластина. Палех; И. Зубков. Сказка о рыбаке и рыбке. Палех; Д. Буторин. У Лукоморья. Палех; А. Котухин. Сказка о царе Салтане... Палех; Н. Голиков. Добрыня. Палех; В. Миронов. Песни России. Палех; М. Грузинский. Катание на тройках. Федоскино; А. Тихов. Масленица. Плашка. Финифть; старинные расписные саночки. Архангельская область; традиционные лоскутные изделия с орнаментом из квадратов, треугольников; традиционные украшения из бересты.
в IV четверти:
произведения профессионального искусства: И. Эльконин. Из серии «Стекло»; неизвестный художник. Портрет мальчика; И. Левитан. После дождя; А. Саврасов. Грачи прилетели; Н. Ромадин. Млечный путь; Е. Николаева. Бисер. Рисунок на ситец; К. Юон. Новая планета; К. Юон. Солнечный весенний денек; Е. Зверьков. Последний снег; Е. Зверьков. Голубой апрель; Т. Маврина. Весна на Истре; Н. Ромадин. Розовая весна; В. Бакшеев. Голубая весна; А. Васнецов. Новгородский торг; Б. Кустодиев. Ярмарка; К. Петров-Водкин. Фантазия; Г. Захаров. Ферапонтово; М. Кагаров. Текстильщицы;
произведения народного искусства: игрушки и расписные пасхальные яйца Полховского Майдана; городецкие пряничные доски; М. Примаченко. Корова; декоративный фарфор. Китай; ваза. Индокитай; Набойная мастерская. Миниатюра. Палех.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тип урока | Тема урока ИЗО. | Раздел программы | Темы беседы и | Основные задачи урока | Материал к урокам | |||||||||||||||||
По плану | фактически | |||||||||||||||||||||||
Тема четверти: Краски родной земли | ||||||||||||||||||||||||
1 | 1.09 | Урок-сочинение | Лето в произведениях художников | Основы художественного изображения | Лето в произведениях художников | 1. Развивать у детей образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и произведений искусства. 2. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных приемов композиции. 3. Развивать ассоциативное цветоощущение у детей, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветом художественного изображения. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: в создании своего замысла применять композиционные приемы. | ||||||||||||||||||
2 | 8.09 | Урок-образ | Многоцветие земли в произведениях живописцев | Основы художественного изображения | Полюбуйся многоцветьем земли в произведениях живописцев | 1. Развивать у второклассников осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства. 2. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных возможностей контраста и гармонии теплых и холодных цветов в их острых сопоставлениях и тонких сочетаниях в произведениях живописцев. 3. В работе с натуры и по памяти развивать у детей ассоциативное цветоощущение, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветовым строем изображения. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: применять выразительные возможности приема раздельного мазка, сочетать в композиции главные и дополнительные элементы в пейзаже. | ||||||||||||||||||
3 | 15.09 | Урок-экспе-римент | Палитра и форма сокровищ земли. | Народный орнамент России | Подивись палитре и форме сокровищ земли. «Шитый жемчугом, камнями, самоцветами…» | 1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства. 2. Способствовать формированию у младших школьников основ эстетической культуры, используя образы музыкально-поэтического и устного фольклора, в которых русский народный костюм — неотъемлемая часть образов сказочных персонажей. 3. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать оттенки теплых и холодных цветов, находить гармоническое их сочетание в декоративной композиции. На уроке следует обращаться к художественно-дидактическим таблицам — цветовой круг, цветовой контраст (теплые и холодные цвета), — помещенным в учебнике. | К уроку дополнительно необходимы произведения, раскрывающие женские образы в живописи (И. Аргунов. «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»; М. Врубель. «Царевна-лебедь») и народном искусстве (лаковая миниатюра Федоскина, Палеха, Холуя, Мстеры). | |||||||||||||||||
4 | 22.09 | Урок-повтор и вариация | В мастерской мастера-гончара. | Орнамент в искусстве народов мира | Узнай тайну рождения древних сосудов | 1. В эмоционально-игровой форме дать второклассникам представление о связи творчества народного мастера с природой, об общности гончарного искусства мастеров народов мира. 2. Углубить эстетическое восприятие учащимися знаков-символов природных стихий: земля (плодородие), вода, солнце. 3. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать ритм элементов орнамента в композиции узора, связанного с силуэтом художественного сосуда. К уроку необходимо дополнительно подобрать фотографии или репродукции с изображением керамических сосудов Древней Греции и Дагестана. | К уроку необходимо дополнительно подобрать фотографии или репродукции с изображением керамических сосудов Древней Греции и Дагестана. | |||||||||||||||||
5 | 29.09 | Урок-образ | Природные и рукотворные формы в натюрмор-те. | Основы художественного изображения | Узнай, как любуются формой живописцы и графики. Природные и рукотворные формы в натюрморте | 1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, восприятие природы и искусства, а также совершенствовать навыки восприятия языка живописного и графического произведения: цвет, линия, форма, фактура, композиция. 2. Формировать у учащихся умение представить (моделировать), распознать геометрические формы в природных формах и художественных вещах, созданных человеком. 3. Углублять у детей представление о натюрморте, способность видеть красоту предмета и предметного мира. 4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки: построение композиции натюрморта из двух-трех предметов и расположение их ближе или дальше. | К уроку дополнительно необходимо подобрать репродукции натюрмортов: И. Машков. «Синие сливы»; П. Кончаловский. «Клубника»; К. Петров-Водкин. «Натюрморт»; В. Стожаров. «Хлеб, соль, братина». | |||||||||||||||||
6 | 6.10 | Урок-образ | Красота родной земли в произведе-ниях графиков. | Основы художественного изображения | У., с. 20—21 | 1. Развивать образное мышление у второклассников, а также восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. 2. Углублять у учащихся восприятие языка графики. 3. Формировать у них художественно-графические умения в передаче выразительности графической композиции (линия, штрих, пятно, ритм). | ||||||||||||||||||
7 | 13.10 | Урок-сочинение на за-дан-ную тему | Осень — пора цветовых контрастов. | Основы художественного изображения | Экспериментируй с палитрой осенних цветовых контрастов | 1. Развивать у учащихся цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и картине. 2. Дать второклассникам элементарные представления о цветовом круге (6 цветов) и цветовом контрасте — пары дополнительных цветов. 3. Развивать у детей потребность в творчестве и эмоциональное восприятие цвета как средства передачи настроения (праздника). 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: использовать цветовой контраст в тематической композиции как одно из главных выразительных средств. | ||||||||||||||||||
8 | 20.10 | Урок-повтор и импровизация | Секреты филимоновских узоров. | Народный орнамент России | В мастерской мастера-игрушечника. Узнай секрет филимоновских узоров | 1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками образа глиняной народной игрушки, помогая им почувствовать своеобразие связей народной пластики с действительностью, неразрывность народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. 2. Развивать творчество учащихся на основе художественных принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация). 3. Углублять представление детей о цветовом контрасте в народном искусстве и в живописи. 4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции. К уроку дополнительно необходимо подобрать фотографии, репродукции глиняной игрушки (филимоновской и каргопольской). По возможности принести на урок произведения мастеров этих художественных промыслов. | К уроку дополнительно необходимо подобрать фотографии, репродукции глиняной игрушки (филимоновской и каргопольской). По возможности принести на урок произведения мастеров этих художественных промыслов. | |||||||||||||||||
9 | 27.10 | Урок-повтор и вариа-ция | Красный-прекрасный | Орнамент в искусстве народов мира | Узнай, почему цвет красный называют прекрасным | 1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы искусства. 2. Создавать благоприятные условия для эстетического восприятия учащимися красного цвета (в сочетании с другими цветами) в разных видах изображений, в искусстве народов мира. 3. Развивать у детей ассоциативное мышление и воображение, а также понимание символики цвета и представление о красном цвете как наиболее значимом в жизни человека, концентрирующем в себе понятия о жизненных силах и мифологических символах в искусстве народов мира. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать ритм элементов, располагать элементы декоративной композиции, учитывая соотношение их с изображением. | ||||||||||||||||||
II четверть Тема четверти: Секреты цветов радуги | ||||||||||||||||||||||||
10 | 10.11 | Урок-образ | Оттенки красного цвета. | Основы художественного изображения | Необычные превращения красного цвета в живописи | 1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в картине. 2. Познакомить второклассников с цветовым кругом из 12 цветов, выработать у них умение называть все оттенки цветового круга. 3. Развивать у учащихся наблюдательность: видение и различие цвета в изображении с натуры, а также эмоциональную восприимчивость цвета. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче формы и цвета предметов, в расположении и соотношении ближних и дальних предметов в рисовании натюрморта с натуры. | ||||||||||||||||||
11 | 17.11 | Урок-образ | Создание образа с помощью белого и черного цветов. | Основы художественного изображения | Узнай, как белый и черный цвета создают образ. Нарисуй с натуры хрустальную или стеклянную вазу. Изобрази любимое домашнее животное | 1. Развивать у учащихся образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства. Раскрыть значение белого и черного цветов в природе и искусстве. 2. Формировать у детей умение воспринимать художественную форму изделий из стекла. Показать уникальность творческого процесса создания изделий из стекла и хрусталя. 3. Обращать внимание учащихся на значение таких средств художественной выразительности, как статичная, симметричная композиция в формировании образа вещи из стекла и фарфора. 4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки при изображении симметричной формы предметов, а также умения применить пятно, линию, белую оживку при рисовании домашних животных. | К уроку дополнительно необходимы фотографии и реальные предметы из стекла и фарфора. | |||||||||||||||||
12 | 24.11 | Урок-повтор и вариация | В мастерской художников Гжели. | Народный орнамент России | Узнай секрет рождения синей розы | Дать второклассникам представление о художественных народных традициях керамического искусства Гжели, о высоком художественном уровне гжельских изделий на всем протяжении многовековой истории. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Познакомить учащихся с секретом технического приема — гжельского мазка с тенями. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения кистевой росписи, композиционного навыка — сочетать изображение узора с поверхностью украшаемого предмета. | К уроку необходимо подобрать репродукции и образцы современных изделий Гжели. | |||||||||||||||||
13 | 1.12 | Урок-образ | В мастерской художников Гжели. | Основы художественного изображения | Чародейка-зима в произведениях художников | 1. Формировать у учащихся способность видеть красоту реальной действительности путем наблюдения природы. 2. Развивать у детей способность наблюдать природу при отсутствии действия, сюжета, а также задерживать свое внимание на деталях, находить в них красоту, смысл, любоваться ими. 3. Создавать условия для эмоционального восприятия и переживания учащимися зимнего пейзажа. 4. Развивать потребность детей в творчестве. 5. Формировать у второклассников художественно-графические умения: рисовать кистью, передавать градации синего цвета, уметь располагать элементы пейзажной композиции. | ||||||||||||||||||
14 | 8.12 | Урок-импровизация | Маска, кто ты? | Орнамент в искусстве народов мира | Маска, ты кто? | 1. Дать учащимся представление о карнавальной, обрядовой маске, существующей в пределах народной культуры в разных странах. Помочь им ощутить, что это особого рода игры в прятки с человеческой индивидуальностью. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Показать учащимся с помощью линейного рисунка, как разное выражение одного лица зависит от положения линии губ и бровей, выражения глаз. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче пропорций и выражения лица. | К уроку дополнительно необходимо иметь готовые маски и художественно-дидактическую таблицу «Пропорции лица» (У., с. 49). | |||||||||||||||||
15 | 15.12 | Урок-образ | Цвета радуги в новогоднем натюрморте. | Основы художественного изображения | Цвета радуги в новогоднем натюрморте. Экспериментируй: передай цветом радость зимнего праздника | 1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и искусстве. 2. Углублять представления второклассников о цветовом круге (12 цветов) и цветовом контрасте, холодных и теплых цветах. 3. Развивать потребность детей в творчестве и эмоциональное восприятие ими цвета как способа передачи настроения (праздника), эмоций. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче формы и цвета предметов, в расположении и соотношении ближних и дальних предметов при рисовании по представлению и с натуры. | К уроку дополнительно необходимы елочные украшения (шары, сосульки, фонарики). | |||||||||||||||||
16 | 22.12 | Урок-образ | Русь белокамен-ная. | Основы художественного изображения | Знакомься с мастерством русских зодчих | 1. Познакомить учащихся с древнерусской архитектурой на примере одноглавого и пятиглавого храмов Владимиро-Суздальской земли и Троице-Сергиевой лавры. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Ввести в активный словарь учащихся термины: архитектура, храм (церковь), купол, барабан, глава, основная часть и нижнее основание храма. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче образа архитектурного сооружения (симметрия, ритм, пропорции, значение вертикали). | К уроку дополнительно необходимо подобрать фотографии русских храмов-памятников архитектуры. Использовать вырезанки храмов мастера А. Воробьева, рисунки Т. Мавриной (из учебника). | |||||||||||||||||
17 | 29.12 | Урок-сочинение на заданную тему | Какого цвета снег? | Основы художественного изображения | Какого цвета снег | 1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять у них представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета при смешении его с другими в изображении зимнего пейзажа. 2. Развивать у второклассников потребность в творчестве и эмоциональное восприятие цвета как средства передачи своего отношения к изображению. | ||||||||||||||||||
III четверть Тема четверти: Цвета радости и печали. | ||||||||||||||||||||||||
18 | 12.01 | Урок-сочинение на заданную тему | Зимние забавы. | Основы художественного изображения | Завершение темы предыдущего урока | Формировать у учащихся художественно-графические умения: составлять нежные оттенки цвета с помощью белил; свободно размещать главные элементы композиции пейзажа (место для неба, снежного покрова, леса, деревьев). | К уроку дополнительно потребуются рисунки А.Дайнеки. | |||||||||||||||||
19 | 19.01 | Урок-вариация и импровизация | Искусство украшения изразцами русских храмов и печей. | Народный орнамент России | Узнай об искусстве украшения изразцами русских храмов и печей | 1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры. 2. Развивать воображение учащихся на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации). 3. Развивать у детей цветовое ви́дение. Углублять их представление о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого (муравленый изразец). 4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции. | К уроку дополнительно необходимы цветовой круг (12 цветов); варианты оттенков зеленого цвета при смешении с другими красками; композиционные схемы размещения орнамента на квадрате и на прямоугольнике (У., с. 66—67). | |||||||||||||||||
20 | 26.01 | Урок-импровизация | Печка, печка, расскажи сказку. | Народный орнамент России | Послушай, о чем может рассказать русская печь | 1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянина, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространстве избы. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Ввести в активный словарь учащихся термины: опечье, печурка, под, устье, шесток. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции. | К уроку дополнительно необходима подборка книг русских народных сказок. Желательно изготовить динамическую таблицу русской печи на основе схемы в учебнике. Эффект объяснения устройства печи по динамической таблице может проявляться в следующем: сначала показывается белый чистый силуэт печи; по мере называния элементов (устье, шесток, печурки и т. д.) на белом силуэте прикрепляются вырезанные силуэты. | |||||||||||||||||
21 | 2.02 | Урок-сочинение на за-дан-ную тему | Русское поле... | Основы художественного изображения | Доблестные воины в работах народных мастеров и художников | 1. В художественных образах постараться раскрыть красоту воинской доблести защитников Древней Руси. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Ввести в активный словарь учащихся термины: кольчуга, шлем, меч, копье, щит, палица, лук. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: способность передать в рисунке формы, пропорции, общее строение предмета | ||||||||||||||||||
22 | 9.02 | Урок-импро-виза-ция | «А сама-то величава, выступает, будто пава...». | Народный орнамент России | «А сама-то величава, выступает, будто пава…». Волшебный мир русского народного костюма | 1. Ввести учащихся в красочный мир народного костюмы на примере северорусского сарафанного комплекса. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Ввести в активный словарь учащихся термины: сарафан, рубаха, душегрея, головной девичий убор — венец, коруна. 4. Формировать у второклассников художественно-графические приемы рисования по мотивам декора народного костюма при решении задач на вариацию и импровизацию. | К уроку дополнительно необходимы подборка иллюстраций к русским народным сказкам с изображением героев в народной праздничной одежде; фотографии выступлений фольклорных ансамблей, а также альбом «Русское народное творчество XVII — XX вв.» (Сост. Т. Я. Шпикалова, Н. Т. Климова. — М., 1986). | |||||||||||||||||
23 | 16.02 | Урок-сочинение на за-дан-ную тему | Сказки А. С. Пушкина в творчестве художников Палеха. | Основы художественного изображения | Сказки А. С. Пушкина в произведениях художников Палеха | 1. Создать педагогические условия для эмоционально-эстетического восприятия учащимися того, как мастера лаковой миниатюры творят палехскую сказку под воздействием поэтического мира Пушкина. 2. Обратить внимание второклассников на сказочно-условный характер живописной изобразительности палехской миниатюры; соединение разновременных действий, многосюжетность живописного повествования, декоративность. 3. Развивать потребность детей в творчестве. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: с помощью цвета, соотношения главных частей композиции создать образ сказочного героя из «Сказки о царе Салтане». | К уроку дополнительно необходима подборка открыток и книг со сказками А. С. Пушкина, иллюстрации к которым выполнили художники Палеха. | |||||||||||||||||
24 | 2.03 | Урок-вариа-ция и импро-виза-ция | Натюрморты с предметами старинного быта. | Народный орнамент России | Узнай, как передать радость и веселье в произведении искусства | . Ввести детей в мир яркого народного праздника — Масленицы. Раскрыть красоту, гармонию, поэтичность обрядового действа, отраженные в произведениях искусства и песенном фольклоре. 2. Углубить представление второклассников о знаках-символах солнца в украшении праздничных саночек для катания с гор — одного из центральных событий масленичных гуляний. 3. Развивать потребность детей в творчестве. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: способы изображения ритма, соотношения элементов узора и сочетания декоративной композиции с формой украшаемого предмета. | ||||||||||||||||||
25 | 9.03 | Урок-образ | Передача радости и веселья в произведениях искусства. | Основы художественного изображения | Полюбуйся натюрмортами из предметов старинного быта | 1. Познакомить второклассников с художественным обликом домашней утвари, которая на протяжении многих веков была неотъемлемой частью целого мира для крестьянина (У., с. 85—87). 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Ввести в активный словарь учащихся термины: братина, ендова, скобкарь, горшок, корчага, крынка, чаша. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в изображении соотношения частей предметов симметричной формы, в расположении предметов на плоскости (ближе — дальше). К уроку дополнительно необходима подборка фотографий, репродукций с традиционной домашней утварью из музейных коллекций. | К уроку дополнительно необходима подборка фотографий, репродукций с традиционной домашней утварью из музейных коллекций. | |||||||||||||||||
26 | 16.03 | Урок-образ | Черный не только цвет печали. | Основы художественного изображения | Черный не только цвет печали | 1. Создать условия для восприятия детьми пейзажного образа начала весны, для сопоставления его со своими собственными наблюдениями в природе. Акцентировать внимание учащихся на приметах ранней весны в пейзаже (цвет, оттенки, роль черного цвета, смешанного с другими цветами). 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче красок ранней весны. | ||||||||||||||||||
IV четверть Тема четверти: Разноцветные были и фантазии | ||||||||||||||||||||||||
27 | 6.04 | Урок-образ | Космические фантазии. | Основы художественного изображения | Космические фантазии | 1. Дать второклассникам представление о множественности приемов изображения художественными средствами природных стихий (земля, вода, огонь, воздух). 2. Расширить словарный запас учащихся: планета, полет космический, космос, вселенная, Солнечная система, атмосфера. 3. Создать условия, активизирующие творческое воображение детей. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: свободный выбор приема для передачи космического пейзажа. | К уроку дополнительно необходима подборка фотографий, сделанных с орбитальной станции, спутников. | |||||||||||||||||
28 | 13.04 | Урок-образ | Весна разноцвет-ная. | Основы художественного изображения | Весна разноцветная | 1. Создать условия для восприятия детьми пейзажного образа расцветающей весенней природы в искусстве, для сопоставления его с их наблюдениями в природе. Акцентировать внимание учащихся на приметах поздней весны (яркие, чистые цвета неба, зелени травы и деревьев, цветов) в произведениях художников. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в технике монотипии. | К уроку дополнительно необходимо расширить зрительный ряд учебника, представив произведения (репродукции или слайды), дающие возможность почувствовать характерные изменения в природе весной. Это могут быть картины художников родного края. | |||||||||||||||||
29 | 20.04 | Урок-повтор и вариа-ции | Игрушки-тарарушки. | Народный орнамент России | Тарарушки-тарарушки — очень славные игрушки | 1. Развивать у учащихся эмоционально-ценностное восприятие произведений народных мастеров из с. ПолховскийМайдан, умение видеть связь декоративного образа с природой. 2. Развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор и вариации по мотивам полхов-майдановской росписи. 3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче ритма, цветового контраста, связи узора с украшаемым предметом. | К уроку дополнительно необходимы образцы произведений народных мастеров Полховского Майдана; фотоматериалы, слайды, живые цветы. | |||||||||||||||||
30 | 27.04 | Урок-повтор и импро-виза-ция | Гостинец с весенней ярмарки. | Народный орнамент России | Гостинец с весенней ярмарки — печатный пряник | 1. Познакомить второклассников с искусством мастеров-резчиков пряничных досок. 2. Расширять представление учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитывать у них бережное отношение к народному искусству и его создателям. 3. Развивать у детей потребность в творчестве. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче декоративного образа (сказочных птиц, рыб, животных и т. п.) в технике графического рисунка для пряничной доски. | К уроку дополнительно необходимы репродукции, фотоматериалы, слайды с изображением пряников из музейных коллекций. | |||||||||||||||||
31 | 4.05 | Урок-образ | Русское поле. | Основы художественного изображения | Русское поле. Образ доблестного воина в скульптуре | Дать учащимся первоначальное понятие о скульптуре как объемном изображении. 2. Показать второклассникам выразительные возможности скульптурной формы, роль скульптурного материала в раскрытии замысла художника. 3. Ввести в активный словарь учащихся термины: скульптура, памятник, рельеф, горельеф. 4. Развивать у детей потребность в творчестве. 5. Формировать у второклассников художественно-графические навыки в передаче выразительного силуэта для рельефной плиточки. Учитывая, что скульптура — искусство изображения в объеме, желательно использовать возможности экскурсии в местный музей, экскурсии по городу или селу (если есть памятник). Во время экскурсии обращаем внимание на объемность, монументальность, идею скульптуры, на ее роль в пространственной среде. | К уроку дополнительно необходимы слайды и репродукции. Возможно для демонстрации использовать скульптуру малых форм: предметы-игрушки, статуэтки в разном материале. | |||||||||||||||||
32 | 11.05 | Урок-образ | Братья наши меньшие. | Основы художественного изображения | Братья наши меньшие |
3. Развивать у детей потребность в творчестве. 4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки в передаче выразительного силуэта животного | ||||||||||||||||||
33 | 18.05 | Урок-повтор | Цветут цветы в орнаменте народов мира. | Орнамент в искусстве народов мира на полосе: гуашь, акварель, фломастеры | Цветут цветы в орнаменте народов мира | 1. Познакомить детей с образцами растительного орнамента народов мира (Турция, Индия, Египет, Иран, Китай, Франция). 2. Обратить внимание учащихся на богатство и разнообразие выразительных средств (пятно, силуэт, линия, ритм, цвет), позволяющих мастерам создавать множество вариантов композиции даже одного мотива (мотивы: «перец», «лотос», «древо жизни»). 3. Закрепить у второклассников художественно-графические навыки в исполнении декоративной композиции. | ||||||||||||||||||
34 | 25.05 | Урок-повтор | Город мастеров. | Народный орнамент России | Всякому молодцу ремесло к лицу | Подвести итоги творчества детей во 2 классе. |
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс
В результате изучения изобразительного искусства и овладения навыками художественного труда ученик должен
знать/понимать:
• особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел; бумага, текстильные, природные материалы);
• цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
• особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешения красок для получения составных цветов;
• особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской керамики, филимоновской, полхово-майданской игрушки;
• способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань и др.);
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);
• о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;
• о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;
• правила безопасности при работе ручными инструментами;
• значение слова «береста», понятия «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение;
• условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
• основы традиционной технологии художественной обработки природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (ткачество на рамке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование);
• правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
• правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе — крупнее и ниже, дальше — мельче и выше);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;
• пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.); выполнять работы в технике оригами, вырезанки, аппликации, папье-маше;
• использовать различные приемы работы с тканью (шитье, вышивка, ткачество на рамке); выполнять швы петельный и стебельчатый; конструировать народный костюм (аппликация на силуэте фигурки человека);
• лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу; лепить на основе традиционных приемов филимоновской игрушки, муравленого изразца; передавать в лепке выразительные формы; сочетать орнамент с формой предмета;
• решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании (на основе имитации) изделий из бумаги, ткани, природных материалов по мотивам народного творчества; пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
в процессе художественно-трудовой деятельности проявлять:
• эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
• собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
• положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной среды в школе и дома.
Литература
Примерные программы начального общего образования. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3836/
Сборник нормативных документов. Начальная школа. – М., Дрофа, 2007.
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.
Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 2 класс. – М., Просвещение, 2009.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по изобразительному искусству автор Шпикалова программа "Перспектива" ова 3 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса по программе "Перспектива" автор Шпикалова...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (на основе авторской программы Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой).
Рабочая программа включает пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание ценностных ориентиров учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты обучения,...
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс по программе Шпикаловой, Ершовой
Программа разработана Поляковой В.А. для работы в 3 классе . Основой для проектирования данной рабочей программы явились:1. Основная образовательная программа...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
Рабочая программа.ИЗО. Шпикалова Т.Я. 4 класс
Рабочая программа. ИЗО. Шпикалова Т.Я.4 класс...