Рабочая программа ИЗО (Шпикалова Т.Я.)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

 

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_2_klass.docx76.43 КБ

Предварительный просмотр:

2 КЛАСС (34 ч)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой.

          Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373.«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТАНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
  2. Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год
  3. Учебный план образовательного учреждения на 2012/2013 учебный год
  4. Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы)

 Программа включает 4 раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с  распределением учебных часов по разделам курса, Поурочное тематическое планирование и Требования к уровню подготовки учащихся. Некоторые столбцы в сетке поурочного планирования не заполнены (тип урока, форма урока, дата): их заполняет сам учитель в зависимости от конкретных условий. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства в данной программе по своему типу являются комбинированными.

Общая характеристика учебного предмета (согласно Примерной программе начального общего образования)

Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

В  программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

•        развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

•        освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

•        овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

•        воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Задачи, реализуемые во 2 классе:

1.        Закрепить знания о таких видах  изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами  и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.

2.        Познакомить учащихся с жанром портрета, с некоторыми произведениями выдающихся художников этого жанра, продолжать знакомить  с произведениями, выполненными в жанрах пейзажа и натюрморта.

3.        Познакомить с такими народными промыслами как Филимоново, Полохов-Майдан, Гжель.

4.        Познакомить с основными и составными цветами, научить получать составные цвета смешиванием основных.

5.        Познакомить с одним из выдающихся музеев России  (Эрмитаж)  и некоторыми картинами зарубежных художников, представленных в музее.

6.        Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Личностные УУД

  1. самоопределение
  2. смыслообразование
  3. нравственно-этическое оценивание

Метапредметные УУД        

  1. поиск информации
  2. моделирование
  3. создание алгоритма деятельности

Логические УУД

  1. анализ
  2. синтез

Постановка и решение проблемы

  1. самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Регулятивные УУД

  1. контроль
  2. коррекция
  3. оценка

Коммуникативные УУД

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  2. умение точно выражать свои мысли

Содержание входящих в УМК учебника «Изобразительное искусство» для 2 класса и творческой тетради к нему в соответствии с утвержденной программой ориентировано на распределение часов по разделам и видам учебной деятельности на уроках изобразительного искусства с учетом трех разделов данного курса.

Разделы программы

Количество часов

I. Основы художественного изображения: художественный образ и изобразительное творчество учащихся

16

II. Народный орнамент России

14

III. Орнамент в искусстве народов мира

4

Итого

34

ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. Произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающие состояния цветовой палитры в пейзажах золотой осени, разноцветной весны, солнечного лета, белоснежной зимы; наблюдение цветовых переливов в драгоценных камнях, яркости цвета в народных игрушках; ощущение теплоты цвета глины и изделий из нее; познание тайны цветов спектра.
      
Расширение знаний:
      
о цвете как о главном выразительном средстве живописи, декоративной композиции. Эмоциональная характеристика цвета. Знакомство с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Приемы превращения основных цветов (синий, красный, желтый) в многоцветную мозаику (цветовой круг). Приемы создания нюансных и контрастных цветовых сочетаний в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов, с правилами смешения цветов (добавление белой или черной краски к основным цветам). Приемы работы раздельным удлиненным мазком. Знакомство с техникой монотипии;
      
о графических средствах выразительности (линия, контур, штрихи, кривые и ломаные линии, пятно, силуэт), об их использовании в рисовании с натуры, по представлению (натюрморт, цветы, животные, орнамент и т. д.). Приемы работы графическими материалами: черным по белому и белым по черному (простой карандаш, черная и белая гуашь, тушь, перо). Способы передачи в рисунке формы, пропорций, конструкции предмета.
      
Расширение эстетических представлений:
      
о станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Выделение главного в композиции (с помощью размеров, расположения на листе, цвета). Передача пространства (соотношение ближних и дальних предметов, их расположение в рисунке: ближе — ниже, дальше — выше). Передача смысловой связи между субъектами композиции;
      
о декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиции). Средства декоративной композиции: условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм, условность цвета. Создание декоративных образов на основе переработки природных форм, использование приема уподобления в аппликации, народной росписи.
      
Опыт художественно-творческой деятельности в изображении с натуры, по памяти и представлению в описании:
      
природы живописными и графическими средствами. Передача состояния природы в разное время года и суток (зимний день утром или вечером, солнечный или пасмурный день, мороз или оттепель и т. д.). Выявление эмоциональной роли цвета в передаче определенного состояния природы, в цветовом строе предметного мира: красного (прекрасного), зеленого (муравленого), синего (гжельского), черного и белого. Использование в рисунках точек, линий (цветной, черной и белой), мазков, пятен. Экспериментирование с цветовой палитрой (как направление мазка выявляет форму предмета, превращение раздельных удлиненных мазков в изображения старого дерева, солнечных лучей и т. д.; получение разных оттенков одного цвета — красный, малиновый, розовый; растяжение цвета — неоднотонный гжельский мазок синего кобальта и т. д.). Чтение композиционных схем пейзажа, сопоставление их с произведениями известных живописцев. Выбор вариантов построения пейзажа и выполнение собственных композиций («Краски родной земли», «Чародейкою зимою...», «Какого цвета снег», «Весна разноцветная»). Выполнение зарисовок по представлению архитектурных построек с передачей красоты пропорций, ритма конструктивных элементов («Русь белокаменная»);
      
натюрморта из природных и рукотворных форм. Приемы построения отдельных объектов и группы симметричных предметов с помощью оси симметрии и основных парных ориентиров. Передача в рисунке живописными материалами разнообразия форм, размеров, окраски плодов, овощей («Натюрморт на праздничном столе» — на основе контрастных цветов). Графическими средствами выявление многообразия форм, силуэтов бытовой утвари («Сосуды» — рисование по представлению приемом замкнутого контура, «Тайны черного и белого» — рисование хрустальной вазы белой линией по черному фону). Рисование с натуры натюрморта с предметом старинного быта («Золотым рукам цены нет») — графические или живописные материалы на выбор;
      
человека, животных. Выполнение набросков с натуры и представлению фигуры человека в движении. Использование их в составлении сюжетно-тематических композиций. Создание образов сказочных героев в народных костюмах («Красна девица и добрый молодец»). Разработка эскиза новогодней маски с последующим изготовлением на уроках художественного труда. Изображение домашних животных с передачей характерных особенностей формы, шерсти, движения (черной линией с белой оживкой, с использованием графических разделок разной конфигурации — завитки, штрихи, точки и т. д.);
      
в станковой и декоративной композициях (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции).Выполнение композиций с использованием вариантов композиционных схем («Мой отдых летом», «Зимние забавы», «Русское поле»). Выполнение композиции «Печь-помощница» (эпизод из народной сказки), иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. С. Пушкина с передачей смысловой связи между персонажами. Составление декоративных композиций с передачей яркости, звучности цвета в соответствии с замыслом («Увидал грача — весну встречай», «Космические фантазии»).

ОСНОВЫ  НАРОДНОГО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО  ИСКУССТВА

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного искусства. Оптимизм, мажорность, привлекательность образов народного творчества. Связь произведений народного творчества с родной природой, с бытовыми, праздничными, трудовыми событиями, с яркими событиями народного календаря (на примере керамики Древней Греции, Балхар, Гжели, изразцов, филимоновской игрушки, произведений народных мастеров Городца и Полховского Майдана).
      
Формирование представлений о символике народного орнамента. Отражение родной природы в орнаментах вышивки, росписи по дереву, керамики. Образы-символы в орнаментальном искусстве: символы плодородия, благопожелания, природных стихий; обереги. Закономерности построения орнамента на замкнутой поверхности (круг, квадрат), ленточного орнамента («меандр», «пальметта», «лотос», «перец»). Знакомство со схемами ритмического построения орнамента (на примере орнаментов балхарской и древнегреческой керамики, русской народной вышивки). Выявление роли красного цвета в народном искусстве.
      
Опыт художественно-творческой деятельности:
      
упражнения по освоению приемов выполнения орнаментов на основе повтора и вариаций (зарисовки символов традиционных орнаментов — птицы-павы, матери сырой земли, засеянного поля); в процессе самостоятельного выполнения росписей по мотивам традиционных народных орнаментов на основе вариаций и импровизаций (роспись балхарских, древнегреческих керамических сосудов, роспись саночек для катания на Масленицу, составление орнамента для муравленого изразца, составление эскиза резной доски для печатного пряника); на воинских доспехах (шлем, кольчуга, щит, меч). Изображение воинов в полном боевом снаряжении, на боевых конях (на примере орнаментального украшения воинских доспехов в лаковой миниатюре Палеха);
      
ознакомление с филимоновской глиняной игрушкой. Особенности формы, пропорций (удлиненность, стройность). Своеобразие росписи: цветовая палитра (красный, желтый, зеленый); символичность элементов орнамента (знаки солнца, древо жизни, земли); геометрический характер начертания элементов (линии, круги, квадраты, елочки). Приемы выполнения орнаментальных элементов кистью. Упражнения на повтор филимоновских узоров. Составление композиции «Хозяйство деда Филимона» (на основе вариаций и импровизаций);
      
ознакомление с полхово-майданской деревянной игрушкой. Разнообразие и специфика точеных форм. Цветовой строй росписи — яркость, контрастность чистого цвета (желтый, розовый, алый, красный, голубой, зеленый, фиолетовый), наводка черным цветом. Упражнения на освоение последовательности и приемов выполнения орнаментальных мотивов (большой цветок роза, листок, ягоды и яблочки на ветке). Рисование полхово-майданской игрушки по выбору и ее роспись. На уроках труда изготовление игрушки по мотивам работ полхово-майданских мастеров;
      
ознакомление с искусством гжельской керамики. Необычность форм, названий сосудов (квасник, кумган с прилепами, налепами, фигурными растительными и животными элементами). Своеобразие одноцветной синей росписи (мазок с растяжением, мазок с тенями). Приемы кистевого письма (примакивание, живописный мазок). Выполнение упражнений на повтор элементов гжельской росписи (точки, капельки, сеточка, трехлопастный листок, усики и т. д.). Украшение узором силуэтов и моделей гжельских сосудов, изготовленных на уроках труда (на основе вариаций и импровизаций);
      
ознакомление с народным костюмом. Продолжение знакомства с основными элементами женского и мужского костюма (рубаха, сарафан, душегрея, головной убор — корона, венец, кокошник). Традиции украшения головного убора драгоценными камнями («Самоцветы земли и мастеров-ювелиров»), бисером, а рубахи, сарафана — вышивкой. Изображение женской и мужской фигуры в народном костюме («Красна девица и добрый молодец»).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ.

в I четверти:

      произведения профессионального искусства: А. Дейнека. Клубника. На юге; А. Мыльников. Лето; Т. Маврина. По дороге в Александровскую слободу; Б. Шаманов. Васильки. Зеленая рожь; З. Попов. Осенняя уборка; Ю. Земсков. Сибирская деревня; М. Малютин. Обезово (фрагмент); В. Васнецов. Три царевны подземного царства; Н. Рерих. Сокровище гор; Д. Митрохин. Болгарский перец. Яблоки и груши; А. Коняшин. Пироги с калиной; Д. Рожкали. Соколик ржи; В. Фаворский. Пролетающие птицы; Г. Кроллис. Дерево солнца; П. Филонов. Цветы; С. Никиреев. Яблоня цветет; Н. Щеглов. Натюрморт; Л. Одайник. Праздник. Ткачество; Э. Розенбергс. Танец. Ткачество; Т. Маврина. Гладиолус. Букет под липой; И. Машков. Натюрморт с ананасом;
     

 произведения народного искусства: И. Баканов. Пастушок. Палех; Н. Смирнова. Осень. Шкатулка; ювелирные украшения — бармы, самоцветы Урала; дагестанская (Балхар), узбекская керамика; древнегреческие чернофигурные вазы; филимоновские игрушки; расписные изделия мастеров Хохломы; инкрустированные соломкой шкатулки и пластины кировских и белорусских мастеров; народная керамическая посуда; традиционные ветряки.

во II четверти:

      произведения профессионального искусства: К. Петров-Водкин. Купание красного коня; Ю. Кугач. Семья; А. Лентулов. Небосвод; Д. Левицкий. Портрет дочери Агаши в русском костюме; А. Дейнека. Цветы на ковре; П. Кончаловский. Натюрморт с красным подносом; Р. Шах. Блюдо; Л. Нагорный. Декоративные вазы; В. Лебедев. Иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Багаж»; А. Житнева. Белый Бим Черное Ухо; Н. Ромадин. Лесная деревня; Т. Маврина. Зимний день; Л. Фроленкова. Новый год; В. Смирнов. Праздник. XIX в.;
     

 произведения народного искусства: вологодское кружево; Т. Беспалова. Родительский дом. Панно «Городец»; изделия гжельских мастеров — А. Федотова, А. Азаровой, З. Окуловой, Н. Бидак; изделия городецких мастеров; маски народов мира — Япония, Монголия, Северная Америка; народные тканые коврики; половички различных регионов России; щепные птицы мастера А. И. Петухова.

в III четверти:

      произведения профессионального искусства: А. Косоков. Церковь Покрова на Нерли; И. Сандырев. А. Рублев; К. Юон. Купола и ласточки; Т. Маврина. Юрьев-Польский; Н. Рерих. Звенигород; А. Остроумова-Лебедева. Зимний день; Н. Ромадин. Ночная тоска; А. Рылов. Трактор на лесных просторах; В. Гаврилов. Солнечный денек; А. Куинджи. Солнечные пятна на инее; Закат в лесу; И. Шишкин. На севере диком...; Т. Маврина. Чесноково; А. Дейнека. Лыжники; А. Дейнека. Коньки; В. Васнецов. Богатыри; В. Васнецов. Фронтиспис к «Слову о полку Игореве»; Б. Кустодиев. Масленица; Б. Стожаров. Братина и чеснок; В. Шумилов. Натюрморт с клюквой; К. Юон. Конец зимы;
      

произведения народного искусства: старинные муравленые изразцы; А. Куландин. Александр Невский. Панно. Финифть; Т. Рукина. Ледовое побоище на Чудском озере. Городец; Т. Рукина. Три богатыря в дозоре. Городец; И. Билибин. Вологодская девушка в праздничном наряде; А. Котухина. Березка. Пластина. Палех; И. Зубков. Сказка о рыбаке и рыбке. Палех; Д. Буторин. У Лукоморья. Палех; А. Котухин. Сказка о царе Салтане... Палех; Н. Голиков. Добрыня. Палех; В. Миронов. Песни России. Палех; М. Грузинский. Катание на тройках. Федоскино; А. Тихов. Масленица. Плашка. Финифть; старинные расписные саночки. Архангельская область; традиционные лоскутные изделия с орнаментом из квадратов, треугольников; традиционные украшения из бересты.

в IV четверти:

      произведения профессионального искусства: И. Эльконин. Из серии «Стекло»; неизвестный художник. Портрет мальчика; И. Левитан. После дождя; А. Саврасов. Грачи прилетели; Н. Ромадин. Млечный путь; Е. Николаева. Бисер. Рисунок на ситец; К. Юон. Новая планета; К. Юон. Солнечный весенний денек; Е. Зверьков. Последний снег; Е. Зверьков. Голубой апрель; Т. Маврина. Весна на Истре; Н. Ромадин. Розовая весна; В. Бакшеев. Голубая весна; А. Васнецов. Новгородский торг; Б. Кустодиев. Ярмарка; К. Петров-Водкин. Фантазия; Г. Захаров. Ферапонтово; М. Кагаров. Текстильщицы;
      

произведения народного искусства: игрушки и расписные пасхальные яйца Полховского Майдана; городецкие пряничные доски; М. Примаченко. Корова; декоративный фарфор. Китай; ваза. Индокитай; Набойная мастерская. Миниатюра. Палех.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тип урока

Тема урока ИЗО.

Раздел программы
Виды изобразительной
деятельности: материалы

Темы беседы и
творческой работы
Учебно-наглядное пособие

Основные задачи урока

Материал к урокам

По плану

фактически

I четверть.

Тема четверти: Краски родной земли

1

1.09

Урок-сочинение

Лето в произведениях художников

Основы художественного изображения
Рисование по памяти:
акварель, гуашь, кисти

Лето в произведениях художников
У., с. 6—8
Нарисуй композицию «Мой отдых летом»
Т., с. 4—5

1. Развивать у детей образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и произведений искусства.

2. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных приемов композиции.

3. Развивать ассоциативное цветоощущение у детей, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветом художественного изображения.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: в создании своего замысла применять композиционные приемы.

2

8.09

 Урок-образ

Многоцветие земли в произведениях живописцев

Основы художественного изображения
Рисование с натуры и по памяти:
акварель, кисти

Полюбуйся многоцветьем земли в произведениях живописцев
У., с. 9 — 13
Нарисуй, какой ты видишь
землю своего города, села, поселка осенью
Т., с. 6—7

1. Развивать у второклассников осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства.

2. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных возможностей контраста и гармонии теплых и холодных цветов в их острых сопоставлениях и тонких сочетаниях в произведениях живописцев.

3. В работе с натуры и по памяти развивать у детей ассоциативное цветоощущение, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветовым строем изображения.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: применять выразительные возможности приема раздельного мазка, сочетать в композиции главные и дополнительные элементы в пейзаже.

3

15.09

Урок-экспе-римент

Палитра и форма сокровищ земли.

Народный орнамент России
Декоративная композиция по мотивам узоров народных головных уборов:
акварель, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Подивись палитре и форме сокровищ земли. «Шитый жемчугом, камнями, самоцветами…»
У., с. 14—15
Укрась женские праздничные головные уборы драгоценными самоцветами
Т., с. 8—9

1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства.

2. Способствовать формированию у младших школьников основ эстетической культуры, используя образы музыкально-поэтического и устного фольклора, в которых русский народный костюм  —  неотъемлемая часть образов сказочных персонажей.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать оттенки теплых и холодных цветов, находить гармоническое их сочетание в декоративной композиции.

На уроке следует обращаться к художественно-дидактическим таблицам  —  цветовой круг, цветовой контраст (теплые и холодные цвета),  —  помещенным в учебнике.

К уроку дополнительно необходимы произведения, раскрывающие женские образы в живописи (И. Аргунов. «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»; М. Врубель. «Царевна-лебедь») и народном искусстве (лаковая миниатюра Федоскина, Палеха, Холуя, Мстеры).

4

22.09

Урок-повтор и вариация

В мастерской мастера-гончара.

Орнамент в искусстве народов мира
Декоративная композиция по мотивам росписи балхарской и греческой керамики:
гуашь, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Узнай тайну рождения древних сосудов
У., с. 16—17
Повтори белой гуашью узоры балхарских мастеров. Нанеси узоры на кувшин для воды. Распиши силуэт вазы по мотивам греческого орнамента
Т., с. 10—11

1. В эмоционально-игровой форме дать второклассникам представление о связи творчества народного мастера с природой, об общности гончарного искусства мастеров народов мира.

2. Углубить эстетическое восприятие учащимися знаков-символов природных стихий: земля (плодородие), вода, солнце.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать ритм элементов орнамента в композиции узора, связанного с силуэтом художественного сосуда.

К уроку необходимо дополнительно подобрать фотографии или репродукции с изображением керамических сосудов Древней Греции и Дагестана.

К уроку необходимо дополнительно подобрать фотографии или репродукции с изображением керамических сосудов Древней Греции и Дагестана.

5

29.09

Урок-образ

Природные и рукотворные формы в натюрмор-те.

Основы художественного изображения
Рисование с натуры натюрморта:
простой или цветные карандаши, фломастеры, тушь, акварель, гуашь, кисти (по выбору)

Узнай, как любуются формой живописцы и графики. Природные и рукотворные формы в натюрморте
У., с. 18—19
Составь натюрморт из понравившихся сосудов
Т., с. 12
Нарисуй с натуры натюрморт из двух или трех предметов
Т., с. 13

1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, восприятие природы и искусства, а также совершенствовать навыки восприятия языка живописного и графического произведения: цвет, линия, форма, фактура, композиция.

2. Формировать у учащихся умение представить (моделировать), распознать геометрические формы в природных формах и художественных вещах, созданных человеком.

3. Углублять у детей представление о натюрморте, способность видеть красоту предмета и предметного мира.

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки: построение композиции натюрморта из двух-трех предметов и расположение их ближе или дальше.

К уроку дополнительно необходимо подобрать репродукции натюрмортов: И. Машков. «Синие сливы»; П. Кончаловский. «Клубника»; К. Петров-Водкин. «Натюрморт»; В. Стожаров. «Хлеб, соль, братина».

6

6.10

Урок-образ

Красота родной

земли в произведе-ниях графиков.

Основы художественного изображения
Рисование с натуры:
карандаш, тушь, перо, фломастер (по выбору)

У., с. 20—21
Упражнение-эксперимент
с графическими материалами
Т., с. 14
Нарисуй с натуры крупные цветы
с листьями
Т., с. 15

1. Развивать образное мышление у второклассников, а также восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

2. Углублять у учащихся восприятие языка графики.

3. Формировать у них художественно-графические умения в передаче выразительности графической композиции (линия, штрих, пятно, ритм).

7

13.10

Урок-сочинение на за-дан-ную тему

Осень — пора цветовых контрастов.

Основы художественного изображения
Рисование по представлению:
акварель, гуашь, кисти, мозаика из цветной бумаги, ножницы, клей

Экспериментируй с палитрой осенних цветовых контрастов
У., с. 22—25
Рисование праздничного стола
с красивыми фруктами и овощами контрастных цветов
Т., с. 16—17

1. Развивать у учащихся цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и картине.

2. Дать второклассникам элементарные представления о цветовом круге (6 цветов) и цветовом контрасте  —  пары дополнительных цветов.

3. Развивать у детей потребность в творчестве и эмоциональное восприятие цвета как средства передачи настроения (праздника).

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: использовать цветовой контраст в тематической композиции как одно из главных выразительных средств.

8

20.10

Урок-повтор и импровизация

Секреты филимоновских узоров.

Народный орнамент России
Повтор и импровизация по мотивам филимоновской игрушки. Декоративная композиция «Хозяйство деда Филимона»:
гуашь, акварель, кисти, небольшие листы в форме прямоугольника, круга, квадрата, клей, ножницы
Подготовка к урокам художественного труда

В мастерской мастера-игрушечника. Узнай секрет филимоновских узоров
У., с. 26—27
Повтори за мастером элементы филимоновских узоров
Т., с. 18
Сочини декоративную композицию «Хозяйство деда Филимона»
Т., с. 19

1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками образа глиняной народной игрушки, помогая им почувствовать своеобразие связей народной пластики с действительностью, неразрывность народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

2. Развивать творчество учащихся на основе художественных принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).

3. Углублять представление детей о цветовом контрасте в народном искусстве и в живописи.

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции.

К уроку дополнительно необходимо подобрать фотографии, репродукции глиняной игрушки (филимоновской и каргопольской). По возможности принести на урок произведения мастеров этих художественных промыслов.

К уроку дополнительно необходимо подобрать фотографии, репродукции глиняной игрушки (филимоновской и каргопольской). По возможности принести на урок произведения мастеров этих художественных промыслов.

9

27.10

Урок-повтор и вариа-ция

Красный-прекрасный

Орнамент в искусстве народов мира
Декоративная композиция:
цветные карандаши, фломастеры
Подготовка к урокам художественного труда

Узнай, почему цвет красный называют прекрасным
У., с. 28—30
Повтори за мастером знаки-символы природных стихий
Т., с. 20
Считая клеточки, нарисуй красную птицу-паву
Т., с. 21

1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы искусства.

2. Создавать благоприятные условия для эстетического восприятия учащимися красного цвета (в сочетании с другими цветами) в разных видах изображений, в искусстве народов мира.

3. Развивать у детей ассоциативное мышление и воображение, а также понимание символики цвета и представление о красном цвете как наиболее значимом в жизни человека, концентрирующем в себе понятия о жизненных силах и мифологических символах в искусстве народов мира.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать ритм элементов, располагать элементы декоративной композиции, учитывая соотношение их с изображением.

II четверть

Тема четверти: Секреты цветов радуги

10

10.11

Урок-образ

Оттенки красного цвета.

Основы художественного изображения
Рисование с натуры
Рисование по памяти:
белая гуашь, мелок или пастель, черная гуашь, тушь, перо, кисти

Необычные превращения красного цвета в живописи
У., с. 31—33
Экспериментируй: найди оттенки красного цвета в декоративном натюрморте
Т., с. 22
Нарисуй красивый натюрморт с натуры
Т., с. 23

1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в картине.

2. Познакомить второклассников с цветовым кругом из 12 цветов, выработать у них умение называть все оттенки цветового круга.

3. Развивать у учащихся наблюдательность: видение и различие цвета в изображении с натуры, а также эмоциональную восприимчивость цвета.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче формы и цвета предметов, в расположении и соотношении ближних и дальних предметов в рисовании натюрморта с натуры.

11

17.11

Урок-образ

Создание образа с помощью белого и черного цветов.

Основы художественного изображения
Рисование по памяти:
белая гуашь, мелок или пастель, черная гуашь, тушь, перо, кисть

Узнай, как белый и черный цвета создают образ. Нарисуй с натуры хрустальную или стеклянную вазу. Изобрази любимое домашнее животное

1. Развивать у учащихся образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства. Раскрыть значение белого и черного цветов в природе и искусстве.

2. Формировать у детей умение воспринимать художественную форму изделий из стекла. Показать уникальность творческого процесса создания изделий из стекла и хрусталя.

3. Обращать внимание учащихся на значение таких средств художественной выразительности, как статичная, симметричная композиция в формировании образа вещи из стекла и фарфора.

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки при изображении симметричной формы предметов, а также умения применить пятно, линию, белую оживку при рисовании домашних животных.

К уроку дополнительно необходимы фотографии и реальные предметы из стекла и фарфора.

12

24.11

Урок-повтор и вариация

В мастерской художников Гжели.

Народный орнамент России
Повтор и вариации по мотивам гжельской росписи:
синяя гуашь, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Узнай секрет рождения синей розы
У., с. 40—43
Повтори за мастером волшебный гжельский мазок
Т., с. 26
Укрась гжельский чайник и сахарницу
Т., с. 27

Дать второклассникам представление о художественных народных традициях керамического искусства Гжели, о высоком художественном уровне гжельских изделий на всем протяжении многовековой истории.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Познакомить учащихся с секретом технического приема — гжельского мазка с тенями.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения кистевой росписи, композиционного навыка — сочетать изображение узора с поверхностью украшаемого предмета.

К уроку необходимо подобрать репродукции и образцы современных изделий Гжели.

13

1.12

Урок-образ

      В мастерской художников Гжели.

Основы художественного изображения
Рисование по памяти. Рисование по представлению:
синяя гуашь, кисти

Чародейка-зима в произведениях художников
У., с. 44
Повтори за мастером силуэты заснеженных деревьев и кустов. Нарисуй свои варианты композиционных схем зимнего пейзажа
Т., с. 28
Нарисуй картину зимнего леса
Т., с. 29

1. Формировать у учащихся способность видеть красоту реальной действительности путем наблюдения природы.

2. Развивать у детей способность наблюдать природу при отсутствии действия, сюжета, а также задерживать свое внимание на деталях, находить в них красоту, смысл, любоваться ими.

3. Создавать условия для эмоционального восприятия и переживания учащимися зимнего пейзажа.

4. Развивать потребность детей в творчестве.

5. Формировать у второклассников художественно-графические умения: рисовать кистью, передавать градации синего цвета, уметь располагать элементы пейзажной композиции.

14

8.12

Урок-импровизация

      Маска, кто ты?

Орнамент в искусстве народов мира
Декоративная композиция:
карандаши простые и цветные, фломастеры, гуашь, акварель
Подготовка к урокам художественного труда:
цветные лоскутки, фольга, фантики, кусочки цветной бумаги, ножницы, клей

Маска, ты кто?
У., с. 47—49
Учись видеть и рисовать разные выражения лица (схематические наброски). Заверши роспись масок
Т., с. 30
Нарисуй веселую маску для новогоднего представления
Т., с. 31

1. Дать учащимся представление о карнавальной, обрядовой маске, существующей в пределах народной культуры в разных странах. Помочь им ощутить, что это особого рода игры в прятки с человеческой индивидуальностью.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Показать учащимся с помощью линейного рисунка, как разное выражение одного лица зависит от положения линии губ и бровей, выражения глаз.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче пропорций и выражения лица.

К уроку дополнительно необходимо иметь готовые маски и художественно-дидактическую таблицу «Пропорции лица» (У., с. 49).

15

15.12

Урок-образ

Цвета радуги в новогоднем натюрморте.

Основы художественного изображения
Рисование по представлению. Рисование с натуры:
акварель, гуашь, кисти, цветные мелки или пастель

Цвета радуги в новогоднем натюрморте. Экспериментируй: передай цветом радость зимнего праздника
У., с. 50—52
Заверши в цвете новогодний натюрморт
Т., с. 31
Рисуя с натуры, заполни лист новогодними цветными шарами
Т., с. 33

1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и искусстве.

2. Углублять представления второклассников о цветовом круге (12 цветов) и цветовом контрасте, холодных и теплых цветах.

3. Развивать потребность детей в творчестве и эмоциональное восприятие ими цвета как способа передачи настроения (праздника), эмоций.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче формы и цвета предметов, в расположении и соотношении ближних и дальних предметов при рисовании по представлению и с натуры.

К уроку дополнительно необходимы елочные украшения (шары, сосульки, фонарики).

16

22.12

 Урок-образ

Русь белокамен-ная.

Основы художественного изображения
Рисование по представлению:
фломастеры, гуашь, акварель, кисти
Использование вырезанок храмов, выполненных на уроках художественного труда:
силуэты

Знакомься с мастерством русских зодчих
У., с. 53—56
Учись читать композиционные схемы храмов на Руси
У., с. 56
Нарисуй белокаменный храм, подивись стройности и красоте его пропорций
Т., с. 35

1. Познакомить учащихся с древнерусской архитектурой на примере одноглавого и пятиглавого храмов Владимиро-Суздальской земли и Троице-Сергиевой лавры.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: архитектура, храм (церковь), купол, барабан, глава, основная часть и нижнее основание храма.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче образа архитектурного сооружения (симметрия, ритм, пропорции, значение вертикали).

К уроку дополнительно необходимо подобрать фотографии русских храмов-памятников архитектуры. Использовать вырезанки храмов мастера А. Воробьева, рисунки Т. Мавриной (из учебника).

17

29.12

Урок-сочинение на заданную тему

Какого цвета снег?

Основы художественного изображения
Рисование по памяти. Рисование по представлению:
акварель, белая гуашь, кисти

Какого цвета снег
Зимние пейзажи в произведениях художников
У., с. 58—61
Экспериментируй: измени яркий цвет белилами
Т., с. 36
Нарисуй зиму такой, какой она тебе больше нравится
Т., с. 37

1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять у них представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета при смешении его с другими в изображении зимнего пейзажа.

2. Развивать у второклассников потребность в творчестве и эмоциональное восприятие цвета как средства передачи своего отношения к изображению.

III четверть

Тема четверти: Цвета радости и печали.

18

12.01

Урок-сочинение на заданную тему

Зимние забавы.

Основы художественного изображения
Рисование по памяти. Рисование по представлению:
аппликативный материал

Завершение темы предыдущего урока
У., с. 62—63
Рисование схематических фигурок в движении
Изобрази в зимней картине фигурки ребят
Т., с. 36—37

Формировать у учащихся художественно-графические умения: составлять нежные оттенки цвета с помощью белил; свободно размещать главные элементы композиции пейзажа (место для неба, снежного покрова, леса, деревьев).

К уроку дополнительно потребуются рисунки А.Дайнеки.

19

19.01

Урок-вариация и импровизация

Искусство украшения изразцами русских храмов и печей.

Народный орнамент России
Декоративная композиция по мотивам русских изразцов:
акварель, белая гуашь, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Узнай об искусстве украшения изразцами русских храмов и печей
У., с. 64—67
Заверши старинный изразец
Т., с. 38
Нарисуй муравленый изразец с понравившимся тебе сюжетом или орнаментом
Т., с. 39
А. 1. Приложение
У., с. 66—67
 

1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры.

2. Развивать воображение учащихся на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации).

3. Развивать у детей цветовое ви́дение. Углублять их представление о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого (муравленый изразец).

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции.

К уроку дополнительно необходимы цветовой круг (12 цветов); варианты оттенков зеленого цвета при смешении с другими красками; композиционные схемы размещения орнамента на квадрате и на прямоугольнике (У., с. 66—67).

20

26.01

Урок-импровизация

Печка, печка, расскажи сказку.

Народный орнамент России
Декоративная композиция по мотивам русских изразцов:
фломастер, цветные карандаши, цветные мелки, акварель или гуашь, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Послушай, о чем может рассказать русская печь
У., с. 68—71
Закончи «облицовку» печи изразцами
Т., с. 42
Нарисуй эпизод сказки, в котором печь была бы одним из героев
Т., с. 40—41
У., с. 70—71

1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянина, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространстве избы.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: опечье, печурка, под, устье, шесток.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.

К уроку дополнительно необходима подборка книг русских народных сказок.

Желательно изготовить динамическую таблицу русской печи на основе схемы в учебнике. Эффект объяснения устройства печи по динамической таблице может проявляться в следующем: сначала показывается белый чистый силуэт печи; по мере называния элементов (устье, шесток, печурки и т. д.) на белом силуэте прикрепляются вырезанные силуэты.

21

2.02

Урок-сочинение на за-дан-ную тему

Русское поле...

Основы художественного изображения
Рисование по представлению:
карандаш, фломастеры, тушь, перо, черная акварель, кисти, аппликационный материал для схематического изображения человека

Доблестные воины в работах народных мастеров и художников
У., с. 72—75
Дорисуй композицию «Русское поле». Изобрази воинов, выступивших в поход на боевых конях защищать Русь. Рассмотри изображение воинских доспехов
Т., с. 45, У., с. 75

1. В художественных образах постараться раскрыть красоту воинской доблести защитников Древней Руси.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: кольчуга, шлем, меч, копье, щит, палица, лук.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: способность передать в рисунке формы, пропорции, общее строение предмета

22

9.02

Урок-импро-виза-ция

      «А сама-то величава, выступает, будто пава...».

Народный орнамент России
Декоративная композиция по мотивам декора народного костюма:
акварель, гуашь, кисти, карандаш. Подготовка к урокам художественного труда

«А сама-то величава, выступает, будто пава…». Волшебный мир русского народного костюма
У., с. 76—77
Нарисуй костюм красной девицы и костюм доброго молодца
Т., с. 44

1. Ввести учащихся в красочный мир народного костюмы на примере северорусского сарафанного комплекса.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: сарафан, рубаха, душегрея, головной девичий убор — венец, коруна.

4. Формировать у второклассников художественно-графические приемы рисования по мотивам декора народного костюма при решении задач на вариацию и импровизацию.

К уроку дополнительно необходимы подборка иллюстраций к русским народным сказкам с изображением героев в народной праздничной одежде; фотографии выступлений фольклорных ансамблей, а также альбом «Русское народное творчество XVII — XX вв.» (Сост. Т. Я. Шпикалова, Н. Т. Климова. — М., 1986).

23

16.02

 Урок-сочинение на за-дан-ную тему

      Сказки А. С. Пушкина в творчестве художников Палеха.

Основы художественного изображения
Рисование по представлению:
гуашь, акварель, кисти, цветные мелки

Сказки А. С. Пушкина в произведениях художников Палеха
У., с. 78—80
Нарисуй свою иллюстрацию (героев) к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина
Т., с. 45

1. Создать педагогические условия для эмоционально-эстетического восприятия учащимися того, как мастера лаковой миниатюры творят палехскую сказку под воздействием поэтического мира Пушкина.

2. Обратить внимание второклассников на сказочно-условный характер живописной изобразительности палехской миниатюры; соединение разновременных действий, многосюжетность живописного повествования, декоративность.

3. Развивать потребность детей в творчестве.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: с помощью цвета, соотношения главных частей композиции создать образ сказочного героя из «Сказки о царе Салтане».

К уроку дополнительно необходима подборка открыток и книг со сказками А. С. Пушкина, иллюстрации к которым выполнили художники Палеха.

24

2.03

Урок-вариа-ция и импро-виза-ция

Натюрморты с предметами старинного быта.

Народный орнамент России
Декоративная композиция (украшение деревянных саночек):
гуашь, акварель, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Узнай, как передать радость и веселье в произведении искусства
У., с. 82—84
Укрась праздничные саночки по мотивам народных узоров
Т., с. 46

. Ввести детей в мир яркого народного праздника — Масленицы. Раскрыть красоту, гармонию, поэтичность обрядового действа, отраженные в произведениях искусства и песенном фольклоре.

2. Углубить представление второклассников о знаках-символах солнца в украшении праздничных саночек для катания с гор — одного из центральных событий масленичных гуляний.

3. Развивать потребность детей в творчестве.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: способы изображения ритма, соотношения элементов узора и сочетания декоративной композиции с формой украшаемого предмета.

25

9.03

Урок-образ

Передача радости и веселья в произведениях искусства.

Основы художественного изображения
Рисование с натуры:
гуашь, акварель, кисти, пастель, тушь, перо, фломастеры; предметы натурной постановки
Подготовка к урокам художественного труда

Полюбуйся натюрмортами из предметов старинного быта
У., с. 85—87
Нарисуй с натуры натюрморт с предметом старинного русского быта
Т., с. 47

1. Познакомить второклассников с художественным обликом домашней утвари, которая на протяжении многих веков была неотъемлемой частью целого мира для крестьянина (У., с. 85—87).

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: братина, ендова, скобкарь, горшок, корчага, крынка, чаша.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в изображении соотношения частей предметов симметричной формы, в расположении предметов на плоскости (ближе — дальше).

К уроку дополнительно необходима подборка фотографий, репродукций с традиционной домашней утварью из музейных коллекций.

К уроку дополнительно необходима подборка фотографий, репродукций с традиционной домашней утварью из музейных коллекций.

26

16.03

Урок-образ

      Черный не только цвет печали.

Основы художественного изображения
Рисование с натуры или по памяти, по представлению:
гуашь, акварель, пастель

Черный не только цвет печали
У., с. 88—90
Т., с. 48
Нарисуй яркую, по-весеннему звонкую картину «Увидал грача — весну встречай»

1. Создать условия для восприятия детьми пейзажного образа начала весны, для сопоставления его со своими собственными наблюдениями в природе. Акцентировать внимание учащихся на приметах ранней весны в пейзаже (цвет, оттенки, роль черного цвета, смешанного с другими цветами).

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче красок ранней весны.

IV четверть

Тема четверти: Разноцветные были и фантазии

27

6.04

Урок-образ

Космические фантазии.

Основы художественного изображения
Рисование по представлению:
самые разнообразные

Космические фантазии
У., с. 91—92
Нарисуй космические дали. Передай праздник цвета незнакомой планеты
Т., с. 50—51

1. Дать второклассникам представление о множественности приемов изображения художественными средствами природных стихий (земля, вода, огонь, воздух).

2. Расширить словарный запас учащихся: планета, полет космический, космос, вселенная, Солнечная система, атмосфера.

3. Создать условия, активизирующие творческое воображение детей.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: свободный выбор приема для передачи космического пейзажа.

К уроку дополнительно необходима подборка фотографий, сделанных с орбитальной станции, спутников.

28

13.04

Урок-образ

 Весна разноцвет-ная.

Основы художественного изображения
Рисование по памяти и по представлению:
фломастер, перо, тушь

Весна разноцветная
У., с. 93—96
Выполни весеннюю картину-монотипию в любой цветовой гамме с графической дорисовкой
Т., с. 52—53

1. Создать условия для восприятия детьми пейзажного образа расцветающей весенней природы в искусстве, для сопоставления его с их наблюдениями в природе. Акцентировать внимание учащихся на приметах поздней весны (яркие, чистые цвета неба, зелени травы и деревьев, цветов) в произведениях художников.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в технике монотипии.

К уроку дополнительно необходимо расширить зрительный ряд учебника, представив произведения (репродукции или слайды), дающие возможность почувствовать характерные изменения в природе весной. Это могут быть картины художников родного края.

29

20.04

Урок-повтор и вариа-ции

      Игрушки-тарарушки.

Народный орнамент России
Повтор и вариации по мотивам народной росписи:
акварель, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Тарарушки-тарарушки — очень славные игрушки
У., с. 98—99
Повтори за мастером из Полховского Майдана эл-ты народной росписи
Т., с. 54
Нарисуй нарядную расписную игрушку в подарок
Т., с. 55

1. Развивать у учащихся эмоционально-ценностное восприятие произведений народных мастеров из с. ПолховскийМайдан, умение видеть связь декоративного образа с природой.

2. Развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор и вариации по мотивам полхов-майдановской росписи.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче ритма, цветового контраста, связи узора с украшаемым предметом.

К уроку дополнительно необходимы образцы произведений народных мастеров Полховского Майдана; фотоматериалы, слайды, живые цветы.

30

27.04

Урок-повтор и импро-виза-ция

Гостинец с весенней ярмарки.

Народный орнамент России
Повтор и импровизация по мотивам резной пряничной доски:
графические
Подготовка к урокам художественного труда

Гостинец с весенней ярмарки — печатный пряник
У., с. 100—102
Повтори за мастером рисунок с пряничной доски
Т., с. 56
Сочини в эскизе узор своей резной доски для печатного пряника
Т., с. 57

1. Познакомить второклассников с искусством мастеров-резчиков пряничных досок.

2. Расширять представление учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитывать у них бережное отношение к народному искусству и его создателям.

3. Развивать у детей потребность в творчестве.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче декоративного образа (сказочных птиц, рыб, животных и т. п.) в технике графического рисунка для пряничной доски.

К уроку дополнительно необходимы репродукции, фотоматериалы, слайды с изображением пряников из музейных коллекций.

31

4.05

 Урок-образ

Русское поле.

Основы художественного изображения
Рисование по представлению:
тушь, гуашь, акварель, кисти, фломастер
Подготовка к урокам художественного труда

Русское поле. Образ доблестного воина в скульптуре
У., с. 103—104,
Т., с. 58—59
Нарисуй эскиз своей рельефной плиточки. Передай свое восхищение подвигами бойцов
Т., с. 58—59

Дать учащимся первоначальное понятие о скульптуре как объемном изображении.

2. Показать второклассникам выразительные возможности скульптурной формы, роль скульптурного материала в раскрытии замысла художника.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: скульптура, памятник, рельеф, горельеф.

4. Развивать у детей потребность в творчестве.

5. Формировать у второклассников художественно-графические навыки в передаче выразительного силуэта для рельефной плиточки.

Учитывая, что скульптура — искусство изображения в объеме, желательно использовать возможности экскурсии в местный музей, экскурсии по городу или селу (если есть памятник). Во время экскурсии обращаем внимание на объемность, монументальность, идею скульптуры, на ее роль в пространственной среде.

К уроку дополнительно необходимы слайды и репродукции. Возможно для демонстрации использовать скульптуру малых форм: предметы-игрушки, статуэтки в разном материале.

32

11.05

Урок-образ

Братья наши меньшие.

Основы художественного изображения
Рисование по памяти, по представлению:
графические

Братья наши меньшие
У., с. 105—107,
Т., с. 60—61
Нарисуй одного из домашних животных
Т., с. 61

  1. Познакомить со способами изображения животных
  2. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим

3. Развивать у детей потребность в творчестве.

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки в передаче выразительного силуэта животного

33

18.05

 Урок-повтор

Цветут цветы в орнаменте народов мира.

Орнамент в искусстве народов мира
Рисование элементов орнамента (Франция, Египет, Россия)

на полосе: гуашь, акварель, фломастеры
Подготовка к урокам художественного труда

Цветут цветы в орнаменте народов мира
У., с. 108—109,
Т., с. 62
Повтори за мастером элементы растительного орнамента
Т., с. 63

1. Познакомить детей с образцами растительного орнамента народов мира (Турция, Индия, Египет, Иран, Китай, Франция).

2. Обратить внимание учащихся на богатство и разнообразие выразительных средств (пятно, силуэт, линия, ритм, цвет), позволяющих мастерам создавать множество вариантов композиции даже одного мотива (мотивы: «перец», «лотос», «древо жизни»).

3. Закрепить у второклассников художественно-графические навыки в исполнении декоративной композиции.

34

25.05

Урок-повтор

Город мастеров.

Народный орнамент России
Завершение декоративной композиции в цвете:
гуашь, акварель, фломастеры

Всякому молодцу ремесло к лицу
У., с. 110—111
Заверши цветом фигуры народных мастеров
Т., с. 64

Подвести итоги творчества детей во 2 классе.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс

      В результате изучения изобразительного искусства и овладения навыками художественного труда ученик должен
      знать/понимать:

      • особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел; бумага, текстильные, природные материалы);
      • цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
      • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешения красок для получения составных цветов;
      • особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской керамики, филимоновской, полхово-майданской игрушки;
      • способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань и др.);
      • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
      • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);
      • о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;
      • о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;
      • правила безопасности при работе ручными инструментами;
      • значение слова «береста», понятия «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение;
      • условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
      • основы традиционной технологии художественной обработки природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (ткачество на рамке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование);
      • правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
      
уметь:
      • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
      • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
      • верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
      • правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе — крупнее и ниже, дальше — мельче и выше);
      • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
      • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;
      • пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.); выполнять работы в технике оригами, вырезанки, аппликации, папье-маше;
      • использовать различные приемы работы с тканью (шитье, вышивка, ткачество на рамке); выполнять швы петельный и стебельчатый; конструировать народный костюм (аппликация на силуэте фигурки человека);
      • лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу; лепить на основе традиционных приемов филимоновской игрушки, муравленого изразца; передавать в лепке выразительные формы; сочетать орнамент с формой предмета;
      • решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании (на основе имитации) изделий из бумаги, ткани, природных материалов по мотивам народного творчества; пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
      
в процессе художественно-трудовой деятельности проявлять:
      • эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
      • собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
      • нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
      • положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной среды в школе и дома.

Литература

Примерные программы начального общего образования. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3836/

Сборник нормативных документов. Начальная школа. – М.,  Дрофа, 2007.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.,  Просвещение, 2009.

Шпикалова Т. Я.  Методическое пособие  к учебнику Изобразительное искусство 2 класс. – М., Просвещение, 2009.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по изобразительному искусству автор Шпикалова программа "Перспектива" ова 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса по программе "Перспектива" автор Шпикалова...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (на основе авторской программы Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой).

Рабочая программа включает пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание ценностных ориентиров учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты обучения,...

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс по программе Шпикаловой, Ершовой

Программа разработана Поляковой В.А. для работы в 3 классе . Основой для проектирования  данной рабочей программы явились:1.      Основная образовательная программа...

Рабочая программа.ИЗО. Шпикалова Т.Я. 4 класс

Рабочая программа. ИЗО. Шпикалова Т.Я.4 класс...