Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Сорокина Татьяна Валентиновна

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по системе УМК «Начальная школа XXI века» под руководством член-корреспондента РАО профессора Н.Ф.Виноградовой. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству под редакцией Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_4_b_klass.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по системе УМК «Начальная школа XXI века» под руководством член-корреспондента РАО профессора Н.Ф.Виноградовой. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству под редакцией Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской .

Место предмета в учебном плане:

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. 

 Планирование составлено в соответствии с учебным планом на 2018-2019 учебный год - 1 час в неделю (34 часа в год).

  1. Планируемые  результаты освоения курса

    Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета

ученик научится:

●пониманию основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

●овладеет практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

●овладеет практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

●узнаванию  видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

●знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

●пониманию образной природы искусства;

●эстетической оценке явлений природы, событий окружающего мира;

●применению художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

●способности узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

●умению обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

●усвоению названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

●умению видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

● использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

● передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

●умению компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

● умению применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

●овладеет навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

●умению характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

●умению рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

●изображению в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

●умению узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

● эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

●умению объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

●выражению в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

●умению приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

●чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

●уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

●понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

●сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

●сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

●развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

●овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

●умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

●умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

●освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

●овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

●овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

●использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

●умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

●умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

●осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Учащиеся получат возможность знать:

●основные виды и жанры изобразительных искусств;

●основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

●выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

●наиболее крупные художественные музеи России;

●известные центры народных художественных ремесел России;

Учащиеся получат возможность уметь:

●пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

●видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

●видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

●создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

●активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

  1. Содержание тем учебного предмета.

  Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

 Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) – 17 часов.

 Художественный образ в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогает понять, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.

 Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.

Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальности персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие у учащихся стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.

 Развитие фантазии и воображения – 11 часов.

 Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы (внеклассного чтения).

 Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды.

Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.

 Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) – 6 часов.

Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богородская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы.

Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.

Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.

  1. Учебно- тематическое планирование

№ п/п

Тематический блок, тема занятия

Количество часов

Всего

К/р

1.

        

Форма.

Пейзаж с элементами традиционной народной архитектуры «Песня природы твоего родного края».

Эскиз крыльца деревянного терема и окна, из которого смотрела Царевна Несмеяна.

Подражание мастеру. Уголок родной  природы в тенхнике цветной графики в стиле японских или китайских художников.

Природные формы. Жостовский поднос.

Природные формы. Хохломская роспись.

Природные мотивы в национальной одежде. Эскиз японского национального костюма.

Коллективное исследование «Чайная церемония в  Китае».

Растительные и зооморфные формы. Ритм, симметрия и соотношение величин в узоре полотенца в технике «вышивка крестом».

Национальная посуда. Натюрморт.

Конструкция здания, родные условия и уклад жизни. Здание в пейзаже.  Головной убор сказочного персонажа.

11

2.

Цвет.

Цвета и оттенки.  Гонки (парусные или велосипедные).

Тёплая и холодная гамма цветов и их оттенки. Горы в лучах уходящего солнца.

Интерьер народного жилища.

Украшение класса к Новому году.

Изображение человека средствами разных видов изоб разительного искусства.

Народная одежда «Детские народные игры».

Художники - анималисты.

Изображение животного в естественной среде.

«Рябиновая гроздь» на подоконнике.

9

3.

Композиция.

Трёхмерность пространства. Законы воздушной и линейной перспективы.

Тематическая композиция «Старая площадь», «Торговые ряды», «Старые улицы».

Композиция в портретном жанре. Любимый литературный герой.

Бытовой жанр.. Композиция «Дети на реке», «Пылесосим пол», «Мои домашние друзья».

Гармония и равновесие в композиции натюрморта. Единая смысловая группа « Овощи и фрукты на кухонном столе».

Стилизация. «Из жизни деревни», «Летние воспоминания» в стиле каргопольской игрушки.

Коллективная творческая работа «Базарный день»

6

4.

Фантазия.

Мировое древо. Лист мирового древа. Объекты и явления окружающего мира и архитектура. Фантастический дом.

Художники-иллюстраторы. Иллюстрация к волшебной сказке.

Сто лет тому вперёд. Иллюстрация к фантастическому произведению.

 Диковинки. Дымковская игрушка.

Преданья старины глубокой. Иллюстрация к былине.

Подготовка «художественного события » на темы сказок или на такие, как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка».

Коллективная творческая работа «Жизнь на Земле через 1000 лет»

8

Итого

34 часа

4.Поурочное планирование.

Тема

Пейзаж с элементами народной архитектуры «Песня природы твоего родного края»

Эскиз крыльца деревянного терема и окна.

Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве

Природные формы. Жостовский поднос.

Народные промыслы в области художественной росписи. Хохломская роспись.

Природные мотивы в росписи национальной одежде жителей Японии.

Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве

 Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция.

Рисование с натуры одного предмета

Архитектура разных народов.

Знакомство с народными праздниками. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции.

Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы

Художественный образ в произведениях разных видов искусства.

Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве.

Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения

Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов

Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа.

Анималистический жанр.

Творческие работы по воображению  и представлению. «Рисуем песню»

Организация и проведение работ по памяти или наблюдению

Знакомство с пропорциями тела человека.

Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства.

 Пропорции человека и их отображение в объёме.

 Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре

Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства.

Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек

Символика узоров народного орнамента.

Народная архитектура: форма, декоративное украшение

Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением

«Путешествия на машине времени» Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок

Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская)

Народные художественные промыслы: игрушка (богородская, семёновская)

Формирование представления о композиции без конкретного изображения «Барыня»

Подготовка «художественного события» на тему: «Жизнь на Земле через 1000 лет

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...