Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по системе УМК «Начальная школа XXI века» под руководством член-корреспондента РАО профессора Н.Ф.Виноградовой. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству под редакцией Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_4_b_klass.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по системе УМК «Начальная школа XXI века» под руководством член-корреспондента РАО профессора Н.Ф.Виноградовой. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству под редакцией Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской .
Место предмета в учебном плане:
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом.
Планирование составлено в соответствии с учебным планом на 2018-2019 учебный год - 1 час в неделю (34 часа в год).
- Планируемые результаты освоения курса
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета
ученик научится:
●пониманию основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
●овладеет практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
●овладеет практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
●узнаванию видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
●знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
●пониманию образной природы искусства;
●эстетической оценке явлений природы, событий окружающего мира;
●применению художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
●способности узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
●умению обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
●усвоению названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
●умению видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
● использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
● передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
●умению компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
● умению применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
●овладеет навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
●умению характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
●умению рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
●изображению в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
●умению узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
● эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
●умению объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
●выражению в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
●умению приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
●чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
●уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
●понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
●сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
●сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
●развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
●овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
●умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
●умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
●освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
●овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
●овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
●использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
●умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
●умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
●осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Учащиеся получат возможность знать:
●основные виды и жанры изобразительных искусств;
●основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
●выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
●наиболее крупные художественные музеи России;
●известные центры народных художественных ремесел России;
Учащиеся получат возможность уметь:
●пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
●видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
●видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
●создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
●активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
- Содержание тем учебного предмета.
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) – 17 часов.
Художественный образ в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогает понять, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.
Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.
Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальности персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие у учащихся стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.
Развитие фантазии и воображения – 11 часов.
Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы (внеклассного чтения).
Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды.
Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) – 6 часов.
Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богородская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы.
Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.
Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.
- Учебно- тематическое планирование
№ п/п | Тематический блок, тема занятия | Количество часов | |
Всего | К/р | ||
1.
| Форма. Пейзаж с элементами традиционной народной архитектуры «Песня природы твоего родного края». Эскиз крыльца деревянного терема и окна, из которого смотрела Царевна Несмеяна. Подражание мастеру. Уголок родной природы в тенхнике цветной графики в стиле японских или китайских художников. Природные формы. Жостовский поднос. Природные формы. Хохломская роспись. Природные мотивы в национальной одежде. Эскиз японского национального костюма. Коллективное исследование «Чайная церемония в Китае». Растительные и зооморфные формы. Ритм, симметрия и соотношение величин в узоре полотенца в технике «вышивка крестом». Национальная посуда. Натюрморт. Конструкция здания, родные условия и уклад жизни. Здание в пейзаже. Головной убор сказочного персонажа. | 11 | |
2. | Цвет. Цвета и оттенки. Гонки (парусные или велосипедные). Тёплая и холодная гамма цветов и их оттенки. Горы в лучах уходящего солнца. Интерьер народного жилища. Украшение класса к Новому году. Изображение человека средствами разных видов изоб разительного искусства. Народная одежда «Детские народные игры». Художники - анималисты. Изображение животного в естественной среде. «Рябиновая гроздь» на подоконнике. | 9 | |
3. | Композиция. Трёхмерность пространства. Законы воздушной и линейной перспективы. Тематическая композиция «Старая площадь», «Торговые ряды», «Старые улицы». Композиция в портретном жанре. Любимый литературный герой. Бытовой жанр.. Композиция «Дети на реке», «Пылесосим пол», «Мои домашние друзья». Гармония и равновесие в композиции натюрморта. Единая смысловая группа « Овощи и фрукты на кухонном столе». Стилизация. «Из жизни деревни», «Летние воспоминания» в стиле каргопольской игрушки. Коллективная творческая работа «Базарный день» | 6 | |
4. | Фантазия. Мировое древо. Лист мирового древа. Объекты и явления окружающего мира и архитектура. Фантастический дом. Художники-иллюстраторы. Иллюстрация к волшебной сказке. Сто лет тому вперёд. Иллюстрация к фантастическому произведению. Диковинки. Дымковская игрушка. Преданья старины глубокой. Иллюстрация к былине. Подготовка «художественного события » на темы сказок или на такие, как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка». Коллективная творческая работа «Жизнь на Земле через 1000 лет» | 8 | |
Итого | 34 часа | ||
4.Поурочное планирование.
№ | Тема | |
Пейзаж с элементами народной архитектуры «Песня природы твоего родного края» | ||
Эскиз крыльца деревянного терема и окна. | ||
Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве | ||
Природные формы. Жостовский поднос. | ||
Народные промыслы в области художественной росписи. Хохломская роспись. | ||
Природные мотивы в росписи национальной одежде жителей Японии. | ||
Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве | ||
Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. | ||
Рисование с натуры одного предмета | ||
Архитектура разных народов. | ||
Знакомство с народными праздниками. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции. | ||
Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы | ||
Художественный образ в произведениях разных видов искусства. | ||
Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. | ||
Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения | ||
Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов | ||
Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. | ||
Анималистический жанр. | ||
Творческие работы по воображению и представлению. «Рисуем песню» | ||
Организация и проведение работ по памяти или наблюдению | ||
Знакомство с пропорциями тела человека. | ||
Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства. | ||
Пропорции человека и их отображение в объёме. | ||
Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре | ||
Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. | ||
Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек | ||
Символика узоров народного орнамента. | ||
Народная архитектура: форма, декоративное украшение | ||
Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением | ||
«Путешествия на машине времени» Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок | ||
Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская) | ||
Народные художественные промыслы: игрушка (богородская, семёновская) | ||
Формирование представления о композиции без конкретного изображения «Барыня» | ||
Подготовка «художественного события» на тему: «Жизнь на Земле через 1000 лет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...