Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» (Неменский Б.М, Неменская Л.А., Горячева Н.А., Питерских А.С.),2011, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2011, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_izo_2kl.docx | 961.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» (Неменский Б.М, Неменская Л.А., Горячева Н.А., Питерских А.С.),2011, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.02.2012г № 23290);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
- Письмо УОиН от 23.05.2012 №ЮТ-1364 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Ростовской области, реализующих программы общего образования, на 2018/2019 учебный год»
- Положение о структуре, порядке разработки рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Урывской СОШ;
- Учебный план МБОУ Урывской СОШ на 2018-2019 учебный год.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способность к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Данные цели реализуются в конкретныхзадачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и пр.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» во втором классе представлены содержательными блоками: «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чём говорит искусство», «Как говорит искусство». Второй год обучения развивает представления детей о трёх формах художественной деятельности, изучаемых в первом классе. По мере углубления этих знаний меняется понимание связи этих форм деятельности с жизнью искусства, с жизнью человека.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование индивидуального практического творчества и коллективной творческой работы, освоение учениками различных художественных материалов (гуашь, акварель, пластилин, мелки, и т. д.), постоянную смену художественных материалов.
Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:
- использование различных художественных материалов, приёмов и техник;
- изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
- передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
- выражение настроения художественными средствами;
- компоновка на плоскости листа и в объёме задуманного художественного образа;
- использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
- использование знаний графической грамоты;
- использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
- передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ(34 ч)
Тема | Количество часов |
Как и чем работает художник? | 8 |
Реальность и фантазия | 7 |
О чём говорит искусство | 11 |
Как говорит искусство? | 8 |
Итого часов | 34 |
№ п/п | Наименование разделов/ количество часов | Содержание программного материала | Универсальные учебные действия |
1 | Чем и как работает художник? (8 ч) | Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объёме. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения школьных заданий с использованием учебной литературы; овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. |
2 | Реальность и фантазия. (7 ч) | Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии. | Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу. Выполнять учебные действия в материализованной форме. |
3 | О чём говорит искусство? (11 ч) | Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение. | Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д. Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающие обычаи разных народов. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа. |
4 | Как говорит искусство? (8 ч) | Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции. | Различать основные тёплые и холодные цвета. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное содержание в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково);
- различать основные (красный, синий, жёлтый) и составные (оранжевый, зелёный, фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать тёплые (красный, жёлтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
В ценностно-эстетической сфере у второклассника будет формироваться:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:
- способность к художественному познанию мира;
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
У второклассника продолжится формирование:
- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
- желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
- мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты
У второклассника продолжаются процессы:
- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Раздел №1 «Чем и как работает художник?»
Знать:
- чем и как работает художник;
- как рисовать красками, мелками, тушью, гуашью;
- как работать кистью;
- как работать с пластилином;
- что такое аппликация;
- что такое цветовой круг;
- что такое композиция.
Уметь:
- рисовать красками, мелками, тушью, гуашью;
- правильно работать кисточкой;
- пользоваться пластилином;
- выполнять аппликацию;
- составлять простые цвета.
Развивать:
- умение смешивать краски;
- умение понимать красоту природы;
- память, воображение;
- умение сгибания, разрезания и склеивания бумаги.
Воспитывать:
- любовь к Родине, к природе;
- чувство прекрасного;
- бережное отношение к произведениям искусства, к материалам и инструментам.
Раздел №2 «Реальность и фантазия»
Знать:
- кто такой Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки;
- знать природные формы.
Уметь:
- всматриваться, видеть, быть наблюдательным;
- работать с бумагой и ножницами;
- рисовать гуашью, тушью, мелками.
Развивать:
- умение фантазировать, видеть красоту в природе;
- наблюдательность;
- умение моделировать и конструировать;
- умение работать в группе, паре.
Воспитывать:
- любовь к Родине;
- любовь к природе, чувство прекрасного;
- бережное отношение к произведениям искусства;
- бережное отношение к материалам и инструментам;
- умение слушать;
- аккуратность и добросовестность при выполнении заданного;
- самостоятельность при выполнении работы.
Раздел №3 «О чём говорит искусство?»
Знать:
- как Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки выражает человеческие мысли и чувства;
- как могут говорить украшения;
- как выразить характер человека через украшения;
Уметь:
- изображать животных весёлыми, стремительными, угрожающими;
- изображать противоположных по характеру сказочных героев;
- изображать контрастные состояния природы;
- выражать намерение человека через украшение;
Развивать:
- умение создавать композицию
- умение фантазировать, видеть красоту в природе;
- наблюдательность;
- умение моделировать и конструировать;
- умение работать в группе, паре.
Воспитывать:
- любовь к Родине, к природе;
- чувство прекрасного;
- бережное отношение к произведениям искусства;
- бережное отношение к материалам и инструментам;
- умение слушать;
- аккуратность и добросовестность при выполнении заданий;
- самостоятельность при выполнении работы.
Раздел №4 « Как говорит искусство?»
Знать:
- о чём может говорить искусство;
- средства выразительности: цвета, линии, ритм пятен и линий, пропорции;
- зачем нужны эти средства художнику;
- тёплые и холодные цвета;
- что такое ритм и движение пятен;
- что такое характер линий.
Уметь:
- актуализировать знания о цвете;
- актуализировать знания о способах выражения художником настроения;
- использовать тёплые и холодные цвета;
- использовать ритм и движение пятен;
- использовать характер линий.
Развивать:
- умение создавать композицию;
- умение фантазировать, видеть красоту в природе;
- наблюдательность;
- умение моделировать и конструировать;
- умение работать в группе, паре.
Воспитывать:
- любовь к Родине;
- любовь к природе, чувство прекрасного;
- бережное отношение к произведениям искусства;
- бережное отношение к материалам и инструментам;
- умение слушать;
- аккуратность и добросовестность при выполнении заданного;
- самостоятельность при выполнении работы.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодоление неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ даёт возможность каждому ребёнку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приёма или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры:
оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины.
- Кроссворды.
- Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
- Тестирование.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
для учителя:
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы./ Под редакцией Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2016.
- Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс./ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2017.
- Набор таблиц по ИЗО.
- Поурочные планы для 2 класса по программе Б. М. Неменского.
для ученика:
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы./ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2016.
- Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс./ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2017.
- Набор таблиц по ИЗО.
Технические средства обучения.
компьютер;
принтер, лазерный,чёрно-белый);
интерактивная доска
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | |
план | факт | ||
1 | 07.09 | Изображение цветов (без предварительного рисунка; заполнение крупными изображениями всего листа) | |
2 | 14.09 | Изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман и т.д.) без предварительного рисунка | |
3 | 21.09 | Изображение осеннего леса (по памяти и представлению) | |
4 | 28.09 | Изображение животных родного края (по памяти и представлению). (пластилин) | |
5 | 05.10 | Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (коллективная работа по представлению) | |
6 | 12.10 | Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (коллективная работа по представлению) | |
7 | 19.10 | Изображение ночного праздничного города | |
8 | 26.10 | Изображение любимого животного (гуашь) | |
9 | 09.11 | Изображение фантастического животного путём соединения элементов разных животных, птиц и даже растений | |
10 | 16.11 | Изображение паутинок с росой при помощи линий (по памяти) | |
11 | 23.11 | Изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника | |
12 | 30.11 | Конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа) | |
13 | 07.12 | Создание макетов фантастических зданий, фантастического города (по воображению) | |
14 | 14.12 | Конструирование (моделирование) и украшение ёлочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Коллективное панно | |
15 | 21.12 | Конструирование (моделирование) и украшение ёлочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Коллективное панно | |
16 | 28.12 | Конструирование (моделирование) и украшение ёлочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Коллективное панно | |
17 | 18.01.19 | Изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное и т.д.) (гуашь) | |
18 | 25.01 | Изображение животных весёлых, стремительных, угрожающих (гуашь) | |
19 | 01.02 | Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (гуашь) | |
20 | 08.02 | Изображение доброго и злого героев из знакомых сказок (гуашь) | |
21 | 15.02 | Создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба Яга и т.д.) (пластилин) | |
22 | 22.02 | Создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба Яга и т.д.) (пластилин) | |
23 | 01.03 | Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников (гуашь) | |
24 | 15.03 | Создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т.д.) (гуашь) | |
25 | 22.03 | Создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т.д.) (гуашь) | |
26 | 05.04 | Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках | |
27 | 12.04 | Изображение пера Жар-птицы (гуашь) | |
28 | 19.04 | Изображение весенней земли по памяти и представлению (гуашь) | |
29 | 26.04 | Изображение весенних ручьёв (пастель) | |
30 | 26.04 | Изображение нежных или могучих веток, передача их характера и настроения (тушь) | |
31 | 17.05 | Ритмическое расположение летящих птиц (бумага) | |
32 | 17.05 | Лепка птиц с разными пропорциями (пластилин) | |
33 | 24.05 | Создание коллективного панно «Весна. Шум птиц» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...