Рабочая программа Изобразительное искусство 3 класс Школа России
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Рабочая программа Изобразительное искусство 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» 3 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) на основе авторской программы по ИЗО 2011 года под редакцией Б.М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской, УМК. «Школа России», сборника рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану МКОУ Новополтавскаясш им. А. Г. Кораблева на 2019-2020 учебный год.
Учебно – методический комплект для 3 класса состоит из учебника «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас», рабочей тетради «Изобразительное искусство. Твоя мастерская».
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю — 34 ч в год
Цели начального общего образования по «Изобразительному искусству»:
- Развитие личности учащихся средствами искусства;
- Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи обучения:
- организация и систематическое развитие художественно-творческой деятельности школьников;
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепка и аппликация;
- развитие художественных способностей школьников, их воображения, пространственных представлений, творческой активности;
- повышение уровня художественной образованности школьников — расширение круга знаний об искусстве, развитие умений и навыков изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия;
- воспитание интереса и любви к искусству;
- формирование художественно-творческой активности школьников.
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе всех основных видов искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов ДПИ, народного искусства, а так же постижение роли художника в синтетических искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а так же в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративно-художественная деятельность; - конструктивная художественная деятельность.
«Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность(ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
2. Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане щколы на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа.
Требования к планируемым результатам изучения программы
в 3 классе
Учащиеся должны знать:
разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;
разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объём, композиция, ритм);
виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
основные виды и жанры изобразительных искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
названия наиболее крупных художественных музеев России;
названия известных центров народных художественных ремесел России.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться доступными средствами и материалами;
в доступной форме использовать художественные средства выразительности;
владеть навыком смешивания красок. Свободно работать с кистью;
использовать первые представления о передачи пространства на плоскости;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером. Цветом главное в рисунке;
создавая аппликации, вырезать бумагу по контуру, сгибать, получать объёмные формы
обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике
компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
моделировать из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев изобразительного, народного творчества и др.;
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
эмоциональное восприятие образов природы, растительного и животного мира, отраженных в рисунке, живописных работах, фотографиях;
познавательный интерес к явлениям природы и их изучению;
желание приобретать новые знания, наблюдая разнообразные природные явления, в том числе жизнь животных;
интерес к предлагаемым видам художественно-творческой деятельности, в том числе к созданию рисунков графитным карандашом, к коллективной творческой работе;
понимание (на доступном уровне) красоты и уникальности природы и окружающего мира.
Обучающийся получит возможность для формирования:
эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства, отражающие явления природы;
учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов выполнения упражнений и заданий, а также стремление к выполнению заданий повышенной сложности;
положительного отношения к урокам изобразительного
искусства; интереса к рисованию;
ценностного отношения к природе и произведениям искусства;
желания передавать красоту живой природы (птиц, рыб, насекомых), разные состояния природы и ее явления;
первоначальных навыков оценки и самооценки художественного творчества;
трудолюбия, оптимизма, ответственности за результат совместной работы.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
понимать инструкцию учителя;
планировать с учителем или самостоятельно процесс выполнения задания;
понимать алгоритм выполнения работы;
выбирать вместе с учителем нужные инструменты и материалы для выполнения задания;
контролировать отдельные этапы своей деятельности и вносить необходимые коррективы;
осуществлять самопроверку.
Обучающийся получит возможность научиться:
эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;
контролировать процесс своей деятельности и вносить необходимые коррективы;
подбирать вместе с учителем или самостоятельно соответствующие учебно-творческой задаче материалы;
выполнять действия (в устной, письменной форме) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
воспринимать мнение о явлении изобразительного искусства сверстников и взрослых, высказывать свое мнение;
оценивать результат своей и коллективной работы.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
хорошо ориентироваться в структуре учебника, в текстовом и иллюстративном материалах; понимать назначение;
понимать информацию, представленную в разной форме; пользоваться знаками, символами, изображениями, приведенными в учебнике, и выполнять на их основе свой замысел;
соотносить иллюстративный материал с темой и заданием для самостоятельной работы;
осознавать познавательную задачу и принимать ее условия;
строить рассуждения о воспринимаемых образах;
выполнять учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи для качественного выполнения заданий;
соотносить художественные произведения по настроению и форме; делать несложные обобщения;
работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;
проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;
осуществлять поиск нужной информации в справочном материале учебника и из дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
представлять информацию в виде небольшого сообщения или презентации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать участие в различных видах совместной деятельности;
вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, обсуждать идею создания групповых работ;
отвечать на вопросы учителя, задавать свои вопросы по теме урока;
воспринимать мнение других людей о произведениях искусства;
строить эмоционально окрашенные и понятные для партнера высказывания;
выражать свое мнение о произведении живописи.
Обучающийся получит возможность научиться:
стремиться к пониманию позиции другого человека;
осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач; договариваться и приходить к общему мнению;
понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
высказывать свою точку зрения, в том числе о произведении живописи, о совместной работе и т.д.;
контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.
Содержание учебного предмета
Искусство в твоем доме (9ч)
В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие — для отдыха; одни служат детям, другие — взрослым. Как вы глядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника. Братья Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Искусство на улицах твоего города (7ч)
Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного по рога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры — па мятников культуры. Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.
Художник и зрелище (9ч)
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театральное зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство — необходимая составная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.
Художник и музей (9ч)
Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. А еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Искусство в твоем доме | 9 |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 |
3 | Художник и зрелище | 9 |
4 | Художник и музей | 9 |
| Итого: | 34 часа |
Учебно-методическое обеспечение
1.Авторская программа по ИЗО 2011 года под редакцией Б.М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской, УМК. «Школа России»,
2. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
3.Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций [ Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М.Неменского. – 8-е изд. - М : Просвещение, 2018.
4.Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство. Искусство и ты», под редакцией Б. М. Неменского для третьего класса начальной школы.// М : Просвещение, 2016.
Календарно-тематическое планирование
Предмет | Вариант | ||
Изобразительное искусство | Изобразительное искусство 3 кл.Б.М.Неменский. | ||
Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока |
Искусство в твоем доме(9ч) | Мастера Изображения, Постройки и Украшения | 1 | Познакомить учащихся с новым учебником, выявить уровень знаний, умений и навыков; ознакомить с принадлежностями для рисования (папка с бумагой, карандаши по степени мягкости, акварель, гуашь, кисти и др.); воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе |
| Твои игрушки. | 1 | Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее. |
| Посуда у тебя дома. | 1 | Характеризовать связь между формой, декором посуды. |
| Обои и шторы у тебя дома. | 1 | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. |
| Мамин платок. | 1 | Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. |
| Твои книжки. | 2 | Знать и называть отдельные элементы оформления книги. |
| Открытки. | 1 | Создавать открытку к определенному событию. |
| Труд художника для твоего дома. | 1 | Осознавать важную роль художника. |
Искусство на улицах твоего города(7ч) | Памятники архитектуры. | 1 | Раскрывать особенности архитектурного образа города. |
| Парки,скверы,бульвары. | 1 | Создавать образ парка в технике коллажа. |
| Ажурные ограды. | 1 | Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты. |
| Волшебные фонари. | 1 | Изображать необычные фонари. |
| Витрины. | 1 | Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. |
| Удивительный транспорт. | 1 | Уметь видеть образ в облике машины. |
| Труд художника для твоего села. | 1 | Создавать из отдельных детских работ. |
Художник и зрелище(9ч) | Художник в цирке. | 1 | Придумывать и объяснять важную роль художника в цирке. |
Художник в театре. | 1 | Создавать"Театр на столе". | |
| Театр кукол. | 2 | Придумывать и создавать выразительную куклу. |
| Маска. | 1 | Объяснять роль маски в театре и на празднике. |
| Афиши и плакат. | 1 | Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение,украшение и постройку. |
| Праздник в городе. | 2 | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. |
| Школьный карнавал. | 1 | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. |
Художник и музей.(9ч) | Музей в жизни города. | 1 | Объяснять роль художественного музея. |
| Картина - особый мир. Картина-пейзаж. | 2 | Иметь представление,что картина,это особый мир. |
| Картина-портрет. | 2 | Создавать портрет из дорогих,знакомых людей. |
| Картина-натюрморт. | 1 | Изображать натюрморт по представлению. |
| Картины исторические и бытовые. | 1 | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. |
| Скульптура в музее и на улице. | 1 | Объяснять роль скульптурных памятников. |
| Художественная выставка. | 1 | Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. |
34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...
Рабочие программы для 4 класса "Школа России"
Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.), по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...
Рабочая программа Изобразительное искусство УМК Школа России.
Рабочая программа Изобразительное искусство УМК Школа России....
Рабочие программы 1-4 классы"Школа России". Изобразительное искусство.
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Изобразительное искусство. ...