Рабочая адаптированная программа по физической культуре 1 класс ФГОС ОВЗ
календарно-тематическое планирование по физкультуре (1 класс)
Рабочая адаптированная программа по физической культуре 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskaya_kultura_fgos_ovz_1_klass_2017.docx | 105.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями МКОУ «Самарская СОШ», составленной в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с интеллектуальными нарушениями, рекомендациями ТПМК.
Программа отражает содержание обучения предмету «Физическая культура» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета:
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далееПАООП) в качестве цели изучения физической культуры в(I¹) I–IVклассах определяет всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекцию недостатков психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных возможностей, социальную адаптацию.
Целью примерной рабочей программы по физической культуре для 1 класса
является формирование основ физической культуры личности. Физическая культура личности как часть общей культуры человека включает мотивационно
- ценностные ориентации, культуру образа жизни, психофизическое здоровье (включая
оптимальное физическое состояние) и знания. Данная цель конкретизируется в виде
последовательного решения следующих задач:
1. Образовательные задачи включают: овладение техникой основных движений,
гимнастических, легкоатлетических упражнениях, подвижных, коррекционных игр и
формированием основ знаний в области физической культуры.
2. Воспитательные задачи направлены на формирование мотивационно-ценностного
отношения к физической культуре и воспитание нравственных качеств и свойств личности.
3. Развивающие задачи решаются путем целенаправленного развития спектра физических
способностей ребенка.
4. Оздоровительные задачи связаны с развитием возможностей систем организма, а так же профилактикой и коррекцией соматических заболеваний и нарушений здоровья.
5. Коррекционные задачи направлены на коррекцию двигательных нарушений и развитие
волевой сферы.
Очевидно, что ни одна из перечисленных задач не может быть решена отдельно от остальных. Решение каждой из задач возможно только в комплексе.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана. В примерном годовом учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I¹) I–IV классы ПАООП для первого класса предусмотрено 99 часов в год.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ключевым ориентиром построения процесса физического воспитания в 1 классе является
широкое использование подводящих упражнений для освоения двигательных действий при освоении основного содержания разделов программы. Предлагаемые подводящие упражнения составляли основное содержание обучения в 1 подготовительном классе. Таким образом, во-первых, соблюдаются все дидактические принципы физического воспитания, а во-вторых, это дает возможность обучающимся, которые не обучались в 1 дополнительном освоить содержание обучения и 1 дополнительного и 1 класса путем постепенного включения в процесс.
Рис. 1 – Сочетание основного содержания обучения 1 подготовительного и 1 класса.
Для тех обучающихся, которые зачислились в 1 класс после 1 подготовительного можно
использовать содержание уроков без включения в него подводящих упражнений или с их
выборочным включением, в зависимости от уровня подготовленности школьников.
Содержание примерной рабочей программы отражено в четырех разделах: «Знания о
физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные игры».
Таблица 2 – Освоение разделов примерной рабочей программы в течение учебного года
Каждый первый урок в четверти начинается разделом «Основы знаний». Освоение легкой
атлетики предусмотрено в первой и четвертой четвертях, так как занятия по этому разделу
могут проводиться на открытой спортивной площадке, это обеспечивает решение задач по
опосредованному закаливанию учащихся. Раздел «Гимнастика» расположен во второй
четверти и начале четвертой, а подвижные игры осваиваются в третьей четверти.
В течение учебного года на освоение одного комплекса общеразвивающих упражнений (далее - ОРУ) отводится три урока, при этом необходимо использовать самый разнообразный инвентарь и оборудование.
Коррекционные игры имеют следующую направленность:
развитие способности ориентирования в пространстве;
развитие тактильно-кинестетической способности рук;
формирование способности вести совместные действия с партнером;
развитие точности движений, активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;
развитие мелкой моторики рук;
активизация речевой деятельности.
Основное содержание разделов построено с учетом закономерностей формирования
двигательных умений и навыков: разучивание, повторение и закрепления техники
разучиваемого движения.
Примерной рабочей программой предусмотрены следующие виды работы:
беседы,
выполнение физических упражнений,
тестирование.
При подборе тестов необходимо исходить из задачи комплексной оценки развития
двигательных способностей ребенка: силовых, скоростных, координационных, гибкости и
общей выносливости. Поэтому, необходимо отдавать предпочтение таким тестам, которые
наименее зависимы от сформированности двигательного умения. К тестам, результаты
которых наименее зависимы от уровня овладения техникой выполнения можно отнести:
кистевую динамометрию (силовые способности), бег с ходу (скоростные или общая
выносливость в зависимости от дистанции), наклон вперед из седа (гибкость) и т.д.
Формы и методы работы с обучающимися
Основные методы, используемые на уроках:
- Фронтальный;
- Поточный;
- Посменный;
- Групповой;
- Индивидуальный.
Методы обучения, воспитания двигательных качеств:
- Равномерный метод;
- Переменный метод;
- Повторный метод;
- Интервальный метод;
- Соревновательный метод;
- Игровой метод;
- Круговой метод.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Физическая культура 3 ч. в неделю – 99 часов)
№п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Раздел программы основы знаний | 1 | |||
1 | Сообщение теоретических сведений. | 1 | ||
Раздел программы легкая атлетика | 26 | |||
2 | Ходьба и бег в колонне. | 1 | ||
3 | Ходьба и бег в колонне. | 1 | ||
4 | Ходьба и бег в колонне. | 1 | ||
5 | Бег в среднем темпе с переходом на ходьбу | 1 | ||
6 | Бег в среднем темпе с переходом на ходьбу | 1 | ||
7 | Бег в среднем темпе с переходом на ходьбу | 1 | ||
8 | Непрерывный бег с изменением темпа | 1 | ||
9 | Непрерывный бег с изменением темпа | 1 | ||
10 | Непрерывный бег с изменением темпа | 1 | ||
11 | Прыжки на двух ногах | 1 | ||
12 | Прыжки на двух ногах | 1 | ||
13 | Прыжки на двух ногах | 1 | ||
14 | Подпрыгивание вверх | 1 | ||
15 | Подпрыгивание вверх | 1 | ||
16 | Подпрыгивание вверх | 1 | ||
17 | Прыжки с высоты с мягким приземлением. | 1 | ||
18 | Прыжки с высоты с мягким приземлением. | 1 | ||
19 | Прыжки с высоты с мягким приземлением. | 1 | ||
20 | Метание с места в горизонтальную цель | 1 | ||
21 | Метание с места в горизонтальную цель | 1 | ||
22 | Метание с места в горизонтальную цель | 1 | ||
23 | Метание с места в горизонтальную цель | 1 | ||
24 | Метание с места в вертикальную цель | 1 | ||
25 | Метание с места в вертикальную цель | 1 | ||
26 | Метание мяча из седа из-за головы | 1 | ||
27 | Метание мяча из седа из-за головы | 1 | ||
Раздел программы основы знаний | 1 | |||
28 | Сообщение теоретических сведений. | 1 | ||
Раздел программы гимнастика | 21 | |||
29 | Коррекция нарушений здоровья | 1 | ||
30 | Коррекция нарушений здоровья | 1 | ||
31 | Коррекция нарушений здоровья | 1 | ||
32 | Ползание по гимнастический скамейке | 1 | ||
33 | Ползание по гимнастический скамейке | 1 | ||
34 | Ползание по гимнастический скамейке | 1 | ||
35 | Ползание по наклонной гимнастический скамейке | 1 | ||
36 | Ползание по наклонной гимнастический скамейке | 1 | ||
37 | Ползание по наклонной гимнастический скамейке | 1 | ||
38 | Упражнения в равновесии | 1 | ||
39 | Упражнения в равновесии | 1 | ||
40 | Упражнения в равновесии | 1 | ||
41 | Упражнения в равновесии | 1 | ||
42 | Упражнения в равновесии | 1 | ||
43 | Упражнения в равновесии | 1 | ||
44 | Лазание по гимнастической стенке | 1 | ||
45 | Лазание по гимнастической стенке | 1 | ||
46 | Лазание по гимнастической стенке | 1 | ||
47 | Лазание по гимнастической стенке | 1 | ||
48 | Лазание по гимнастической стенке | 1 | ||
Раздел программы основы знаний | 1 | |||
49 | Сообщение теоретических сведений. | 1 | ||
Раздел программы подвижные игры | 26 | |||
50 | Подвижные игры с бегом | 1 | ||
51 | Подвижные игры с бегом | 1 | ||
52 | Подвижные игры с прыжками | 1 | ||
53 | Подвижные игры с прыжками | 1 | ||
54 | «Школа мяча» | 1 | ||
55 | «Школа мяча» | 1 | ||
56 | «Школа мяча» | 1 | ||
57 | «Школа мяча» | 1 | ||
58 | «Школа мяча» | 1 | ||
59 | «Школа мяча» | 1 | ||
60 | «Школа мяча» | 1 | ||
61 | «Школа мяча» | 1 | ||
62 | «Школа мяча» | 1 | ||
63 | «Школа мяча» | 1 | ||
64 | «Школа мяча» | 1 | ||
65 | «Школа мяча» | 1 | ||
66 | «Школа мяча» | 1 | ||
67 | «Школа мяча» | 1 | ||
68 | «Школа мяча» | 1 | ||
69 | «Школа мяча» | 1 | ||
70 | «Школа мяча» | 1 | ||
71 | «Школа мяча» | 1 | ||
72 | «Школа мяча» | 1 | ||
73 | «Школа мяча» | 1 | ||
74 | «Школа мяча» | 1 | ||
75 | «Школа мяча» | 1 | ||
Раздел программы основы знаний | 1 | |||
76 | Сообщение теоретических сведений. | 1 | ||
Раздел программы гимнастика | 12 | |||
77 | Корригирующие упражнения | 1 | ||
78 | Корригирующие упражнения | 1 | ||
79 | Корригирующие упражнения | 1 | ||
80 | Корригирующие упражнения | 1 | ||
81 | Корригирующие упражнения | 1 | ||
82 | Корригирующие упражнения | 1 | ||
83 | Ползание | 1 | ||
84 | Ползание | 1 | ||
85 | Ползание | 1 | ||
86 | Упражнения в равновесии | 1 | ||
87 | Упражнения в равновесии | 1 | ||
88 | Упражнения в равновесии | 1 | ||
Раздел программы легкая атлетика | 11 | |||
89 | Медленный бег | 1 | ||
90 | Медленный бег | 1 | ||
91 | Медленный бег | 1 | ||
92 | Чередование бега и ходьбы на расстоянии | 1 | ||
93 | Чередование бега и ходьбы на расстоянии | 1 | ||
94 | Чередование бега и ходьбы на расстоянии | 1 | ||
95 | Быстрый бег. | 1 | ||
96 | Быстрый бег. | 1 | ||
97 | Быстрый бег. | 1 | ||
98 | Метание с места на дальность | 1 | ||
99 | Метание с места на дальность | 1 | ||
Итого | 99 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные и предметные результаты освоения физической культуры
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями)ведущее место отводит
личностным результатам, которые включают индивидуально-личностные качества,
жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия. В п. 4.2. Стандарта дан перечень личностных результатов:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-
нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Что касается предметных результатов, то они связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
Согласно п. 4.3. Стандарта предметные результаты освоения АООП по предмету физическая культура должны отражать:
1) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим
дня утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры);
2) первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности;
3) вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта;
4) умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок.
Определены уровни предметных результатов, которые являются обязательными для всех
учебных предметов: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся, достаточный – нет.
Предметные результаты по Физической культуре:
Минимальный уровень:
представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;
выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их
применение;
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение
требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных
мероприятиях.
Достаточный уровень:
практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки,
спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития
мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег,
ходьба, прыжки и др.;
подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении
общеразвивающих упражнений.
совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
знание спортивных традиций своего народа и других народов;
знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах
двигательной активности и их применение в практической деятельности;
знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных
правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в
повседневной жизни;
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-
спортивных мероприятиях.
Предметные результаты являются тем базисом, на который «наращиваются» личностные
результаты и жизненные компетенции. В области физической культуры это триединство
технической, физической теоретический подготовленности (сформированность знаний в
области физической культуры) обучающихся.
Лист внесения изменений в рабочую программу
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятие | Новая тема | Дата проведения | Реквизиты приказа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая адаптированная программа по изо 1 класс ФГОС ОВЗ
Адаптированная программа разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГО ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ составлена согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа ручной труд 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа ручной труд 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по музыке 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по музыке 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по физической культуре 2 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по физической культуре 2 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....