Технологическая карта к уроку Изо на тему: "Вазопись". Древняя Греция.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Технологическая карта к уроку изо на тему: "Вазопись". Древняя Греция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc_drevnyaya_gretsiya.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Азарникова С. В.
учитель изобразительного
искусства
МБОУ СОШ №17
г. Ростова-на-Дону
Технологическая карта урока по учебному предмету «Изобразительное искусство»
В 4 классе на тему : «Искусство Древней Греции. Вазопись».
Тип урока: | Комбинированный. |
Авторы УМК: | Неменский Б. М. |
Цели урока: | Дать детям целостное представление об исторических традициях и ценностях художественной культуры Древней Греции, об образной и смысловой стороне древнегреческой керамики, её роли и значении в жизни общества. Научить различать по стилистическим особенностям краснофигурную и чёрнофигурную вазопись, типы древнегреческих сосудов, виды орнамента. . |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Предметные: формировать познавательный интерес школьников к истории Древней Греции; творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ; совершенствовать навыки выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, композиции при выполнении декоративных заданий. Личностные: формирование эстетического отношения к миру прекрасного; освоение способов работы с гуашью; желания проявлять себя в роли мастеров, развивать эстетическое сознание. Уважительно относиться к культуре Древней Греции. Метапредметные: Регулятивные УУД: самостоятельно разрабатывать узор для украшения древнегреческой вазы и выполнение ее в цвете; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; Находить варианты решения различных творческих задач; отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: иметь представление об исторических традициях и ценностях художественной культуры Древней Греции. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов. Коммуникативные УУД: учиться работать в группах; уметь правильно формировать свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других; эстетически подходить к любому виду деятельности. |
Оборудование: | Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Искусство Древней Греции. Вазопись.», плакаты «Орнамент росписи ваз », поэтапное выполнение вазы, шаблоны-силуэты ваз. |
Образовательные ресурсы: | Учебник «Изобразительное искусство», 4 класс Б. М. Неменский. Шаблоны-силуэты ваз, краски, кисти, карандаш, ластик, баночки с водой. ИКТ (презентация). |
СТУКТУРА УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Время |
1. | Мотивация к учебной деятельности. Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, для реализации личностного потенциала; активизация и мотивация учащихся, установление тематических рамок. | Настраивает детей на работу. Я рада видеть каждого из вас. И пусть прохлада в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. (Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, тихо сели).
- А теперь сядьте удобно, правильно. - Пусть этот урок принесет вам радость общения, создаст хорошее настроение, а настроение влияет на успеваемость. - Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. | Настрой на работу. | Личностные: Формирование готовности познавать, усваивать новые художественные приемы работы с материалами. | 2 мин. |
2. | Актуализация знаний. Цель: работа с информацией, актуализация мыслительных операций и познавательных процессов. | Создание условий для включения учащихся в обсуждение проблемных вопросов. - С искусством и культурой каких стран мы познакомились на прошлых уроках? (Японией, Древней Грецией).
| Работа с информацией, участие в обсуждении проблемных вопросов, формулирование собственного мнения. | Личностные: Развивать эстетическое сознание. Уважительно относиться к культуре Европейских стран. Понимать роль культуры и искусства в жизни человека. | 2 мин. |
3. 4. | Определение темы, цели и задачи. Цель: формировать умение ставить цели, задачи, планировать свою деятельность, и способы достижения цели, формулирова-ние собственного мнения и его аргументация. Открытие нового материала. Цель: формировать навык поисковой деятельности, развивать учебно-познавательную мотивацию, показать своеобразие декоративно-прикладного творчества, раскрыть красоту узора греческих мастеров, включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов, дискуссию. | Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из известных видов искусств Древней Греции. Тема нашего урока «Греческая вазопись». Целью урока является знакомство с основными видами древнегреческих ваз, их формой и декором. Задача урока: придумать декор и выполнить вазу в цвете в определенном стиле. В Древней Греции, как и во всем древнем мире, искусство играло огромную роль в жизни человека. Особенная роль принадлежала изобразительному искусству. Вы изучали историю древнего мира, поэтому должны знать, какие еще виды искусства существовали в древней Греции? (архитектура, скульптура). Давайте вспомним, где располагается Древняя Греция? слайд 1. Древняя Греция располагалась на островах Эгейского моря и на юге Балканского полуострова. Страна на юго-востоке Европы стала ядром древнегреческой цивилизации. Главный город Греции – Афины. Но нас сегодня интересует только один район города - это Керамик. слайд 2. Керамик – район, где жили гончары, где находились гончарные мастерские. Узкие намощенные улочки Керамика извивались между глухими стенами домов с запретными калитками. Тротуаров не было. Тем не менее Керамик был известен далеко за пределами Эллады. Да, древняя Греция славилась многими искусствами. Но особенное место занимало искусство роспись ваз – вазопись. Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. слайд 3. Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он рождался, она стояла у его колыбели, он делал из неё первый глоток. Она украшала даже бедную хижину. В ней хранились припасы. Она была наградой победителю. Поэтому керамику старались украсить орнаментом и рисунками. Так что живопись Древней Греции была такой же прекрасной, как архитектура и скульптура. слайд 4. Греческих сосудов очень много. Они разнообразны по форме и по назначению. Сегодня мы познакомимся с основными формами ваз и их декором. Амфора – длинный сосуд с узким горлышком и ручками с двух сторон для хранения вина и масла. Их дарили победителям на олимпийских играх. слайд 5. Кратер – сосуд с широким горлышком и маленькими загнутыми ручками с двух сторон. Использовался для смешивания вина с водой. слайд 6. Скифос – широкие бокалы с короткой ножкой для питья вина. слайд 7. Килик– широкие бокалы с короткой ножкой для питья вина. слайд 8. Лекиф – сосуд с одной ручкой для хранения оливкового масла, который спортсмены прикрепляли к поясу. Масло использовали для получения ровного загара. Украшали их изображениями спортивных состязаний. слайд 9. Гидрия – сосуд с круглым туловом, длинным горлышком, на конце которого чашеобразное окончание. Использовался для переноса и хранения воды. слайд 10. Динас – сосуд в виде круглого кувшина без горлышка с множеством маленьких ручек и без них. Использовался для хранения сыпучих продуктов, например зерна. Они были огромных размеров. слайд 11 Ребята, как вы думаете, что такое вазопись? Вазопись-роспись керамических сосудов. На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину -сюжетную роспись. -Давайте вспомним, что называется орнаментом? Орнамент – это повторяющийся рисунок. Греческие сосуды покрыты орнаментом. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. слайд 12 Очень распространен был меандр – в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент. слайд 13 Любили греки изображать волну – это водная стихия, очищения. слайд 14 Бутон лотоса – символ жизни. слайд 15 Орнамент - пальметта. Он представлял собой узор из листьев, напоминающихся листья пальмы. слайд 16 Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, бытовые и спортивные сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека. слайд 16 Посмотрите (иллюстрации ваз) и скажите, а чем они отличаются друг от друга? (размером, формой, сюжетом, цветом фона). слайд 17 Существует два стиля росписи ваз: краснофигурный – (демонстрация) фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности. слайд 18 чёрнофигурный – (демонстрация) фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица. слайд 19 Давайте закрепим стили и выберем вазу с краснофигурным и чернофигурным стилем. - Спасибо за правильные ответы, продолжаем урок. А теперь определим последовательность выполнения работы на примере вазы. - Кто мне поможет? (вместе с детьми разбираем поэтапное рисование вазы). слайд 20 Через несколько минут вы получите вот такие шаблоны (показываю) 1этап – шаблон. Изображение контура вазы. 2этап – разметка элементов орнамента. Размечаем полосы где будет находиться узор. 3этап – прорисовывание элементов орнамента. Прорисовываем более мелкие узоры. слайд 21 4этап – цветовое решение крупных пространств. Мы начинаем закрашивать цветом крупные участки вазы. 5этап - цветовое решение мелких элементов. Мы начинаем закрашивать цветом мелкие участки вазы, прорисовываем узоры. 6этап – проработка мелких элементов в цвете. Окончательная проработка мелких элементов узора. - Ребята, всем понятно, в какой последовательности надо расписывать вазы? (да). - Молодцы! Сейчас мы отправляемся в художественную мастерскую. - Вспомните, какую задачу мы ставили в начале урока? (придумать узор и выполнить его в цвете). -Ребята, художники часто работают группами. Вот и мы попробуем поработать в группах. Каждая группа имеет свое название и будет выполнять разные задания. ( на столах появляются таблички с названиями групп). 1 группа « Краснофигурный стиль». 2 группа «Чернофигурный стиль». 1 группа «Краснофигурный стиль». Ваша задача: на шаблоне выполнить в цвете яркую, красивую вазу в краснофигурном стиле, использовать можно предложенные элементы узоров.(шаблоны прилагаются в приложении). 2 группа «Чернофигурный стиль». Ваша задача: на шаблоне выполнить в цвете яркую, красивую вазу в чернофигурном стиле, использовать можно предложенные элементы узоров.(шаблоны прилагаются в приложении). | Знакомство с искусством Древней Греции. Слушание, просмотр презентации. Знакомство с основными видами древнегреческих ваз, их формой и декором, а так же значением в жизни народа. Выдвигают варианты формулировок темы, участвуют в обсуждении. Знакомятся с элементами росписи. Вместе с детьми разбираем поэтапное рисование вазы в карандаше. Просмотр поэтапной последовательнос- ти выполнения вазы в цвете. Организовываются в творческие группы (мастерские). | Личностные: Формирование готовности усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли древнегречес- ких мастеров. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности. Познаватель-ные УУД: Стремиться к освоению новых знаний и умений к достижению более высоких творческих результатов. Предметные: Учащиеся должны понимать, что такое «Древнегречес-кая Вазопись». Личностные: Формирование готовности усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли древнегречес-ких мастеров. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности. Коммуникативные УУД: Овладеть умением вести диалог. Регулятивные УУД: Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Познаватель-ные УУД: Стремиться к освоению новых знаний и умений к достижению более высоких творческих результатов. | 4 мин. 12 мин. |
5. | Реализация знаний. Цель: формировать умения учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений; развивать у обучающихся умения в приёмах рисования кистью декоративных узоров. Обеспечить условия для успешного выполнения росписи, дать возможность участия в практической работе, получать при необходимости консультации у учителя и друг у друга. | Релаксационная пауза. Напишите носом или подбородком в воздухе добрые слова, пожелания друг другу. Теперь улыбнитесь и с хорошим настроением принимайтесь за работу. Раздаю шаблоны. - Сейчас возьмите в руки карандаши и начинайте работать. Обращайте внимание на последовательность выполнения работы.(пособия на доске). На завершении карандашного построения проводится «ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА»
Чок, чок, чок, чок, Разомну я кулачок! Буду пальчики считать: Раз, два, три, четыре, пять! - А теперь продолжаем работать в цвете. Обращайте внимание на последовательность выполнения работы.(пособия на доске). В конце урока проводим ярмарку посуды, самые красивые, яркие, оригинальные вазы станут ее украшением. | Отдыхают, участвуют в релаксационной паузе. Практическая работа. Отдыхают, участвуют в пальчиковой гимнастике. Практическая работа. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. | Личностные: Формировать желания проявлять себя в роли народных мастеров, развивать эстетическое сознание. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности. Регулятивные УУД: самостоятель- но разрабатывать узор для украшения вазы и выполнение ее в цвете; уметь рационально строить самостоятель- ную творческую деятельность; Познаватель-ные УУД: Стремиться к освоению новых знаний и умений к достижению более высоких творческих результатов. | 20 мин. |
6. | Рефлексия учебной деятельности. Цель: формирование умения самооценки, анализа выполненной работы, вычленения проблем; формирование навыка подвести итог проделанной работы, наметить способы исправления ошибок, если таковые будут. | Подводим итог работы, устраиваем выставку-ярмарку, анализируя достигнутые результаты. -Мы достигли цели, которую ставили перед собой? - С каким из видов искусств Древней Греции мы сегодня познакомились?» (Вазопись). - Кто может похвалить себя? - За что? - Кто не доволен собой? - Что не получилось? - Наш урок подошел к концу. Я прошу улыбнуться, у кого сейчас хорошее настроение. - А теперь прошу похлопать в ладоши, кому интересно было на уроке. - Вы очень хорошо потрудились, все были активными, дружными, к работе все подошли творчески. Вы заслуживаете благодарности. - Спасибо за работу! - Будьте здоровы! Умейте управлять своими эмоциями, настроением и желанием. - Спасибо за урок! | Представляют результаты своей работы. Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия; Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. | Личностные: Развивать эстетическое мышление. Уметь обсуждать и анализировать собственную художествен- ную деятельность и работу одноклассни-ков. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свою мысль в устной речи. | 5 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 4 классе "Вазы Древней Греции"
Данный урок является комбинированным, во время которого дети не только изображают вазы, но и знакомятся с историей вазописи, любуются и узнают о достопримечательностях Древней Греции, учатся работать ...
Урок по математике Путешествие по Древней Греции. Задачи Древней Греции 4 класс
Урок по математике Путешествие по Древней Греции. Задачи Древней Греции 4 класс...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Мифы Древней Греции. Деревянный конь".
Технологическая карта урока по литературному чтению "Мифы Древней Греции. Деревянный конь"....
Технологическая карта интегрированного урока: литературное чтение 4 класс и «Мир музея». Тема: Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Боги, герои и люди."
В технологической карте предствлен интегрированный урок( чтение +музей) по программе УМК "Перспектива" для 4 класса по теме "Мифы и легенды Древней Греции.Урок способс...
Технологическая карта урока Изобразительного искусства «Художественная культура Древней Греции. Керамика.» (4 класс, Неменский)
Тип урока: «Открытие нового знания» Цель урока: формирование знаний о керамике Древней Греции, типах сосудов и обучение технике «аппликация»; в создании образа. Задач...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Художественная культура Древней Греции. Архитектурный ордер" (4 класс)
Художественная культура Древней Греции. Архитектурный ордер...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Художественная культура Древней Греции. Керамика." (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование условий для создания у учащихся представлений о красоте керамики Древней Греции и навыков изображения древнегреческих узоров на сосудах. Задачи урока Дидактические: 1. По...