Технологическая карта к уроку Изо на тему: "Вазопись". Древняя Греция.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Азарникова Светлана Владимировна

Технологическая карта к уроку изо на тему: "Вазопись". Древняя Греция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc_drevnyaya_gretsiya.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Азарникова С. В.

                                                                  учитель изобразительного                                                                                            

                                                                  искусства

                                                                  МБОУ СОШ №17

                                                                  г. Ростова-на-Дону

Технологическая карта урока по учебному предмету     «Изобразительное искусство»

В 4 классе на тему : «Искусство Древней Греции. Вазопись».

Тип урока:

Комбинированный.

Авторы УМК:

Неменский  Б. М.

Цели урока:

Дать детям целостное представление об исторических традициях и ценностях художественной культуры Древней Греции, об образной и смысловой стороне древнегреческой керамики, её роли и значении в жизни общества.

Научить различать по стилистическим особенностям краснофигурную и чёрнофигурную вазопись, типы древнегреческих сосудов, виды орнамента.

.

Планируемые образовательные результаты

(личностные, метапредметные, предметные):

Предметные:  формировать познавательный интерес школьников к истории Древней Греции; творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ;

совершенствовать навыки выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, композиции при выполнении декоративных заданий.

Личностные: формирование эстетического отношения к миру прекрасного; освоение способов работы с гуашью; желания проявлять себя в роли мастеров, развивать эстетическое сознание. Уважительно относиться к культуре Древней Греции.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:  самостоятельно разрабатывать узор для украшения древнегреческой вазы и выполнение ее в цвете; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

Находить варианты решения различных творческих задач; отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД: иметь представление  об исторических традициях и ценностях художественной культуры Древней Греции. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов.

Коммуникативные УУД: учиться работать в группах; уметь правильно формировать свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других; эстетически подходить к любому виду деятельности.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Искусство Древней Греции. Вазопись.», плакаты «Орнамент росписи ваз »,

поэтапное выполнение вазы, шаблоны-силуэты ваз.

Образовательные ресурсы:

Учебник «Изобразительное искусство»,  

4 класс  Б. М. Неменский.

Шаблоны-силуэты ваз, краски, кисти, карандаш, ластик, баночки с водой.

ИКТ (презентация).

СТУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

Время

1.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, для реализации личностного потенциала; активизация и мотивация учащихся, установление тематических рамок.

Настраивает детей на работу.

Я рада видеть каждого из вас.

И пусть прохлада в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

(Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, тихо сели).

 

- А теперь сядьте удобно, правильно.

- Пусть этот урок принесет вам радость общения, создаст хорошее настроение, а настроение влияет на успеваемость.

- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Настрой на работу.

Личностные:

Формирование готовности познавать, усваивать новые художественные приемы работы с материалами.

2 мин.

2.

Актуализация знаний.

Цель:  работа с информацией, актуализация мыслительных операций и познавательных процессов.

Создание условий для включения учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

- С искусством и культурой каких стран мы познакомились на прошлых уроках? (Японией, Древней Грецией).

 

Работа с информацией, участие в обсуждении проблемных вопросов, формулирование собственного мнения.

Личностные:

Развивать эстетическое сознание. Уважительно относиться к культуре Европейских стран. Понимать роль культуры и искусства в жизни человека.

2

мин.

3.

4.

Определение темы, цели и задачи.

Цель:  формировать  умение ставить цели, задачи, планировать свою деятельность, и способы достижения цели,

формулирова-ние собственного мнения и его аргументация.

Открытие нового материала.

Цель: формировать навык поисковой деятельности, развивать учебно-познавательную мотивацию, показать своеобразие декоративно-прикладного творчества,  раскрыть красоту узора греческих мастеров, включить обучающихся   в обсуждение проблемных вопросов, дискуссию.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из известных видов искусств Древней Греции. Тема нашего урока «Греческая вазопись». Целью урока является знакомство с основными видами древнегреческих ваз, их формой и декором.

Задача урока: придумать декор и выполнить вазу в цвете в определенном стиле.

В Древней Греции, как и во всем древнем мире, искусство играло огромную роль в жизни человека. Особенная роль принадлежала изобразительному искусству. Вы изучали историю древнего мира, поэтому должны знать, какие еще виды искусства существовали в древней Греции? (архитектура, скульптура). Давайте вспомним, где располагается Древняя Греция?

слайд 1.

Древняя Греция располагалась на островах Эгейского моря и на юге Балканского полуострова. Страна на юго-востоке Европы стала ядром древнегреческой цивилизации. Главный город Греции – Афины. Но нас сегодня интересует только один район города - это Керамик.

слайд 2.

Керамик – район, где жили гончары, где находились гончарные мастерские. Узкие намощенные улочки Керамика извивались между глухими стенами домов с запретными калитками. Тротуаров не было. Тем не менее Керамик был известен далеко за пределами Эллады.

 Да, древняя Греция славилась многими искусствами. Но особенное место занимало искусство роспись ваз – вазопись. Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи.

слайд 3.

 Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он рождался, она стояла у его колыбели, он делал из неё первый глоток. Она украшала даже бедную хижину. В ней хранились припасы. Она была наградой победителю. Поэтому керамику старались украсить орнаментом и рисунками. Так что живопись Древней Греции была такой же прекрасной, как архитектура и скульптура.

слайд 4.

Греческих сосудов очень много. Они разнообразны по форме и по назначению. Сегодня мы познакомимся с основными формами ваз и их декором.

 Амфора – длинный сосуд с узким горлышком и ручками с двух сторон для хранения вина и масла. Их дарили победителям на олимпийских играх.

слайд 5.

Кратер – сосуд с широким горлышком и маленькими загнутыми ручками с двух сторон. Использовался для смешивания вина с водой.

слайд 6.

Скифос – широкие бокалы с короткой ножкой для питья вина.

слайд 7.

Килик– широкие бокалы с короткой ножкой для питья вина.

слайд 8.

Лекиф – сосуд с одной ручкой для хранения оливкового масла, который спортсмены прикрепляли к поясу. Масло использовали для получения ровного загара. Украшали их изображениями спортивных состязаний.

 слайд 9.

Гидрия – сосуд с круглым туловом, длинным горлышком, на конце которого чашеобразное окончание. Использовался для переноса и хранения воды.

 слайд 10.

Динас – сосуд в виде круглого кувшина без горлышка с множеством маленьких ручек и без них. Использовался для хранения сыпучих продуктов, например зерна. Они были огромных размеров.

слайд 11                                          Ребята, как вы думаете, что такое вазопись?

Вазопись-роспись керамических сосудов.

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину -сюжетную роспись.

-Давайте вспомним, что называется орнаментом?

Орнамент – это повторяющийся рисунок. Греческие сосуды покрыты орнаментом. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.                                    слайд 12

Очень распространен был меандр – в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент.

слайд 13

Любили греки изображать волну – это водная стихия, очищения.

слайд 14

Бутон лотоса – символ жизни.

слайд 15

Орнамент - пальметта. Он представлял собой узор из листьев, напоминающихся листья пальмы.

 слайд 16

Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, бытовые и спортивные сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.

слайд 16

Посмотрите (иллюстрации ваз) и скажите, а чем они отличаются друг от друга?

(размером, формой, сюжетом, цветом фона).

слайд 17

Существует два стиля росписи ваз:

краснофигурный – (демонстрация) фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности.

слайд 18

чёрнофигурный – (демонстрация) фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица.

слайд 19

Давайте закрепим стили и выберем вазу с краснофигурным и чернофигурным стилем.

- Спасибо за правильные ответы, продолжаем урок.

А теперь определим последовательность выполнения работы на примере вазы.

- Кто мне поможет? (вместе с детьми разбираем поэтапное рисование вазы). 

слайд 20

Через несколько минут вы получите вот такие шаблоны (показываю)

1этап – шаблон.

Изображение контура вазы.

2этап – разметка элементов орнамента.

Размечаем полосы где будет находиться узор.

3этап – прорисовывание элементов орнамента.

Прорисовываем более мелкие узоры.

слайд 21

4этап – цветовое решение крупных пространств.

Мы начинаем закрашивать цветом

крупные участки вазы.

5этап - цветовое решение мелких элементов.

Мы начинаем закрашивать цветом

мелкие участки вазы, прорисовываем узоры.

6этап – проработка мелких элементов в цвете.

Окончательная проработка мелких элементов узора.

- Ребята, всем понятно, в какой последовательности надо расписывать вазы? (да).

- Молодцы!

Сейчас мы отправляемся в художественную мастерскую.

- Вспомните, какую задачу мы ставили в начале урока? (придумать узор и выполнить его в цвете).

-Ребята, художники часто работают группами. Вот и мы попробуем поработать в группах.

Каждая группа имеет свое название и будет выполнять разные задания. ( на столах появляются таблички с названиями групп).

1 группа « Краснофигурный стиль».

2 группа «Чернофигурный стиль».

1 группа «Краснофигурный стиль».

Ваша задача: на шаблоне выполнить в цвете яркую, красивую вазу в краснофигурном стиле, использовать можно предложенные элементы узоров.(шаблоны прилагаются в приложении).

2 группа «Чернофигурный стиль».

Ваша задача: на шаблоне выполнить в цвете яркую, красивую вазу в чернофигурном стиле, использовать можно предложенные элементы узоров.(шаблоны прилагаются в приложении).

Знакомство с  искусством Древней Греции.

Слушание, просмотр презентации.

Знакомство с  основными видами древнегреческих ваз, их формой и декором, а так же значением в жизни народа.

Выдвигают варианты формулировок темы, участвуют в обсуждении.

Знакомятся с элементами  росписи.

Вместе с детьми разбираем поэтапное рисование вазы в карандаше.

Просмотр поэтапной последовательнос-

ти выполнения вазы в цвете.

Организовываются в творческие группы (мастерские).

Личностные:

Формирование готовности  усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли древнегречес-

ких мастеров. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.

Познаватель-ные УУД:

Стремиться к освоению новых знаний и умений к достижению более высоких творческих результатов.

Предметные:

Учащиеся должны понимать, что такое

«Древнегречес-кая Вазопись».

Личностные:

Формирование готовности  усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли древнегречес-ких мастеров. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Овладеть умением вести диалог.

Регулятивные УУД: 

Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Познаватель-ные УУД:

Стремиться к освоению новых знаний и умений к достижению более высоких творческих результатов.

4

мин.

12 мин.

 5.

Реализация знаний.

Цель:  формировать умения учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений;

развивать у  обучающихся  умения    в    приёмах   рисования    кистью декоративных узоров.

Обеспечить условия для  успешного выполнения росписи,  дать возможность участия в

практической работе, получать при необходимости консультации у учителя и друг у друга.

Релаксационная пауза.

Напишите носом или подбородком в воздухе добрые слова, пожелания друг другу.

Теперь улыбнитесь и с хорошим настроением принимайтесь за работу. Раздаю шаблоны.

- Сейчас возьмите в руки карандаши и начинайте работать.

Обращайте внимание на последовательность выполнения работы.(пособия на доске).

На завершении карандашного построения проводится

«ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА»

               

                Чок, чок, чок, чок,

                Разомну я кулачок!

             Буду пальчики считать:

          Раз, два, три, четыре, пять!

- А теперь продолжаем работать в цвете.

Обращайте внимание на последовательность выполнения работы.(пособия на доске).

В конце урока проводим ярмарку посуды, самые красивые, яркие, оригинальные вазы станут ее украшением.

Отдыхают, участвуют в релаксационной паузе.

Практическая работа.

Отдыхают, участвуют в пальчиковой гимнастике.

Практическая работа.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Личностные:

Формировать желания проявлять себя в роли народных мастеров, развивать эстетическое сознание. Уметь сотрудничать с товарищами в  процессе совместной деятельности.

Регулятивные УУД:  самостоятель-

но разрабатывать узор для украшения вазы и выполнение ее в цвете; уметь рационально строить самостоятель-

ную творческую деятельность;

Познаватель-ные УУД:

Стремиться к освоению новых знаний и умений к достижению более высоких творческих результатов.

20 мин.

6.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель:  формирование умения самооценки, анализа выполненной работы, вычленения проблем; формирование навыка подвести  итог

проделанной работы, наметить способы исправления ошибок, если таковые будут.

Подводим итог работы, устраиваем выставку-ярмарку, анализируя достигнутые результаты.

-Мы достигли цели, которую ставили перед собой?

- С каким из видов искусств Древней Греции мы сегодня познакомились?» (Вазопись).

- Кто может похвалить себя?

- За что?

- Кто не доволен собой?

- Что не получилось?

- Наш урок подошел к концу. Я прошу улыбнуться,  у кого сейчас хорошее настроение.

- А теперь прошу похлопать в ладоши, кому интересно было на уроке.

- Вы очень хорошо потрудились, все были активными, дружными, к работе все подошли творчески.

Вы заслуживаете благодарности.

- Спасибо за работу!

- Будьте здоровы! Умейте управлять своими эмоциями, настроением и желанием.

- Спасибо за урок!

Представляют результаты своей работы.

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия;

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Личностные:

Развивать эстетическое мышление.

Уметь обсуждать и анализировать

собственную художествен-

ную деятельность

и работу одноклассни-ков.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свою мысль в устной речи.

 5 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 4 классе "Вазы Древней Греции"

Данный урок является комбинированным, во время которого дети не только изображают вазы, но и знакомятся с историей вазописи, любуются и узнают о достопримечательностях Древней Греции, учатся работать ...

Урок по математике Путешествие по Древней Греции. Задачи Древней Греции 4 класс

Урок по математике Путешествие по Древней Греции. Задачи Древней Греции 4 класс...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Мифы Древней Греции. Деревянный конь".

Технологическая карта урока по литературному чтению "Мифы Древней Греции. Деревянный конь"....

Технологическая карта интегрированного урока: литературное чтение 4 класс и «Мир музея». Тема: Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Боги, герои и люди."

В технологической карте предствлен интегрированный  урок( чтение +музей)  по программе УМК "Перспектива" для 4 класса  по теме "Мифы и легенды Древней Греции.Урок способс...

Технологическая карта урока Изобразительного искусства «Художественная культура Древней Греции. Керамика.» (4 класс, Неменский)

Тип урока: «Открытие нового знания» Цель урока: формирование знаний о керамике Древней Греции, типах сосудов и обучение технике «аппликация»; в создании образа. Задач...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Художественная культура Древней Греции. Керамика." (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование условий для создания у учащихся представлений о красоте керамики Древней Греции и навыков изображения древнегреческих узоров на сосудах. Задачи урока Дидактические: 1. По...