Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе «Моя голубая планета. Граттаж»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Хабибуллина Римма Владимировна

Цели:

- развивать умение учащихся применять технику «граттаж» в своих работах;

- углублять экологические знания учащихся;

- воспитывать гуманное отношение к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_grattazh.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Моя голубая планета. Граттаж.»

Цели:

- развивать умение учащихся применять технику «граттаж» в своих работах;

- углублять экологические знания учащихся;

- воспитывать гуманное отношение к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.

Ход урока:

1. Орг. момент.

Приветствие учащихся.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите?

 (Изображение планеты).

- А какая она - наша планета?

(Голубая, круглая, зеленая, цветная, цветущая, радостная, красивая и т.д.).

3. Вводная беседа.

- А сейчас ребята прочтут нам стихотворения о нашей планете.

Моя планета – человечий дом.

Но как ей жить под дымным колпаком?

Где сточная канава – океан!

Где вся природа поймана в капкан!

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: «Больше не могу!»

Вот она летит, маленькая такая.

Вот она грустит, в думы свои вникая.

Все еще живет, зыбкой прохладой веет.

Все еще живет! Все еще людям верит!

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь.

Просит прийти на помощь!

- Почему наша планета просит прийти ей на помощь?

(Потому что на нашей планете становится очень грязно.)

- Правильно, потому что наша планета уже достаточно загрязнена и засорена. Но люди еще не осознают опасности жизни на загрязненной планете. Ведь на Земле становиться все меньше и меньше кислорода.

- А чем загрязняется воздух?

(Фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль.)

- Верно. Многие фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. (Вывешивается иллюстрация завода с дымом). Ученые заметили, что около предприятий погибают деревья, засыхают целые леса. Главная причина гибели деревьев – загрязнение воздуха и кислотные дожди.

- Также загрязняют воздух выхлопные газы автомобилей. (Вывешивается иллюстрация автомобиля с выхлопным газом).

- А еще загрязняют воздух курильщики. В табачном дыме содержится приблизительно 200 вредных веществ. Каждый год в атмосферу Земли выбрасывается около 400 млн. тонн вредных веществ. Если разделить это количество на число людей, живущих на планете, то каждому достанется приблизительно около 80 кг грязных веществ.

- А что делается для охраны воздуха?

(На заводах работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы.)

- Правильно, сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. В разных местах созданы специальные станции, которые следят за чистотой воздуха в больших городах. И все же есть немало таких предприятий, которые продолжают загрязнять воздух. Нужно еще очень много сделать для того, чтобы он оставался чистым всегда и везде.

- Посмотрите внимательно на нашу планету. Почти вся она раскрашена голубым цветом. И еще немного присутствует желтого, коричневого и зеленого цвета. Голубое – это вода: океаны, моря, озера, реки. Она занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду, без воды не может быть жизни. Конечно, людям требуется только чистая вода. Но ее становится все меньше и меньше. Но виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. От загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека.

- А какая работа проводится по охране воды?

(Строят очистные сооружения.)

- Верно. Строят очистные сооружения. В них загрязненная вода проходит через различные фильтры. Они задерживают различные примеси, а чистую воду пропускают. В настоящее время строят и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. Это самые современные предприятия и их становится все больше и больше. К сожалению, не на всех предприятиях очистка использованной воды налажена хорошо. Поэтому вредные вещества продолжают поступать в реки и озера.

- А что бы вы хотели сделать для охраны воды и воздуха, когда станете взрослыми?

(Ответы учащихся).

- Посмотрите, какой может стать наша планета в результате загрязнения. (Вывешивается изображение грязной планеты, покрытое парафином и черной тушью).

- Владимир Солоухин в своей повести «Приговор» писал: «Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете чувствовать себя лучше и проживете долго. Если же вы из окна каждое утро будете видеть мусорную яму, грязный двор, унылые серые здания, чахлые погибающие деревца, покрытые слоем черной копоти,- это и будут ваши отрицательные эмоции». Но чистота, ребята, начинается с нас самих, с нашего отношения к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся. Если каждый вокруг себя очистит территорию, то будет везде чисто.

4. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы разделим эскиз нашей планеты на 17 частей, и каждый из вас попробует расчистить свой кусочек планеты, чтобы она вновь стала чистой, цветущей и красивой.

5. Работа над новым материалом.

- А в какой технике мы с вами будем работать?

(Граттаж).

- Верно, работать мы будем в технике «граттаж». А кто может рассказать о ней?

(Граттаж - это техника процарапывания линий, в ней нет карандашного наброска, нельзя стереть). 

- Верно, граттаж – это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — техника царапания. 

(Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Когда она высохнет, остым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.)

-  А какие линии можно использовать в работе?

(Прямые, волнистые, замкнутые, тонкие, толстые, длинные, короткие).

- А по характеру?

(«Грубые»- зигзаг, «добрые»- волнистые, «пружинка»).

- Пока я буду разрезать эскиз нашей планеты на части, ребята прочитают нам стихи.

Мы любители природы!

За нее горой стоим.

Сохраним ее на годы

На столетья сохраним.

Мы – любители природы!

И хотим у вас узнать:

Может быть автомобили

Нам пора в музей отдать?

Сдать пора в металлолом?

Ведь от них и пыль, и дым,

Газ угарный, вредный.

Новый транспорт нужен нам.

Чистый и безвредный.

Мы – любители природы!

Ей мы служим, что есть сил.

Чистый и прозрачный воздух

Нам друзья необходим.

Чистыми должны быть воды

Океанов, моря, рек.

И об этом должен помнить

Каждый умный человек.

Мы – любители природы!

Сами мы поможем ей:

Разобьем мы парки скверы,

Розы высадим скорей.

Для детишек и для взрослых

Сделаем аттракцион.

В парке будет можно даже

Подружиться со слоном.

Мы – любители природы!

Чтоб ее покой хранить,

Мы хотим от человека

Всю природу оградить.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья.

И при всем честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе –

Но со знаньем и умом.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы белочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил

Смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!

6.Физкультминутка.

- Сегодня, ребята, мы с вами будем добрыми волшебниками и нам нужно набраться сил.

- Рисуем головой солнышко,  носом – облако, бабочку, ухом – дождик, деревья, коленом – кустарники, другим коленом – пчел, а теперь – все плечом.

7. Практическая работа учащихся.

 - Сейчас вы получите листочек, и каждый из вас попробует расчистить свой «кусочек» планеты. Но прежде повторим правила работы: мусор от себя на бумагу. Мы говорили, что если каждый очистит вокруг себя территорию, то будет везде чисто. (Раздаются листочки).

- Процарапываем ручейки, птиц, бабочек, цветы, солнце, деревца и т.д.

- Хорошо известно, как много беспокойства вносит в нашу жизнь шум: он влияет на здоровье человека, его настроение, работоспособность. Вы когда – нибудь прислушивались к тому, как шумно в коридорах нашей школы на переменах?

 - «Обуздание» шума – одна из важнейших проблем 21 века. Еще в 1955 году один американский журнал писал о «стихии шума, захлестывающей улицы, заводы, дома и небо». По мнению ученых США достигли уже опасного уровня. «Шум,- заявил американский ученый по шуму Клудсен,- такой же медленный убийца». Замечено, что если производственный или транспортный шум утомляет, давит, то шумы природного происхождения: шум морского прибоя, шум дождя, шелест листвы, журчанье ручья – благотворно влияют на организм человека: они расслабляют, успокаивают. Поэтому я сейчас включу запись «Звуки природы» и под эти звуки вы будете работать.

(Самостоятельная работа учащихся).

- А теперь мы соберем эскиз нашей планеты и посмотрим, удалось ли нам расчистить нашу планету.

(На доске вывешиваются «кусочки» планеты, собранные в один круг).

8. Итог урока.

- В наших ли силах расчистить планету?

(Да.)

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты!

Не сыпьте на землю всякую гадость!

И даст вам природа здоровье и радость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изобразительного искусства разработан для обучающихся 1 класса, посвященный народным промыслам России. Тема «Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру». ...

Конспект урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "Вводный урок. Что мы будем рисовать?"

Представляю вашему вниманию конспект урока по теме: "Водный урок. Что мы будем рисовать? " в 1 классе...

Конспект урока изобразительного искусства 3 класс

Конспект урока по теме "Театральная афиша"...

Конспект урока изобразительное искусство 3 класс

Конспект урока по теме: "Афиша в театре"...

Конспект урока изобразительного искусства (4 класс)

Тема: Страна восходящего солнцаПрограмма: Л.А. Неменская Изобразительное искусство Тип урока: урок изучения новых знаний.Вид урока: комбинированный.Цель: формирование образовательных компетенций (инфо...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»

Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...