Рабочие программы для 4 класса, УМК "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Папка содержит рабочие программы по всем предметам 4 класса к УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy-4_kl.-2018-2019.rar | 436.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воронцовская средняя школа» структурное подразделение «Новотимофеевская начальная школа»
Полтавского муниципального района Омской области
РАССМОТРЕНО на заседании МС протокол №___ от «___» ______20___ ________ С.Н.Дорожко | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР «___» _______ 20___ ________ С.Н.Дорожко | УТВЕРЖДАЮ Директор БОУ «Воронцовская СШ» «___» _______ 20____ ________ А.Н.Дорожко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Класс: 4
Уровень общего образования: начальный
Срок реализации программы: 1 год
Учебный год: 2018 – 2019
Количество часов по учебному плану за год: 34
Количество часов в неделю: 1
Название программы: авторская программа «Изобразительное искусство» Б.М.Неменского 1-4 классы – М.: Просвещение, 2014 г.
Программу составила Кириллова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. Примерной образовательной программой по изобразительному искусству.
3. Планируемыми результатами начального общего образования.
4. Программой к предметной линии учебников по изобразительному искусству для 4 класса под редакцией Б.М.Неменского.
5. Основной общеобразовательной программой начального общего образования БОУ «Воронцовская СШ».
6. Учебным планом БОУ «Воронцовская СШ» на 2018 – 2019 учебный год.
Программа соответствует учебнику : 4 класс «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник» Л.А.Неменской, М. Просвещение, 2014
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Планируемые результаты
освоения учебной программы по изобразительному искусству выпускника начальной школы
Выпускник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы сними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать описывать и эмоционально оценивать шедевры коми, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России, показывать на примерах их роль и назначение;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно0прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в республике Коми и в России;
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно- творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д.), в природе, на улице, в быту;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, использовать различные оттенки цвета при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программа Paint;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представление о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое отношение;
- изображать многофигуральные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета, курса
Название раздела (темы) | Кол-во часов для изучения раздела, темы | Содержание учебной темы | ||
Авторская | Рабочая | Контрольные, практические работы и т.д. | ||
«Истоки родного искусства» | 8 | 8 | 1 | Какого цвета Родина? Осенний вернисаж Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года Гармония жилья с природой Деревня — деревянный мир Образ русского человека (женский образ) Образ русского человека (мужской образ) Воспевание труда в искусстве Народные праздники Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства» |
«Древние города нашей земли» | 7 | 7 | 1 | Древнерусский город-крепость. Древние соборы. Древний город и его жители. Древнерусские воины-защитники. Города Русской земли. Золотое кольцо России. Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли» |
«Каждый народ - художник» | 11 | 11 | 1 | Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек. Отношение к красоте природы в японской культуре. Образ человека, характер одежды в японской культуре. Искусство народов гор и степей. Образ художественной культуры Средней Азии. Образ красоты древнегреческого человека. Древнегреческая архитектура. Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. Средневековые готические костюмы. Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ -художник». |
«Искусство объединяет народы» | 8 | 8 | 2 | Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание — великая тема искусства. Герои, борцы и защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы». (Искусствоведческая викторина) |
Итого: | 34 | 34 | 5 |
Методы обучения
- практическая художественно-творческая деятельность
- словесные (беседа, сообщение),
- наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
- методы контроля
Формы работы на уроках
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Тема урока | Часы | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 | Истоки родного искусства | 8 ч | Характеризовать красоту природы родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы. Приобретать представления об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. |
2 | Древние города нашей земли | 7 ч | Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре. Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры. Знать и называть картины художником, изображающих древнерусских воинов - защитников Родины (В.Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.). |
3 | Каждый народ - художник | 11 ч | Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки. |
4 | Искусство объединяет народы. | 8 ч | Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений). Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. |
Календарно - тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Виды, формы контроля | Сроки | |
По плану | Фактически | ||||
Истоки родного искусства (8 ч) | |||||
1 | Пейзаж родной земли. Беседа «Красота природы в произведениях русской живописи | 1 | текущий | ||
2 | Пейзаж родной земли. Изображение российской природы | 1 | текущий | ||
3 | Деревня - деревянный мир. Моделирование избы из бумаги | 1 | текущий | ||
4 | Деревня - деревянный мир. Моделирование избы из бумаги | 1 | текущий | ||
5 | Деревня - деревянный мир. Коллективное панно «Деревня» | 1 | текущий | ||
6 | Красота человека. Изображение женского и мужского образа | 1 | текущий | ||
7 | Красота человека. Женский и мужской праздничный костюм | 1 | текущий | ||
8 | Народные праздники. Создание коллективного панно на тему народного праздника Выставка. | 1 | тематический | ||
Древние города нашей земли (7ч) | |||||
9 | Родной угол. Изобразительный образ города-крепости | 1 | текущий | ||
10 | Древние соборы. Изображение храма | 1 | текущий | ||
11 | Города Русской земли. Изображение древнерусского города | 1 | текущий | ||
12 | Древнерусские воины защитники. Изображение древнерусских воинов | 1 | текущий | ||
13 | Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и Москвы. Беседа - путешествие | 1 | текущий | ||
14 | Узорочье теремов. Изображение интерьера теремных палат | 1 | текущий | ||
15 | Пир в теремных палатах. Изображение пира Выставка. | 1 | тематический | ||
Каждый народ – художник (11ч) | |||||
16 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение природы Японии через характерные детали | 1 | текущий | ||
17 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение японок в кимоно | 1 | текущий | ||
18 | Народы гор и степей. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств | 1 | текущий | ||
19 | Народы гор и степей. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств | 1 | текущий | ||
20 | Города в пустыне. Создание образа древнего среднеазиатского города. Аппликация | 1 | текущий | ||
21 | Города в пустыне. Создание образа древнего среднеазиатского города. Аппликация | 1 | текущий | ||
22 | Древняя Эллада. Изображение греческих храмов | 1 | текущий | ||
23 | Древняя Эллада. Изображение фигур олимпийских спортсменов | 1 | текущий | ||
24 | Европейские города Средневековья. Создание панно «Площадь средневекового города» | 1 | текущий | ||
25 | Европейские города Средневековья. Создание панно «Площадь средневекового города» | 1 | текущий | ||
26 | Многообразие художественных культур в мире. Выставка. | 1 | тематический | ||
Искусство объединяет народы (8ч) | |||||
27 | Материнство. Изображение матери и дитя, их единство | 1 | текущий | ||
28 | Мудрость старости. Изображение любимого пожилого человека | 1 | текущий | ||
29 | Сопереживание . Создание рисунка с драматическим сюжетом | 1 | текущий | ||
30 | Сопереживание . Создание рисунка с драматическим сюжетом | 1 | текущий | ||
31 | Герои-защитники. Лепка эскиза памятника герою | 1 | текущий | ||
32 | Итоговая контрольная работа | 1 | итоговый | ||
33 | Юность и надежды. Изображение радости детства | 1 | текущий | ||
34 | Искусство народов мира. Обобщение по теме « Искусство объединяет народы». Выставка. | 1 | тематический |
Приложение
К1. Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
К2. Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
«4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
«3» («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
«2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.
Проект
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков
- Актуальность проблемы
- Корректность методов исследования
- Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
- Характер общения участников проекта
- Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
- Умение аргументировать свои заключения, выводы
- Эстетика оформления проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс
Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....
рабочие программы 3 класс Школа России
рабочие прогрммы по предметам...
Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"
Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....
Рабочая программа 3 класс "Школа России".
Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России")....
Рабочая программа 4 класс " Школа России"
Мною разработана рабочая программа 4 класс. " Школа России"Пояснительные к предметам, тематические планы ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Технология)...