Рабочие программы для 4 класса, УМК "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Кириллова Светлана Николаевна

Папка содержит рабочие программы по всем предметам 4 класса к УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy-4_kl.-2018-2019.rar436.87 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воронцовская средняя школа» структурное подразделение «Новотимофеевская начальная школа»

Полтавского муниципального района Омской области

РАССМОТРЕНО

на заседании МС

протокол №___

от «___» ______20___

________ С.Н.Дорожко

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

«___» _______ 20___

________  С.Н.Дорожко

УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ «Воронцовская СШ»

«___» _______ 20____

________ А.Н.Дорожко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета:  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Класс: 4 

Уровень общего образования: начальный

Срок реализации программы: 1 год

Учебный год: 2018 – 2019

Количество часов по учебному плану за год: 34

Количество часов в неделю: 1

 Название программы: авторская программа «Изобразительное искусство» Б.М.Неменского 1-4 классы – М.: Просвещение, 2014 г.

Программу составила Кириллова Светлана Николаевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)

2. Примерной образовательной программой по изобразительному искусству.

3. Планируемыми результатами начального общего образования.

4. Программой к предметной линии учебников по изобразительному искусству для 4 класса под редакцией Б.М.Неменского.

5. Основной общеобразовательной программой начального общего образования БОУ «Воронцовская СШ».

6. Учебным планом БОУ «Воронцовская СШ» на 2018 – 2019 учебный год.

Программа соответствует учебнику : 4 класс  «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник» Л.А.Неменской, М. Просвещение, 2014

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Планируемые результаты 
освоения учебной программы по изобразительному искусству выпускника начальной школы 
Выпускник научится:

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы сними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;

- узнавать, воспринимать описывать и эмоционально оценивать шедевры коми, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений;

- приводить примеры ведущих художественных музеев России, показывать на примерах их роль и назначение;

- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно0прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в республике Коми и в России;

- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно- творческой деятельности;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним.


Выпускник получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д.), в природе, на улице, в быту;

- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, использовать различные оттенки цвета при создании живописных композиций на заданные темы;

- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программа Paint;

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

- понимать и передавать в художественной работе разницу представление о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое отношение;

- изображать многофигуральные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. 

Содержание учебного предмета, курса

Название раздела (темы)

Кол-во часов для изучения раздела, темы

Содержание  учебной темы

Авторская

Рабочая

Контрольные, практические работы и т.д.

«Истоки родного искусства»

8

8

1

Какого цвета Родина? Осенний вернисаж

Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года

Гармония жилья с природой

Деревня — деревянный мир

Образ русского человека (женский образ)

Образ русского человека  (мужской образ)

Воспевание труда в искусстве

Народные праздники

Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства»

 «Древние города нашей земли»

7

7

1

Древнерусский город-крепость.

Древние соборы.

Древний город и его жители.

Древнерусские воины-защитники.

Города Русской земли. Золотое кольцо России.

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли»

«Каждый народ - художник»

11

11

1

Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек.

Отношение к красоте природы в японской культуре.

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Искусство народов гор и степей.

Образ художественной культуры Средней Азии.

Образ красоты древнегреческого человека.

Древнегреческая архитектура.

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.

Образ готических городов  средневековой Европы. Средневековая архитектура.

Средневековые готические костюмы.

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ -художник».

«Искусство объединяет народы»

8

8

2

Все народы воспевают материнство.

Все народы воспевают мудрость старости.

Сопереживание — великая тема искусства.

Герои, борцы и защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы». (Искусствоведческая викторина)

Итого:

34

34

5

Методы обучения

  • практическая художественно-творческая деятельность
  • словесные (беседа, сообщение),
  • наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
  • методы контроля

Формы  работы на уроках

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия;
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  • прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема урока

Часы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1

Истоки родного искусства

8 ч

Характеризовать красоту природы родного края.

Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов.

Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы. Приобретать представления об особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

2

Древние города нашей земли

7 ч

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.

Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).

Анализировать роль пропорций в архитектуре. Знать картины художников, изображающие древнерусские города.

Создавать макет древнерусского города.

Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры. Знать и называть картины художником, изображающих древнерусских воинов - защитников Родины (В.Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.).

3

Каждый народ - художник

11 ч

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.

Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.

Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.

4

Искусство объединяет народы.

8 ч

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений). Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.

Календарно - тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

№ п/п

Название  разделов, тем

Кол-во часов

Виды, формы контроля

Сроки

По плану

Фактически

Истоки родного искусства  (8 ч)

1

Пейзаж родной земли.               Беседа «Красота природы в произведениях русской живописи

1

текущий

2

Пейзаж родной земли. Изображение российской природы

1

текущий

3

Деревня - деревянный мир.

Моделирование избы из бумаги

1

текущий

4

Деревня - деревянный мир.

Моделирование избы из бумаги

1

текущий

5

Деревня - деревянный мир.

Коллективное панно «Деревня»

1

текущий

6

Красота человека.

Изображение женского и мужского образа

1

текущий

7

Красота человека.

Женский и мужской праздничный костюм

1

текущий

8

Народные праздники.

Создание коллективного панно на тему народного праздника

Выставка.

1

тематический

Древние города нашей земли (7ч)

9

Родной угол.

Изобразительный образ города-крепости

1

текущий

10

Древние соборы.

Изображение храма

1

текущий

11

Города Русской земли.

Изображение древнерусского города

1

текущий

12

Древнерусские воины защитники.

Изображение древнерусских воинов

1

текущий

13

Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и  Москвы.

Беседа - путешествие

1

текущий

14

Узорочье теремов.

Изображение интерьера теремных палат

1

текущий

15

Пир в теремных палатах.

Изображение пира

Выставка.

1

тематический

Каждый народ – художник  (11ч)

16

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Изображение природы Японии через характерные детали

1

текущий

17

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Изображение японок в кимоно

1

текущий

18

Народы гор и степей.

Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств

1

текущий

19

Народы гор и степей.

Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств

1

текущий

20

Города в пустыне.

Создание образа древнего среднеазиатского города. Аппликация

1

текущий

21

Города в пустыне.

Создание образа древнего среднеазиатского города. Аппликация

1

текущий

22

Древняя Эллада.

Изображение греческих храмов

1

текущий

23

Древняя Эллада.

Изображение фигур олимпийских спортсменов

1

текущий

24

Европейские города Средневековья.

Создание панно «Площадь средневекового города»

1

текущий

25

Европейские города Средневековья.

Создание панно «Площадь средневекового города»

1

текущий

26

Многообразие художественных культур в мире. Выставка.

1

тематический

Искусство объединяет народы (8ч)

27

Материнство.

Изображение матери и дитя, их единство 

1

текущий

28

Мудрость старости.

Изображение любимого пожилого человека

1

текущий

29

Сопереживание .

Создание рисунка с драматическим сюжетом

1

текущий

30

Сопереживание .

Создание рисунка с драматическим сюжетом

1

текущий

31

Герои-защитники.

Лепка эскиза памятника герою

1

текущий

32

Итоговая контрольная работа

1

итоговый

33

Юность и надежды.

Изображение радости детства

1

текущий

34

Искусство народов мира. Обобщение по теме « Искусство объединяет народы». Выставка.

1

тематический

Приложение

К1. Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  • Активность участия.
  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  • Самостоятельность.
  • Оригинальность суждений.

К2. Критерии и система оценки творческой работы

  • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  • Викторины
  • Кроссворды
  • Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  • Тестирование

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«3» («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

«2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.

Проект

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков

  • Актуальность проблемы
  • Корректность методов исследования
  • Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
  • Характер общения участников проекта
  • Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
  • Умение аргументировать свои заключения, выводы
  • Эстетика оформления проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс

Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....

рабочие программы 3 класс Школа России

рабочие прогрммы по предметам...

Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"

Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....

Рабочая программа 3 класс "Школа России".

Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России")....

Рабочая программа 4 класс " Школа России"

Мною разработана рабочая программа 4 класс. " Школа России"Пояснительные к предметам, тематические планы ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Технология)...