Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на методическом объединении Принято на методическом совете ОУ Утверждено
Протокол №_1 от 31.08.2018 г. Протокол № 1 от 31.08.2018 г. Приказ № 508-о от «31» 08. 2018 г.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2018– 2019 учебный год
учебный предмет изобразительное искусство
Учитель: Русанова Оксана Александровна
Класс: 4
Общее количество часов на предмет по учебному плану 34 часа
Из них на:
1 четверть 8 часов
2 четверть 8 часов
3 четверть 10 часов
4 четверть 8 часов
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 34
Составлено в соответствии с рабочей программой учебного предмета Изобразительное искусство Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2016. — 159 c.
Учебник: Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ- художник; М.: Просвещение 2016 г.
Методическое пособие: Л. А. Неменская, Н. А. Горяева Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.М.: Просвещение 2014
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в теме | Дата | Корректировка | Тема урока | Элемент содержания | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Домашнее задание: репродуктивный уровень (для всех), конструктивный уровень, продуктивный (творческий) |
| |||||||
1 | 1.1 | 06.09 | Пейзаж родной земли | Беседа о красоте природы родного края, особенностей красоты природы разных климатических зон. Изображение характерных особенностей пейзажа родного края. Использование выразительных средств живописи для создания образов природы. Изображение российской природы (пейзаж) | С.14-19 | ||
2 | 1.2 | 13.09 | Пейзаж родной земли | Использование выразительных средств живописи для создания образов природы. Изображение российской природы (пейзаж) | Р: С.14-19, Т.: нарисовать пейзаж родной земли. | ||
, 3 | 1.3 | 20.09 | Деревня - деревянный мир | Беседа о роли природных условий в характере тради-ционной культуры народа. Просмотр презентации об избе, как образе традиционного русского дома, о во-площении в конструкции и декоре избы космогомичес-ких представлений, представление о порядке и устрой-стве мира. Работа с различными источниками информации Подготовка сообщений «Конструкция избы и назначение ее частей», «Украшения избы и их значении», « Гармония постройки с окружающим ландшафтом». (групповая работа). Изображать избу или моделировать ее из бумаги (объем , полуобъем). Использовать материалы : гуашь, кисти, бумага, ножницы резак, клей. | С.20-18 | ||
4 | 1.4 | 27.09 | Деревня - деревянный мир | Беседа о деревянной храмовой архитектуре. Просмотр презентации о традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Создание образа традиционной деревни: коллективное панно или объемное пространственная постройка из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей) | Р.: С.19-34, Т.: нарисовать свой поселок. | ||
5 | 1.5 | 04.10 | Красота человека Изготовление кукол по типу народных тряпич-ных или лепных фигур. | Беседа о представлении народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определен-ных природных и исторических условиях. Эмоцио-нальное восприятия традиционного народного кос-тюма. Размышление о традиционной одежде как о выражении образа красоты человека. Просмотр презен-тации «Женский праздничный костюм как народное представление об устройстве мира. Изображать жен-ские и мужские образы в народных костюмах. Изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур. | Р.: С.35-40, Т.: изготовить куклу по типу народных тряпичных или лепных фигур. | ||
6 | 1.6 | 11.10 | Красота человека Изображение сцены труда в крестьянской жизни | Характеристика и эстетическая оценка образов человека-труженика в произведениях художников (А. Веницианов, В. Васнецова, И.Аргунов, В. Суриков, В. Тропинин, З. Серебрякова, Б. Кустодиев). Рассуждение об образе труда в народной культуре. Изображение сцены труда в крестьянской жизни. | С.35 -40 | ||
7 | 1.7 | 18.10 | Народные праздники | Беседа о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни, о роли традиционных народных праздников в жизни людей. Изображение календарных праздников (коллективная работа-панно), осенний праздник урожая, ярмарка, народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др. Используется гуашь, кисти, листы, бумаги, (или обои), возможно создание композиционных работ. | Р.: С.40-43, Т.: нарисовать народные гуляния. | ||
8 | 1.8 | 25.10 | Народные праздники (обобщение) | Анализ образа народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин, и др.) . Продолжать работу по выполнению коллективного панно на тему народного праздника. | Р.: С.44-45, Т.: подготовить сообщение на тему: «Народные праздники». | ||
Древние города нашей земли (8 часов) | |||||||
9 | 2.1 | 08.11 | Родной угол | Сообщение подготовленных учащихся об образе древнего русского города. Объяснение значения выбора места для постройки города. Рассказ о впечатлении, которое производил город при приближении к нему. Описание крепостных стен и башен, въездных ворот. Объяснение роли пропорции в формировании конструктивного образа города. Просмотр презентации о картинах русских художников: А Васнецова, И.Билибина, Н.Рерих. С.Рябушкин и др. Создание макета древнерусского города. Лепка крепостных стен и башен (Вариант изобразительный образ города-крепости). Использовать материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки, графические материалы. | Р.:С.46-52, Т.: изготовить из пластилина древнерусский город. | ||
10 | 2.2 | 15.11 | Древние соборы | Рассказ подготовленных учащихся о соборах как святыни города, воплощении красоты, могущества и силы государства, как об архитектурном и смысловом центре города.. Работа с учебником: «Изучение особенности конструкции символики древнерусского каменного храма, с объяснением смыслового значения его частей. Называть значение постройки, украшение и изображения в здании храма. Создание макета города с помощью лепки или постройки макета здания древнерусского каменного храма (вариант : изображение храма) используемые материалы: гуашь, кисть, бумага, клей; пластилин, стеки, коробки. | С.54-56 | ||
11 | 2.3 | 22.11 | Города русской земли | Работа с учебником, название основных структурных частей города: Кремль, торг, посад. Рассказывать о размещении и характере жилых построек, их соответствии сельскому деревянному дому с усадьбой. Презентация о монастырях как произведении архитектуры их роли в жизни древних городов. Рассказывать о жителях древнерусских городов, о соответствии их одежды архитектурно предметной среде. Выполнение коллективной работы: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города. Вариант : изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города). Использовать материалы: бумагу, коробки, ножницы, клей, тушь, палочка, или гуашь, кисти. | Р.: С.56-59, Т.: смоделировать город. | ||
12 | 2.4 | 29.11 | Древнерусские воины защитники | Рассказ об образе жизни людей древнерусского города; о князе и его дружине, о торговом люде. Характеристика одежды и оружия воинов: отметить их форму и красоту. Определять значение цвета в одежде, символическое значение орнаментов. Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. (Развивать навыки ритмической организации листа, изображение человека). Использовать материалы: гуашь, кисти или мелки, бумагу. | Подготовить сообщение о вооружении русского воина | ||
13 | 2.5 | 06.12 | Новгород, Псков, Суздаль, Москва | Презентация, с сопутствующими комментариями учеников: «Что общего в архитектурном своеобразии разных городов древне русских городов». Рассказ о старинном архитектурном образе города Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориа-льно близких городов). Характеристика особого облика города, сформирован-ного историей и характером деятельности жителей. Рассказ о храмах-памятниках в Москве: о Покровском соборе (храм Василия Блаженного) на Красной площади, о каменной шатровой церкви Вознесения в Коломенском. Беседа –путешествие – знакомство с исторической архитектурой города. (Вариант: живописное или графическое изображение древнерусского города). (Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города). Использовать материалы: Гуашь, кисти, бумага, мелки | С.60-69 (по выбору подготовить сообщение об одном из городов Древней Руси) | ||
14 | 2.6 | 13.12 | Узорочье теремов | Просмотр презентации о росте и изменении назначении городов- торговых и ремесленных центров, о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцов, боярских палатах, городских усадьбах. Изображение интерьеров теремных палат.(работа в парах и группах) Открытие отражения природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Использовать материалы: листы бумаги для панно (Бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти. | С.71-73 | ||
15 | 2.7 | 20.12 | Пир в теремных палатах (обобщение темы) | Изображение праздника в интерьере царских или княжеских палат, участников пира (бояр, боярынь, музыкантов, царских прислужников, стрельцов). посуды на праздничных столах. Использовать материалы: гуашь, кисты, бумагу, ножницы,. Клей. | Р.:С.74-79, Т.: нарисовать праздник в царских палатах. | ||
3. Каждый народ- художник (10 часов) | |||||||
16 | 3.1 | 27.12 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | Рассказ о художественной культуре Японии, как об очень целостной экзотической и в тоже время вписан-ной в современный мир, об умении видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл. Просмотр презентации о традиционных постройках, о легких сквозных конструкциях построек с пережвиж-ными ширмами, отвечающих потребности быть в постоянном контакте с природой. Изображение природы через характерные детали. Использовать материалы: листы мягкой (можно обер-точной) бумаги, обрезанный как свиток, акварель, тушь, мягкая кисть. | Р.:С.80-84, К.: сообщение о Японии. | ||
17 | 3.2 | 17.01 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | Наблюдение за образом женской красоты – изящные ломкие линии, изобразительные орнаменты росписи японского платья- кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Определение характерных особенностей японского искусства: графичность, хрупкость и ритмическая ассиметрия. Изображение японок в кимоно, (передавая характерные черты лица, прически, волнообразные движения фигуры). (Вариант задания: выполнение в объеме или полуобъеме бумажной куклы в кимоно) | С.84-88 | ||
18 | 3.3 | 24.01 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | Работа с учебником, энциклопедиями с целью объяснения особенностей изображения, украшения, постройки в искусстве Японии. Просмотр презентации о традиционных праздниках: «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем» и др. Создание коллективного панно «Праздник вишни-сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж). Использовать материалы: большие листы бумаги, гуашь, или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей. | Р.:С.88-91, Т.: создание панно «Праздник хризантем» | ||
19 | 3.4 | 31.01 | Народы гор и степей | Рассказ о разнообразии природы нашей планеты и способности человека жить в самых разнообразных природных условиях. Наблюдение и объяснения связи художественного об-раза культуры с природными условиями жизни народа. Открытие изобретательности человека в построении своего мира, постройке жилища, устройство быта, ис-пользования природных мотивов орнамента и его связь с разнотравным ковром степи. Изображение жизни в степи и красоты пустых про-странств (развитие живописных навыков) Использовать материалы: гуашь кисти, бумагу. | Р.:С.92-97, К.: подготовить сообщение о народах гор и степей. | ||
20 | 3.5 | 07.02 | Народы гор и степей | Продолжение работы. Изображение жизни в степи, красоты пустых пространств (развитие живописных навыков) Использовать материалы: гуашь, кисти, бумага. | С.97-102 | ||
21 | 3.6 | 14.02 | Города в пустыне | Рассказ о городах в пустыне, подготовленный группой учащихся. Наблюдение за орнаментарным характером культуры. Создание образа древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек). Использовать материалы: цветная, бумага, мелки, ножницы, клей. | Р.:С.103-110, К.: подготовить сообщение о городах в пустыне. Т.: нарисовать город в пустыне. | ||
22 | 3.7 | 21.02 | Древняя Эллада | Беседа об основном значении искусства Древней Греции для культуры Европы в России, Презентация: «Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа» . «Красота в построении человеческого тела- архитектуру тела, воспетую греками». Изображение греческого храма (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги: изображение фигуры олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия. Использовать материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти. | Р.:С.110-119, К.: подготовить сообщение о Древней Элладе. | ||
23 | 3.8 | 28.02 | Древняя Эллада | Рассказ о повседневной жизни Эллады. Просмотр презентации праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Определять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве в искусстве древних греков. Коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие, Олимпийские игры). Использовать материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти. | С.119-126 | ||
24 | 3.9 | 07.03 | Европейские города средневековья | Групповая работа с учебником и другими источниками информации, подготовка сообщений об образе готических городов средневековой Европы, (Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. красота готического храма, его величие, и устремлен-ность вверх, готические витражи и производимое ими впечатление. Рассказ о ратуше, центральной площади города, о городской толпе, сословном разделении толпы. Средневековые готические костюмы, их вер-тикальные линии, удлиненные пропорции. | Р.: С.126-132, К.: подготовить сообщение о европейских городах средневековья. | ||
25 | 3.10 | 14.03 | Европейские города средневековья | Беседа о единстве форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Панно «Площадь средневекового города» (или «Праз-дник цехов ремесленников на городской площади»). Использовать материалы: цветную бумагу или тонированную, гуашь, кисти, пастель, ножницы клей. | Р.:С.133-139, Т.: создать панно «Площадь средневекового города». | ||
26 | 3.11 | 21.03 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | Обобщение о богатстве и разнообразии художествен-ных культур мира, влиянии особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека народные праздники, (Образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа). Осознавать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами. Участие в выставке работ и беседе на тему «Каждый народ - художник ». | Групповая работа сообщение на заданную тему | ||
4. Искусство объединяет народы (8 часов) | |||||||
27 | 4.1 | 28.03 | Материнство | Диалог о своих впечатлениях об отношении в общении с произведениями искусства, анализ выразительных средств произведений. Восприятие произведений искусства и композиционного изображения. Изображение (по представлению) образ матери и дитя, их единства ласки, т.е отношения друг к другу. Использовать материалы: гашь, кисти, пастель, бумага. | С.139-140 | ||
28 | 4.2 | 04.04 | Материнство | Продолжение работы. Изображение (по представлению ) образа матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношение друг к другу. Использовать материалы: гуашь, кисти, пастель, бумага. | С.141-144 | ||
29 | 4.3 | 11.04 | Мудрость старости | Наблюдение проявления духовного мира в лицах родных людей: выражение мудрости старости в произ-ведении искусства: Леонардо да Винчи, Рембранта, Эль Греко и др.) Создание изображения любимого пожилого человека, передавать стремление выразить его внутренний мир. Использовать материалы:гуашь, мелки, пастель, бумага | С.144-148 | ||
30 | 4.4 | 18.04 | Сопереживание | Беседа о том, что искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Наблюдение об изображении печали и страдания в искусстве. Создание рисунка с драматическим сюжетом, приду-манным автором (больное животное, погибшее дерево и т.п.) Использовать материалы: гуашь, (черная или белая), кисти бумага. | Р.:С.148-152, Т.: создать рисунок с драматическим сюжетом. | ||
31 | 4.5 | 25.04 | Герои-защитники | Рассуждение о том, что все народы имеют своих героев –защитников и воспевают своих героев в своем искусстве. Лепку эскиза памятника герою. Использовать материалы: пластилин, стеки, дошечка. | Р.:С.152-153, Т.: изготовить эскиз памятника герою | ||
32 | 4.6 | 16.05 | Юность и надежды | Рассуждение о том, что в искусстве всех народов присутствует мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подви-гах путешествиях, открытиях. Использовать материалы: гуашь, кисти, мелки, бумага. | С.154-156 | ||
33 | 4.7 | 23.05 | Искусство народов мира (обобщение темы) | Рассказ об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особеннос-тях понимания ими красоты. Объяснение почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством, цен-ностью всего мира. Анализ своих работ и работы одноклассников с позиции творческих задач, с точки зрения выражение содержания в работе. Участие в обсуждении выставки. | Инд.д.з | ||
34 | 4.8 | 30.05 | Искусство народов мира (обобщение темы) | Инд.д.з. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...