Конспект мастер-класса для педагогов_Рефлексия деятельности на занятиях изобразительным искусством
план-конспект по изобразительному искусству (изо)

Петрова Александра Николаевна

Конспект занятия в формате мастер-класса для педагогов раскрывает особенности проведения рефлексии на занятиях изобразительным искусством. В рамках мастер-класса педагогам предлагается форма работы с учащимися, способствующая развитию рефлексивных умений младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrova_a.n._konspekt_master-klassa._refleksiya.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Союз» Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект мастер-класса для педагогов

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

Педагог дополнительного образования

Петрова Александра Николаевна

Проведение мастер-класса:

ГБУ ДО ДДТ «Союз» Выборгского района

Санкт-Петербург

Апрель 2019 г.

Санкт-Петербург

2019


РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

Цель: Освоение педагогами особенностей выставки-беседы как формы работы, способствующей развитию рефлексивных умений учащихся на уроке изобразительного искусства.

Задачи:

- ознакомиться с проблемой рефлексивной деятельности в начальной школе;

- сформировать представление о выставке-беседе как форме работы с учащимися;

- ознакомится с правилами и условиями проведения выставки-беседы;

- создать условия для погружения в роль учащихся и провести рефлексию деятельности в форме выставки-беседы;

- способствовать введению выставки-беседы в учебный процесс других педагогов, в качестве эффективной формы рефлексивной деятельности.

Оборудование и материалы:

Доска для демонстрации работ педагогов, магниты;

Раздаточный материал: чёрные гелевые ручки и чёрные маркеры;

Заготовки:

- акварельные цветные пятна на листе А5;

-памятка по проведению выставки-беседы;

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Вступительная часть (2-3 мин.)

Добрый день,уважаемые коллеги!

«Написал бы кто-нибудь книгу, как научить детей задавать вопросы, - вот была бы настоящая педагогика» (С.Соловейчик).

Исходя из имеющегося опыта, я могу заключить, что на занятиях очень часто встречаются такие вопросы как: «А у меня красиво? Вам нравится? Как у меня получилось?» и многие другие. Думаю, что каждый из Вас так или иначе слышал от учащихся подобные вопросы. Перечисленные вопросы нельзя назвать продуктивными. Целью их является лишь эмоциональное одобрение или неодобрение, имеющее мало общего с процессом обучения.

Именно осмысление того, что мы делаем, какими способами мы приходим к цели и как наши действия соотносятся с поставленной задачей, является основой обучения. В наших головах откладывается эффективность и качество использованных материалов, приёмов и способов работы. Рефлексивная деятельность направлена на познание самого себя, осознание своих способностей, поведения, творческой и других видов деятельности. Рефлексия -  неразрывно связана с аналитическим мышлением учащихся.

Сегодня я хочу поделиться с Вами такой формой работы, которую удобно назвать «выставка-беседа». Форма, способствующая развитию рефлексии как учащихся так и педагога.

Чтобы наглядно продемонстрировать такую форму работы, я попрошу вас самих предстать в роли учащихся.

Первое, что нам необходимо для проведения выставки-беседы, продукт творческой деятельности. И я предложу вам создать быстрые открыточки:

Создание творческой работы – предмета рефлексивной деятельности (5-7 мин.)

Педагог раздаёт листочки с заранее приготовленными на них цветными акварельными пятнами, и с помощью линии, пятна, точки и собственной фантазии слушатели превращают их в пёрышки, листья деревьев, цветы и др. Работа ведётся чёрными гелевыми ручками и маркерами.

Итак, наши открыточки готовы! Для того, чтобы Вам было более удобно вступать в беседу, предложу Вам несколько опорных фраз, на которые Вы отвечаете достаточно ёмко (помним, что нас много).

Сегодня я предлагаю Вам немного подготовиться и ответить на заданные вопросы в письменном виде (раздача шаблонов-памяток см. Приложение). (3 мин.)

*Прим. Ребята на занятии ведут работу в устной форме. Вопросы (опорные фразы) и правила можно заготовить в виде таблиц и при проведении выставки закреплять их на доске.

Опорные фразы (озвучиваются)

«Сегодня я похвалю себя за то, что...»

«Чего бы я не допустил, если бы мог вернуться в прошлое и начать рисунок заново»?

«Я пожелаю себе на следующее занятие... сделать дома... на ближайшее будущее» (почитать о данной технике, отработать приём, пофанатзировать ещё на эту тему, попробовать другой формат листа и т.д.)

Обязательным является соблюдение следующих правил:

  1. Слова «ужасно», «плохо», «не нравится» и подобные исключаем!
  2. Любые «красиво» и «некрасиво» поясняем: в чем именно заключается красота, с помощью чего достигнута. В «неудачных» по мнению автора качествах работы ищем причины («невнятно показано», «нечетко выделено») или убеждаем автора в обратном.
  3. Замечания в адрес чужих работ высказываем вежливо, тактично! Всегда ищем и положительные качества!!!

*Прим. Вопросы (опорные фразы) и правила можно заготовить в виде таблиц и при проведении выставки закреплять их на доске. Ребята на занятии ведут работу в устной форме.

Участники мастер-класса заполняют бланки ответов.

Выставка-беседа (7-10 мин.)

Итак, вы уже подготовили ваши ответы. Уважаемые учащиеся, сейчас мы организуем небольшую выставку ваших произведений и побеседуем о вашей работе.

*Прим. По мере накопления знаний и творческого опыта учащихся при регулярном использовании такой формы работы увеличиваются и динамика и продуктивность обсуждения работ.

Выставку-беседу рекомендуется проводить на промежуточном и завершающем этапе работы над темой, а также при подведении итогов полугодия или года.

Далее все приглашаются в большой полукруг, работы раскладываются на столах, составленных вместе или расставляются на мольбертах.

В порядке очереди педагог берет в руки творческую работу и демонстрирует её группе. Беседа проходит максимально динамично, на анализ работы отводится не более 2 минут.

 *Прим. В рамках мастер-класса в качестве примера обсуждаются работы лишь нескольких педагогов. В рамках занятия обсуждаются работы каждого из присутствующих.

*Прим. педагог вмешивается в беседу, помогая ответить учащемуся или задавая вопросы всей аудитории: «Какие художественные приёмы помогли Мише сделать пёрышко столь изящным?». Вопросы ко всей аудитории «Что ещё можно нарисовать, используя этот изобразительный приём?

Заключительная часть (3 мин.)

В заключении выступает педагог, который подчёркивает наиболее важные комплименты и замечания, сказанные в адрес конкретной работы, дополняет обсуждение своими комментариями и подводит итоги обсуждения.

Уважаемые учащиеся - уважаемые педагоги! Благодарю Вас за участие в мастер-классе, активную и продуктивную работу на выставке-беседе. Готова провести ещё один этап рефлексии, выслушав Ваши рекомендации и советы по проведению данной формы работы.

Обсуждение проведенного мастер-класса. Спасибо! До новых встреч!


ВЫСТАВКА-БЕСЕДА КАК ФОРМА РЕФЛЕКСИИ

 НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО И ДПИ

Опорные фразы

«Сегодня я похвалю себя за то, что...»

  • __________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________

«Чего бы я не допустил / изменил, если бы я мог и начать рисунок заново»?

  • _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Я пожелаю себе на следующее занятие...

сделать дома...

на ближайшее будущее» 

  • __________________________________________________________________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________________

Правила выставки-беседы

  1. Слова «ужасно», «плохо», «не нравится» и подобные исключаем!
  2. Любые «красиво» и «некрасиво» поясняем: в чем именно заключается красота, с помощью чего достигнута. В «неудачных» по мнению автора качествах работы ищем причины («невнятно показано») или убеждаем автора в обратном.
  3. Замечания в адрес чужих работ высказываем вежливо, тактично! Всегда ищем и положительные качества!!!

Примечания

  • Выставка-беседа может проводиться с любым творческим продуктом изобразительного или декоративно-прикладного искусства.
  • Возрастная ориентация: 7-8 лет, углублённые вопросы могут адаптировать эту форму работы к более старшему возрасту.
  • Динамика обсуждений и их продуктивность увеличиваются по мере накопления знаний учащихся, освоении им художественной терминологии и получении творческого опыта в целом.
  • Рекомендуемые стадии проведения выставки-беседы: промежуточный или завершающий этап творческой работы, выставка по итогам полугодия /года.
  • Такая форма может быть адаптирована для анализа произведений искусства (погружение в роль художника-автора).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение системно-деятельностного подхода на занятиях изобразительного искусства в начальной школе

Применение системно-деятельностного подхода на занятиях изобразительного искусства в начальной школе...

Конспект занятия изобразительного искусства «Гуашь. Волшебная чёрная. Небо в тучах. Перед грозой»

Цели деятельности:  познакомить с правилами смешивания холодных цветов с чёрным.Планируемые результатыПредметные: знать правила смешивания с чёрным цветом; уметь наблюдать и фантазировать для соз...

Наглядный материал для занятий изобразительным искусством. О цвете (основные свойства цвета)

Данный материал, преставленный в формате презентаций Power Point, служит вспомогательным пособием при проведени занятий по изобразительному искусству в дополнительном образовании (при изучении ос...

Освоение техники рисования цветными карандашами на занятиях изобразительным искусством в начальной школе

Статья об этапах освоения техники рисования цветными карандашами на занятиях изобразительным искусством в начальной школе...

Конспект занятия изобразительного искусства

Возраст учащихся: 7-10 летТема занятия:  Натюрморт....