Освоение техники рисования цветными карандашами на занятиях изобразительным искусством в начальной школе
статья по технологии (1 класс)
Статья об этапах освоения техники рисования цветными карандашами на занятиях изобразительным искусством в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
« Алгоритм освоения техники рисования цветными карандашами на занятиях изобразительным искусством в начальной школе.»
Для успешного и результативного вовлечения учащихся в процесс работы цветными карандашами необходимо их основательно подготовить.
Начинается работа с беседы «Мир цветных карандашей. В ходе нее учащиеся узнают и обобщают свои знания и представления об истории карандашей и об особенности их изготовления.
Второе занятие «Какие цветные карандаши считаются лучшими?» включает в себя не только беседу, но и практические упражнения. Определяются и рассматриваются, используются материалы – карандаши, бумага, ластик и точилка; большое подспорье на этом этапе дает учебная презентация, в которой показаны начальные, самые простые приемы работы карандашами.
Для осознания особенностей материала и основных правил работы учащимся используется вторая презентация: «Техника рисования цветными карандашами». Она объемная и демонстрируется не сразу, а частями, по мере освоения приемов работы цветными карандашами. На 26 слайдах этой презентации последовательно показываются и разъясняются на конкретных композициях и их фрагментах особенности техники, дается перечень использованных источников информации в интернет–ресурсах.
Кратко суть предъявляемого теоретического материала можно изложить так.
В рисовании цветными карандашами применяют 2 приема:
- Штриховка
- Растушевка
Остальные приёмы по сути являются вариациями этих двух.
Определяются особенности рисования цветными карандашами по сравнению с простым графитным карандашом:
- Прозрачность цвета
- Наложение нескольких цветов
- Цветной карандаш плохо стирается
Далее в презентации показываются самые важные приемы работы в технике цветных карандашей.
Прием 1: Тени и тонирование. Линейные движения из стороны в
сторону. Изменение давления на карандаш для создания различной насыщенности цветом.
Прием 2: Разнообразные способы использования карандаша. От способа прикосновения к бумаге карандаши оставляют самые разнообразные следы: это короткие и длинные штрихи, штрихи с растяжкой тона, различные по характеру линии, точки и так далее - это зависит от изобретательности рисующего в передаче различных фактур. Разнообразие линий. «Завитушки» - круговые повторяющиеся линии. Штрихи - короткие прямые линии. Штрихи идущие параллельно или перекрестно, делаются быстрыми повторяющимися линиями с небольшими просветами между штрихами.
Приём 3: Штрих идет по форме изображаемого объекта.
Приём 4: Сравнение разных работ в технике цветных карандашей. Если деталь изображения плотно закрывать штрихами одного карандаша – она смотрится скучным пятном! Штрихи одного цвета
не надо класть вплотную друг к другу – «слеплять в пятно»! Покрывая штрихом кусок, надо следить, чтобы между штрихами оставался "шаг" - небольшие промежутки, «воздух листа». Можно оставлять фон не тронутым, оставляя максимально свободное пространство, а можно проработать весь фон целиком!
Приём 5: Способы использования штрихов разного цвета. Этот делает рисунок более выразительным. Для достижения сложных оттенков цветные карандаши смешиваются - кладутся штрихи рядом или друг на друга - непосредственно на рисунке. Чаще всего берут два и три цвета. Легкая прокладка одним цветом допускает две-три легкие прокладки поверх карандашами другого оттенка. Два и три различных цвета в небольшом количестве, положенные рядом, с расстояния воспринимаются как сложный цвет. Двухслойное тонирование. Вливание цвета в цвет применяют, чтобы:
- приглушить слишком яркие краски
- создать новые оттенки
- сделать тональные переходы
Штрихование разными цветами в несколько слоев. Яркость рисунка достигается за счет наслоения цвета, а не нажима на карандаши!
Приём 6: Проработка всего листа цветным мягким или простым карандашом для тональной и цветовой целостности композиции. Этот прием используют, если какие-то отдельные куски в рисунке начинают слишком ярко выделяться из общей гаммы - "выскакивать", смотреться активнее, чем надо. Обычный графитный карандаш хорошо ложится поверх цветного. Цветной карандаш на простой ложится плохо, размазывает его
Эти приемы осваиваются не на формальных упражнениях – а исподволь, при работе над конкретными композициями творческих работ учащихся.
Учитель постоянно напоминает о простых правилах работы цветными карандашами:
- надо во время работы подкладывать под руку листок гладкой бумаги, чтобы не испортить уже нарисованное;
- стараться не растирать рисунок, так как затёртость всегда смотрится небрежно;
- резинкой цветной карандаш полностью стереть невозможно, особенно если штрихи положены с нажимом, можно лишь немного облегчить тон, снимая его на резинку
- стирать штрихи надо в том же направлении, в каком они положены - стирание поперек штрихов размазывает фактуру!
- резинку надо зачищать (о доску, крупную наждачную бумагу), чтобы запачканный конец резинки не оставлял пятен.
Вся эта словесно изложенная информация подкрепляется конкретной изобразительной деятельностью.
Особую сложность в освоении карандашей создают навыки плотного заштриховывания и даже растирания грифелей по готовым контурным изображениям, к которым детей приваживали в детских садах. Для этого наиболее эффективно применить игры с карандашами, рассматривание ученических рисунков, где между штрихами одного цвета положены разные другие штрихи и пробелы так, что чувствуется «воздух белого листа». Такие упражнення уместны при рисовании на темы: «Дождь», «Осенний ветер», «Море волнуется» и т.д.
Для свободного владения карандашами полезно почитать книги:
- «Рисовать цветными карандашами просто» Илин Сорг (оригинальное название — «Drawing made easy: Colored pencil» by Eileen Sorg).
- Основы техники рисования цветным карандашом Боджсон Бет
- Самоучитель по рисованию цветными карандашами из серии книг «Учимся рисовать с Ольгой Шматовой» .
Но основой для освоения техники является не подражания и следование советам - а свободная изобразительная деятельность…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.
В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...
Рабочая образовательная программа по курсу «Изобразительное искусство» в начальной школе (автор Б.М.Неменский) на период 2011 – 2015 годы
Рабочая образовательная программа по курсу «Изобразительное искусство» в начальной школе (автор Б.М.Неменский) на период 2011 – 2015 годы ...
Изучения эмоциональной выразительности цвета в современных программах по изобразительному искусству для начальной школы
В современном начальном образовании существует несколько программ по предмету «Изобразительное искусство». При этом любая программа должна учитывать обязательный минимум содержания начального об...
Эстетическое развитие и творческое воображение школьника на уроках изобразительного искусства в начальной школе
Размышления автора о попытке научить детей изображать пейзаж, об одном из способов как заинтересовать детские души изучением творчества художников...
Применение системно-деятельностного подхода на занятиях изобразительного искусства в начальной школе
Применение системно-деятельностного подхода на занятиях изобразительного искусства в начальной школе...
Статья "Использование нетрадиционных художественных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе"
Художественное воспитание детей в совресменной школе не может быть второстепенным. Работа с различными материалами в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает простран...
Реферат на тему: "Нетрадиционные техники рисования как средства развития творческих способностей у учащихся начальной школы"
Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у младших школьников художественное, а не шаблонное мышление. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, в...