Освоение техники рисования цветными карандашами на занятиях изобразительным искусством в начальной школе
статья по технологии (1 класс)

Зеленкова Ольга Алексеевна

Статья об этапах освоения техники рисования цветными карандашами на занятиях изобразительным искусством в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

« Алгоритм освоения техники рисования цветными карандашами на занятиях изобразительным искусством в начальной школе.»

Для успешного и результативного вовлечения учащихся в процесс работы цветными карандашами необходимо их основательно подготовить.

Начинается работа с беседы «Мир цветных карандашей. В ходе нее учащиеся узнают и обобщают свои знания и представления об истории карандашей и об особенности их изготовления.

Второе занятие «Какие цветные карандаши считаются лучшими?»  включает в себя не только беседу, но и практические упражнения. Определяются  и рассматриваются, используются  материалы – карандаши, бумага, ластик и точилка; большое подспорье на этом этапе дает  учебная презентация, в которой показаны начальные, самые простые приемы работы карандашами.

Для осознания особенностей материала и основных правил работы учащимся используется вторая презентация: «Техника рисования цветными карандашами». Она объемная и демонстрируется не сразу, а частями, по мере освоения приемов работы цветными карандашами. На 26 слайдах этой презентации последовательно показываются и разъясняются на конкретных композициях и их фрагментах особенности техники, дается перечень использованных источников информации в интернет–ресурсах.  

Кратко суть предъявляемого теоретического материала можно изложить так.

В рисовании цветными карандашами применяют 2 приема:

  • Штриховка
  • Растушевка

Остальные приёмы   по сути являются   вариациями этих двух.

Определяются особенности рисования цветными карандашами по сравнению с простым графитным карандашом:

  1. Прозрачность цвета
  2. Наложение нескольких цветов
  3. Цветной карандаш плохо стирается

Далее в презентации   показываются самые важные приемы работы в технике цветных карандашей.

Прием 1: Тени и тонирование. Линейные движения из стороны в

сторону. Изменение давления на карандаш для создания различной насыщенности цветом.

Прием 2: Разнообразные способы использования карандаша. От способа прикосновения к бумаге карандаши оставляют самые разнообразные следы: это короткие и длинные штрихи, штрихи с растяжкой тона, различные по характеру линии, точки и так далее - это зависит от изобретательности рисующего в передаче различных фактур. Разнообразие линий. «Завитушки» - круговые повторяющиеся линии. Штрихи - короткие прямые линии. Штрихи идущие параллельно или  перекрестно, делаются быстрыми повторяющимися линиями с небольшими просветами между штрихами.

Приём 3: Штрих   идет по форме изображаемого объекта.

Приём 4: Сравнение разных работ в технике цветных карандашей.  Если деталь   изображения плотно закрывать штрихами одного карандаша – она смотрится скучным пятном! Штрихи одного цвета
не надо класть вплотную друг к другу – «слеплять в пятно»! Покрывая штрихом кусок, надо следить, чтобы между штрихами оставался "шаг" - небольшие промежутки, «воздух листа».
 Можно оставлять фон не   тронутым, оставляя максимально свободное пространство, а можно проработать весь фон целиком!

Приём 5: Способы использования штрихов разного цвета. Этот делает рисунок более выразительным. Для достижения сложных оттенков цветные карандаши смешиваются  - кладутся штрихи рядом или друг на друга  - непосредственно на рисунке. Чаще всего берут два и три цвета. Легкая прокладка одним цветом допускает две-три легкие прокладки поверх карандашами другого оттенка. Два и три различных цвета в небольшом количестве, положенные рядом, с расстояния воспринимаются как сложный цвет. Двухслойное тонирование. Вливание цвета в цвет применяют, чтобы:

  • приглушить слишком яркие краски
  • создать новые оттенки
  • сделать тональные переходы

 Штрихование разными цветами в несколько слоев. Яркость рисунка достигается за счет наслоения цвета, а не нажима на карандаши!

Приём 6: Проработка всего листа цветным мягким или простым карандашом для тональной и цветовой целостности композиции. Этот прием используют, если какие-то отдельные куски в рисунке начинают слишком ярко выделяться из общей гаммы - "выскакивать", смотреться активнее, чем надо. Обычный графитный карандаш хорошо ложится поверх цветного. Цветной карандаш на простой ложится плохо, размазывает его

Эти приемы осваиваются не на формальных упражнениях – а исподволь, при работе над конкретными композициями творческих работ учащихся.

Учитель постоянно напоминает о простых правилах работы цветными карандашами:

  1. надо во время работы подкладывать под руку листок гладкой бумаги, чтобы не испортить уже нарисованное;  
  2. стараться не растирать рисунок, так как   затёртость   всегда смотрится небрежно;
  3. резинкой цветной карандаш полностью стереть невозможно, особенно если штрихи положены с нажимом, можно лишь немного облегчить тон, снимая его на резинку
  4. стирать штрихи надо в том же направлении, в каком они положены - стирание поперек штрихов размазывает   фактуру!
  5.  резинку надо зачищать (о доску, крупную наждачную бумагу), чтобы запачканный конец резинки не оставлял пятен.

Вся эта  словесно изложенная  информация подкрепляется конкретной изобразительной деятельностью.

Особую сложность   в освоении карандашей создают навыки плотного заштриховывания и даже   растирания грифелей по готовым контурным изображениям, к которым детей приваживали в детских садах. Для этого наиболее эффективно применить игры с карандашами, рассматривание ученических рисунков, где между штрихами одного цвета положены разные другие штрихи и пробелы так, что  чувствуется «воздух белого листа». Такие упражнення уместны при рисовании на темы: «Дождь», «Осенний ветер», «Море волнуется» и т.д.

Для свободного владения карандашами полезно почитать книги:

  1. «Рисовать цветными карандашами просто» Илин Сорг (оригинальное название — «Drawing made easy: Colored pencil» by Eileen Sorg).
  2. Основы техники рисования цветным карандашом Боджсон Бет
  3. Самоучитель по рисованию цветными карандашами из серии  книг «Учимся рисовать с Ольгой Шматовой» .

Но основой для освоения техники является не подражания и следование советам - а свободная изобразительная деятельность…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.

В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...

Рабочая образовательная программа по курсу «Изобразительное искусство» в начальной школе (автор Б.М.Неменский) на период 2011 – 2015 годы

Рабочая образовательная программа по курсу «Изобразительное искусство» в начальной школе (автор Б.М.Неменский) на период 2011 – 2015 годы ...

Изучения эмоциональной выразительности цвета в современных программах по изобразительному искусству для начальной школы

В современном начальном образовании существует несколько программ по предмету «Изобразительное искусство». При этом любая программа должна учитывать обязательный минимум содержания начального об...

Эстетическое развитие и творческое воображение школьника на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Размышления автора о попытке научить детей изображать пейзаж, об одном из способов как заинтересовать детские души изучением творчества художников...

Применение системно-деятельностного подхода на занятиях изобразительного искусства в начальной школе

Применение системно-деятельностного подхода на занятиях изобразительного искусства в начальной школе...

Статья "Использование нетрадиционных художественных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе"

Художественное воспитание детей в совресменной школе не может быть второстепенным. Работа с различными материалами в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает простран...

Реферат на тему: "Нетрадиционные техники рисования как средства развития творческих способностей у учащихся начальной школы"

Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у младших школьников художественное, а не шаблонное мышление. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, в...