Анализ архитектурного произведения на примере здания Биржи в городе Санкт-Петербурге.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Фофашкова Татьяна Владимировна

Материал содержит критерии  и содержание анализа архитектурного сооружения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_arhitekturnyh_proizvedeniy_iskusstva.docx275.51 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ архитектурного произведения на примере Здания биржи в городе  Санкт-Петербурге.

5039958.jpg

Критерии анализа

Содержание анализа

Примечания

Общий внешний вид здания

При анализе этой стороны выразительности определяется характер объемов, составляющих сооружение. Они могут быть вытянуты по вертикали или горизонтали. Представлять куб, цилиндр, параллелепипед или сочетание этих фигур. Но задача состоит не в том, чтобы определить геометрический объем, лежащий в основе образа, но оценить его миниатюрность или грациозность, утяжеленность или изящество, простоту или сложность. Нередко общий внешний вид архитектурного сооружения определяется окружающим архитектурным ансамблем, который диктует масштаб, характер ограждающих поверхностей и отбор декоративных деталей. В архитектурной композиции решающее слово принадлежит не самим этим формам и объемам, а их масштабам, пропорциям и ритмам.

Нередко общий внешний вид архитектурного сооружения определяется окружающим архитектурным ансамблем, который диктует масштаб, характер ограждающих поверхностей и отбор декоративных деталей.

Конструкция. Образ

В общем виде здания может обнажаться конструкция, подчеркиваться соотношение несущих и весомых элементов. Архитектура может сводиться к конструкции (конструктивистский, функциональный стили в архитектуре). С другой стороны, за счет усложнения объемов, обилия декоративных деталей может создаваться образ, отличающийся от конструкции, маскирующий ее (готика). Важно увидеть, оценить образ архитектурного сооружения, лаконичный, ясный или сложный, изощренный.

Конструкция зданий тесно связана с техническими возможностями эпохи.

Покрытие здания

Тип перекрытия здания (двухэтажный, плоский, шпилеобразный, купольный и т.д.) является наиболее выразительным элементом архитектуры. Он подчеркивает устремленность вверх или спокойную статику здания. Вертикали и горизонтали покрытия оказывают то же воздействие на зрителя, как и вертикали и горизонтали в живописи

Характер покрытия определяет очертания плана, толщину стен и опор

Ограждающие поверхности

Характер ограждающих поверхностей также во многом определяет облик здания. Ограждающие здания стены могут быть монолитными и прорезанными арками, гладкими, рустованными или покрытыми узорами. В современной архитектуре стены состоят почти сплошь из стекла.

Ограждающие поверхности могут усложняться за счет галерей, колоннад, портиков.

Профилирование окон, входов, порталов

Размеры и форма окон, входов и порталов должны обратить на себя внимание. Их профилирование и масштаб связываются с общим видом здания, играют важную роль в образной стороне памятника, оживляя его.

Сложное профилирование оконных и дверных проемов – это оформление их в виде ряда уступов, создающих ощущение глубины.

Декоративные детали

Декоративные детали придают зданию особую нарядность, организовывают разнообразный ритм. При анализе следует узнавать и называть главные декоративные детали, а именно: колонны, полуколонны, пилястры, арки, скульптурные украшения; чувствовать и передавать в языке искусствоведческого анализа организованный ими ритм.

Важно обратить внимание на форму этих деталей, на характер рельефов, скульптур.

Декоративная отделка цветом

Плоскости и декоративные детали могут подчеркиваться цветом по принципу контраста или гармонии

Материалы архитектуры

Материал может отличаться большей (камень) или меньшей (кирпич) пластичностью. Дать анализ архитектурного сооружения, с точки зрения материала – значит оценить способность мастера преодолеть косность материалов или использовать его пластичность в создании выразительного образа.

Определение стиля

Каждая эпоха выразилась в определенном архитектурном стиле. Памятник архитектуры всегда можно и нужно охарактеризовать с точки зрения стиля, вычленить те или иные его элементы. Основными стилями архитектуры являются: романский, готический, барокко, классицизм, ампир, эклектика, модерн, конструктивизм

Следует также различать основные классические ордера: дорический, ионический, коринфский, представлять устройство античного храма. Торец античного храма – излюбленный архитектурный мотив некоторых эпох.

ПЛАН АНАЛИЗА ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ

 1. Название.

 2. Месторасположение

. 3. Архитектор(ы).

4. Назначение задания: а) культовое; б) светское: жилище, общественное сооружение.

 5. Из чего построено. Если возможно, указать причину выбора именно этого материала.

 6. Конструктивные особенности, по которым можно определить стиль (или использованные архитектурные детали, план, размеры и т.п.). 7. Вывод о типе задания, архитектурном стиле или принадлежности к какой-либо цивилизации. 8. Ваше отношение к памятнику. Обосновать свое мнение.

Пример:

1.Здание Биржи в Санкт-Петербурге

2. Центральное строение архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

3.  Тома де Томон 18051810 годах 

4. Было построено для Санкт-Петербургской биржи, но впоследствии использовалось с различным назначением. Долгое время в здании располагалась экспозиция Центрального военно-морского музея (до переезда в Крюковские казармы).

5. Первая российская Биржа, расположена в Петербурге, на стрелке самого большого острова в дельте Невы - Васильевского, к востоку от торгового комплекса Гостиного двора. Она строилась из дерева. Ее выстроили в 1730-х годах, после смещения торгового порта с Троицкой площади на Васильевский остров.

Постепенно рос товарооборот порта, но Биржа располагала меньшей площадью, чем требовалось. Зимой 1781 года, издан указ императора, построить здание из камня. С 1784 г. началось возведение здания Биржи Кваренги. Строили не быстро, вбили около 10 000 свай, возвели стены с локальным этажом. Но в 1788 году стройку остановили из-за войн сначала с турками, потом со шведами.

Новый проект Биржи поручили Ж. Ф. Тома де Томону. Когда проект утвердили, демонтировали старую постройку и взялись за возведение новой Биржи. Провели церемонию закладки летом 1805г. с участием архитекторов Тома де Томон и Захарова. 

Габариты биржевой конструкции 69 х 44,5 метра. Она стоит на верхней ступени цоколя из гранита, а вокруг сорок четыре массивных колонны. Восточный и западный фасады с лестницами шириной сорок метров.

Залом Биржа служит помещение, его квадратура приблизительно 900 кв. м., высотой 25 метров. В качестве облицовки пола и стен помещения использованы плиты из мрамора. Зал украшают скульптуры, ассоциирующиеся с атрибутами торговли и коммерции.

6.  Построено в стиле позднего классицизма Характерные черты классицизма в архитектуры: гармония, упорядоченность и простота форм, геометрически правильные объемы; ритм; уравновешенность планировки, четкий и спокойные пропорции .

Классицизм — стиль и направление, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

7. Здание Биржи в Санкт-Петербурге построено в величественных, аристократических формах высшего классицизма и является центром архитектурной композиции Стрелки на Васильевском острове.

8. Это здание создает ощущение торжественности, как и его роль. Ведь раньше в нем располагалась биржа, которая имела очень большое значение для экономики города, его развития. Это здание сочетает в себе признаки, черты и каноны классицизма, которые обращаются далеко в античность. Я всегда восхищалась этим зданием. Колонны, которые обрамляют здание делают его воздушным, кажется что оно парит, в нем много воздуха благодаря цвету фасада.

Литература:

1. Ивлев, С.А. Контроль знаний учащихся в преподавании мировой художественной культуры [Текст] /С.А. Ивлев. – М., 2001.

2. Методические материалы по предметам «музыка», «МХК», «Театр» в контексте образовательной области «Искусство» [Текст]: сб., в помощь учителю. – М.: Фирма МХК, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"...

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"

Цель: Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.Задачи:1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.2. Развивать умение анализировать, сравниват...

Статья"Анализ художественного произведения на примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"

Статья"Анализ художественного произведения на примере   рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"...

Универсальная технологическая карта урока Литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова.

Универсальная технологическая карта урока литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова....

Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В. Бианки "Музыкант".

Технологическая карта урока по чтению, 2 класс. Познакомить учащихся с рассказом «Музыкант». Формирование умения давать оценку поступкам героев;  определять в тексте тему и ...