«Анализ чувств и настроения, создаваемых лирическим произведением. На примере произведения А.А. Прокофьева «Люблю берёзу русскую...»».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Карпова Ольга Евгеньевна

 Урок литературного чтения в 4 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prokofev_lyublyu_berezku_russkuyu.docx55.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 г. Тайшета

Урок литературного чтения

в 4 классе

(УМК «Школа России»)

по теме: «Анализ чувств и настроения, создаваемых лирическим произведением.

На примере произведения А.А. Прокофьева «Люблю берёзу русскую...»».

автор: Карпова Ольга Евгеньевна,

учитель начальных классов

13.12.2023 г.

Технологическая карта урока литературного чтения

в 4 классе по теме: «Люблю березку русскую».

Тема урока

«Анализ чувств и настроения, создаваемых лирическим произведением. На примере произведения А.А. Прокофьева «Люблю берёзу русскую...»».

Номер урока в теме

Первый урок по данной теме

Базовый учебник

Учебник: «Литературное чтение» 4 класс часть 1; авторы Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.; УМК «Школа России»

Цели

Расширить знания о поэте, его жизни и творчестве; пополнять словарный запас; учить видеть прекрасное вокруг; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты

Предметные УУД:   Уметь прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Личностные УУД:

Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.А. Прокофьева, способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности;  применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию;  выражать положительное отношение к процессу познания;  осмысливать поступки героев литературного произведения, сравнивать их со своими собственными.

Метапредметные УУД:

Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию; обобщать полученную информацию; совершенствовать читательские умения работы с текстом; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из справочной литературы; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные:  формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысливать правила взаимодействия в группе (распределять обязанности, составлять план совместных действий, строить процесс рассуждения; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу).

Основные понятия

Неофициальные символы,

Межпредметные связи:

Русский язык, окружающий мир, этика

Дидактические материалы:

- карточка с заданием для работы в группе

- толковые словари

Необходимое техническое оборудование:

- проектор

- слайд-презентация

Формы работы учащихся:

Фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа.

Методы обучения:

по виду источника информации:

словесный (беседа, сообщения обучающихся об авторе)

наглядный (презентация, аудиозапись в исполнении В. Толкуновой)

практический (работа по карточкам в группе)

по виду учебной деятельности:

Деятельностный метод обучения

Тип урока

Урок освоения новых знаний.

Технология:

Технология продуктивного чтения.

Ход урока:

этапа

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Форма работы

Формируемые УУД

Организационный момент.

  1. Общая готовность

  1. С добрым утром! Начат день.
    Первым делом гоним лень.
    На уроках не скучать, а работать и читать!

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Проверка готовности

Мотивация на продуктивную деятельность

Самоконтроль

Настрой на работу

фронтальная

РУУД  Саморегуляция. Включение в учебно-познавательную деятельность

Этап  I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Задача – вызвать у ребёнка желание прочитать   книгу.

  1. Актуализация знаний

- Отгадайте загадки:

ушанка,

Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,

А всего – то три струны ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка! Ну, конечно… (Балалайка)

Ест малину и морошку,

Ловит в речке он рыбешку,

А живет в лесу, в берлоге.

Косолапы его ноги.

Может громко он реветь.

Кто же этот зверь? (Медведь)

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки? (Матрешки)

Утром выпадет снежок –

Во двор выносим санки,

Куртку не забыв надеть.

И теплую …  (Ушанку)

Умолкли вьюги и метели —

Куранты слушает Земля.

Стоят серебряные ели

У стен московского (Кремля.)

- Посмотрите на иллюстрации, назовите одним словом (символы)

- Какая страна вам сразу представляется?

- Почему?

- Что еще можно добавить  в этот список?

- Как бы вы объяснили слово «береза»

- Давайте посмотрим, как объясняется слово «береза» в толковом словаре

- эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Михаила Ероха

На полянке, на пригорке.

Под окном среди полей,

Белокорая берёзка –

Символ Родины моей.

- Какие мысли вызывают эти слова?

- Предположите, о чём мы будем читать произведение.

Задает вопросы, направленные на определение готовности учащихся

Задает вопросы, направленные на определение темы и целей урока. По ходу беседы на слайде появляются картинки - отгадки

Отвечают на вопросы учителя, демонстрируют самостоятельно добытые знания

Читают слова. Определяют значение слова «береза», сравнивают с эталоном.

Приходят к сочетанию «березка русская»

ПУУД: извлекать информацию из справочной литературы; развитие

логического мышления.

ЛУУД: обмен

впечатлениями.

КУУД: умение

слушать ответы других детей.

РУУД: организовывать свою деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке;

РУУД: высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта;

  1.  Появление темы,  задач  урока.

- Посмотрите на доску, составьте предложение из слов русскую, люблю, березку

- Прочтите,  что у вас получилось

- Определите тему урока

Организует подготовку учащихся к чтению текста

Определяют тему урока,  тематику чтения

  1. Антиципация чтения

- На слайде я высветила картину известного художника Архипа Ивановича Куинджи «Березовая роща»

- Что можете о ней сказать?

- Как думаете, почему именно эту картину я подобрала для урока?

- Какое настроение вызывает  у вас эта картина? Почему?

- Можем ли мы, глядя на картину, судить об отношении художника к своему краю?

- Произведения каких писателей вам вспоминаются, глядя на эту картину?

- Предположите жанр произведения, которое мы будем читать

Демонстрирует слайд с иллюстрацией

Задает вопросы, направленные на прогнозирование  содержания  текста

Определяют смысловую, тематическую, эмоциональную

направленность текста, его героев по названию, имени автора,  иллюстрации, с опорой на читательский опыт.

  1.  Появление целей урока.

- Определите задачи на урок

- Итак, чем же мы будем сегодня на уроке заниматься?

- Верно, сегодня мы будем читать произведение «Люблю березку русскую», автор которого Александр Андреевич Прокофьев.

Сегодня на уроке нам предстоит:

•  Узнать о творчестве А. Прокофьева

•  Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.

•  Познакомиться с произведением.

•  Проанализировать произведение и понять его основную мысль

- Первое в нашем плане «Узнать о творчестве А. Прокофьева»

Слово предоставляется ….., который приготовил краткую биографическую справку (слайд, книги Прокофьева)

Прокофьев Александр Андреевич родился в 1900 году на Ладоге в семье крестьянина-рыбака. Окончил три класса учительской семинарии. Его стихи для маленьких читателей о Родине и русской природе помнят и знают очень многие. Например:  «Днем весенним», «Шел кот-скороход», «Синички-невелички», «Хороши малыши», «Галя-Галинка». Книжечки переиздаются, входят в различные сборники и хрестоматии и радуют уже не одно поколение маленьких читателей.

- Какие вопросы ставите перед собой?

Возможные вопросы:

О чем стихотворение?

Какие художественные средства использует автор?

Помогает поставить вопросы перед чтением

На основе разных мнений определяют учебные задачи

Этап II.

Работа с текстом во время чтения.

Цель - понимание текста и создание его читательской интерпретации. Главная  задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

  1.  Первичное чтение текста. (По ходу чтения словарная работа и вопросы на понимание прочитанного).

Возьмите в руки карандаш и помечайте во время чтения то, что показалось вам непонятным

Чтение учителем (дети следят, делают пометки)

- Какие чувства хотел передать поэт?

- Словарная работа: 

заречная – стоит за рекой;

оплечья – старинная часть одежды, накидка на плечи.

-Давайте обратимся к словарю.

Читает вслух.

Задает вопросы на первичное понимание текста

Слушают, делают карандашные пометки

Отвечают на вопросы по прочитанному.

индивидуальная

Пр.УУД: формировать осознанный навык чтения и приёмы работы с книгой; ПУУД: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию; обобщать полученную информацию; совершенствовать читательские умения работы с текстом;

ЛУУД: развитие читательского навыка;

Умение задавать вопросы по прочитанному;

КУУД: развитие

умения

отвечать на поставленные

вопросы.

Физ.минутка  

Упражнения для глаз

Этап III.  

Работа с текстом после чтения

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

- Ребята, прочитайте еще раз это произведение и я задам вам вопросы,

- О чем оно? О берёзах

- Только ли тема березы затронута в стихотворении?

Как автор сумел передать красоту родной природы? (При помощи слов).

- А какие слова украшают это стихотворение?

- Какой нарисовал поэт русскую березку?

- Перечислите эпитеты, которые использовал автор.

- Какой образ вырисовывается перед нами благодаря использованию этих эпитетов? (образ молодой русской красавицы).

- Использовал ли поэт приемы олицетворения?

- Какими словами передает он приемы олицетворения? Приведите примеры.

- Чтение стихотворения учителем с заданием: расставить смысловые паузы, логические ударения.

Организует беседу после чтения

Восстанавливают последовательность событий, подтверждают ответы словами текста

Беседа по прочитанному

ЛУУД:

осмысливать поступки героев литературного произведения, сравнивать их со своими собственными.

Работа над выразительным чтением.

- Поэтическое слово эмоционально, выразительно и наша задача - научиться читать это стихотворение так, чтобы передать душевное состояние.

- От чьего имени написано это произведение? (от имени автора)

- Да, ребята, это  признание в любви  лирического героя березке.

- Как мы должны читать это стихотворение? (Плавно, мелодично)

- А плавно и мелодично потому, что использованы рифмы

- Назовите рифмующиеся слова в этом произведении. 

- Какие же два образа берёзы создал автор в своем стихотворении? (береза ясная, радостная и береза печальная)

- Как называет автор берёзу?

Найдите в тексте подтверждение своим мыслям

Организует работу в группах, оказывает необходимую помощь при затруднениях

Работают в группе согласно заданию.

Защищают выбранный вариант

зачитываются отрывки

Работа в группах

ЛУУД: применять правила делового сотрудничества;
КУУД: умение строить высказывания с опорой на текст

Подведение итогов

Стихи Александра Прокофьева положены на музыку.

- Как вы думаете, какая будет мелодия к этому стихотворению?

- Почему так решили?

- Я предлагаю послушать песню «Люблю березку русскую» в исполнении Валентины Толкуновой. И сравнить наши ощущения.

- Что можете сказать?

Задает вопросы, направленные на обобщение знаний детей.

Беседа

Л УУД:

способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности

ПУУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Домашнее задание

  1. Выучит наизусть
  2. Нарисовать рисунок
  3. Выразительно читать, подобрать музыкальное сопровождение к лирическому стихотворению для мелодекламации

Дает задание по выбору

Записывают задание в дневник

Индивидуальная

самоопределение

Рефлексия

Давайте вернемся к плану нашего урока и посмотрим, удалось ли нам его выполнить (рефлексия «Сжатый кулак», на каждое «да» зажимают палец)

•  Вспомнить биографию и творчество М. Зо-
щенко.

•  Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.

•  Познакомиться с произведением.

•  Проанализировать произведение и понять его основную мысль

Вы……. Молодцы!

Спасибо за урок!

Помогает сделать самооценку личных достижений

Слайд

Подводят итоги, оценивают собственные достижения

Самооценка

Л УУД:

способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности

Наши предки – славяне верили в лесных, водяных и небесных духов,

чтилась у них главная богиня, мать всех духов и богатств на земле.

Её называли Берегиня. Некоторые историки считают, что Берегиню

почитали в образе священного белого дерева – русской берёзы.

Наши предки – славяне верили в лесных, водяных и небесных духов,

чтилась у них главная богиня, мать всех духов и богатств на земле.

Её называли Берегиня. Некоторые историки считают, что Берегиню

почитали в образе священного белого дерева – русской берёзы.

Наши предки – славяне верили в лесных, водяных и небесных духов,

чтилась у них главная богиня, мать всех духов и богатств на земле.

Её называли Берегиня. Некоторые историки считают, что Берегиню

почитали в образе священного белого дерева – русской берёзы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Люблю берёзу русскую"

Мероприятие для 3 классов построено в форме устного журнала, в котором этапы представлены в виде отдельных страниц, объединённых одной темой – «Берёза». На каждом этапе решались разные задачи: • вос...

"Люблю берёзу русскую..."

Статья отнесена к разделу:Внеклассное мероприятие Цели:1. Познакомить с растительность нашего края.2.Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять...

"Люблю берёзу русскую" - внеклассное мероприятие

Данная презентация поможет ученикам больше узнать про берёзу, про её широкое применение....

Анализ архитектурного произведения на примере здания Биржи в городе Санкт-Петербурге.

Материал содержит критерии  и содержание анализа архитектурного сооружения...

Статья"Анализ художественного произведения на примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"

Статья"Анализ художественного произведения на примере   рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"...

Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В. Бианки "Музыкант".

Технологическая карта урока по чтению, 2 класс. Познакомить учащихся с рассказом «Музыкант». Формирование умения давать оценку поступкам героев;  определять в тексте тему и ...

Тема: Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о животных. Произведения по выбору, например, удмуртская народная сказка «Мышь и воробей»

Цель: ознакомление учащихся с удмуртской сказкой.Задачи: развивать умение выразительно читать произведение; учить отвечать на вопросы;  обогащать словарный запас, воспитывать доброту; учить детей...