«Анализ чувств и настроения, создаваемых лирическим произведением. На примере произведения А.А. Прокофьева «Люблю берёзу русскую...»».
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prokofev_lyublyu_berezku_russkuyu.docx | 55.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 г. Тайшета
Урок литературного чтения
в 4 классе
(УМК «Школа России»)
по теме: «Анализ чувств и настроения, создаваемых лирическим произведением.
На примере произведения А.А. Прокофьева «Люблю берёзу русскую...»».
автор: Карпова Ольга Евгеньевна,
учитель начальных классов
13.12.2023 г.
Технологическая карта урока литературного чтения
в 4 классе по теме: «Люблю березку русскую».
Тема урока | «Анализ чувств и настроения, создаваемых лирическим произведением. На примере произведения А.А. Прокофьева «Люблю берёзу русскую...»». |
Номер урока в теме | Первый урок по данной теме |
Базовый учебник | Учебник: «Литературное чтение» 4 класс часть 1; авторы Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.; УМК «Школа России» |
Цели | Расширить знания о поэте, его жизни и творчестве; пополнять словарный запас; учить видеть прекрасное вокруг; развивать память, речь, мышление. |
Планируемые результаты | Предметные УУД: Уметь прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение. Личностные УУД: Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.А. Прокофьева, способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; выражать положительное отношение к процессу познания; осмысливать поступки героев литературного произведения, сравнивать их со своими собственными. Метапредметные УУД: Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию; обобщать полученную информацию; совершенствовать читательские умения работы с текстом; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из справочной литературы; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысливать правила взаимодействия в группе (распределять обязанности, составлять план совместных действий, строить процесс рассуждения; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу). |
Основные понятия | Неофициальные символы, |
Межпредметные связи: | Русский язык, окружающий мир, этика |
Дидактические материалы: | - карточка с заданием для работы в группе - толковые словари |
Необходимое техническое оборудование: | - проектор - слайд-презентация |
Формы работы учащихся: | Фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа. |
Методы обучения: | по виду источника информации: словесный (беседа, сообщения обучающихся об авторе) наглядный (презентация, аудиозапись в исполнении В. Толкуновой) практический (работа по карточкам в группе) по виду учебной деятельности: Деятельностный метод обучения |
Тип урока | Урок освоения новых знаний. |
Технология: | Технология продуктивного чтения. |
Ход урока:
№ этапа | Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Форма работы | Формируемые УУД |
Организационный момент. |
Все расселись по местам, никому не тесно, | Проверка готовности Мотивация на продуктивную деятельность | Самоконтроль Настрой на работу | фронтальная | РУУД Саморегуляция. Включение в учебно-познавательную деятельность | |
Этап I. Работа с текстом до чтения. Цель – развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Задача – вызвать у ребёнка желание прочитать книгу. |
- Отгадайте загадки: ушанка, Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит, А всего – то три струны ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка! Ну, конечно… (Балалайка) Ест малину и морошку, Ловит в речке он рыбешку, А живет в лесу, в берлоге. Косолапы его ноги. Может громко он реветь. Кто же этот зверь? (Медведь) Прячется от нас с тобой Одна куколка в другой. На косыночках горошки. Что за куколки? (Матрешки) Утром выпадет снежок – Во двор выносим санки, Куртку не забыв надеть. И теплую … (Ушанку) Умолкли вьюги и метели — Куранты слушает Земля. Стоят серебряные ели У стен московского (Кремля.) - Посмотрите на иллюстрации, назовите одним словом (символы) - Какая страна вам сразу представляется? - Почему? - Что еще можно добавить в этот список? - Как бы вы объяснили слово «береза» - Давайте посмотрим, как объясняется слово «береза» в толковом словаре - эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Михаила Ероха На полянке, на пригорке. Под окном среди полей, Белокорая берёзка – Символ Родины моей. - Какие мысли вызывают эти слова? - Предположите, о чём мы будем читать произведение. | Задает вопросы, направленные на определение готовности учащихся Задает вопросы, направленные на определение темы и целей урока. По ходу беседы на слайде появляются картинки - отгадки | Отвечают на вопросы учителя, демонстрируют самостоятельно добытые знания Читают слова. Определяют значение слова «береза», сравнивают с эталоном. Приходят к сочетанию «березка русская» | ПУУД: извлекать информацию из справочной литературы; развитие логического мышления. ЛУУД: обмен впечатлениями. КУУД: умение слушать ответы других детей. РУУД: организовывать свою деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке; РУУД: высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта; | ||
- Посмотрите на доску, составьте предложение из слов русскую, люблю, березку - Прочтите, что у вас получилось - Определите тему урока | Организует подготовку учащихся к чтению текста | Определяют тему урока, тематику чтения | ||||
- На слайде я высветила картину известного художника Архипа Ивановича Куинджи «Березовая роща» - Что можете о ней сказать? - Как думаете, почему именно эту картину я подобрала для урока? - Какое настроение вызывает у вас эта картина? Почему? - Можем ли мы, глядя на картину, судить об отношении художника к своему краю? - Произведения каких писателей вам вспоминаются, глядя на эту картину? - Предположите жанр произведения, которое мы будем читать | Демонстрирует слайд с иллюстрацией Задает вопросы, направленные на прогнозирование содержания текста | Определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, его героев по названию, имени автора, иллюстрации, с опорой на читательский опыт. | ||||
- Определите задачи на урок - Итак, чем же мы будем сегодня на уроке заниматься? - Верно, сегодня мы будем читать произведение «Люблю березку русскую», автор которого Александр Андреевич Прокофьев. Сегодня на уроке нам предстоит: • Узнать о творчестве А. Прокофьева • Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов. • Познакомиться с произведением. • Проанализировать произведение и понять его основную мысль - Первое в нашем плане «Узнать о творчестве А. Прокофьева» Слово предоставляется ….., который приготовил краткую биографическую справку (слайд, книги Прокофьева) Прокофьев Александр Андреевич родился в 1900 году на Ладоге в семье крестьянина-рыбака. Окончил три класса учительской семинарии. Его стихи для маленьких читателей о Родине и русской природе помнят и знают очень многие. Например: «Днем весенним», «Шел кот-скороход», «Синички-невелички», «Хороши малыши», «Галя-Галинка». Книжечки переиздаются, входят в различные сборники и хрестоматии и радуют уже не одно поколение маленьких читателей. - Какие вопросы ставите перед собой? Возможные вопросы: О чем стихотворение? Какие художественные средства использует автор? | Помогает поставить вопросы перед чтением | На основе разных мнений определяют учебные задачи | ||||
Этап II. Работа с текстом во время чтения. Цель - понимание текста и создание его читательской интерпретации. Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. |
Возьмите в руки карандаш и помечайте во время чтения то, что показалось вам непонятным Чтение учителем (дети следят, делают пометки) - Какие чувства хотел передать поэт? - Словарная работа: заречная – стоит за рекой; оплечья – старинная часть одежды, накидка на плечи. -Давайте обратимся к словарю. | Читает вслух. Задает вопросы на первичное понимание текста | Слушают, делают карандашные пометки Отвечают на вопросы по прочитанному. | индивидуальная | Пр.УУД: формировать осознанный навык чтения и приёмы работы с книгой; ПУУД: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию; обобщать полученную информацию; совершенствовать читательские умения работы с текстом; ЛУУД: развитие читательского навыка; Умение задавать вопросы по прочитанному; КУУД: развитие умения отвечать на поставленные вопросы. | |
Физ.минутка | Упражнения для глаз | |||||
Этап III. Работа с текстом после чтения Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. | - Ребята, прочитайте еще раз это произведение и я задам вам вопросы, - О чем оно? О берёзах - Только ли тема березы затронута в стихотворении? Как автор сумел передать красоту родной природы? (При помощи слов). - А какие слова украшают это стихотворение? - Какой нарисовал поэт русскую березку? - Перечислите эпитеты, которые использовал автор. - Какой образ вырисовывается перед нами благодаря использованию этих эпитетов? (образ молодой русской красавицы). - Использовал ли поэт приемы олицетворения? - Какими словами передает он приемы олицетворения? Приведите примеры. - Чтение стихотворения учителем с заданием: расставить смысловые паузы, логические ударения. | Организует беседу после чтения | Восстанавливают последовательность событий, подтверждают ответы словами текста | Беседа по прочитанному | ЛУУД: осмысливать поступки героев литературного произведения, сравнивать их со своими собственными. | |
Работа над выразительным чтением. - Поэтическое слово эмоционально, выразительно и наша задача - научиться читать это стихотворение так, чтобы передать душевное состояние. - От чьего имени написано это произведение? (от имени автора) - Да, ребята, это признание в любви лирического героя березке. - Как мы должны читать это стихотворение? (Плавно, мелодично) - А плавно и мелодично потому, что использованы рифмы - Назовите рифмующиеся слова в этом произведении. - Какие же два образа берёзы создал автор в своем стихотворении? (береза ясная, радостная и береза печальная) - Как называет автор берёзу? Найдите в тексте подтверждение своим мыслям | Организует работу в группах, оказывает необходимую помощь при затруднениях | Работают в группе согласно заданию. Защищают выбранный вариант зачитываются отрывки | Работа в группах | ЛУУД: применять правила делового сотрудничества; | ||
Подведение итогов | Стихи Александра Прокофьева положены на музыку. - Как вы думаете, какая будет мелодия к этому стихотворению? - Почему так решили? - Я предлагаю послушать песню «Люблю березку русскую» в исполнении Валентины Толкуновой. И сравнить наши ощущения. - Что можете сказать? | Задает вопросы, направленные на обобщение знаний детей. | Беседа | Л УУД: способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности ПУУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | ||
Домашнее задание |
| Дает задание по выбору | Записывают задание в дневник | Индивидуальная | самоопределение | |
Рефлексия | Давайте вернемся к плану нашего урока и посмотрим, удалось ли нам его выполнить (рефлексия «Сжатый кулак», на каждое «да» зажимают палец) • Вспомнить биографию и творчество М. Зо- • Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов. • Познакомиться с произведением. • Проанализировать произведение и понять его основную мысль Вы……. Молодцы! Спасибо за урок! | Помогает сделать самооценку личных достижений Слайд | Подводят итоги, оценивают собственные достижения | Самооценка | Л УУД: способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности |
Наши предки – славяне верили в лесных, водяных и небесных духов,
чтилась у них главная богиня, мать всех духов и богатств на земле.
Её называли Берегиня. Некоторые историки считают, что Берегиню
почитали в образе священного белого дерева – русской берёзы.
Наши предки – славяне верили в лесных, водяных и небесных духов,
чтилась у них главная богиня, мать всех духов и богатств на земле.
Её называли Берегиня. Некоторые историки считают, что Берегиню
почитали в образе священного белого дерева – русской берёзы.
Наши предки – славяне верили в лесных, водяных и небесных духов,
чтилась у них главная богиня, мать всех духов и богатств на земле.
Её называли Берегиня. Некоторые историки считают, что Берегиню
почитали в образе священного белого дерева – русской берёзы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал "Люблю берёзу русскую"
Мероприятие для 3 классов построено в форме устного журнала, в котором этапы представлены в виде отдельных страниц, объединённых одной темой – «Берёза». На каждом этапе решались разные задачи: • вос...
"Люблю берёзу русскую..."
Статья отнесена к разделу:Внеклассное мероприятие Цели:1. Познакомить с растительность нашего края.2.Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять...
"Люблю берёзу русскую" - внеклассное мероприятие
Данная презентация поможет ученикам больше узнать про берёзу, про её широкое применение....
Анализ архитектурного произведения на примере здания Биржи в городе Санкт-Петербурге.
Материал содержит критерии и содержание анализа архитектурного сооружения...
Статья"Анализ художественного произведения на примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"
Статья"Анализ художественного произведения на примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"...
Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В. Бианки "Музыкант".
Технологическая карта урока по чтению, 2 класс. Познакомить учащихся с рассказом «Музыкант». Формирование умения давать оценку поступкам героев; определять в тексте тему и ...
Тема: Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о животных. Произведения по выбору, например, удмуртская народная сказка «Мышь и воробей»
Цель: ознакомление учащихся с удмуртской сказкой.Задачи: развивать умение выразительно читать произведение; учить отвечать на вопросы; обогащать словарный запас, воспитывать доброту; учить детей...