Рабочая программа по изобразительному искусству 3кл «Школа России»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Рабочая программа по
изобразительному искусству
3кл
«Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_3_kl.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кижингинская средняя общеобразовательная школа
им. Хоца Намсараева»
Рабочая программа по
изобразительному искусству
3кл
«Школа России»
Составитель:Бальжинимаева С.Б.
учитель начальных классов
2018-19 уч.год
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 в ред. 24.11.2015 г. № 81.
Примерных программ начального общего образования, одобренный решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию ( протокол от 8 апреля 2015 г № 1/ 15 в ред/протокола №3/15 от 2810 2015 );
- Уставом школы;
- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Кижингинской средней общеобразовательной школы им. Х. Намсараева»
- Положением о рабочей программе МБОУ «Кижингинской средней общеобразовательной школы им. Х. Намсараева» от 1 сентября 2017г.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи предмета:
- развитие способности к эмоционально ценностному восприятию произведений искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре и дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-творческой деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общая характеристика учебного предмета
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство. Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Кижингинская средняя общеобразовательная школа им. Х. Намсараева» и примерной программой предмет «Изобразительное искусство » изучается в 3 классе 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа (34 учебные недели)
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов изучения курса «Изобразительное искусство». 3 класс
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»
У обучающегося будут сформированы:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
Метапредметных результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий
Регулятивные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- осознанного стремления к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
- использования средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
Познавательные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- умения творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умения обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- овладения навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умения узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры
Коммуникативные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умения вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Предметные результаты
Третьеклассник научится:
- различать виды художественной деятельности.
- различать виды и жанры в ИЗО.
- понимать образную природу искусства.
- эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.
- применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.
- узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.
- обсуждать и анализировать произведения искусства.
- усвоить названия ведущих музеев России и своего региона.
- видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
- использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники
- компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.
- освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности.
- овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
- рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.
- эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.
- объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.
- выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
- приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной
жизни, красоту внутреннего мира человека.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.
- сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.
- выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.
- создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.
- выбирать характер линий для изображения того или иного образа.
- овладеть на практике основами цветоведения.
- использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.
- создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение
- Содержание учебного предмета
Раздел 1 «Искусство в твоем доме» ( 8 часов.)
1, 2 . Твои игрушки придумал художник
3. Посуда у тебя дома
4. Мамин платок
5. Обои и шторы в твоем доме
6. Твои книжки
7. Поздравительная открытка
8 Труд художника
Раздел 2 «Искусство на улицах твоего города» ( 7 часов.)
1. Памятники архитектуры – наследие веков
2. Витрины на улицах
3. Парки, скверы, бульвары
4. Ажурные ограды
5. Фонари на улицах и в парках
6,7 Транспорт в городе
Раздел 3 «Художник и зрелище» ( 10часов. )
1. Художник в театре
2. Образ театрального героя
3.4 Театральные маски
5-6. Театр кукол
7. Театральный занавес
8-9 Афиша и плакат
10. Художник и цирк. Праздник в городе
Раздел 4 «Художник и музей» ( 9 часов.)
1. Музеи в жизни города
2. Изобразительное искусство. Картина-пейзаж
3, 4 Картина-натюрморт
5 Картина- портрет
6 Картины исторические и бытовые
7. Скульптура в музеях и на улице
8, 9 Художественная выставка
IV. Тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Количество часов |
Раздел 1. Искусство в твоем доме. 1. Твои игрушки придумал художник 2. Посуда у тебя дома 3. Мамин платок 4. Обои, шторы в твоем доме 5. Твои книжки 6. Поздравительная открытка | 2 2 1 1 1 1 |
Раздел 2. Искусство на улицах твоего города. 1. Памятники архитектуры – наследие веков. 2. Витрины на улицах. 3. Парки, скверы, бульвары. 4. Ажурные ограды. 5. Фонари на улицах и в парках. 6,7. Транспорт в городе. 7 Труд художника на улицах твоего города | 1 1 1 1 1 1 1 |
Раздел 3. Художник и зрелище. 1. Художник в цирке. 2. Образ театрального героя. 3. Театральные маски. 4, 5.Театр кукол. 6,7. Художник в театре. 8.Афиша и плакат. 9. Праздник в городе. 10. Художник и цирк. | 1 1 1 2 2 1 1 1 |
Раздел 4. Художник и музей. 1.Музеи в жизни города. 2.Изобразительное искусство: картина-пейзаж. 3,4.Картина-натюрморт 5.Картина- портрет. 6.Картины исторические и бытовые. 7.Скульптура в музеях и на улице. 8-9.Художественная выставка. | 1 1 2 1 1 1 2 |
Всего | 34 |
V.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция:
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы/ Под руководством Б. М. Неменского./ Неменский Б. М.-М., 2013.
Учебник:
Е.И. Коротеева Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/под редакцией В. М. Неменского - М., Просвещение, 2017
Методические пособия для педагога:
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие./ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева – М., 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс
Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....
рабочие программы 3 класс Школа России
рабочие прогрммы по предметам...
Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"
Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....
Рабочая программа 3 класс "Школа России".
Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России")....
Рабочая программа 4 класс " Школа России"
Мною разработана рабочая программа 4 класс. " Школа России"Пояснительные к предметам, тематические планы ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Технология)...