Содержание: Проверка готовности к уроку. Организация рабочего места. Приветствие:
- Мы продолжаем изучение темы «Каждый народ – художник». Во 2 четверти мы совершили путешествие по древним русским городам. - Как называется древнерусский укреплённый город? - Кремль. Из каких элементов состоит Кремль? - Стены, башни, храм или собор. - В каких городах на территории России есть кремль? - Ответы ребят. - Сегодня я вновь приглашаю вас в путешествие, но сегодня наше путешествие будет заграничным. А узнать, в какую страну мы отправимся, вам поможет ребус. - Греция. Тема урока: Искусство Древней Греции. Мы отправляемся в путешествие в страну, искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь. Ответьте на вопросы: - В чём особенность географического положения и природных условий Греции?
- Что является главной темой в искусстве и культуре древних греков?
Ответы на вопросы. Итак, главная тема в искусстве греков – Человек. Цель урока: Познакомиться с особенностями изображения человека в Древней Греции. Задачи: - Рассмотреть произведения искусства древнегреческих художников.
- Изучить правила (каноны) изображения фигуры человека в древней Греции.
- Изобразить фигуру человека по древнегреческим канонам.
Образ прекрасного человека Греки воплотили в своих представлениях о богах. Они считали, что вместе с ними их страну населяет мир богов – бессмертных, очень красивых и очень похожих на людей. Эллины верили, что самые могущественные из богов живут на горе Олимп, поэтому их назвали олимпийцами. В честь богов древние греки строили храмы. Они умели выбирать места для своих построек. Храм был построен на месте, где когда-то давным-давно произошёл спор между богом морей Посейдоном и богиней мудрости Афиной за первенство на греческих землях. Посейдон ударил трезубцем и высек ручей, а Афина, вонзив копьё в землю, создала дерево оливу, приносящее плоды – маслины. Греки отдали предпочтение богине, назвав в честь неё город – Афины. Статуя Зевса Олимпийского — работа Фидия. Выдающееся произведение античной скульптуры, одно из бывших семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии на северо-западе полуострова Пелопоннес, где с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры — состязания греческих, а затем и римских спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме. Одежда греков была драпированной, в основном шерстяной. Кроме шерсти греки вырабатывали льняные ткани, а хлопчатобумажные и шелка привозили из стран Востока. Одежда была яркой и разноцветной, особенно у молодых людей – пурпурной, красной, зелёной и синей. Но белый цвет считался самым красивым и нарядным. Белые одежды отделывали яркой цветной каймой. На ноги надевали сандалии, прикреплявшиеся ремнями. Волосы греков были густыми и пышными. Стригли их так, чтобы они падали на шею, не доходя до плеч. Греки носили длинные, тщательно причёсанные волосы, Атлеты напротив, стриглись коротко. Философы носили длинные волосы. Богиня охоты - Артемида, богиня победы - Ника. Для женских одежд применялась шерсть, полотно и прозрачная ткань, происхождение которой неизвестно. Из цветов предпочитали пурпурный, зелёный, серо-голубой, золотисто-коричневый и белый. Любили ткани в рисунок, яркие каймы и узоры для отделки. Мирон первым воплотил идею движения в своём "Дискоболе". Изображён краткий перерыв между двумя движениями: замах назад и бросок вперёд. Благодаря этому возникает ощущение напряжения, статуя как бы движется. Если бы скульптор показал атлета в тот момент, когда диск срывается с руки, утрачен был бы смысл статуи. В этом миге между двумя движениями есть особая красота: образ одновременно и подвижен, и спокоен. Можно встать перед дискоболом и не бояться, что диск полетит прямо в тебя. Это впечатление создаётся благодаря равновесию, достигнутому Мироном. Правая рука, в противоположность левой, направлена назад, а лицо Дискобола обращено не вперёд, куда должен устремиться диск, а в обратную сторону. Возникает впечатление и движения, и неподвижности одновременно. Самое знаменитое произведение Поликлета — «Дорифор» - Копьеносец (450—440 до н. э.) Канон - система идеальных пропорций человеческого тела - была разработана древнегреческим скульптором Поликлетом в V веке до нашей эры. Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой от высоты тела, расстояние от глаз до подбородка — одной шестнадцатой, высота лица — одной десятой. В своем «Каноне» Поликлет уделял большое внимание пифагорейской теории золотого деления - вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей. Например, весь рост «Дорифора» относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние — к расстоянию от пупка до темени. |