Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа (ФГОС) по изо для 1-4 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ); - Постановление Главного государственного санитарного вра
- Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 г. N 240-V "Об образовании в
Республике Бурятия"
- ча Российской Федерации
от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
- Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баргузинская средняя общеобразовательная школа», утвержденный Постановлением Администрации Муниципального образования «Баргузинский район», от 08.02.2016г, №55
- Основная образовательная программа общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баргузинская средняя общеобразовательная школа, утвержденная от 31.09.2018г.
- Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины( модуля) (ФГОС) в МБОУ «Баргузинская СОШ», утвержденное Приказом № 128 от 09.06.2018г.
- Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений авторов Л.А.Неменской, под редакцией Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2015
- УМК: «Школа России»
Федеральный базисный план отводит 135 часов для обязательного изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, из них в 1 классе 33 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Основными целями начального обучения изобразительного искусства являются:
- – воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- – развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- – освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
- – овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
- Задачи:
- – совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- – развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- – формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Из них | |||
Всего часов | Практическая художественно- творческая деятельность | Проекты | |||
1. | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. | 8ч. | 7 | 1 | |
2. | Ты украшаешь.Знакомство с Мастером Украшения. | 8ч | 7 | 1 | |
3. | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 11ч | 10 | 1 | |
4. | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 ч | 4 | 1 | |
5. | Здравствуй,лето! | 1ч | 1 | ||
Итого: | 33 | 28 | 5 | ||
Содержание программы (33 часа)
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительная художественная деятельность; декоративная художественная деятельность; конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Программа включает четыре раздела: «Ты учишься изображать», «Ты украшаешь», «Ты строишь», «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.»
На материале первого раздела учащиеся знакомятся с основами художественного обучения.
Второй раздел насыщен нарядными, яркими заданиями, которые позволяют освоить многие художественные материалы. В задания, наравне с индивидуальными формами работы, вводятся формы коллективной работы над общим панно. Коллективное творчество обучает ребят сотрудничеству, умению договариваться, создаёт общую атмосферу совместного игрового действия.
Третий раздел посвящен конструированию. Видеть и понимать конструктивную основу всякого предмета – важнейшее качество мышления. Здесь мы встречаемся с пространственными построениями.
Четвёртый раздел является итоговым: здесь происходит обобщение пройденного материала и в то же время ребёнок поднимается на новый уровень знаний. Что значит: Братья – Мастера всегда работают вместе, не расстаются, но в каждой работе один из них занимает главенствующее место? Всякая художественная работа начинается с её конструктивной организации – построения, будь то изображение на плоскости или орнамент декора.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные ууд::
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусств, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
в познавательной сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; Сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии оценивания
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоение программы по изобразительному искусству, должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.( безоценочное обучение)
Календарно-тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство» (33 часа), 1 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт. | |||
1. | Введение в предмет. Изображения всюду вокруг нас. | |||
2. | Мастер Изображения учит видеть. | |||
3. | Изображать можно пятном | |||
4. | Изображать можно в объеме | |||
5. | Изображать можно линией | |||
6. | Разноцветные краски | |||
7. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | |||
8. | Цветы. | |||
9. | Художники и зрители (обобщающий урок). | |||
2 четверть | ||||
10. | Мир полон украшений. | |||
11. | Красоту надо уметь замечать. | |||
12. | Узоры на крыльях. | |||
13. | Украшения птиц. | |||
14. | Красивые рыбы. | |||
15. | Готовимся к новогоднему карнавалу. | |||
16. | Праздничные новогодние гирлянды и игрушки. | |||
3 четверть (9 часов) | ||||
17. | Узоры, которые создали люди | |||
18. | Как украшает себя человек. | |||
19. | Постройки в нашей жизни. | |||
20. | Дома бывают разными. | |||
21. | Домики, которые построила природа. | |||
22. | Дом снаружи и внутри | |||
23. | Рисуем город, село | |||
24. | Все имеет свое строение | |||
25. | Рисуем вещи | |||
4 четверть (8 часов) | ||||
26. | Город, в котором мы живем | |||
27. | Совместная работа трех братьев-мастеров | |||
28. | Праздник весны. | |||
29. | Разноцветные жуки | |||
30. | Урок любования. Умение видеть и наблюдать | |||
31, 32. | Создание коллективной композиции | |||
33. | Защита проектов. Итоговый урок. |
Учебно методическое и материально техническое обеспечение:
- Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс/ Л. А. Неменская; под редакцией Б. М. Неменского. –М.: Просвещение, 2011
- Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. ―М.: Просвещение,2010.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1, Часть 2― М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011.
Рекомендуемые для ознакомления в I четверти произведения изобразительного искусства: Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень);
народного декоративно-прикладного искусства: Н.Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, изделия народного творчества из природных материалов (соломки, бересты, шишек, плодов)
Рекомендуемые для ознакомления во II четверти произведения изобразительного искусства:
Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима; Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»;
народного искусства: С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; изделия из текстильных материалов (народный костюм, вышитые изделия, тряпичные куклы)
Рекомендуемые для ознакомления в III четверти произведения изобразительного искусства: Т. Маврина. « По дороге на Балахну. Река Тара»; Е. Зверьков. «Луг цветет»; Н. Рерих. «Весна священная»; В. Васнецов. «Богатыри»; Н. Гончарова. «Воины». Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. « Александр Невский»; В. Суриков. «Взятие снежного городка»
народного искусства: И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех; У. Бабкина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; изделия из бересты.
Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти произведения:
профессионального искусства: А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Конча-ловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень; Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем. Заморские гости; Е. Волошинов. Лук; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстера. Голубая Весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками;
народного искусства: А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Коес-Деныпина, 3. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина — дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову
Литература:
1. Вачьянц, А. М. Вариации прекрасного. – М.: Просвещение, 2009.
2. Вачьянц, А. М. Звучащее безмолвие. – М.: Просвещение, 2009
3. Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Просвещение, 2010.
4. Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Просвещение, 2009.
5. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 2010;
6. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Агаров, 2009;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...