Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Юртайкина Ольга Александровна

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_izo_1_klass.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы И.Э. Кашековой.

Место учебного предмета в учебном плане

     На изучение предмета «Изобразительное искусство» согласно учебному плану МОУ СОШ №28 отведится в 1 классе – 33 ч (1 час в неделю).

     Цель обучения изобразительному искусству в первом классе – познакомить с изобразительным искусством от жизненного опыта ребенка. В таком контексте оно станет ближе и понятнее ему, приобретет для него личностный смысл, так как хорошо знакомые понятия выглядят убедительнее, чем нечто новое, неизведанное, - а искусство дает возможность взглянуть на известные явления другими словами.

     Каждый раздел программы «Мир художественных образов» включает рекомендательные Примерной программой блоки, отражающие деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности»; «Азбука искусства» (обучение основам художественной грамоты); «Как говорит искусство?»; «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»; «Опыт художественно-творческой деятельности». Таким образом, во всех разделах и темах программы учитывается специфика искусства: содержание учебного материала; эмоционально-ценностная направленность тематики заданий; знакомство с языком художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладных искусств и дизайна; художественно-творческий опыт в разных видах и жанрах искусства; использование различных материалов и техник. Каждое задание одновременно раскрывает разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную.

     Вхождение в искусство осуществляется на основе формирования умений:

 - актуализровать свой жизненный опыт и обращаться к ассоциациям;

 - расширять словарный запас для описания сюжета произведения искусства;

 - понимать основную идею произведения искусства;

 - анализировать и определять общее и специфичное в произведении, узнавать художественный почерк автора;

 - участвовать в диалоге с искусством и по поводу искусства с целью развития речи, оценочных суждений;

 - осознавать единство ценностей жизни и искусства;

 - осуществлять рефлексию на собственную художественную деятельность.

     В задачи уроков ИЗО входит научить ребенка: 1) внимательно смотреть вокруг и эмоционально откликаться на все, что окружает его в повседневной жизни; 2) понимать, что ценности повседневной жизни (родной дом, дружба, природа и др.) относятся к общечеловеческим ценностям, и художники во все времена воспевали их; 3) осознавать, что, несмотря на общность базовых ценностей, каждый человек воспринимает их по-своему, и благодаря искусству мы можем это увидеть, сравнить, оценить и высказать суждение; 4) получить опыт передачи своего индивидуального опыта общения с окружающим миром в собственной художественно-творческой деятельности.

     Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные результаты освоения ИЗО в начальной школе:

  • в ценностно-ориентационной сфере:

- эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;

- приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества;

- воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

  • в трудовой сфере:

- овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления бытовой и производственной среды;

  • в познавательной сфере:

- развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры;

- овладение элементарными средствами художественного изображения для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу;

- овладение языком знаков и символов для создания художественного образа.

Метапредметные результаты освоения ИЗО в начальной школе:

  • в ценностно-ориентационной сфере:

- формирование активного отношения к традициям культуры;

- воспитание уважения к истории культуры своего отечества и культуре других народов;

- умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения;

  • в трудовой сфере:

- обретение творческого опыта;

- умение подходить эстетически к любому виду деятельности;

- готовность к осознанному выбору;

  • в познавательной сфере:

- развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

- развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

- получение опыта аргументированной оценки произведения искусства.

     Содержание курса начального общего образования по учебному предмету

МОЙ ДОМ в искусстве

     Мой дом в искусстве. Опыт восприятия окружающего мира. Внешний вид зданий разного предназначения. Отличие жилого дома от дворца, замка, общественного здания. Прежде чем построить дом, его надо нарисовать.

     Художественная деятельность. 1. Предлагается нарисовать дома.

2. Изображение своего дома таким, каким ребенку хочется его увидеть.

Моя мама. Представление своего дома в первую очередь ассоциируется с образом матери.

     Художественная деятельность. Изобразить себя рядом с мамой.

Семья – семь «я».

     Изображение художниками разных семей и взаимоотношений внутри них (Рембрандт «Святое семейство). Описание сюжета картины по плану:

- Кто изображен на картине?

- Что делают герои картины?

- Что выражают лица героев картины?

- Как природа и окружающая среда отражают настроение людей.

     Художественная деятельность. Нарисовать свою семью.

Семья за обедом. Наблюдение художниками жизни разных семей. Обед - как важное семейное действо. Предметы, расположенные художниками на столе, рассказывают о людях, которые ими пользуются, об образе их жизни.

     Художественная деятельность. Нарисовать предметы, которые могут рассказать об образе жизни их хозяина.

«Красна изба пирогами». Изображение художниками предметов, используемых во время чаепитий и разнообразных лакомств. Особое отношение на Руси к пряникам. Способы изготовления пряников в старинных русских городах. Пряники лепные и печатные. Формы и украшения пряничных досок.

     Художественная деятельность. Слепить пряник из пластилина, придав ему такую форму, чтобы было понятно, для кого он предназначен.

Игрушки. Из истории развития куклы. Куклы из деревяшек, соломы, тряпочек. Современные куклы.

     Художественная деятельность. Сделать игрушку. Её основой будет цилиндр из белой или цветной бумаги.

Мои книжки.  Детские книги красивы и нарядны. В них всегда много иллюстраций, которые художник рисует к тексту. Одних и тех же персонажей разные художники изображают по-своему. Сравнение изображений различных животных, выполненных художниками. Портрет – это изображение реального человека или литературного героя. Работу над портретом начинают с размещением фигуры в центре листа.

     Художественная деятельность. Изобразить гуашью или цветными мелками на тонированной бумаге портрет главного героя любимой книжки.

Одежда.  Одежда не только украшает человека, она оберегает его от непогоды. Определение, какая одежда подойдет для праздника, а какая для спорта, учебы, загородной прогулки. Модную одежду создают художники-модельеры.

     Художественная деятельность. Придумать разные фасоны одежды. Нарисовать костюм для своего любимого сказочного героя.

Мебель. Мебель может быть очень разнообразной по форме, цвету, материалу.

     Художественная деятельность. Сконструировать стул или скамейку для сказочного персонажа.

Животные у нас дома. Наблюдение за жизнью домашних животных, их движениями, привычками. Художники, изображая животное, передают его характер и настроение.

     Художественная деятельность. Изобразить домашнее животное. Передать его характер.

Все дома. В выходные дни вся семья собирается дома. Совместная работа по дому (уборка, приготовление пищи) и отдых. Изображение художниками отдыха разных семей.

     Художественная деятельность. Описать содержание картин на темы семейного отдыха и придумать им название.

Отдых семей. Художников всегда привлекала тема отдыха в семейном кругу.

     Художественная деятельность. Изобразить, как семья провела рождественские каникулы или помечтать о лете и придумать эпизод летнего отдыха со своей семьей.

МОИ ДРУЗЬЯ всегда со мной

Мой самый лучший друг. Рассмотреть рисунки картин художников, изображающих детей (В.Серов, З.Серебрякова, А.Пластов и др.) Сосредоточить внимание на том, как художник относится к изображенным детям, какие черты и качества подчеркивает.

     Художественная деятельность. Нарисовать своего лучшего друга или подружку.

Мы вместе учимся и играем. Человек всегда учится, получая полезную информацию: на уроках, читая книги, просматривая фильм, беседуя с другим человеком. Художники, изображая, как люди общаются друг с другом, показывают взаимоотношения между ними, их характеры и привычки.

     Художественная деятельность. Коллективная работа на одну из тем: «Урок в школе»; «Веселая переменка»; «На прогулке». Каждый ученик рисует одну фигурку ребенка. Все изображения наклеиваются на лист, подготовленный учителем, чтобы получилась общая картина.

Мы мечтаем. Рассмотреть картины, изображающие беседующих между собой детей (В. Серов «Дети. Саша и Юра», З.Серебрякова «Девочки»). Предложить ребенку представить себя среди этих детей и рассказать, о чем идет разговор.

День рождения друга. Каждый человек отмечает свой день рождения и дни рождения близких ему людей. Принято поздравлять друзей, дарить подарки. Рассмотреть варианты оформления поздравительных открыток.

     Художественная деятельность. Сделать поздравительную открытку в подарок другу.

Четвероногий друг. У многих людей дома есть животные. Самым преданным другом может быть собака. Рассмотреть фотографии разных собак и рисунки художников, изображающие взаимоотношения детей с четвероногими друзьями. Рассказать о своем друге.

     Художественная деятельность. Слепить из пластилина человечка и собаку.

Праздник с друзьями. Настоящие друзья всегда рядом – и в будни, и в праздники. Вспомнить, какие праздники ребенок встречал вместе с друзьями. Подготовка к празднику. Исполнение ролей сказочных персонажей.

     Художественная деятельность. Сделать из бумаги головной убор для любимого героя сказки.

ПРИРОДА – лучший учитель художника

Природа Земли. Человек живет на большой и прекрасной планете Земля. Её природа разнообразна: равнины, степи, леса, моря, горы. Рассказать, что привлекает в разных природных ландшафтах. Рассмотреть изображение художниками в разное время года и в разную погоду. Определить, какие цвета художники используют для изображения листвы, неба, травы, какие – для изображения зимы, весны, лета и осени. Пейзаж – изображение природы в искусстве.

Посмотри на небо. Небо бывает приветливым и нежным, грозным и страшным. Художники любят изображать разные его состояния. Иногда по небу плывут пушистые белые облака. Разнообразие формы облаков.

     Художественная деятельность. Пофантазировать и изобразить белые и пушистые облака на чистом небе.

Поля, луга, поляны.  Равнинная местность может быть совсем не скучной, если её увидеть глазами художника.

    Художественная деятельность. Изобразить гуашью фрагмент поля, луга или поляны.

Море и горы. Рассмотреть изображения моря и гор в картинах художников.

     Художественная деятельность. Изобразить море или горы в технике аппликации.

Деревья. На земле много разнообразных деревьев. Изображение деревьев в произведениях художников.

    Художественная деятельность. Изобразить тонкое, нежное, молодое деревце или большое, крепкое и мощное дерево.

Насекомые. На природе в теплое время года обитает множество насекомых: бабочки, стрекозы, жуки, осы, мухи и т.д. Одни насекомые безвредные и красивые, другие – страшные и опасные или надоедливые. Вспомнить, каких насекомых видели и чем они запомнились.

     Художественная деятельность. Выполнить с друзьями коллективную работу. Сначала подготовить фон на большом листе, изобразив небо, землю, дерево. Каждому нарисовать бабочку или жука, гусеницу или стрекозу, вырезать и наклеить на фон.

Домашние животные на природе. За городом, на природе, под присмотром человека живут разнообразные домашние животные и птицы. Они обычно пасутся недалеко от дома хозяина. Рассмотреть, как художники изобразили домашних животных.

     Художественная деятельность. Изобразить домашнее животное.

Дикие животные. В лесах, степях, городах живут дикие животные. Дикие животные бывают травоядными и хищными. Вспомнить, какие качества свойственны диким животным.

     Художественная деятельность. Изобразить дикое животное.

Обобщающий урок. Мы все жители планеты Земля. Обобщение материала. Художник учит каждого человека видеть и ценить то обыденное, что всегда находится рядом с ним. Научись и ты ценить свой дом, свою семью, свой город или село, где ты живешь, и наш общий дом – планету Земля.

    Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу на тему «Мы все жители планеты Земля».

Описание материально-технического учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса

Демонстрационные пособия. Репродукции картин художников. Художественные материалы. Обращение к Интернету.

Список литературы:

1) Сборник примерных рабочих программ 1-4 «Перспективная начальная школа» - М.: Академкнига, 2011.

2) Кашекова, И.Э. Изобразительное искусство. Поурочно-тематическое планирование. 1 кл. : методическое пособие / И.Э. Кашекова. – М.: Академкнига/Учебник, 2014. – 88с.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Дата

Тема

Характеристика деятельности учащихся

По плану

По факту

1

Дом, в котором я живу

Воспринимать и эмоционально оценивать окружающие здания. Сравнивать предметы, находить в них общие черты, определять очевидные закономерности в конструкции. Понимать, что работа над созданием любого нового здания начинается с его зарисовки.

2

Дом, в котором я живу

3

Моя мама

Воспринимать и сравнивать образы матери у разных художников. Понимать, что тема материнства привлекала художников в разные времена. Изображать себя рядом с мамой.

4

Семья – семь «Я»

Сравнивать и давать оценку разным семьям на картинах художников. Давать описание сюжетов художественного произведения по плану. Получить элементарные сведения о способах размещения фигур на листе. Создавать элементарную композицию на заданную тему из нескольких фигур на плоскости.

5

Семья – семь «Я»

6

Семья за обедом

Внимательно рассматривать и интерпретировать сюжет, давать описание художественного произведения. Понимать роль деталей картины в создании целого образа произведения. Изображать предметы быта и орудия труда простой формы.

7

«Красна изба пирогами»

Понимать слово «красный» в значении «красивый». Понимать некоторые традиции, принятые на Руси (чаепитие, способы изготовления пряников на Руси).

8

Мои игрушки

Искать и находить в книгах, журналах, Интернете материал на заданную тему. Понимать, какими должны быть хорошие детские игрушки. Давать оценку разнообразным игрушкам. Конструировать и украшать игрушку из бумаги.

9

Мои книжки

Рассматривать детские книги, их оформление. Понимать, что иллюстрации отражают текст книги, но каждый художник создает собственные образы персонажей. Понимать, что такое портрет в искусстве. Изображать портрет главного героя любимой книжки.

10

Одежда

Определять, какая одежда подходит для спорта, учебы, праздника,  загородной прогулки. Понимать, что одежду конструируют художники-модельеры. Понимать, что для того, чтобы создавать одежду, её надо сначала нарисовать. Представлять разнообразие одежды, которую носили в разные времена. Придумывать и изображать одежду для выбранного сказочного персонажа.

11

Одежда

12

Мебель

Видеть разнообразие форм и стилей мебели на примере стула или стола. Понимать, что ценность мебели – в её красоте и удобстве. Конструировать из бумаги стул или скамейку.

13

Домашние животные

Наблюдать за жизнью домашних животных, их движениями, привычками. Понимать, что домашние животные нуждаются в любви и защите. Осознавать, что у каждого животного свой характер. Изображать домашнее животное при помощи разных художественных материалов.

14

Домашние животные

15

Все дома

Описывать сюжеты, изображенные художниками. Различать характер персонажей и взаимоотношений между ними. Придумывать на основе осмысления сюжета названия для картин.

16

Отдых с семьей

Описывать картины, пользуясь планом. Изображать семью на отдыхе. Размещать изображение на всей плоскости листа.

17

Мой самый лучший друг

Понимать особенности изображения детей художниками. Соотносить образ друга в живописи, графики и поэзии. Проявлять личностное эмоционально-ценностное отношение к образам детей, изображенных художниками. Рисовать своего лучшего друга или подружку.

18

Мы вместе учимся и играем

Давать оценку бытовым ситуациям, изображенным художником, с точки зрения их пользы для приобретения нового опыта. Участвовать в выполнении коллективной художественной работы.

19

Мы мечтаем

Воспринимать художественное произведение, ставить себя на место героев. Давать оценку их характерам, жестам, додумывать, о чем они размышляют.

20

День рождения друга

Работать с материалом, искать варианты оформления по теме. Понимать специфику оформления поздравительной открытки. Создавать поздравительную открытку в подарок другу.  

21

День рождения друга

22

Четвероногий друг

Рассматривать и комментировать визуальные образы. Изображать отношения между друзьями (человеком и собакой) в собственной художественной деятельности на плоскости и в объеме. Вытягивать форму из общей массы материала.

23

Праздник с друзьями

Представлять прошедшие события в памяти и воображении. Готовиться к встрече праздника. Представлять себя в роли сказочного персонажа и придумывать костюм для праздника. Делать из бумаги головной убор для своего персонажа.

24

Природа Земли

Рассказывать, что привлекает в разных природных ландшафтах. Рассматривать и комментировать изображение природы художниками в разное время года и в разную погоду. Определять, какие цвета художники используют для изображения листвы, травы, неба, воды, а какие -  для изображения времен года

25

Посмотри на небо

Наблюдать небо в разную погоду. Искать и представлять по очертаниям облаков изображения птиц, животных. Фантазировать и создавать придуманные образы.

26

Поля, луга и поляны

Соотносить фрагменты с изображениями полей, лугов и листвы с картинами художников. Изображать фрагменты поля, луга или полянки.

27

Моря и горы

Рассматривать изображения моря и гор в картинах художников. Изображать море или горы в технике аппликации.

28

Деревья

Соотносить породу и внешний вид дерева с его характером. Находить изображения деревьев в пейзажах художников. Изображать графическими средствами деревья разного характера.

29

Деревья

30

Насекомые

Вспоминать и представлять зрительный образ предмета. Внимательно рассматривать изображения на фотографиях. Участвовать в коллективной работе. Изображать и украшать насекомых. Создавать из элементов целостную композицию.

31

Домашние животные на природе

Различать домашних животных. Рассматривать изображения животных в живописи, графике, скульптуре. Изображать домашних животных в различной технике.

32

Дикие животные

Давать характеристику качеств, свойственных диким животным. Вспоминать сказки, героями которых были дикие животные, и иллюстрации к ним. Передавать в живописи или графике облик и характер диких животных.

33

Мы все – жители планеты Земля. Обобщающий урок

Понимать, что искусство учит каждого человека видеть и ценить то обыденное, что всегда находится рядом с ним. Осознавать важность для человека научиться ценить свой дом, свою семью, свой город и общий дом человечества – планету Земля. Участвовать в выполнении коллективной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...