Технологическая карта урока "Конструкция и декор традиционного жилища"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема | Конструкция и декор традиционного жилища |
Педагогическая цель | Познакомить с миром русской деревни; материалом для постройки русской избы и её формами; узнают об архитектурных элементах кубанской хаты; познакомить с терминами, научить выполнять рисунок кубанской хаты с элементами декоративного украшения. |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | Школьники узнают о роли дерева в строительстве; повторяют специфику русского деревянного зодчества; познакомятся с разнообразными символами украшения кубанской хаты, создадут образ традиционного кубанского жилища в рисунке. |
Личностные результаты | Формировать потребность в общении с природой, самостоятельной творческой деятельности; уметь обсуждать и анализировать собственную деятельность и деятельность учащихся в соответствии с заданной темой урока. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: определять цель своей работы, планировать, выявлять этапы работы, осуществлять поэтапный контроль, оценивать результат своего труда. Коммуникативные: способность учеников к сотрудничеству, учиться обмениваться мнениями, слушать учителя и сверстника, обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения. Познавательные: учиться самостоятельно строить художественный образ, выделять главное; сопоставлять и сравнивать; конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор. |
Основные понятия и термины | Деревня, изба, хата, фриз, фронтон, конек, наличники, ставни. |
Методы, формы работы | Словесный, наглядный, практический. Фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | М/м презентация, образцы выполненной работы, таблицы. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. | 1.Приветствие 2.Эмоциональный настрой 3.Проверка готовности к уроку | -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Встали все красиво. Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко, Смотрим влево, смотрим вправо, Спинка ровная у нас, А осанка просто класс! -Присаживайтесь. -Проверим готовность к уроку. На столе у вас должны лежать краски, простой карандаш, альбом. | Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, проверяет готовность учащихся к уроку. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность. |
II .Постановка цели и задачи урока Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | 1.Мотивация, решение проблемной ситуации. | -Ребята, тему урока вы можете определить сами, разгадав предложенный ребус. Слайд 2 | Ставит перед учащимися учебную задачу, выслушивает мнения учащихся | Отгадывают ребус, отвечают на вопросы учителя. |
III.Актуализация знаний. Цель: Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | 1.Вступительная беседа 2.Изучение нового материала Рассказ | -А как вы думаете, от какого слова произошло слово деревня? Слайд 3 (Слово деревня произошло от слова дерево, от того, что там деревянные дома, там мало домов) Вопреки распространённому мнению, деревня называется так не потому, что дома в ней раньше были деревянные. Только в XVII—XVIII вв слово деревня стало употребляться в значении крестьянское селение . До того оно означало двор, а ещё раньше — пахотное поле. А самое древнее значение деревни — это очищенное от леса (то есть как раз от деревьев). Дерево являлось наиболее доступным материалом для создания предметов быта и обихода. И, конечно, из дерева русские мастера строили себе жилища. -А как же называлось это жилище?(Изба) Слайд 4 -А как называлось традиционное жилище у нас на Кубани? (Хата) Слайд 5 И сегодня у нас на уроке речь пойдет о кубанской хате, как о традиционном жилище. -Из чего строили хаты? (Хаты строили из самана. Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза.) Деревьев было мало, ведь климат жаркий и сухой, а глины было много. Казаки выращивали хлеб, а значит было много соломы, поэтому крыли хату соломой или камышом. Такая крыша называлась "стреха". Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри. Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца. Украшали их символическими изображениями солнца, изображениями птиц и коней. Слайд 6,7 -Я вам расскажу об этих древних символах, что они значат. Главными символами являются: солнце, земля, вода, плодородие. Слайд 8,9 -Какой смысл вкладывали мастера в украшении этими символами? (Знаки – обереги на самых ответственных местах как бы защищали от злых духов) - Сегодня вы будете изображать традиционную кубанскую хату. Слайд 10 Затем украшать стены, наличники и ставни древними символами в виде уже знакомых геометрических фигур. Выполнять рисунок будем вместе. | Актуализирует опорные знания и умения, мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению, дает целевую установку. | Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности, отвечают на вопросы учителя. |
IV.Объяснение учебного задания Цель: объяснить последовательность выполнения работы | 1.Алгоритм действий 2.Выполнение педагогического рисунка | Приступаем к работе. 1. Определяем положение листа (горизонтально) 2.В какую геометрическую фигуру можно вписать кубанскую хату? (В прямоугольник) 3.Рассмотрим хату под углом. Мы видим две стены. Главный фасад (с окнами) и боковой (с дверью). Фасад — любая наружная сторона здания, его лицо. Рисуем вертикальной линией ближний угол хаты, отмечаем его высоту, главный фасад нарисуем слева, покажем основание стены в виде прямой линии и высоту стены тоже виде прямой. Изображаются эти линии сходящимися, точно также и нарисуем боковой фасад в виде двух прямых немножко сходящихся линий. Так показывается перспектива параллельных прямых, уходящих вдаль. 4.Рисуем фронтон в форме треугольника, затем крышу. Фронтон крыши — это верхняя часть переднего фасада постройки, которая ограничена двумя скатами крыши и карнизом. Фриз — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы, окаймляющая верхнюю часть стены, Представляет собой орнамент или узорчатое изображение 6.Воспользуемся вспомогательными линиями, чтобы нарисовать окна на одной высоте и одного размера. Рисуем ставни и наличники. Оконные ставни — изготовленные из дерева, металла или другого материала полотнища, частично или полностью закрывающие окно. Нали́чники — декоративное оформление оконного или дверного проёма— резной наличник. -Вот и готов набросок. Нам остается стереть вспомогательные линии и выделить основные. | Объясняет алгоритм действий по выполнению работы, выполняет педагогический рисунок. | Выполняют задание по алгоритму. |
V.Самостоятельная работа учащихся Цель: выполнять задания на заданную тему | 1.Самостоятельноя работа | Учащиеся выполняют рисунок вслед за учителем. Используют таблицы с элементами декора, выбирают нужные и украшают свой дом. | Корректирует ошибки учащихся, помогает в выполнении задания. | Самостоятельно выполняют задание на заданную тему. |
Физминутка Цель: предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работы учащихся. | - Пришло время немного отдохнуть. Встаньте из–за парт. Повторяйте за мной. Раз, два, три, четыре, пять Стали пальчики считать (шевелим пальчиками) Руки в стороны, вперед Потянулись, (руки вверх, ладони соединить) вправо, влево повернулись Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, сели. - Тихо сядьте за парты, продолжаем работу. | Показывает движения физкультминутки. | Выполняют упражнения, повторяя за учителем. | |
VI.Подведение итогов урока Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. | 1.Анализ лучших рисунков | Выбираю лучшие работы, демонстрирую всему классу, обращаю внимание на то, как правильно построен рисунок: - соблюдена ли перспектива хаты (Перспектива — техника изображения пространственных объектов на плоскости). Пространственный объект у нас хата. Плоскость это весь наш рисунок. -соблюдены ли пропорции окон (сравниваем друг с другом); -ровные ли стены; - какие геометрические фигуры были использованы при выполнении рисунка; -какую цветовую гамму вы использовали при выполнении рисунка -правильно ли подобраны декоративные украшения. -Рисунок ярко выражает характер кубанской хаты. -Вы бы хотели жить в такой хате? -Вы такие молодцы! Можно сказать, начинающие художники. Я хочу, чтобы свои рисунки вышли и показали …. | Осуществляет анализ лучших рисунков. Организует оценку результатов деятельности на уроке. Оценивает работу класса, обращая внимание на выполнение учебных задач. | Оценивают результаты своей деятельности на уроке. |
VII.Рефлексия Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | 1.Прием незаконченного предложения | -Ребята, а теперь я хочу узнать, что вы расскажите дома. Расскажу дома, что … -Всем спасибо за урок! Убираем свои рабочие места. | Учит осуществлять рефлексию своей деятельности на уроке. | Осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке. |
Учитель…………….. Методист……………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Традиционное жилище народов Кубани" 3 класс
Представлена методическая разработка урока по кубановедению "Традиционное жилище народов Кубани" для учащихся 3 класса...
Технологическая карта образовательного мероприятия по технологии АМО. Тема: Традиционные сказки о животных. Народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Урок плотный и насыщенный, но не в ущерб здоровью детей за счет равномерного распределения различных видов заданий и чередование мыслительной деятельности с разминкой, определение времени подачи...
Разработка урока на тему Народный декор в быту(Технологическая карта.Рефлексивный отчет. Информационная карта)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАУчитель: Вильданова Гульнара Ринадовна, учитель английского языка МБОУ «Зай-Каратайская ООШ»ТЕМА: «ИНТЕРЕСН...
Внеурочная деятельность «Традиции народа Бурятии +Технология».Тема: «Юрта – традиционное жилище бурят»
Внеурочная деятельность «Традиции народа Бурятии +Технология». Учитель: Тимофеева О.В.Тема: «Юрта – традиционное жилище бурят» ...
Технологическая карта урока кубановедения "Жилище казака" Батищева Н.А
Технологическая карта урока кубановедения на тему "Жилище казака"...
Исследовательский проект "Юрта - традиционное жилище бурят"
Исследовательский проект "Юрта - традиционное жилище бурят", можно использовать на уроках окружающего мира, ОРКСЭ, изобразительного искусства, технологии....
Технологическая карта урока по изобразительному искусству, 1 класс. Форма и украшение бытовых предметов. Сумка и её декор
Технологическая карта урока по изобразительному искусству, 1 класс. Штамп из яблока. Тема урока: "Форма и украшение бытовых предметов. Сумка и её декор" Цель: Создать условия для ознакомлени...