Технологическая карта урока "Конструкция и декор традиционного жилища"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Миколаенко Анастасия Алексеевна

Конструкция и декор традиционного жилища

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4_a.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Конструкция и декор традиционного жилища

Педагогическая цель

Познакомить с миром русской деревни; материалом для постройки русской избы и её формами; узнают об архитектурных элементах кубанской хаты; познакомить с терминами, научить выполнять рисунок кубанской хаты с элементами декоративного украшения.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты (предметные)

Школьники узнают о роли дерева в строительстве; повторяют специфику русского деревянного зодчества; познакомятся с разнообразными символами украшения кубанской хаты, создадут образ традиционного кубанского жилища в рисунке.

Личностные результаты

Формировать потребность в общении с природой, самостоятельной творческой деятельности; уметь обсуждать и анализировать собственную деятельность и деятельность учащихся в соответствии с заданной темой урока.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные:  определять цель своей работы, планировать, выявлять этапы работы, осуществлять поэтапный контроль, оценивать результат своего труда.

Коммуникативные:  способность учеников к сотрудничеству, учиться обмениваться мнениями, слушать учителя и сверстника, обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения.

Познавательные: учиться самостоятельно строить художественный образ, выделять главное; сопоставлять и сравнивать; конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор.

Основные понятия и термины

Деревня, изба, хата, фриз, фронтон, конек, наличники, ставни.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный, практический. Фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы

М/м презентация, образцы выполненной работы, таблицы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

1.Приветствие

2.Эмоциональный настрой

3.Проверка готовности к уроку

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.

Встали все красиво.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко,

Смотрим влево, смотрим вправо,

Спинка ровная у нас,

А осанка просто класс!

-Присаживайтесь.

-Проверим готовность к уроку. На столе у вас должны лежать краски, простой карандаш, альбом.

Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.

II .Постановка цели и задачи урока

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1.Мотивация, решение проблемной ситуации.

 -Ребята, тему урока вы можете определить сами, разгадав предложенный ребус. Слайд 2

Ставит перед учащимися учебную задачу, выслушивает мнения учащихся

Отгадывают ребус, отвечают на вопросы учителя.

III.Актуализация знаний.

Цель: Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

1.Вступительная беседа

2.Изучение нового материала

Рассказ

-А как вы думаете, от какого слова произошло слово деревня? Слайд 3

(Слово деревня произошло от слова дерево, от того, что там деревянные дома, там мало домов)

Вопреки распространённому мнению, деревня называется так не потому, что дома в ней раньше были деревянные. Только в XVII—XVIII вв слово деревня стало употребляться в значении крестьянское селение . До того оно означало двор, а ещё раньше — пахотное поле. А самое древнее значение деревни — это очищенное от леса (то есть как раз от деревьев). Дерево являлось наиболее доступным материалом для создания предметов быта и обихода. И, конечно, из дерева русские мастера строили себе жилища.

-А как же называлось это жилище?(Изба) Слайд 4

-А как называлось традиционное жилище у нас на Кубани? (Хата) Слайд 5

И сегодня у нас на уроке речь пойдет о кубанской хате, как о традиционном жилище.

-Из чего строили хаты? (Хаты строили из самана. Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза.)

Деревьев было мало, ведь климат жаркий и сухой, а глины было много.

Казаки выращивали хлеб, а значит было много соломы, поэтому крыли хату соломой или камышом. Такая крыша называлась "стреха". Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри.

Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца.

Украшали их символическими изображениями солнца, изображениями птиц и коней. Слайд 6,7

-Я вам расскажу об этих древних символах, что они значат. Главными символами являются: солнце, земля, вода, плодородие. Слайд 8,9

-Какой смысл вкладывали мастера в украшении этими символами? (Знаки – обереги на самых ответственных местах как бы защищали от злых духов)

- Сегодня вы будете изображать традиционную кубанскую хату. Слайд 10

Затем украшать стены, наличники и ставни древними символами в виде уже знакомых геометрических фигур. Выполнять рисунок будем вместе.

Актуализирует опорные знания и умения, мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению, дает целевую установку.

Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности, отвечают на вопросы учителя.

IV.Объяснение учебного задания

Цель: объяснить последовательность выполнения работы

1.Алгоритм действий

2.Выполнение педагогического рисунка

Приступаем к работе.

1. Определяем положение листа (горизонтально)        

2.В какую геометрическую фигуру можно вписать кубанскую хату? (В прямоугольник)

3.Рассмотрим хату под углом. Мы видим две стены. Главный фасад (с окнами) и боковой (с дверью). Фасад — любая наружная сторона здания, его лицо. Рисуем вертикальной линией ближний угол хаты, отмечаем его высоту, главный фасад нарисуем слева, покажем основание стены в виде прямой линии и высоту стены тоже виде прямой. Изображаются эти линии сходящимися, точно также и нарисуем боковой фасад в виде двух прямых немножко сходящихся линий. Так показывается перспектива параллельных прямых, уходящих вдаль.

4.Рисуем фронтон в форме треугольника, затем крышу. Фронтон крыши — это верхняя часть переднего фасада постройки, которая ограничена двумя скатами крыши и карнизом.

Фриз  — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы, окаймляющая верхнюю часть стены, Представляет собой орнамент или узорчатое изображение

6.Воспользуемся вспомогательными линиями, чтобы нарисовать окна на одной высоте и одного размера.

Рисуем ставни и наличники.

Оконные ставни — изготовленные из дерева, металла или другого материала полотнища, частично или полностью закрывающие окно.

Нали́чники — декоративное оформление оконного или дверного проёма— резной наличник.

-Вот и готов набросок. Нам остается стереть вспомогательные линии и выделить основные.

 Объясняет алгоритм действий по выполнению работы, выполняет педагогический рисунок.

Выполняют задание по алгоритму.

V.Самостоятельная работа учащихся

Цель: выполнять задания  на заданную тему

1.Самостоятельноя работа

Учащиеся выполняют рисунок вслед за учителем. Используют таблицы с элементами декора, выбирают нужные и украшают свой дом.

Корректирует ошибки учащихся, помогает в выполнении задания.

Самостоятельно выполняют задание на заданную тему.

Физминутка

Цель: предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работы учащихся.

- Пришло время немного отдохнуть.  Встаньте из–за парт. Повторяйте за мной.  

Раз, два, три, четыре, пять

 Стали пальчики считать (шевелим пальчиками)
Сели, встали, сели, встали

Руки в стороны, вперед

Потянулись,  (руки вверх, ладони соединить)

 вправо, влево повернулись

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, сели.

- Тихо сядьте за парты, продолжаем работу.

Показывает движения физкультминутки.

Выполняют упражнения, повторяя за учителем.

VI.Подведение итогов урока

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

1.Анализ лучших рисунков

Выбираю лучшие работы, демонстрирую всему классу, обращаю внимание на то, как правильно построен рисунок:

- соблюдена ли перспектива хаты (Перспектива — техника изображения пространственных объектов на плоскости). Пространственный объект у нас хата. Плоскость это весь наш рисунок.

-соблюдены ли пропорции окон (сравниваем друг с другом);

-ровные ли стены;

- какие геометрические фигуры были использованы при выполнении рисунка;

-какую цветовую гамму вы использовали при выполнении рисунка

-правильно ли подобраны декоративные украшения.

-Рисунок ярко выражает характер кубанской хаты.

-Вы бы хотели жить в такой хате?

-Вы такие молодцы! Можно сказать, начинающие художники. Я хочу, чтобы свои рисунки вышли и показали ….

Осуществляет анализ лучших рисунков. Организует оценку результатов деятельности на уроке. Оценивает работу класса, обращая внимание на выполнение учебных задач.

Оценивают результаты своей деятельности на уроке.

VII.Рефлексия Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

1.Прием незаконченного предложения

-Ребята, а теперь я хочу узнать, что вы расскажите дома.

Расскажу дома, что …

-Всем спасибо за урок! Убираем свои рабочие места.

Учит осуществлять рефлексию своей деятельности на уроке.

Осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке.

Учитель…………….. Методист……………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Традиционное жилище народов Кубани" 3 класс

Представлена методическая разработка урока по кубановедению "Традиционное жилище народов Кубани" для учащихся 3 класса...

Технологическая карта образовательного мероприятия по технологии АМО. Тема: Традиционные сказки о животных. Народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

Урок плотный и насыщенный, но не в ущерб здоровью детей за счет равномерного распределения различных видов заданий и чередование мыслительной деятельности с разминкой,  определение времени подачи...

Разработка урока на тему Народный декор в быту(Технологическая карта.Рефлексивный отчет. Информационная карта)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАУчитель: Вильданова Гульнара Ринадовна, учитель английского языка МБОУ «Зай-Каратайская ООШ»ТЕМА: «ИНТЕРЕСН...

Внеурочная деятельность «Традиции народа Бурятии +Технология».Тема: «Юрта – традиционное жилище бурят» 

Внеурочная деятельность «Традиции народа Бурятии +Технология». Учитель: Тимофеева О.В. Тема: «Юрта – традиционное жилище бурят» ...

Технологическая карта урока кубановедения "Жилище казака" Батищева Н.А

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Жилище казака"...

Исследовательский проект "Юрта - традиционное жилище бурят"

Исследовательский проект "Юрта - традиционное жилище бурят", можно использовать на уроках окружающего мира, ОРКСЭ, изобразительного искусства, технологии....

Технологическая карта урока по изобразительному искусству, 1 класс. Форма и украшение бытовых предметов. Сумка и её декор

Технологическая карта урока по изобразительному искусству, 1 класс. Штамп из яблока. Тема урока: "Форма и украшение бытовых предметов. Сумка и её декор" Цель: Создать условия для ознакомлени...