Технологическая карта урока "Конструкция и декор традиционного жилища"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Миколаенко Анастасия Алексеевна

Конструкция и декор традиционного жилища

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4_a.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Конструкция и декор традиционного жилища

Педагогическая цель

Познакомить с миром русской деревни; материалом для постройки русской избы и её формами; узнают об архитектурных элементах кубанской хаты; познакомить с терминами, научить выполнять рисунок кубанской хаты с элементами декоративного украшения.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты (предметные)

Школьники узнают о роли дерева в строительстве; повторяют специфику русского деревянного зодчества; познакомятся с разнообразными символами украшения кубанской хаты, создадут образ традиционного кубанского жилища в рисунке.

Личностные результаты

Формировать потребность в общении с природой, самостоятельной творческой деятельности; уметь обсуждать и анализировать собственную деятельность и деятельность учащихся в соответствии с заданной темой урока.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные:  определять цель своей работы, планировать, выявлять этапы работы, осуществлять поэтапный контроль, оценивать результат своего труда.

Коммуникативные:  способность учеников к сотрудничеству, учиться обмениваться мнениями, слушать учителя и сверстника, обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения.

Познавательные: учиться самостоятельно строить художественный образ, выделять главное; сопоставлять и сравнивать; конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор.

Основные понятия и термины

Деревня, изба, хата, фриз, фронтон, конек, наличники, ставни.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный, практический. Фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы

М/м презентация, образцы выполненной работы, таблицы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

1.Приветствие

2.Эмоциональный настрой

3.Проверка готовности к уроку

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.

Встали все красиво.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко,

Смотрим влево, смотрим вправо,

Спинка ровная у нас,

А осанка просто класс!

-Присаживайтесь.

-Проверим готовность к уроку. На столе у вас должны лежать краски, простой карандаш, альбом.

Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.

II .Постановка цели и задачи урока

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1.Мотивация, решение проблемной ситуации.

 -Ребята, тему урока вы можете определить сами, разгадав предложенный ребус. Слайд 2

Ставит перед учащимися учебную задачу, выслушивает мнения учащихся

Отгадывают ребус, отвечают на вопросы учителя.

III.Актуализация знаний.

Цель: Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

1.Вступительная беседа

2.Изучение нового материала

Рассказ

-А как вы думаете, от какого слова произошло слово деревня? Слайд 3

(Слово деревня произошло от слова дерево, от того, что там деревянные дома, там мало домов)

Вопреки распространённому мнению, деревня называется так не потому, что дома в ней раньше были деревянные. Только в XVII—XVIII вв слово деревня стало употребляться в значении крестьянское селение . До того оно означало двор, а ещё раньше — пахотное поле. А самое древнее значение деревни — это очищенное от леса (то есть как раз от деревьев). Дерево являлось наиболее доступным материалом для создания предметов быта и обихода. И, конечно, из дерева русские мастера строили себе жилища.

-А как же называлось это жилище?(Изба) Слайд 4

-А как называлось традиционное жилище у нас на Кубани? (Хата) Слайд 5

И сегодня у нас на уроке речь пойдет о кубанской хате, как о традиционном жилище.

-Из чего строили хаты? (Хаты строили из самана. Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза.)

Деревьев было мало, ведь климат жаркий и сухой, а глины было много.

Казаки выращивали хлеб, а значит было много соломы, поэтому крыли хату соломой или камышом. Такая крыша называлась "стреха". Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри.

Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца.

Украшали их символическими изображениями солнца, изображениями птиц и коней. Слайд 6,7

-Я вам расскажу об этих древних символах, что они значат. Главными символами являются: солнце, земля, вода, плодородие. Слайд 8,9

-Какой смысл вкладывали мастера в украшении этими символами? (Знаки – обереги на самых ответственных местах как бы защищали от злых духов)

- Сегодня вы будете изображать традиционную кубанскую хату. Слайд 10

Затем украшать стены, наличники и ставни древними символами в виде уже знакомых геометрических фигур. Выполнять рисунок будем вместе.

Актуализирует опорные знания и умения, мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению, дает целевую установку.

Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности, отвечают на вопросы учителя.

IV.Объяснение учебного задания

Цель: объяснить последовательность выполнения работы

1.Алгоритм действий

2.Выполнение педагогического рисунка

Приступаем к работе.

1. Определяем положение листа (горизонтально)        

2.В какую геометрическую фигуру можно вписать кубанскую хату? (В прямоугольник)

3.Рассмотрим хату под углом. Мы видим две стены. Главный фасад (с окнами) и боковой (с дверью). Фасад — любая наружная сторона здания, его лицо. Рисуем вертикальной линией ближний угол хаты, отмечаем его высоту, главный фасад нарисуем слева, покажем основание стены в виде прямой линии и высоту стены тоже виде прямой. Изображаются эти линии сходящимися, точно также и нарисуем боковой фасад в виде двух прямых немножко сходящихся линий. Так показывается перспектива параллельных прямых, уходящих вдаль.

4.Рисуем фронтон в форме треугольника, затем крышу. Фронтон крыши — это верхняя часть переднего фасада постройки, которая ограничена двумя скатами крыши и карнизом.

Фриз  — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы, окаймляющая верхнюю часть стены, Представляет собой орнамент или узорчатое изображение

6.Воспользуемся вспомогательными линиями, чтобы нарисовать окна на одной высоте и одного размера.

Рисуем ставни и наличники.

Оконные ставни — изготовленные из дерева, металла или другого материала полотнища, частично или полностью закрывающие окно.

Нали́чники — декоративное оформление оконного или дверного проёма— резной наличник.

-Вот и готов набросок. Нам остается стереть вспомогательные линии и выделить основные.

 Объясняет алгоритм действий по выполнению работы, выполняет педагогический рисунок.

Выполняют задание по алгоритму.

V.Самостоятельная работа учащихся

Цель: выполнять задания  на заданную тему

1.Самостоятельноя работа

Учащиеся выполняют рисунок вслед за учителем. Используют таблицы с элементами декора, выбирают нужные и украшают свой дом.

Корректирует ошибки учащихся, помогает в выполнении задания.

Самостоятельно выполняют задание на заданную тему.

Физминутка

Цель: предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работы учащихся.

- Пришло время немного отдохнуть.  Встаньте из–за парт. Повторяйте за мной.  

Раз, два, три, четыре, пять

 Стали пальчики считать (шевелим пальчиками)
Сели, встали, сели, встали

Руки в стороны, вперед

Потянулись,  (руки вверх, ладони соединить)

 вправо, влево повернулись

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, сели.

- Тихо сядьте за парты, продолжаем работу.

Показывает движения физкультминутки.

Выполняют упражнения, повторяя за учителем.

VI.Подведение итогов урока

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

1.Анализ лучших рисунков

Выбираю лучшие работы, демонстрирую всему классу, обращаю внимание на то, как правильно построен рисунок:

- соблюдена ли перспектива хаты (Перспектива — техника изображения пространственных объектов на плоскости). Пространственный объект у нас хата. Плоскость это весь наш рисунок.

-соблюдены ли пропорции окон (сравниваем друг с другом);

-ровные ли стены;

- какие геометрические фигуры были использованы при выполнении рисунка;

-какую цветовую гамму вы использовали при выполнении рисунка

-правильно ли подобраны декоративные украшения.

-Рисунок ярко выражает характер кубанской хаты.

-Вы бы хотели жить в такой хате?

-Вы такие молодцы! Можно сказать, начинающие художники. Я хочу, чтобы свои рисунки вышли и показали ….

Осуществляет анализ лучших рисунков. Организует оценку результатов деятельности на уроке. Оценивает работу класса, обращая внимание на выполнение учебных задач.

Оценивают результаты своей деятельности на уроке.

VII.Рефлексия Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

1.Прием незаконченного предложения

-Ребята, а теперь я хочу узнать, что вы расскажите дома.

Расскажу дома, что …

-Всем спасибо за урок! Убираем свои рабочие места.

Учит осуществлять рефлексию своей деятельности на уроке.

Осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке.

Учитель…………….. Методист……………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Традиционное жилище народов Кубани" 3 класс

Представлена методическая разработка урока по кубановедению "Традиционное жилище народов Кубани" для учащихся 3 класса...

Разработка урока на тему Народный декор в быту(Технологическая карта.Рефлексивный отчет. Информационная карта)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАУчитель: Вильданова Гульнара Ринадовна, учитель английского языка МБОУ «Зай-Каратайская ООШ»ТЕМА: «ИНТЕРЕСН...

Внеурочная деятельность «Традиции народа Бурятии +Технология».Тема: «Юрта – традиционное жилище бурят» 

Внеурочная деятельность «Традиции народа Бурятии +Технология». Учитель: Тимофеева О.В. Тема: «Юрта – традиционное жилище бурят» ...

Технологическая карта урока кубановедения "Жилище казака" Батищева Н.А

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Жилище казака"...

Традиционные жилища народов Севера

Жилища северян замечательно приспособлены под их образ жизни. Поговорим подробнее о том, где и как живут народы Севера....

Исследовательский проект "Юрта - традиционное жилище бурят"

Исследовательский проект "Юрта - традиционное жилище бурят", можно использовать на уроках окружающего мира, ОРКСЭ, изобразительного искусства, технологии....

Технологическая карта урока по изобразительному искусству, 1 класс. Форма и украшение бытовых предметов. Сумка и её декор

Технологическая карта урока по изобразительному искусству, 1 класс. Штамп из яблока. Тема урока: "Форма и украшение бытовых предметов. Сумка и её декор" Цель: Создать условия для ознакомлени...