Доклад на тему: "Учить творчеству"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)

      В последнее время мы слышим очень много разговоров о том, что большинство детей приходит в школу с низким уровнем творческих способностей и нежеланием учиться. Учителям приходится вклады­вать в таких детей очень много сил и уменья, чтобы раскрыть в них творческие способности, заложенные природой. Что же такое «твор­ческие способности»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_-_uchit_tvorchestvu.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

      В последнее время мы слышим очень много разговоров о том, что большинство детей приходит в школу с низким уровнем творческих способностей и нежеланием учиться. Учителям приходится вкладывать в таких детей очень много сил и уменья, чтобы раскрыть в них творческие способности, заложенные природой. Что же такое «творческие способности»?

                                  Учить творчеству.

          Какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. Об этом говорят выводы ученых, основанные на многолетних исследованиях.

Биологи считают, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 3-5 %. Психологи также признают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей.

   Оказывается,  природа  щедро  наделила  каждого  ребенка       возможностями

развиваться. В жизни мы видим совсем  иное: сколько ещё слёз проливают ребятишки, которым трудно учиться, сколько горьких раздумий достаётся на долю отца и матери, когда с учёбой у детей плохо. Может быть, всё-таки правы те, кто говорит, что умным надо родиться? Теперь известно, что в генах зародыша закодировано многое из того, каким станет будущий человек: и цвет кожи и волос, и разрез глаз, и нос, и многое другое. Но закодировано ли его умственное развитие? Многие годы так и  считали. Но вот советские генетики Н.П. Дубинин и

Ю.П.  Шевченко утверждают, что духовное развитие не записывается в генах. Оно фиксируется в социальной программе, которая передается путем воспитания, усложняется и развивается с каждым новым поколением.

Интересно, что ни у кого не возникает вопроса, как и когда, начинать учить ребёнка разговаривать. С ним просто говорят — со дня его рождения, когда  ещё и не воспринимает, кажется, ничего. Но вот проходит время — и произнесено первое слово. Условия, для того чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. Не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребенок с младенчества слышит музыку  и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило, обладают  высокоразвитыми музыкальными способностями? А в семьях художников — изобразительными способностями. А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нём именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно раскрыться?

Если бы каждый родитель помогал бы своему ребёнку развиваться творчески с рождения, сколько бы талантливых и просто творчески активных людей было бы сейчас.

Практика показывает, что на уроках изобразительного искусства целесообразно применять различные развивающие игры. Эти игры развивают у учеников память, воображение, логическое мышление, образное мышление, абстрактное мышление, быстроту реакции, т.е. — творческие способности. Игры эти конечно различаются по сложности (в зависимости от возраста учеников) и по продолжительности. Некоторые из них занимают несколько минут от урока, а некоторые рассчитаны на весь урок, в этом случае получается урок-игра.

Например: игра - минутка

Ученикам предлагается найти на листе с изображением нескольких подобных предметов два одинаковых. В этом случае развивается внимание, быстрота реакции, аналитическое мышление.

Или, другая игра-минутка.

Ученикам предлагается у двух одинаковых на первый взгляд предметов найти различия.

Следующая игра «Силуэт».

Эта игра рассчитана на развитие зрительной памяти и внимания: на листе бумаги изображаются несколько силуэтов знакомых предметов (чайник, ножницы, яблоко, самолет и т.д.). Ученикам предлагается посмотреть на этот лист в течение 1 минуты, после этого лист убирается, а ученики должны перечислить все запомнившиеся предметы.

Чаще всего из 10 предметов ученики запоминают всего 3-4, а это говорит о том, что память у детей плохая и нужно тренировать её как можно чаще. 

Упражнение-игра «Музыка».

Музыкальное творчество — одна из обязательных сфер преломления и развития фантазии ребенка. Здесь разработаны целые развивающие программы. Это упражнение одно из них, связывающее воедино зрительное и слуховое воображения ребенка младшего школьного возраста.

Дети слушают  музыку. После прослушивания мелодии ученикам предлагается изобразить услышанную музыку красной, синей, зеленой и желтой красками и озаглавить свою работу. Работы получаются очень интересными. Некоторые дети рисуют конкретные предметы, а другие просто цветовые сочетания.

Упражнение-игра «Неоконченный рисунок».

Эта игра развивает фантазию и образное мышление.

Детям предлагается какая-либо геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Их задача: из этой фигуры, путем добавления разнообразных линий создать различные образы или предметы.

Чем больше образов нарисовал ученик — тем лучше у него развита фантазия и образное мышление.

Упражнение-игра «Изобретатель».

Эта игра наряду с фантазией активизирует конструктивное и образное мышление. Она охотно выполняется и младшими школьниками и подростками.

Ученикам предлагается несколько задач, результатом которых должно явиться изобретение. Ребенок должен нарисовать свое изобретение по выбранной задаче.

Задачи:

  1. Придумайте несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве.
  2. Придумайте несуществующее животное и назовите его несуществующим
    названием и т.д.

Упражнение-игра «Фантастическая птица».

Используется для тренировки творческого мышления и фантазии. Учащимся предлагаются части различных птиц, вырезанные из картона (клювы, туловища, головы, шеи, хвосты, и ноги). Ученик выбирает любое туловище птицы и прикрепляет к доске, следующий ученик выбирает любую шею и прикрепляет к туловищу птицы, следующий выбирает любую голову и т.д. В итоге на доске получается совершенно фантастическая птица.

Игра-тест» Заполнение отсутствующих деталей в изображении». Этот игра-тест-вариант заданий с возрастающей трудностью. Он используется для исследования восприятия, образного мышления, воссоздающего воображения, начиная с 7-летнего возраста. Детям предлагается облегченные варианты. Ребенку предлагается рассмотреть рисунки и подобрать к ним деталь с учетом восстановления непрерывности узора. На работу дается 2 минуты. Работу можно усложнить, предложить ученику самому дорисовать пропущенные участки.

Оригами.

Обыкновенная бумага может стать способом получения пищи для воображения. На уроках в младших классах целесообразно вводить оригами — японское искусство складывания из бумаги разнообразных фигурок. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, развивает конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. Оригами активизирует мыслительные процессы. И это далеко не все достоинства, которые заключает в себе это искусство. Систематические занятия  оригами — гарантия развития его творческих способностей.

Картины из пластилина.

Пластилин — искусственный пластичный материал, очень удобный для работы с детьми. Выполняя способом лепки различные работы, дети не только получают теоретические знания, у них развивается чувство прекрасного, конструктивное и образное мышление, фантазия, мелкая моторика, художественное видение окружающей действительности. Лепить из пластилина пробовал каждый, а вот рисовать этим материалом, наверное, умеют не все. Попробовав в студии эту технику создания новых необычных «картин», дети приходят в восторг, им очень нравится рисовать пластилином — «краски» не растекаются, а лепить любят все, в отличие от рисования красками. И еще большой плюс: эти «картины» можно вывесить на стенд, чего нельзя сделать с объемными фигурами. Пластилином можно «рисовать», а можно делать и комбинированные работы, где фон «нарисован» а персонажи рельефны. И в этом и в другом случае получаются отличные работы, которые еще и развивают творческие способности учащихся.

Флористика.        -

Интересные образы существующих и несуществующих животных, птиц, предметов можно увидеть в игре света и тени, в ветвях и листьях деревьев или кустарников. Листья деревьев и кустарников различны по форме и величине, и окраску они приобретают самую разнообразную. Природная форма, цвет, оттенки листьев позволяют передать самые различные предметы, птиц, животных, насекомых, фигурки людей и т.д. Работа с листьями и сухими цветами сближает ребенка с родной природой, развивает наблюдательность, конструктивное мышление и фантазию.

Педагогика утверждает, что нет людей ни к чему не способных. Но способности можно или развить, или  недоразвить, или пригасить. Целенаправленно и в массовом масштабе способствовать развитию широкого спектра способностей детей может только школа. И чтобы это осуществить, надо дать учащимся возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона, начиная с самого раннего возраста.

Пробудить заложенное в каждом ребенке творческие способности, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной, счастливой и наполненной жизни — к этому стремится каждый педагог. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью, и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»

Работа представлена на научно-практическую конференцию учеником 2 класса...

Доклад на общешкольном родительском собрании на тему"Учимся быть терпимыми" (о толерантности).

Данная тема помогает понять родителям, что такое толерантность. Способы предотвращения конфликтов в семье.Вывление черт толерантной и интолерантной личности. На мой взгляд -это очень увлекательный, по...

Доклад на тему :Учить и учиться с интересом!.

Доклад на тему :Учить и учиться с интересом!....

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема:Закрепление и обобщение знаний по теме: «Учим буквы – учимся читать»

Технологическая карта урока обучения грамоте  с презентацией по УМУ "Школа 2100". Тема урока:"Закрепление и обобщение знаний по теме: "Учим буквы - учимся читать". Форма урока: урок - закрепление...

Доклад "Использование устного народного творчества на логопедических занятиях"

Фольклор – неписаная литература, устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа.Использование на том или ином этапе занятия примеров из исторических песен или легенд, пословиц и з...

Урок по функциональной грамотности по русскому языку в рамках курса "Я учусь учиться!" по теме "Учусь составлять план и работать по плану"

Урок по функциональной грамотности  по русскому языку в рамках курса "Я учусь учиться!" по теме "Учусь составлять план и работать по плану" на примере работы над повторением о...