Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы Б.М.Неменского, Л.А.Неменской, Н.А.Горяевой, А.С.Питерских по изобразительному искусству (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2011)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_izo_3_klass.docx | 44.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Мордовия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тургеневская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждаю»:
Заместитель директора по УР Директор МБОУ «Тургеневская СОШ»
Марчёнкова А.В.__________ Полякова В.В.__________
« »______2018г. Приказ №___от « »______2018г
.
Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство»
3 класс, базовый уровень
Разработана: Навдаевой С.А. учителем начальных классов
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы Б.М.Неменского, Л.А.Неменской, Н.А.Горяевой, А.С.Питерских по изобразительному искусству (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2011)
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Изобразительное искусство» реализует следующую цель:
-формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические
задачи:
- формирование у обучающихся нравственно – эстетической отзывчивости на
прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
- формирование художественно – творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством
формирования художественных знаний, умений, навыков.
Характеристика учебного курса «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Место учебного курса «Изобразительное искусство» в учебном плане
Согласно учебного плана МБОУ «Тургеневская СОШ» всего на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 ч в год (1 ч в неделю),
Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Изобразительное искусство»
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Изобразительное искусство»
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
6. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
7. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
8. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность
и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Тематическое планирование учебного курса «Изобразительное искусство»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Макси- мальная нагрузка учащего- ся, ч. | Из них | |
Практическая работа, ч | Оценивание собственных художественных деятельностей | |||
1 | Искусство в твоём доме | 8 | 7 | 1 |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 | 6 | 1 |
3 | Художник и зрелищ | 11 | 10 | 1 |
4 | Художник и музей | 8 | 8 | 1 |
ИТОГО | 34 | 30 | 4 |
Содержание учебного курса
Искусство в твоем доме (8ч.)
Твои игрушки
Мамин платок
Обои и шторы в твоем доме
Твои книги
Поздравительная открытка
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Памятники архитектуры — наследие веков
Парки, скверы, бульвары
Ажурные ограды
Фонари на улицах и в парках
Витрины магазинов
Транспорт в городе
Что сделал художник на улицах моего города (села)
Художник и зрелище (9 ч)
Театральные маски
Художник в театре
Театр кукол
Театральный занавес
Афиша, плакат
Художник и цирк
Как художники помогают сделать праздники. Художник и зрелище
Художник и музей (10 ч)
Музеи в жизни города
Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях
Картина-пейзаж
Картина-портрет
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Исторические картины и картины бытового жанра
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников
Календарно – тематическое планирование учебного курса «Изобразительное искусство»
№ п\п | Тема раздела, урока | Кол-во час | Тип урока | Планируемые результаты | Дата проведения | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | План | Факт | ||||
1 | Искусство в твоём доме | 8 | Знание видов ху-дожественной дея-тельности: изобра-зительной (живо-пись, графика, скульптура), конст-руктивной (дизайн и архитектура), де-коративной (народ-ные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;понима-ние образной при-роды искусства; эстетическая оцен-ка явлений. | Регулятивные УУД: Проговаривать после-довательность действий на уроке. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предва-рительный отбор источников информации: ориентироваться в учеб-нике Коммуникативные УУД: Уметь пользоваться языком зобразительного искусства | Прививать чув-ство гордости за культуру и искусство Ро-дины, своего народа;уважи-тельное отно-шение к куль-туре и искус-ству других народов нашей страны и мира в целом; Понимание роли культуры и искусства в жизни общест-ва и каждого отдельного человека | |||
1.1 | Твои игрушки | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
1.2 | Посуда у тебя дома | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
1.3 | Обои и шторы у тебя дома | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
1.4 | Мамин платок | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
1.5 | Твои книжки | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
1.6 | Твои книжки. Объёмная книга | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
1.7 | Открытки | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
1.8 | Труд художника для твоего дома. Обобщаю-щий урок 1 четверти | 1 | Урок рефлексии | |||||
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 | Обсуждать и анали-зировать произве-дения искусства, выражая суждения о содержании, сю-жетах и выразительных средствах; усвоение названий ведущих художест-венных музеев Рос-сии и художествен-ных музеев своего региона; знание основных видов и жанров пространст-венно-визуальных искусств | Регулятивные УУД: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на воп-росы, используя учеб-ник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: Совместно договари-ваться о правилах обще-ния и поведения в шко-ле и на уроках изобрази-тельного искусства и следовать им | Сформирован-ность эстети-ческих потреб-ностей в обще-нии с искусст-вом, природой, потребностей в самостоятель-ной практи-ческой творче-ской деятельности; овладение на-выками коллек-тивной дея-тельности в процессе сов-местной твор-ческой работы | |||
2.1 | Памятники архитектуры | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
2.2 | Парки, скверы, бульвары | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
2.3 | Ажурные ограды | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
2.4 | Волшебные фонари | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
2.5 | Витрины | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
2.6 | Удивительный транспорт | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
2.7 | Обобщающий урок 2 четверти «Искусство на улицах города» | 1 | Урок рефлексии | |||||
3 | Художник и зрелище | 11 | Видеть проявления визуально-прост-ранственных ис-кусств в окружаю-щей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность ис-пользовать в худо-жественно-творчес-кой деятельности различные худо-жественные мате-риалы и художест-венные техники; способность пере-давать в художе-ственно-творческой деятельности хара-ктер, эмоциональ-ные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу | Регулятивные УУД: работать по предложен-ному учителем плану Познавательные УУД: преобразовывать инфор-мацию из одной формы в другую на основе задан-ных в учебнике алгоритмов самосто-ятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД: планировать работу в группе; распределять работу между участни-ками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять раз-личные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Умение сотруд-ничать с това-рищами в про-цессе совмест-ной деятель-ности, соот-носить свою часть работы с общим замыс-лом; умение обсуждать и анализировать собственную художествен-ную деятель-ность и работу одноклассни-ков с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содер-жания и средств его выражения | |||
3.1 | Художник в цирке | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
3.2 | Художник в цирке (завершение темы) | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
3.3 | Художник в театре | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
3.4 | Художник в театре (завершение темы) | 1 | Урок системати-зации знаний | |||||
3.5 | Театр кукол. | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
3.6 | Театр кукол. | 1 | Урок системати-зации знаний | |||||
3.7 | Театральные маски . | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
3.8 | Театральные маски. | 1 | Урок системати-зации знаний | |||||
3.9 | Афиша и плакат | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
3.10 | Праздник в городе | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
3.11 | Школьный карнавал (обобщающий урок 3 четверти) | 1 | Урок рефлексии | |||||
4 | Художник и музей | 8 | Освоение умений применять в худо-жественно—твор-ческой деятель-ности основ цвето-ведения, основ гра-фической грамоты; овладение навыка-ми моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навы-ками изображения средствами аппли-кации и коллажа; характеризовать и эстетически оцени-вать разнообразие и красоту природы различных регио-нов нашей страны; рассуждать о мно-гообразии предс-тавлений о красоте у народов мира | Регулятивные УУД: работать по предложен-ному учителем плану. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на воп-росы;преобразовывать информацию из одной формы в другую на осно-ве заданных в учебнике алгоритмов самостоя-тельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД: слушать и понимать высказывания собесед-ников; выразительно читать и пересказывать содержание текста. | Уважительное отношение к культуре и ис-кусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание осо-бой роли куль-туры и искус-ства в жизни общества и каждого от-дельного че-ловека; сформирован-ность эстети-ческих чувств, художественно-творческого мышления, наблюдатель-ности и фанта-зии. | |||
4.1 | Музей в жизни города | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
4.2 | Картина — особый мир. Картина-пейзаж | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
4.3 | Картина — особый мир. Картина-портрет | 1 | Урок системати-зации знаний | |||||
4.4 | Картина-портрет | 1 | Урок системати-зации знаний | |||||
4.5 | Картина-натюрморт | 1 | Урок системати-зации знаний | |||||
4.6 | Картины исторические и бытовые | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
4.7 | Скульптура в музее и на улице | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
4.8 | Обобщающий урок 4 четверти «Художник и музей» | 1 | Урок рефлексии | |||||
ИТОГО | 34 |
Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
Для реализации программного содержания используется для обучающихся:
Н.Е. Горяева. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. Учебник, 3 класс, М.: Просвещение, 2011
Для реализации программного содержания используется для учителя:
1. Н. А. Горяева, Л. А. Неменская и др. Изобразительное искусство и художественный
труд. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М- Просвещение. 2010.
2. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1—4 кл. / Под
ред. Б. М. Неменского. М- Просвещение. 2010.
Специфическое сопровождение (оборудование):
-репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
-портреты художников; таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
-таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
-схемы рисования предметов, растений, животных человека;
-открытки и календари с репродукциями;
-таблицы по ДПИ;
-стелажи (полки) для хранения;
- демонстрационные и постановочные материалы;
-разнообразные художественные материалы.
Электронно-программное обеспечение:
-электронные библиотеки по искусству;
-презентации к урокам на дисках и флеш.носителях;
- DVD – фильмы по ИЗО;
-записи классической и народной музыки.
Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор,
-ноутбук с художественными программами,
-магнитная доска.
-мобильный интерактивный класс
Цифровые образовательные ресурсы:
- ФЦИОР http://fcior.edu.ru/
- ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru/
- "Art project" – энциклопедия искусств. История мирового искусства. Картинные галереи. Адреса музеев. Страницы арт-школы и виртуальной академии фотоискусства: учебные материалы. http://www.artprojekt.ru/
- "Планета Small Bay" – арт-портал. Электронная библиотека. Фотографии работ великих мастеров живописи и скульптуры, шедевров архитектуры и др. Статьи. Манускрипты и рукописи. http://smallbay.ru/
- "История изобразительного искусства" – информация о выдающихся художниках разных эпох, картины художников разных стран, характеристика стилей. Информация о музеях: Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и др. http://www.arthistory.ru/
- "Всеобщая история искусств" – энциклопедия. Материалы по истории Древнего мира. http://artyx.ru/
- "Живопись.ру" – энциклопедия живописи. Картинная галерея, биографии русских художников. http://jivopis.ru/
- "Art-каталог" – собрание живописи и графики. Галерея картин известных художников, биографии. http://www.art-catalog.ru/
- "Автопортрет в мировой живописи" – автопортреты и портреты художников разных стран. http://izoselfportrait.narod.ru/
- "Импрессионизм" – история импрессионизма. Список художников-импрессионистов, биографии и картины художников. О собраниях картин импрессионистов в крупных музеях мира. Словарь специальных терминов. http://www.impressionism.ru/
- "История архитектуры" – описание архитектуры Древнего мира, античной и средневековой архитектуры. Характеристика архитектурных стилей. http://www.arhitekto.ru/
- "Музеи Европы" – информация о европейских музеях изобразительных искусств, биографии художников, картины. http://www.nearyou.ru/
- "Плакаты.ру" – собрание отечественных плакатов: агитационных, военных, социальных, рекламных, кино плакатов начиная с конца XIX века. Тематические галереи с поиском, предпросмотром, в большом разрешении. http://www.plakaty.ru/
- Справочник по изобразительному искусству. Краткие биографии и картины известных художников XV-XX в. http://artclassic.edu.ru/
- "Шедевры Эрмитажа. Старые мастера". Галерея картин известных художников с комментариями. http://www.kulturamira.ru/
- Товарищество передвижных художественных выставок. История создания товарищества. Биографии художников-передвижников и их работы. http://tphv.ru/
- "График" – об искусстве графики. История искусства графики, уроки рисунка, работы современных художников. Форум. http://graphic.org.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...