Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Навдаева Светлана Александровна

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы Б.М.Неменского, Л.А.Неменской, Н.А.Горяевой, А.С.Питерских по изобразительному искусству (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2011)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_izo_3_klass.docx44.83 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики  Мордовия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тургеневская средняя общеобразовательная школа»

     «Согласовано»                                                                   «Утверждаю»:

Заместитель директора по УР                                     Директор МБОУ «Тургеневская СОШ»                                                                                                      

Марчёнкова А.В.__________                                      Полякова В.В.__________

             «     »______2018г.                                                Приказ  №___от «    »______2018г                                                                        

                        

                                                                                                                                                                       

                                                                       

.

Рабочая программа учебного предмета

«Изобразительное искусство»

3 класс, базовый уровень

                                                                                                                                                           

Разработана: Навдаевой С.А.                                                                                                                                                    учителем  начальных классов                                                                                                                                                          

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы Б.М.Неменского, Л.А.Неменской, Н.А.Горяевой, А.С.Питерских по изобразительному искусству (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2011)

        В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Изобразительное искусство» реализует следующую цель:

-формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры  

  духовной.

      Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические

задачи:

  • формирование у обучающихся нравственно – эстетической отзывчивости на

    прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

  • формирование художественно – творческой активности школьника;
  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством

   формирования художественных знаний, умений, навыков.

Характеристика учебного курса «Изобразительное искусство»

      «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
      Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
      Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.  
      Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
      Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
      На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.      

Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Место учебного  курса «Изобразительное искусство» в учебном плане

        Согласно учебного плана МБОУ «Тургеневская СОШ» всего на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 ч в год (1 ч в  неделю),

Ценностные ориентиры содержания учебного  курса «Изобразительное искусство»

        Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

        Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.        

        Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

        Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

        Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

        Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Планируемые результаты освоения  учебного    курса «Изобразительное искусство»

     В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

     Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  1. чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  2. уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  3. понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  4. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  5. сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

6.    Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной  

       творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

7.   Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,  

      соотносить свою часть работы с общим замыслом;

8.    Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность    

       и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения  

       содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  1. овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  2. овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  3. использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  4. умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  5. умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  6. осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
  •  

Тематическое планирование учебного  курса  «Изобразительное искусство»

 №

п/п

Наименование разделов и тем

Макси-

мальная нагрузка учащего-

ся, ч.

                         Из них

Практическая работа, ч

Оценивание собственных художественных деятельностей

1

Искусство в твоём доме

8

7

1

2

Искусство на улицах твоего города

7

6

1

3

Художник и зрелищ

11

10

1

4

Художник и музей

8

8

1

ИТОГО

34

30

4

Содержание  учебного курса

Искусство в твоем доме (8ч.)

Твои игрушки

Мамин платок

Обои и шторы в твоем доме

Твои книги

Поздравительная открытка

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

Искусство на улицах твоего города (7 ч)

Памятники архитектуры — наследие веков

Парки, скверы, бульвары

Ажурные ограды

Фонари на улицах и в парках

Витрины магазинов

Транспорт в городе

Что сделал художник на улицах моего города (села)

Художник и зрелище (9 ч)

Театральные маски

Художник в театре

Театр кукол

Театральный занавес

Афиша, плакат

Художник и цирк

Как художники помогают сделать праздники. Художник и зрелище

Художник и музей (10 ч)

Музеи в жизни города

Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях

Картина-пейзаж

Картина-портрет

В музеях хранятся скульптуры известных мастеров

Исторические картины и картины бытового жанра

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников


Календарно – тематическое планирование  учебного курса «Изобразительное искусство»

№ п\п

Тема раздела, урока

Кол-во

час

Тип урока

Планируемые результаты

Дата проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

1

Искусство в твоём доме

8

Знание видов ху-дожественной дея-тельности: изобра-зительной (живо-пись, графика, скульптура), конст-руктивной (дизайн и архитектура), де-коративной (народ-ные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;понима-ние образной при-роды искусства; эстетическая оцен-ка явлений.

Регулятивные УУД:

Проговаривать после-довательность действий на уроке.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя. Делать предва-рительный отбор

источников информации: ориентироваться в учеб-нике

Коммуникативные УУД:

Уметь  пользоваться языком зобразительного искусства

Прививать чув-ство гордости за культуру и искусство Ро-дины, своего народа;уважи-тельное отно-шение к куль-туре и искус-ству других народов нашей страны и мира в целом;

Понимание  роли культуры и  искусства в жизни общест-ва и каждого отдельного человека

1.1

Твои игрушки

1

Урок открытия новых знаний

1.2

Посуда у тебя дома

1

Урок открытия новых знаний

1.3

Обои и шторы у тебя дома

1

Урок открытия новых знаний

1.4

Мамин платок

1

Урок открытия новых знаний

1.5

Твои книжки

1

Урок открытия новых знаний

1.6

Твои книжки. Объёмная книга

1

Урок открытия новых знаний

1.7

Открытки

1

Урок открытия новых знаний

1.8

Труд художника для твоего дома. Обобщаю-щий урок 1 четверти

1

Урок  рефлексии

2

Искусство на улицах твоего города

7

Обсуждать и анали-зировать произве-дения искусства, выражая суждения о содержании, сю-жетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художест-венных музеев Рос-сии и художествен-ных музеев своего региона; знание основных видов и жанров пространст-венно-визуальных искусств

Регулятивные УУД:

совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

добывать новые  знания: находить ответы на воп-росы, используя учеб-ник,  свой   жизненный   опыт   и  информацию,   полученную  на уроке.

Коммуникативные УУД:

Совместно договари-ваться о правилах обще-ния и  поведения в шко-ле и на уроках изобрази-тельного искусства и следовать им

Сформирован-ность эстети-ческих потреб-ностей в обще-нии с искусст-вом, природой, потребностей в самостоятель-ной практи-ческой творче-ской деятельности; овладение на-выками коллек-тивной дея-тельности в процессе сов-местной твор-ческой работы

2.1

Памятники архитектуры

1

Урок открытия новых знаний

2.2

Парки, скверы, бульвары

1

Урок открытия новых знаний

2.3

Ажурные ограды

1

Урок открытия новых знаний

2.4

Волшебные фонари

1

Урок открытия новых знаний

2.5

Витрины

1

Урок открытия новых знаний

2.6

Удивительный транспорт

1

Урок открытия новых знаний

2.7

Обобщающий урок 2 четверти  «Искусство на улицах города»

1

Урок  рефлексии

3

Художник и зрелище

11

Видеть проявления визуально-прост-ранственных ис-кусств в окружаю-щей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность ис-пользовать в худо-жественно-творчес-кой деятельности различные худо-жественные мате-риалы и художест-венные техники;

способность пере-давать в художе-ственно-творческой деятельности хара-ктер, эмоциональ-ные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу

Регулятивные УУД:

работать по предложен-ному учителем плану

Познавательные УУД:

преобразовывать инфор-мацию из одной формы в другую на основе задан-ных в учебнике алгоритмов самосто-ятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

планировать работу  в группе; распределять работу  между участни-ками проекта; понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы; уметь  выполнять раз-личные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).

Умение сотруд-ничать с това-рищами в про-цессе совмест-ной деятель-ности, соот-носить свою часть работы с общим замыс-лом; умение обсуждать и анализировать собственную  художествен-ную деятель-ность  и работу одноклассни-ков с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содер-жания и средств его выражения

3.1

Художник в цирке

1

Урок открытия новых знаний

3.2

Художник в цирке (завершение темы)

1

Урок открытия новых знаний

3.3

Художник в театре

1

Урок открытия новых знаний

3.4

Художник в театре  (завершение темы)

1

Урок системати-зации знаний

3.5

Театр кукол.

1

Урок открытия новых знаний

3.6

Театр кукол.

1

Урок системати-зации знаний

3.7

Театральные маски

.

1

Урок открытия новых знаний

3.8

Театральные маски.

1

Урок системати-зации знаний

3.9

Афиша и плакат

1

Урок открытия новых знаний

3.10

Праздник в городе

1

Урок открытия новых знаний

3.11

Школьный карнавал (обобщающий урок 3 четверти)

1

Урок  рефлексии

4

Художник и музей

8

Освоение умений применять в худо-жественно—твор-ческой  деятель-ности основ цвето-ведения, основ гра-фической грамоты;

овладение  навыка-ми  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навы-ками изображения средствами аппли-кации и коллажа; характеризовать и эстетически оцени-вать разнообразие и красоту природы различных регио-нов нашей страны;

рассуждать о мно-гообразии предс-тавлений о красоте у народов мира

Регулятивные УУД:

работать по предложен-ному учителем плану.

Познавательные УУД:

добывать новые  знания: находить ответы на воп-росы;преобразовывать информацию из одной формы в другую на осно-ве заданных в учебнике алгоритмов самостоя-тельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

 слушать и понимать высказывания собесед-ников; выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Уважительное отношение к культуре и ис-кусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание осо-бой роли куль-туры и  искус-ства в жизни общества и каждого от-дельного че-ловека;

сформирован-ность эстети-ческих чувств, художественно-творческого мышления, наблюдатель-ности и фанта-зии.

4.1

Музей в жизни города

1

Урок открытия новых знаний

4.2

Картина — особый мир. Картина-пейзаж

1

Урок открытия новых знаний

4.3

Картина — особый мир. Картина-портрет

1

Урок системати-зации знаний

4.4

Картина-портрет

1

Урок системати-зации знаний

4.5

Картина-натюрморт

1

Урок системати-зации знаний

4.6

Картины исторические и бытовые

1

Урок открытия новых знаний

4.7

Скульптура в музее и на улице

1

Урок открытия новых знаний

4.8

Обобщающий урок 4 четверти

«Художник и музей»

1

Урок  рефлексии

ИТОГО

34


Материально – техническое обеспечение учебного процесса.

Для реализации программного содержания используется для обучающихся:

    Н.Е. Горяева. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. Учебник, 3 класс, М.: Просвещение, 2011

Для реализации программного содержания используется для учителя:

 1.  Н. А. Горяева, Л. А. Неменская и др. Изобразительное искусство и художественный

      труд. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М- Просвещение. 2010.

 2.  Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1—4 кл. / Под

      ред. Б. М. Неменского. М- Просвещение. 2010.

Специфическое сопровождение (оборудование):

-репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
-портреты художников; таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

-таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

-схемы рисования предметов, растений, животных человека;

-открытки   и календари с репродукциями;

-таблицы по ДПИ;

-стелажи (полки) для хранения;

- демонстрационные и постановочные материалы;

-разнообразные художественные материалы.

 

Электронно-программное обеспечение:

-электронные библиотеки по искусству;

-презентации к урокам на  дисках и флеш.носителях;

- DVD – фильмы по ИЗО;

-записи классической и народной музыки.

 

Технические средства обучения:

-мультимедийный проектор,

-ноутбук с художественными программами,

 -магнитная доска.

-мобильный интерактивный класс

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. ФЦИОР    http://fcior.edu.ru/ 
  2. ЕКЦОР     http://school-collection.edu.ru/
  3.  "Art project" – энциклопедия искусств. История мирового искусства. Картинные галереи. Адреса музеев. Страницы арт-школы и виртуальной академии фотоискусства: учебные материалы. http://www.artprojekt.ru/
  4. "Планета Small Bay" – арт-портал. Электронная библиотека. Фотографии работ великих мастеров живописи и скульптуры, шедевров архитектуры и др. Статьи. Манускрипты и рукописи. http://smallbay.ru/
  5. "История изобразительного искусства" – информация о выдающихся художниках разных эпох, картины художников разных стран, характеристика стилей. Информация о музеях: Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и др. http://www.arthistory.ru/
  6. "Всеобщая история искусств" – энциклопедия. Материалы по истории Древнего мира. http://artyx.ru/
  7. "Живопись.ру" – энциклопедия живописи. Картинная галерея, биографии русских художников. http://jivopis.ru/
  8. "Art-каталог" – собрание живописи и графики. Галерея картин известных художников, биографии. http://www.art-catalog.ru/
  9. "Автопортрет в мировой живописи" – автопортреты и портреты художников разных стран. http://izoselfportrait.narod.ru/
  10. "Импрессионизм" – история импрессионизма. Список художников-импрессионистов, биографии и картины художников. О собраниях картин импрессионистов в крупных музеях мира. Словарь специальных терминов. http://www.impressionism.ru/
  11. "История архитектуры" – описание архитектуры Древнего мира, античной и средневековой архитектуры. Характеристика архитектурных стилей. http://www.arhitekto.ru/
  12. "Музеи Европы" – информация о европейских музеях изобразительных искусств, биографии художников, картины. http://www.nearyou.ru/
  13. "Плакаты.ру" – собрание отечественных плакатов: агитационных, военных, социальных, рекламных, кино плакатов начиная с конца XIX века. Тематические галереи с поиском, предпросмотром, в большом разрешении. http://www.plakaty.ru/
  14. Справочник по изобразительному искусству. Краткие биографии и картины известных художников XV-XX в. http://artclassic.edu.ru/
  15. "Шедевры Эрмитажа. Старые мастера". Галерея картин известных художников с комментариями. http://www.kulturamira.ru/
  16. Товарищество передвижных художественных выставок. История создания товарищества. Биографии художников-передвижников и их работы. http://tphv.ru/
  17. "График" – об искусстве графики. История искусства графики, уроки рисунка, работы современных художников. Форум. http://graphic.org.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...