«Мы голосуем за мир»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Понимание назначения, художественного языка плаката. Использование художественных средств выразительности для создания варианта плаката.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_za_mir.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 4 классе: «Мы голосуем за мир»
Балалыкина Ольга Ивановна, учитель начальных классов
Тема: антивоенный плакат.
Вид занятий: декоративно - прикладное творчество.
Форма урока: урок - презентация.
Задачи:
- Знакомство с работой художника- графика в области плаката.
- Понимание назначения, художественного языка плаката.
- Тема скорби по погибшим героям, горечи утраты и гордости за их подвиг в искусстве.
- Использование художественных средств выразительности для создания варианта плаката.
Оборудование: словарь С.И. Ожегова, аудиозаписи песен «Пусть всегда будет солнце», «Детство - это я и ты», «Вставай, страна огромная»; презентация «Мы голосуем за мир», выполненная в программе Power Point, графические материалы, бумага.
Ход урока
1.Организация класса.
2.Вступительная беседа.
- Ребята, посмотрите на монитор компьютера. О чем говорит вам этот отрезок времени?
«Война - жесточе нету слова».
«Война – печальней нету слова».
«Война – святее нету слова».
Более 70 лет прошло с того незабываемого дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Чёрного моря, двери войны.
Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Идут годы, а подвигу великого народа в Отечественной войне суждено навсегда остаться в памяти человеческой.
Я знаю.
Я знаю все твои невзгоды, Все радости, Отчизна- мать… Прошли сороковые годы, Но их нельзя не вспоминать.
Мне ль их из памяти изгладить, Свое сиротство позабыть? Отец погиб, победы ради, А значит – остается жить.
Да он в победу верил свято, Отчизну не отдал врагу… Я – дочь погибшего солдата, Быть равнодушной не могу,
Когда на чистые рассветы Вновь посягает воронье… Сейчас в опасности планета, И я в ответе за нее.
За будущее я в ответе. И в свете Вечного огня Отец через десятилетья С надеждой смотрит на меня…
Тревогу бьют и меч, и лира: Вставайте, дочери, сыны! Нет ничего важнее мира, Нет ничего страшней войны.
Это стихотворение написано тамбовской поэтессой Валентиной Тихоновной Дорожкиной. Оно вошло в сборник « Венок солдату», посвященному памяти ее отца и всех погибших на фронтах ВОВ.
Война положила отпечаток на все искусства: литературу, музыку, кино и изобразительное искусство. В большинстве своем они ушли в тень, закономерно уступив место наглядной агитации.
-Агитация (обращение к презентации).
Агитация - активная деятельность по распространению политических идей средствами массовой информации, устными выступлениями с целью оказать воздействие на широкие массы (по С.И. Ожегову).
В первые дни войны на улицах городов, у призывных пунктов, на эшелонах, спешивших к местам боев, можно было увидеть плакат художника Ираклия Моисеевича Тоидзе «Родина – мать зовет!». Работа художника вызывала всех граждан встать на защиту Родину, принять военную присягу. Женщина олицетворяет собой образ Родины, которая, как и мать, самое дорогое у каждого. Без огромного, высотой в пять этажей плаката, вывешенного на улице Горького, невозможно представить себе Москву военных лет.
Плакат «Воин Красной Армии, спаси!» Виктора Борисовича Корецкого получил всенародное внимание и любовь. Плакат вызывал у каждого бойца на фронте и у любого патриота в тылу чувство сердечной боли, глубокого возмущения против фашизма. Женщина с ребенком, изображенная на плакате напоминала им собственных жен и детей, оставшихся за линией фронта. На лице у женщины гнева больше, чем страха, она готова на все ради спасения своего дитя. Плакат, несмотря на трагическую мрачность темы, был оптимистичен, внушал уверенность в победе, не пугал, а пробуждал отвагу в людях. Кисти В.Б. Корецкого принадлежат и такие плакаты как: «Будь Героем!», «Наши силы неисчислимы», «Партизаны, бейте врага без пощады!».
Очень жаль, что много плакатов тех лет остались безымянными. Так, например, плакат «Защитим родную Москву!» принадлежит кисти неизвестного художника.
-Дети читают стихи:
Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда -
Пусть не будет войны на планете!
Никогда, никогда, никогда.
Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города...
Мир нужен на земле всегда!
Объяснение учебного задания
Мир. Какое короткое, но емкое слово, оно объединяет в себе два понятия. Во- первых, мир- это наша планета, жизнь, бытие. Во- вторых, слово «мир», в смысле мириться, обозначает дружбу. Свое отношение к миру вы можете выразить сегодня в антивоенном плакате, но прежде, обратимся к теории.
- Что такое плакат? (Обращение к презентации)
Плакат - вид графики, лаконичное броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, как правило, сопровождаемое текстом. В переводе с французского - объявление, афиша.
Нередко плакаты выполняются не только графическими, но и живописными средствами, многие выполняются в единственном числе. Он должен восприниматься на большом расстоянии, выделяться среди разнообразных средств информации, а значит, поэтому необходимо использовать яркие цвета. Чаще в плакате изображаются общепонятные символы, образы. Плакаты выполняются в политических, рекламных, учебных целях.
- В последнее время широкое распространение получили следующие виды плакатов. (Обращение к презентации).
- Каждый плакат, как вы заметили, содержит лозунг. Что такое лозунг? (Обращение к презентации).
Лозунг – обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование (по С.И. Ожегову).
- В своих рисунках вы можете использовать строчки из стихотворений и песен. Например… (обращение к презентации).
Самостоятельная работа учащихся
Оговариваются элементы композиции плаката:
- Условное, упрощённое, но выразительное изображение;
- Краткая подпись, выполняющая основную идею сюжета;
- Изображение ограничивается по периметру листа рамкой.
Работа учащихся сопровождается мелодией «Детство - я и ты».
Итоги урока
- Пришло время посмотреть ваши эскизы (организуется выставка работ учащихся).
- Посмотрите, какие разные решения! Какая работа, на ваш взгляд, наиболее удачная? Чем? Кому вы советуете что- либо добавить или убрать?
- К вашим рисункам я добавлю еще одну работу. Посмотрите на нее. Какими словами, известными вам с детства, можно подписать эту картинку?
Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо, Пусть всегда будет мама, Пусть всегда буду я.
- Закончим наш урок песней «Пусть всегда будет солнце».
Домашнее задание
Отредактировать эскизы, с учетом замечаний, которые были озвучены в ходе выставки работ.
Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Голоса леса
Познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения....
Урок окружающего мира во 2 классе "Голоса леса"
Познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения....
Голоса леса
...
Программа дополнительного образования "Звонкие голоса"
Программа "Звонкие голоса" разработана для учащихся начальных классов, рассчитана на 3 года.Главной целью является формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся, как одной из составных обще...
Презентация к уроку мызыка по теме:"Великие наши современники:певческие мужские голоса.С.Я.Лемешев".
Учитель:Силина Вера Александровна.Учебный предмет: музыка.Тема:"Выдающиеся исполнители музыки: певческие мужские голоса. С.Я.Лемешев."Вид урока: Презентация.Методы и приемы: ТРКМ...
ФОНОПЕДИЧЕСКИЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ГОЛОСА В. В. ЕМЕЛЬЯНОВА
Данный материал поможет руководителям хоровых коллективов, учителям музыки в работе над развитием детского голоса....
Развитие устной речи и окружающий мир Тема «Звукоподражание голосам животных. Соотнесение голосов с животными»
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности по предмету "Развитие устной рчи и окружающий мир"Тема "Звукоподражание голосам животных....