«Мы голосуем за мир»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Балалыкина Ольга Ивановна

Понимание назначения, художественного языка плаката.  Использование художественных средств выразительности для создания варианта плаката.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_za_mir.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 4 классе: «Мы голосуем за мир»

Балалыкина Ольга Ивановна, учитель начальных классов

Тема: антивоенный плакат.

Вид занятий:  декоративно - прикладное творчество.

Форма урока: урок - презентация.

Задачи: 

  • Знакомство с работой художника- графика в области плаката.
  • Понимание назначения, художественного языка плаката.
  • Тема скорби по погибшим героям, горечи утраты и гордости за их подвиг в искусстве.
  • Использование художественных средств выразительности для создания варианта плаката.

Оборудование: словарь С.И. Ожегова, аудиозаписи песен «Пусть всегда будет солнце», «Детство - это я и ты», «Вставай, страна огромная»; презентация  «Мы голосуем за мир», выполненная в программе Power Point, графические материалы, бумага.

Ход урока

1.Организация класса.

2.Вступительная беседа.

- Ребята, посмотрите на монитор компьютера. О чем говорит вам этот отрезок времени?

«Война - жесточе нету слова».

«Война – печальней нету слова».

«Война – святее нету слова».

Более  70 лет прошло с того незабываемого дня, когда настежь распахнулись огромные,  от  Баренцева до Чёрного моря,  двери войны.

Много  воды унесла река времени с тех пор. Заросли  шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Идут годы, а подвигу великого народа в Отечественной войне суждено навсегда остаться в памяти человеческой.

Я знаю.

Я знаю все твои невзгоды,                                                                                                          Все радости, Отчизна- мать…                                                                                           Прошли сороковые годы,                                                                                                        Но их нельзя не вспоминать.

Мне ль их из памяти изгладить,                                                                                           Свое сиротство позабыть?                                                                                                     Отец погиб, победы ради,                                                                                                      А значит – остается жить.

Да он в победу верил свято,                                                                                                   Отчизну не отдал врагу…                                                                                                                       Я – дочь погибшего солдата,                                                                                                   Быть равнодушной не могу,

Когда на чистые рассветы                                                                                                       Вновь посягает воронье…                                                                                                        Сейчас в опасности планета,                                                                                                      И я в ответе за нее.

За будущее я в ответе.                                                                                                                      И в свете Вечного огня                                                                                                                             Отец через десятилетья                                                                                                                        С надеждой смотрит на меня…

Тревогу бьют и меч, и лира:                                                                                               Вставайте, дочери, сыны!                                                                                                        Нет ничего важнее мира,                                                                                                             Нет ничего страшней войны.

Это стихотворение написано тамбовской поэтессой Валентиной  Тихоновной  Дорожкиной. Оно вошло в сборник « Венок солдату», посвященному памяти ее отца и всех погибших на фронтах ВОВ.

Война положила отпечаток на все искусства: литературу, музыку, кино и изобразительное искусство. В большинстве своем они ушли в тень, закономерно уступив место наглядной агитации.

-Агитация (обращение к  презентации).

Агитация - активная деятельность по распространению политических идей средствами массовой информации, устными выступлениями с целью оказать воздействие на широкие массы (по С.И. Ожегову).

В первые дни войны на улицах городов, у призывных пунктов, на эшелонах, спешивших к местам боев, можно было увидеть плакат художника Ираклия Моисеевича Тоидзе «Родина – мать зовет!». Работа художника вызывала всех граждан встать на защиту Родину, принять военную присягу. Женщина олицетворяет собой образ Родины, которая,  как и мать, самое дорогое у каждого. Без огромного, высотой в пять этажей плаката, вывешенного на улице Горького, невозможно представить себе Москву военных лет.

Плакат «Воин Красной Армии, спаси!» Виктора Борисовича Корецкого получил всенародное внимание и любовь. Плакат вызывал у каждого бойца на фронте и у любого патриота в тылу чувство сердечной боли, глубокого возмущения против фашизма. Женщина с ребенком, изображенная на плакате напоминала им собственных жен и детей, оставшихся за линией фронта. На лице у женщины гнева больше, чем страха, она готова на все ради спасения своего дитя. Плакат, несмотря на трагическую мрачность темы, был оптимистичен, внушал уверенность в победе, не пугал, а пробуждал отвагу в людях. Кисти В.Б. Корецкого принадлежат и такие плакаты как: «Будь Героем!», «Наши силы неисчислимы», «Партизаны, бейте врага без пощады!».

Очень  жаль, что много плакатов тех лет остались безымянными. Так, например, плакат «Защитим родную Москву!» принадлежит кисти неизвестного художника.

-Дети читают стихи:

Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда -
Пусть не будет войны на планете!
Никогда, никогда, никогда
.

Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города...
Мир нужен на земле всегда!

Объяснение учебного задания

Мир. Какое короткое, но емкое слово, оно объединяет в себе два понятия. Во- первых, мир- это наша планета, жизнь, бытие. Во- вторых, слово «мир», в смысле мириться, обозначает дружбу. Свое отношение к миру вы можете выразить сегодня в  антивоенном плакате, но прежде, обратимся к теории.

- Что такое плакат?  (Обращение к презентации)

Плакат -   вид графики, лаконичное броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, как правило, сопровождаемое текстом. В переводе с французского - объявление, афиша.

Нередко плакаты выполняются не только графическими, но и живописными средствами, многие выполняются в единственном числе. Он должен восприниматься на большом расстоянии, выделяться среди разнообразных средств информации, а значит, поэтому необходимо использовать яркие цвета. Чаще в плакате изображаются общепонятные символы, образы. Плакаты выполняются в политических, рекламных, учебных целях.

- В последнее время широкое распространение получили следующие виды плакатов. (Обращение к презентации).

- Каждый плакат, как вы заметили, содержит лозунг. Что такое лозунг? (Обращение к презентации).  

Лозунг обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование (по С.И. Ожегову).

- В своих рисунках вы можете использовать строчки из стихотворений и песен. Например… (обращение к презентации).  

Самостоятельная работа учащихся

Оговариваются элементы композиции плаката:

  1. Условное, упрощённое, но выразительное изображение;  
  2. Краткая подпись, выполняющая основную идею сюжета;
  3. Изображение ограничивается по периметру листа рамкой.

Работа учащихся сопровождается мелодией «Детство - я и ты».

Итоги урока

- Пришло время посмотреть ваши эскизы (организуется выставка работ учащихся).

- Посмотрите, какие разные решения! Какая работа, на ваш взгляд, наиболее удачная? Чем? Кому вы советуете что- либо добавить или убрать?

- К вашим рисункам я добавлю еще одну работу. Посмотрите на нее. Какими словами, известными вам с детства, можно подписать эту картинку?

Пусть всегда будет солнце,                                                                                                Пусть всегда будет небо,                                                                                                        Пусть всегда будет мама,                                                                                                         Пусть всегда буду я.

- Закончим наш урок песней «Пусть всегда будет солнце».

Домашнее задание

Отредактировать эскизы, с учетом замечаний, которые были озвучены в ходе выставки работ.

Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Голоса леса

Познакомить  детей  с  лесными  птицами, с  голосами  лесных  птиц, с особенностями  их  поведения....

Урок окружающего мира во 2 классе "Голоса леса"

Познакомить  детей  с  лесными  птицами, с  голосами  лесных  птиц, с особенностями  их  поведения....

Голоса леса

                                                      ...

Программа дополнительного образования "Звонкие голоса"

Программа "Звонкие голоса" разработана для учащихся начальных классов, рассчитана на 3 года.Главной целью является формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся, как одной из составных обще...

Презентация к уроку мызыка по теме:"Великие наши современники:певческие мужские голоса.С.Я.Лемешев".

Учитель:Силина Вера Александровна.Учебный  предмет: музыка.Тема:"Выдающиеся исполнители музыки: певческие мужские голоса. С.Я.Лемешев."Вид урока: Презентация.Методы и приемы: ТРКМ...

ФОНОПЕДИЧЕСКИЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ГОЛОСА В. В. ЕМЕЛЬЯНОВА

Данный материал поможет руководителям хоровых коллективов, учителям музыки в работе  над развитием детского голоса....

Развитие устной речи и окружающий мир Тема «Звукоподражание голосам животных. Соотнесение голосов с животными»

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности по предмету "Развитие устной рчи и окружающий мир"Тема "Звукоподражание голосам животных....