Рабочая программа по изобразительному искусству.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству с 1 по 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalinkina_l.a._izobrazitelnoe_iskusstvo._1-4_klass.docx | 68.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе приказом № _____
________________________ Т.В. Дидич «___» __________ 20____ г. «___» __________ 20____ г.
Рабочая программа учебного курса
«Изобразительное искусство» 1-4 класс
2016 – 2020 учебные годы
3 «б» класс
Учитель: Калинкина Лариса Александровна
Квалификационная категория: высшая
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № __ от «___» _______ 20____г.
г. Советский
2018 г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Примерной программой по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1.-5 –е изд. - М.: Просвещение, 2011 г.; авторской программой Б.М.Неменский и др. Изобразительное искусство: рабочие программы.1-4 класс. – Москва: «Просвещение», 2011.
Учебники:
- Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. 1 класс/под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014 г.
- Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. 2 класс/под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014 г.
- Н.А. Горяева, Л. А. Неменская, Изобразительное искусство. 3 класс/под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2016 г.
- Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. 4 класс/под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2016 г.
Изучение курса изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре, зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотностью; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствование эстетического вкуса.
Основными задачами реализации содержания обучения являются:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, скульптура, дизайн и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение курса отводится 1 час в неделю, всего на курс — 135 часов. Предмет изучается: в 1 классе — 33 часа в год, во 2—4 классах — 34 часа в год (при 1 часе в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
• в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, при роде, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
• в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
• в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
• формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
–различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно¬-прикладное искусство) и участвовать в художественно-¬творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
–различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
–эмоционально-¬ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-¬творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
–узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
–приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение–создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
–использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно¬-творческого замысла;
–различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-¬творческой деятельности;
–создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно¬-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
–наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструи-ровании;
–использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-¬творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий);
–осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
–выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта— природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.— в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
–воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
–видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
–высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
–пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
–моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
–выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
–видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
–понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
–изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
–изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы
Содержание учебного курса
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различия художественных материалов.
Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки - доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать, ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, которые помогают детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Тематическое планирование
№ | Название тем и разделов | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
1 класс | |||
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. | 9ч | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. |
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. | 8ч | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. |
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. | 11ч | Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм Анализировать и понимать форму, конструкцию, пропорции дома. |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | 5ч | Различать три вида художественной деятельности Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства |
Итого:33 часа | |||
2 класс | |||
1. | Чем и как работают художники. | 8ч | Пользоваться тремя основными природными цветами –красный, синий, желтый. Пользоваться выразительными возможностями пастели, цветных мелков, акварели. Видеть выразительные возможности аппликации, бумаги. |
2. | Реальность и фантазия. | 7ч | Различать реальность и фантазию, изображение и реальность, украшение и фантазию. Реализовывать свои фантазии на бумаге. |
3. | О чем говорит искусство. | 11ч | Выражать характер изображаемых животных.Выражать с помощью художественных средств характер человека – мужской образ, женский образ. Изображать природу в разных состояниях. Выражать характер человека через украшение. |
4. | Как говорит искусство. | 8 | Выбирать цвета как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета, линия-ритм линий, характер линий. Различать теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Понимать ритм пятен как средства выражения, видеть пропорции. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. |
Итого:34 часа | |||
3 класс | |||
1. | Искусство в твоем доме. | 8ч | Видеть, что сделал художник в нашем доме: игрушки, посуда, обои и шторы, книжки. Изготавливать поздравительную открытку. |
2. | Искусство на улицах твоего города. | 8ч | Видеть, что сделал художник на улицах моего города (села): памятники архитектуры, парки, скверы, бульвары, ажурные ограды, фонари на улицах и в парках, витрины магазинов. Изготавливать образцы городских украшений. |
3. | Художник и зрелище. | 11ч | Понимать, какова роль художника в цирке, в театре, изготавливать маски для театра кукол. |
4. | Художник и музей. | 8ч | Понимать роль музеев в жизни города. Различать картину-пейзаж, картину-портрет, картину-натюрморт, картины исторические и бытовые. Изображать картины разных видов. |
Итого:34 часа | |||
4 класс | |||
1. | Истоки родного искусства. | 8ч | Видеть гармонию жилья с природой. Чувствовать и передавать образ красоты человека. |
2. | Древние города нашей Земли. | 7ч | Различать древние соборы, видеть их красоту и уникальность. Изобразить древний город. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в узорочье теремов. Изобразить праздничный пир в теремных палатах. |
3. | Каждый народ – художник. | 11ч | Увидеть образ художественной культуры Японии. Познакомиться с искусством народов гор и степей. Узнавать образ художественной культуры Средней Азии, Древней Греции, Западной Европы. Понимать многообразие художественных культур в мире. |
4. | Искусство объединяет народы. | 8ч | Понимать, что все народы воспевают материнство, мудрость старости. Осознать, что сопереживание — великая тема искусства. Понимать, кто такие герои, борцы и защитники. Анализировать искусство народов мира. |
Итого: 34часа |
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства на 2018-2019 уч. год
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание уроков | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | Дата | |
План | Факт | |||||
ИСКУССТВО В ТВОЁМ ДОМЕ. (8 ч.) | ||||||
1 | Твои игрушки. | 1 | Повторение основных задач образов братьев-Мастеров. Знакомство с рабочими принадлежностями и правилами техники безопасности на уроке. Цель и назначение игрушки. Разнообразие игрушек. Демонстрация поделок народных промыслов. Сравнение игрушки народной и современной. Определение роли мастеров в создании игрушки. Изготовление и рисование игрушек. композиция, колорит | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. | ||
2 | Посуда у тебя дома. | 1 | Формы и материал посуды, её предназначение, размеры, композиционные особенности, специфика оформления. Аргументация её декора. сервиз, гармония, колорит | Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды). Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением. | ||
3 | Обои и шторы у тебя дома. | 1 | Роль художника в создании дизайна дома. Роль цвета и декора в создании образа комнаты. Повторяемость узора в обоях. Этапы работы при создании обоев и штор. Изготовление клише, работа по трафарету. цветочный рисунок, природные элементы, ритм, периодичность | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. | ||
4 | Мамин платок. | 1 | Искусство росписи тканей. Зависимость цветового узора от назначения платка. Разновидности платков. Варианты композиционного решения росписи. Создание эскиза с конкретным предназначением. мотив, акцент | Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный геометрический). Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный). | ||
5 6 | Твои книжки. Создание книжки. | 2 | Оформление книг. Знакомство с многообразием видов книг. Оформительские элементы книг. Своеобразие стилей художников-иллюстраторов. Игровые книжки. Создание проекта конструкции книги, её обложки, выбор шрифтов, эскизов иллюстраций. искусство книги, переплёт, супер-обложка, титульный лист, шмуцтитул, концовка | Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книжки-игрушки. Овладевать навыками коллективной работы. | ||
7 | Открытки. | 1 | Возникновение открытки, её назначение, тематика. Техника создания и оформления открытки. лаконизм, избирательность | Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения | ||
8 | Обобщение по теме: «Искусство в твоем доме». Выставка творческих работ. | 1 | Закрепление и обобщение знаний, обмен обучающимися мнениями о видах работ, проводимых в данном разделе. Просмотр произведений искусства, которые оставили наибольшие положительные впечатления. | Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров. Эстетически оценивать работы сверстников. | ||
ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (7 ч.) | ||||||
9 | Памятники архитектуры. | 1 | Понятие о малой родине. художественные атрибуты современной жизни города. Эстетическая оценка современных и старинных построек. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Создание плоского или объёмного изображения проекта здания или архитектурного ансамбля. памятник архитектуры, зодчество | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. | ||
10 | Парки, скверы, бульвары. | 1 | Назначение «зелёных зон» в городах. Традиции парковой архитектуры в нашей стране. Варианты современной архитектуры для садов и парков. Создание проекта детского парка развлечений. садово-парковое искусство | Сравнивать и анализировать парки, скверы , бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. | ||
11 | Ажурные ограды.. | 1 | Роль ограждений в оформлении города. Кружевные детали в истории искусства России. Эстетическая оценка ажурных металлических оград. Поиски природных аналогов рисунка. Создание оригинальных вариантов ажурных ограждений. ажур | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера. | ||
12 | Волшебные фонари. | 1 | Назначение фонарей в человеческой жизни. Образцы фонарей в качестве цветового украшения города. Размеры и формы. миниатюрность, колоссальность | Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различать фонари разного эмоционального звучания. Объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). | ||
13 | Витрины. | 1 | Назначение витрин, сочетание оформления с профилем магазина. Рекламная и художественная составляющие в содержании витрин. Композиционные и оформительские навыки в создании витрин. эклектика, коллаж | Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. | ||
14 | Удивительный транспорт. | 1 | Историческая эволюция облика автомобиля. Назначение автомобилей, связь конструкции с дизайном. Автомобильный декор. конструктор | Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. | ||
15 | Обобщение по теме: «Искусство на улицах твоего города». Выставка творческих работ. | 1 | Закрепление и обобщение знаний, обмен обучающимися мнениями о видах работ, проводимых в данном разделе. Просмотр произведений искусства, которые оставили наибольшие положительные впечатления. | Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города. Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов. | ||
ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (11ч.) | ||||||
16 17 | Художник в цирке. | 2 | Особенности циркового искусства. Виды цирковых номеров, их специфика. Роль художника в их оформлении. Особая яркость, насыщенность циркового представления. занавес, костюмы, реквизит, освещение | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. | ||
18 19 | Художник в театре. | 2 | Знакомство с работой художника-оформителя театральных постановок. Рассматривание эскизов театральных постановок, их обсуждение. макет, декорация, объемно-пространственная композиция | Сравнивать объекты, элементы театрально- сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать "Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно – пространственной композиции. | ||
20 21 | Театр кукол. | 2 | Знакомство с разными видами морового кукольного театра. Традиции кукольных театров России. Выбор образа куклы и материала для её изготовления. Кукла-подарок. пропорции, утрированность | Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы , характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы , куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. | ||
22 23 | Театральные маски. | 2 | Использование масок в народном представлении и в театральном искусстве. Выразительность масок, способы их создания, материалы для изготовления. создание маски-подарка. карнавал | Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | ||
24 | Афиша и плакат. | 1 | Назначение афиши в театральном искусстве. Художественные составляющие афиши. Цель создания плаката. Единство рисунка и текст. Знакомство с классическими примерами плакатов. Рисование афиши театрального представления. Защита творческих проектов. | Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката). | ||
25 | Праздник в городе. | 1 | Разнообразие крупномасштабных праздников. Места их проведения. художественное оформление населённых пунктов для проведения больших уличных праздников. Разнообразие декоративных деталей оформления. контраст, сочетание | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создавать в рисунке проект оформления праздника. | ||
26 | Школьный карнавал. Обобщение по теме: «Художник и зрелище». Выставка творческих работ. | 1 | Закрепление и обобщение знаний, обмен обучающимися мнениями о видах работ, проводимых в данном разделе. Просмотр произведений искусства, которые оставили наибольшие положительные впечатления. | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. | ||
ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8 ч.) | ||||||
27 | Музей в жизни города. | 1 | Крупнейшие художественные музеи России. Разнообразие домашних музеев. оригинал, репродукция | Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобрази- тельных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. | ||
28 | Картина – особый мир. Картина- пейзаж. | 1 | Закрепление умения словесно оформлять впечатления о картине. Знакомство с произведениями известных русских художников-пейзажистов. Передача нужного настроения, выбор колорита. колорит, шедевр, экскурсовод, экскурсия | Иметь представление, что картина, это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и г. д.). Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом. | ||
29 | Картина-портрет. | 1 | Получение представления о жанре портрета и автопортрета. Знакомство с известными художниками-портретистами и их картинами. Выбор выразительных средств для рисунка. Создание телесного колорита. композиция | Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах. Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. | ||
30 | Картина-натюрморт. | 1 | Знакомство с жанром натюрморта. средства художественной выразительности натюрморта. Расположение предметов в композиции. Творчество художников в жанре натюрморта. | Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.). Развивать живописные и композиционные навыки. Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта | ||
31 | Картины исторические и бытовые. | 1 | Принципы создания картин на исторические и бытовые темы. Наблюдения и рассуждения о сюжетах, композиции и деталях картин разных жанров. Закрепление понятия о жанрах изобразительного искусства. | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). | ||
32 | Скульптура в музее и на улице. | 1 | Знакомство с известными скульптурными памятниками. Значение скульптуры в уличных ансамблях. Знакомство с материалом уличной скульптуры. уличный дизайн, парковая скульптура | Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Назвать несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Назвать виды скульптуры ( скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы , которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выра-зительную пластику движения. | ||
33 34 | Обобщение по теме: «Художник и музей». Выставка творческих работ. | 2 | Закрепление и обобщение знаний, обмен обучающимися мнениями о видах работ, проводимых в данном разделе и в течение всего учебного года. Просмотр произведений искусства, которые оставили наибольшие положительные впечатления. | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...