Адаптированная рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» дети получат навыки работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), учатся находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходства и различия, ориентироваться на плоскости листа бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированная рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» 1 класс | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области
«Пошехонская школа – интернат»
Рассмотрена Согласована Утверждена
на МО учителей зам. директора по УР приказом по школе
№ 1 от ___________ ______________ №____от_____________
руководитель МО Чистова Э.В. директор школы
________________ ______________
Яблокова С.Н. Лужина С.А.
Адаптированная рабочая программа
по курсу
«Изобразительное искусство»
1 класс
на 2018-2019 уч. год
составлена учителем Куделиной Ольгой Ивановной
Пошехонье 2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная общеобразовательная программа по курсу «Изобразительное искусство» составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта; ( для 1 класса)
- программы специальных (коррекционных)общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. Автором программы является И.А. Грошенков;
-учебного плана для обучающихся ГОУ ЯО «Пошехонская школа – интернат».
В школе на изучение «Изобразительнго искусства» в 1 классе отводится 33 часа, из расчета 1ч в неделю.
АООП по «Изобразительному искусство» в 1 классе – (начального) общего образования имеет следующие особенности:
1.Обучение предмету «Изобразительное искусство» тесно связано с формированием зрительно-графических навыковов, совершенствование аналитико-синтетической деятельности, развитием мелкой моторики.
Достижение полного сознательного усвоения знаний по «Изобразительному искусству» невозможно без коррекции познавательной деятельности школьника путём систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.
Педагог осуществляет непрерывное развитие всех психических функций (мышения, памяти, внимания, речи). При этом педагог стремится к повышению уровня преподавания дисциплины за счёт увеличения информативной насыщенности урока за счёт личностно-ориентированного рассмотрения изучаемых вопросов.
2.В процессе работы учитель использует специфические принципы, учитывающие особенности и закономерности обучения детей с нарушенным интелектом
- коррекционной направленности обучения;
-единства обучения основам наук и словесной речи;
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» дети получат навыки работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), учатся находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходства и различия, ориентироваться на плоскости листа бумаги.
Дети узнают об отдельных произведениях декоративно-прикладного искусства (Дымково), учатся видеть прекрасное в окружающем мире.
Всё это способствует эстетическому воспитанию обучающихся.
В программу вводится новые виды изобразительной деятельности – лепка, аппликация).
Овладение этими видами деятельности будет важным вкладом в развитие познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта.
Курс «Изобразительное искусство» направлен на достижение следующей цели: осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи:
- Формировать навыки и приемы работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
- Формировать у обучающихся зрительно-графические умения и навыки; изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных техниках;
- Учить находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; ориентироваться на плоскости листа бумаги (слева, справа, верх, низ, середина; последовательно выполнять рисунок;
- Корригировать недостатки познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта путем систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции ,величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- Развивать мелкую моторику рук; правильное удержание карандаша и кисточки, формировать навыки произвольной регуляции нажима и темпа движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения.
- Знакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать эмоционально – эстетическое отношение к ним;
- Развивать речь учащихся и обогащать словарный запас за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и тд);
- обогащать, уточнять и закреплять представления о предметах и явлениях окружающего мира;
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности, эстетические чувства и понимание красоты окружающего мира;
- воспитывать адекватное отношение к результатам собственной деятельности и деятельности других, формировать основы самооценки.
Требования к результатам освоения учебного материала
«Изобразительное искусство» в 1 классе
Личностные результаты:
- формировать навыки работы с материалами и инструментами (карандаш, краски, кисточка, тампоны и трафареты)
- формировать представления о ЗОЖ, элементарные гигиенические навыки, охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки)
- проявлять интерес к изобразительному искусству
- развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески
- развивать способности к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру
Регулятивные БУД
- Учить понимать учебную задачу
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
- Определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под руководством учителя
- Использовать в своей деятельности простейшие инструменты
- Проверять работу,сверяясь с образцом
Познавательные БУД:
- Ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя
- Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя
- Уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам(цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя
- Группировать предметы на основе существенных признаков(1-2) с помощью учителя
- Формировать приемы работы различными графическими материалами
- Наблюдать за природой и природными явлениями
- Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости
Коммуникативные БУД:
- Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений
- Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой)
- Оформлять свои мысли в устной речи
- Соблюдать простейшие формы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить
- Слушать и понимать речь других
- Уметь работать в паре
- Умение отвечать на вопросы различного характера
Предметные результаты
Минимально достижимый уровень:
- Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
- Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково
- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- узнавать и различать цвета,с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
- обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
- узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
- передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
- в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Достаточный уровень:
- Знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково)
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации
- знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
- применение приемов лепки
- следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
- применение разных способов лепки;
- рисование с натуры , передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
- обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
- различать и называть цвета;
- узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
- передавать в рисунках основную форму предметов;
- в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Развитие жизненной компетенции
- овладение навыками коммуникации в ближнем окружении-умение использовать в межличностном общении простую фразу из 3-4 слов
- осмысление роли ученика;
- расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с миром природы;
- развитие способности взаимодействовать с другими людьми;
- формирование интереса к новизне, к пониманию значения собственной активности;
- формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса.
- Умение ценить красоту народной игрушек
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Критерии оценок: безотметочное обучение
.
Поурочное планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе (33 часа)
№ п/п | Вид занятия | Тема | Приемы работы. Материалы. Виды техники. | Умения. | Дата |
1. | Предметное рисование (с натуры) (диагностическое) | Рисование кругов, квадратов, треугольника, прямоугольника | Цветные карандаши, шаблоны | Рисование по шаблону кругов, квадратов, треугольника, прямоугольника | |
2. | Декоративное рисование | «Платочек для куклы» | Цветные карандаши Шаблон квадрата | Рисование прямых линий в различных направлениях – вертикальных, горизонтальных | |
3. | Рисование на тему | «Речка плещется» | Цветные карандаши, восковые мелки. | Рисование дугообразных линий | |
4. | Декоративное рисование | «Воздушные шары» | Цветные карандаши, трафареты. | Рисование кругов, овалов, квадратов. | |
5. | Аппликация | «Автобус» | Трафареты, клей, цветная бумага, цветной картон | Аппликация из готовых геометрических фигур. | |
6. | Рисование с натуры | «Красивый мячик» | Цветные карандаши, шаблоны круга | Рисование круга по шаблону. Деление круга по шаблону на равные части их раскрашиванием с соблюдением их контуров. | |
7. | Лепка из пластилина | «Яблоко и огурец» | Пластилин | Лепка предметов круглой и овальной формы | |
8. | Декоративное рисование | Рисование по трафарету «Арбуз» | Цветные карандаши, шаблон круга | Рисование предметов круглой и овальной формы по шаблону | |
9. | Рисование с натуры | «Грибы и осенние листья» | Цветные карандаши, трафареты, листья | Рисование простых по форме предметов по трафаретам | |
10. | Рисование по точкам | «Кораблик» | Цветные карандаши. По опорным точкам. | Рисование предмета комбинированной формы по точкам. | |
11. | Аппликация | Узор в полосе: «Закладка для книги» | Шаблоны, цветная бумага, цветной картон, клей | Аппликация из готовых геометрических фигур | |
12. | Декоративное рисование | Узор в полосе из кругов и квадратов | Цветные карандаши. | Рисование узора в полосе чередуя по форме и цвету кругов и квадратов. Умение воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию | |
13. | Рисование по показу (диагностический урок) | «Флажок» | Цветные карандаши, простой карандаш | Умение передовать форму, цвет, детали объекта рисованием | |
14. | Рисование с натуры | «Ёлочная игрушка» | Цветные карандаши, акварельные краски | Изображение игрушки с помощью кругов разной величины | |
15. | Лепка | «Поросенок» | Пластилин | Лепка предметов из цилиндра, шара | |
16. | Рисование на тему | «Снеговик» | Акварельные краски, кисти | Изображение снеговика с помощью кругов разной величины | |
17. | Рисование с натуры | Светофорчик | Акварельные краски, кисти | Использование в рисунке геометрических форм, умение владеть кистью и краской | |
18. | Рисование по клеточкам | «Геометрический орнамент» | Тетрадь в крупную клетку, карандаш | Рисование по клеточкам геометрического орнамента с образца | |
19. | Аппликация | «Неваляшка» | Шаблоны, цветная бумага, цветной картон, клей | Аппликация из готовых геометрических фигур | |
20. | Аппликация | «Мой друг Тобик» | Шаблоны, цветная бумага, цветной картон, клей | Аппликация из готовых геометрических фигур | |
21. | Беседа «Дымковская игрушка» Декоративное рисование | «Дымковская барышня» | Цветные карандаши, шаблон дымковской барышни | Использование в рисовании элементов дымковской росписи | |
22. | Лепка | «Лисичка» | Пластилин | Лепка предметов из конусов | |
23. | Лепка | «Чебурашка» | Пластилин | Лепка предметов из цилиндров | |
24. | Аппликация | «Домик» | Шаблоны, цветная бумага, цветной картон, клей | Аппликация из готовых геометрических фигур | |
25. | Рисование по показу | «Рыбка» | Цветные карандаши | Рисование по образцу | |
26. | Аппликация Изучение иллюстрации к сказке | «Колобок» | Шаблоны, цветная бумага, цветной картон, клей | Аппликация из готовых геометрических фигур | |
27. | Декоративное рисование | «Открытка к 8 марта» | Карандаши, цветные мелки | Рисование по образцам | |
28. | Аппликация | «Ракета» | Шаблоны, цветная бумага, цветной картон, клей | Аппликация из готовых геометрических фигур | |
29. | Декоративное рисование | «Что бывает круглое» | Акварельные краски, кисти | Умение изображать округлые предметы аккуратно, закрашивать, называть цвет | |
30. | Декоративное рисование | Узор в полосе из треугольников | Цветные карандаши | Изображение геометрического узора из треугольников | |
31. | Рисование на тему Беседа о творчестве Е. Чарушина. | Рисунок к сказке «Три медведя». | Цветные карандаши | Изображение фигур медведей разной величины с опорой на геометрические фигуры. | |
32. | Рисование на тему | Праздничный салют | Цветные карандаши | Изображение салюта изогнутыми линиями, дополнение рисунка (цвета, дома и др.) | |
33. | Рисование с натуры (диагностическое) | «Мамины бусы» | Цветные карандаши | Рисование простых по форме предметов из нескольких частей |
Учебно – методические средства:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой 1 -4 классы и Грошенков И. А. Москва: «Просвещение». 2001 г. 2 издание.
2. Бражникова А.С., Карлсон А.В. Уроки рисования в 1-2 классах. Ленинград: «Учпедгиз», 1960 г.
3. Грошенков И.А. Уроки рисования в 1-6 классах вспомогательной школы. Москва: «Просвещение», 1975 г.
4. Костерин Н. П. Учебное рисование. Москва: «Просвещение». 1984 г.
5. Кузин В. С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в 1-2 классах. Москва: Издательский дом «Дрофа», 1995 г.
6. Махмутова Х.И. Роспись по дереву. Москва: «Просвещение». 1987 г.
7. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классах. Москва: «Просвещение». 1985 г.
Наглядный материал:
1.Подборка наглядных пособий по декоративному рисованию (роспись хохломская, городецкая, гжель и др).
2.Подборка наглядных пособий для рисования с натуры (муляжи фруктов, овощей и др.).
3.Подборка плакатов для рисования на темы (иллюстрации к русским народным сказкам; по временам года; животные; растения; люди и др.).
Раздаточный материал:
Альбомы, цветные карандаши, краски, трафареты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Адаптированные рабочие программы по предметам «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка» ученика 3 класса
В классе осуществляется частичное инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья....
Адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)
В соответствии с учебным планом специальных ( коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, с отклонениями в развитии ( для детей с ограниченными возможностями здоровья) реализуется...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2 – 4 класса (ФГОС)
Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2 – 4 класса по адаптированной образоват...
Рабочая программа по курсу Изобразительная деятельность5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художеств...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...