Адаптированная рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Куделина Ольга Ивановна

В результате изучения курса  «Изобразительное искусство»  дети получат навыки работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), учатся находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходства и различия, ориентироваться на плоскости листа бумаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области

«Пошехонская школа – интернат»

Рассмотрена                            Согласована                                          Утверждена

на МО учителей                      зам. директора по УР                            приказом по школе

№ 1 от ___________               ______________                                    №____от_____________    

руководитель МО                   Чистова Э.В.                                          директор школы                  

________________                                                                                ______________                                        

  Яблокова С.Н.                                                                                         Лужина С.А.                                                                                    

                                                                     

Адаптированная рабочая программа

по курсу

«Изобразительное искусство»

1 класс

на 2018-2019 уч. год

                                                            составлена учителем  Куделиной  Ольгой Ивановной

        

Пошехонье  2018 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Адаптированная основная общеобразовательная программа по курсу «Изобразительное искусство» составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта; ( для 1 класса)

- программы специальных (коррекционных)общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. Автором программы является И.А. Грошенков;

-учебного плана для обучающихся ГОУ ЯО «Пошехонская школа – интернат».

          В школе на изучение  «Изобразительнго искусства»  в 1 классе отводится 33 часа, из расчета 1ч в неделю.

АООП по  «Изобразительному искусство»  в  1  классе – (начального) общего образования имеет следующие особенности:

1.Обучение предмету «Изобразительное искусство» тесно связано с формированием зрительно-графических навыковов, совершенствование аналитико-синтетической деятельности, развитием мелкой моторики.

Достижение полного сознательного         усвоения знаний по «Изобразительному искусству» невозможно без коррекции познавательной деятельности школьника путём систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.

 Педагог         осуществляет   непрерывное развитие всех психических функций (мышения, памяти, внимания, речи). При этом педагог стремится к повышению уровня преподавания дисциплины за счёт увеличения информативной насыщенности урока за счёт личностно-ориентированного рассмотрения изучаемых вопросов.

2.В процессе  работы учитель использует специфические принципы, учитывающие особенности и закономерности обучения детей с нарушенным интелектом

- коррекционной направленности обучения;

-единства обучения основам наук и словесной речи;

В результате изучения курса  «Изобразительное искусство»  дети получат навыки работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), учатся находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходства и различия, ориентироваться на плоскости листа бумаги.

Дети узнают об отдельных произведениях декоративно-прикладного искусства (Дымково), учатся видеть прекрасное в окружающем мире.

Всё это способствует эстетическому воспитанию обучающихся.

В программу вводится новые виды изобразительной деятельности – лепка, аппликация).

Овладение этими видами деятельности будет важным вкладом в развитие познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта.

Курс «Изобразительное искусство» направлен на достижение следующей цели: осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи:

  • Формировать навыки и приемы работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
  • Формировать у обучающихся зрительно-графические умения и навыки; изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных техниках;
  • Учить находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; ориентироваться на плоскости листа бумаги (слева, справа, верх, низ, середина; последовательно выполнять рисунок;
  • Корригировать недостатки познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта путем систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции ,величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • Развивать мелкую моторику рук; правильное удержание карандаша и кисточки, формировать навыки произвольной регуляции нажима и темпа движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения.
  • Знакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать эмоционально – эстетическое отношение к ним;
  • Развивать речь учащихся и обогащать словарный запас за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и  качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и тд);
  • обогащать, уточнять и  закреплять представления о предметах и явлениях окружающего мира;
  • воспитывать интерес к изобразительной деятельности, эстетические чувства и понимание красоты окружающего мира;
  • воспитывать адекватное отношение к результатам собственной деятельности и деятельности других, формировать основы самооценки.

Требования к результатам освоения учебного материала

«Изобразительное искусство» в 1 классе

Личностные результаты:

  • формировать навыки работы с материалами и инструментами (карандаш,  краски, кисточка, тампоны и трафареты)
  • формировать представления о ЗОЖ, элементарные гигиенические навыки, охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки)
  • проявлять интерес к изобразительному искусству
  • развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески
  • развивать способности к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру

Регулятивные БУД

  • Учить понимать учебную задачу
  • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
  • Определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под руководством учителя
  • Использовать в своей деятельности простейшие инструменты
  • Проверять работу,сверяясь с образцом

Познавательные БУД:

  • Ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя
  • Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя
  • Уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам(цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя
  • Группировать предметы на основе существенных признаков(1-2) с помощью учителя
  • Формировать приемы работы различными графическими материалами
  • Наблюдать за природой и природными явлениями
  • Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости

Коммуникативные БУД:

  • Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений
  • Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой)
  • Оформлять свои мысли в устной речи
  • Соблюдать простейшие формы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить
  • Слушать и понимать речь других
  • Уметь работать в паре
  • Умение отвечать на вопросы различного характера

Предметные результаты

Минимально достижимый уровень:

  • Организация  рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
  • Знание  названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
  • Пользование  материалами для рисования, аппликации, лепки; знание   названий   предметов,   подлежащих   рисованию,   лепке и аппликации;
  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково
  • следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
  • владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
  • ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
  • узнавать и различать цвета,с помощью учителя  адекватно передавать цвет изображаемого объекта
  • узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
  • выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
  • узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
  • передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
  • в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
  • узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

Достаточный уровень:

  • Знание  названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково)
  • знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации
  • знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
  • применение приемов лепки
  • следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
  • оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
  • использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
  • применение разных способов лепки;
  • рисование с натуры , передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
  • выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги;
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
  • различать и называть цвета;
  • узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
  • передавать в рисунках основную форму предметов;
  • в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
  • узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

Развитие жизненной компетенции

  • овладение навыками коммуникации в ближнем окружении-умение использовать в межличностном общении простую фразу из 3-4 слов
  • осмысление роли ученика;
  • расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с миром природы;
  • развитие способности взаимодействовать с другими людьми;
  • формирование интереса   к новизне, к пониманию значения собственной активности;
  • формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса.
  • Умение ценить красоту народной игрушек

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Критерии оценок: безотметочное обучение

.


                               Поурочное планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе (33 часа)

№ п/п

Вид занятия

Тема

Приемы работы. Материалы. Виды техники.

Умения.

Дата

1.

Предметное рисование (с натуры) (диагностическое)

Рисование кругов, квадратов, треугольника, прямоугольника

Цветные карандаши, шаблоны

Рисование по шаблону  кругов, квадратов, треугольника, прямоугольника

2.

Декоративное рисование

«Платочек для куклы»

Цветные карандаши

Шаблон  квадрата

Рисование прямых линий в различных направлениях – вертикальных, горизонтальных

3.

Рисование на тему

«Речка плещется»

Цветные карандаши, восковые мелки.

Рисование дугообразных линий

4.

Декоративное рисование

«Воздушные шары»

Цветные карандаши, трафареты.

Рисование кругов, овалов, квадратов.

5.

Аппликация

«Автобус»

Трафареты, клей, цветная бумага, цветной картон

Аппликация из готовых геометрических фигур.

6.

Рисование с натуры

«Красивый мячик»

Цветные карандаши, шаблоны круга

Рисование круга по шаблону. Деление круга по шаблону на равные части их раскрашиванием с соблюдением их контуров.

7.

Лепка из пластилина

«Яблоко и огурец»

Пластилин

Лепка предметов круглой и овальной формы

8.

Декоративное рисование

Рисование по трафарету «Арбуз»

Цветные карандаши, шаблон круга

Рисование предметов круглой и овальной формы по шаблону

9.

Рисование с натуры

«Грибы и осенние листья»

Цветные карандаши, трафареты, листья

Рисование простых по форме предметов по трафаретам

10.

Рисование по точкам

«Кораблик»

Цветные карандаши.

По опорным точкам.

Рисование предмета комбинированной формы по точкам.

11.

Аппликация

Узор в полосе:  «Закладка для книги»

Шаблоны, цветная бумага, цветной картон, клей

Аппликация из готовых геометрических фигур

12.

Декоративное рисование

Узор в полосе из кругов и квадратов

Цветные карандаши.

Рисование узора в полосе чередуя по форме и цвету кругов и квадратов.

Умение воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

13.

Рисование по показу (диагностический урок)

«Флажок»

Цветные карандаши, простой карандаш

Умение передовать форму, цвет, детали объекта рисованием

14.

Рисование с натуры

«Ёлочная игрушка»

Цветные карандаши, акварельные краски

Изображение игрушки с помощью кругов разной величины

15.

Лепка

«Поросенок»

Пластилин

Лепка предметов из цилиндра, шара

16.

Рисование на тему

«Снеговик»

Акварельные краски, кисти

Изображение снеговика с помощью кругов разной величины

17.

Рисование с натуры

Светофорчик

Акварельные краски, кисти

Использование в рисунке геометрических форм, умение владеть кистью и краской

18.

Рисование по клеточкам

«Геометрический орнамент»

Тетрадь в крупную клетку, карандаш

Рисование по клеточкам геометрического орнамента с образца

19.

Аппликация

«Неваляшка»

Шаблоны, цветная бумага, цветной картон, клей

Аппликация из готовых геометрических фигур

20.

Аппликация

«Мой друг Тобик»

Шаблоны, цветная бумага, цветной картон, клей

Аппликация из готовых геометрических фигур

21.

Беседа «Дымковская игрушка» Декоративное рисование

«Дымковская барышня»

Цветные карандаши, шаблон дымковской барышни

Использование в рисовании элементов дымковской росписи

22.

Лепка

«Лисичка»

Пластилин

Лепка предметов из конусов

23.

Лепка

«Чебурашка»

Пластилин

Лепка предметов из цилиндров

24.

Аппликация

«Домик»

Шаблоны, цветная бумага, цветной картон, клей

Аппликация из готовых геометрических фигур

25.

Рисование по показу

«Рыбка»

Цветные карандаши

Рисование  по образцу

26.

Аппликация

Изучение иллюстрации к сказке

«Колобок»

Шаблоны, цветная бумага, цветной картон, клей

Аппликация из готовых геометрических фигур

27.

Декоративное рисование

«Открытка к 8 марта»

Карандаши, цветные мелки

Рисование по образцам

28.

Аппликация

«Ракета»

Шаблоны, цветная бумага, цветной картон, клей

Аппликация из готовых геометрических фигур

29.

Декоративное рисование

«Что бывает круглое»

Акварельные краски, кисти

Умение изображать округлые предметы аккуратно, закрашивать, называть цвет

30.

Декоративное рисование

Узор в полосе из треугольников

Цветные карандаши

Изображение геометрического узора из треугольников

31.

Рисование на тему

Беседа о творчестве Е. Чарушина.

Рисунок к  сказке «Три медведя».

Цветные карандаши

Изображение фигур медведей разной величины с опорой на геометрические фигуры.

32.

Рисование на тему

Праздничный салют

Цветные карандаши

Изображение салюта изогнутыми линиями, дополнение рисунка (цвета, дома и др.)

33.

Рисование с натуры (диагностическое)

«Мамины бусы»

Цветные карандаши

Рисование простых по форме предметов из нескольких частей


                   Учебно – методические средства:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой 1 -4 классы и  Грошенков И. А.   Москва: «Просвещение».  2001 г. 2 издание.

2. Бражникова А.С., Карлсон А.В. Уроки рисования в 1-2 классах. Ленинград: «Учпедгиз», 1960 г.

3. Грошенков И.А. Уроки рисования в 1-6 классах вспомогательной школы. Москва: «Просвещение», 1975 г.

4. Костерин Н. П. Учебное рисование. Москва:  «Просвещение». 1984 г.

5. Кузин В. С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в 1-2 классах. Москва: Издательский дом «Дрофа», 1995 г.

6. Махмутова Х.И. Роспись по дереву.  Москва: «Просвещение». 1987 г.

7. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классах.  Москва: «Просвещение». 1985 г.

                                     Наглядный материал:

1.Подборка наглядных пособий по декоративному рисованию (роспись хохломская, городецкая, гжель и др).

2.Подборка наглядных пособий для рисования с натуры (муляжи фруктов, овощей и др.).

3.Подборка плакатов для рисования на темы (иллюстрации к русским народным сказкам; по временам года; животные; растения; люди и др.).

                                      Раздаточный материал:

        Альбомы, цветные карандаши, краски, трафареты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Адаптированные рабочие программы по предметам «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка» ученика 3 класса

В классе осуществляется частичное инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья....

Адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

В соответствии с учебным планом специальных (  коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, с отклонениями в развитии ( для детей с ограниченными возможностями здоровья) реализуется...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2 – 4 класса (ФГОС)

Пояснительная запискаНастоящая   рабочая программа   по предмету «Изобразительное искусство»  для  2 – 4 класса по    адаптированной образоват...

Рабочая программа по курсу Изобразительная деятельность5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художеств...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом  классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...