Рабочая учебная программа Изобразительное искусство
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_s_ktp_gotova.docx | 110.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белореченская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Заместитель директора _________ Т.В. Бобровская «__» ____2016 г. | Утверждаю Директор _______ Л.П. Мамойко Приказ № _234 от «25» 08. 2016 г. |
Рабочая учебная программа
Изобразительное искусство
1-4 классы
(наименование учебного предмета (курса), класс)
начальное общее образование
(уровень образования)
Волкова Екатерина Николаевна,
Жилкина Татьяна Петровна,
Кашулина Наталья Алексеевна
Кондрацкая Елена Николаевна,
Легезина Лидия Николаевна,
Михайлова Александра Викторовна,
Озерова Нина Анатольевна,
Петрочук Елена Викторовна,
Сыщикова Ирина Юрьевна,
Томилова Ксения Владимировна,
Фёдорова Надежда Викторовна,
Юдина Ирина Евгеньевна,
учителя начальных классов.
Рассмотрено на заседании
Методического совета
Протокол № ___ «__» ________ 2016 г.
п. Белореченский
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Общая характеристика учебного предмета.
Цель: учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миротношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задача: постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности – практическая, художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Изобразительное искусство» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 135 часов: 1 класс 33 ч (33 учебные недели), 2,3,4 классы – по 34 ч (34 учебные недели). Срок реализации программы 4 года.
На модульное обучение отводится в 1 классе
«Первый раз в первый класс» (сентябрь) - 4 часа, таким образом, рабочая программа по изобразительному искусству реализуется в объёме 29 часов.
Формы контроля и возможные варианты его проведения
Работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Ценностные ориентиры
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре и целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, пони мания закономерностей, лежащих в
основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной
ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране.
Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностные результаты:
эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций, нравственная оценка своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
Предметные результаты:
понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику
умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного.
способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации
Содержание учебного предмета
1 класс
Тема 1. Ты изображаешь знакомство с Мастером Изображения
Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассматривать.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Наши краски.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
Художники и зрители (обобщение темы)
Тема 2. Ты украшаешь знакомство с Мастером Украшения
Мир природы полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Как, когда, для чего украшает себя человек.
Тема 3.Мастер Украшения помогает сделать праздник.
Ты строишь знакомство с Мастером Постройки
Дом для себя.
Какие можно придумать дома.
Мастер Постройки помогает придумать город.
Все, что мы видим, имеет конструкцию.
Все предметы можно построить.
Дом снаружи и внутри.
Город, где мы живем.
Обобщение темы.
Тема 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе.
Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его.
Уроки любования.
Умение видеть.
2 класс
Тема 1. Как и чем работает художник?
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник.
Выразительные возможности художественных материалов.
Особенности, свойства и характер различных материалов.
Цвет: основные, составные, дополнительные цвета.
Смешение красок.
Роль чёрной и белой красок.
Ритм линий, ритм пятен. Лепка.
Моделирование из бумаги. Коллаж.
Тема 2. Реальность и фантазия.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)
Тема 3. О чём говорит искусство.
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы)
Тема 4. Как говорит искусство.
Тёплые и холодные цвета.
Борьба тёплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий? Характер линий.
Ритм пятен Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Обобщающий урок года.
3 класс
Тема 1. Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме.
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы в твоем доме.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы)
Тема 2. Искусство на улицах твоего города.
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы
Тема 3. Художник и зрелище.
Художник в цирке.
Художник в театре.
Художник-создатель сценического мира.
Театр кукол.
Образ куклы, её конструкция и костюм.
Маски.
Условность языка масок, их декоративная выразительность.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Элементы праздничного украшения города.
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Тема 4. Художник и музей.
Музеи в жизни города.
Картина- особый мир. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Учимся смотреть картины.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
4 класс
Тема 1. Истоки родного искусства.
Пейзаж родной земли.
Деревня – деревянный мир.
Красота человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Тема 2. Древние города нашей земли.
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Тема 3. Каждый народ – художник.
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Народы гор и степей.
Города в пустыне.
Древняя Эллада
Европейские города средневековья.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Тема 4. Искусство объединяет народы.
Материнство.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Юность и надежды (обобщение темы).
Учебно – тематический план
1 класс
№ | Раздел | Количество часов | Практическая часть |
1 | Модуль « Первый раз в первый класс» | 4 | |
2 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером изображения | 8 | Художники |
3 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером украшения | 8 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (рефлексия и оценивание способа действия). |
4 | Ты строишь. Знакомство с Мастером постройки | 7 | Город, в котором мы живем (экскурсия; контроль и оценка знаний). |
5 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 6 | Здравствуй, лето! (Рефлексия и оценивание способа действия в форме игровых заданий.) |
2 класс
№ | Раздел | Количество часов | Практическая часть |
1 | Чем и как работают художники | 11 | Обобщение по теме «Как и чем работает художник?» |
2 | Реальность и фантазия | 7 | Братья-мастера. Изображения, украшение и постройки всегда работают вместе.(Выставка) |
3 | О чем говорит искусство? | 8 | «В мире сказочных героев». (Рефлексия и оценивание способа действия в форме игровых заданий.) |
4 | Как говорит искусство? | 8 | Обобщающий урок за год. |
3 класс
№ | Раздел | Количество часов | Практическая часть |
1 | Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме. | 8 | Труд художника для твоего дома. Обобщение темы. |
2 | Искусство на улицах твоего города. | 8 | Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы |
3 | Художник и зрелище | 10 | Школьный карнавал. Обобщение темы |
4 | Художник и музей | 8 | Художественная выставка. Обобщение темы |
4 класс
№ | Раздел | Количество часов | Практическая часть |
1 | Истоки родного искусства | 8 | Народные праздники (обобщение темы) |
2 | Древние города нашей земли | 7 | Пир в теремных палатах (обобщение темы) |
3 | Каждый народ – художник | 11 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) |
4 | Искусство объединяет народы | 8 | Искусство народов мира (обобщение) |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1в класс
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности учащихся | Оборудование (наглядные пособия, технические средства и т.д.) | Приме-чание | |||||||||||||||||||||
по плану | по факту | ||||||||||||||||||||||||||
Межпредметный модуль «Первый раз в первый класс» (4 часа) | |||||||||||||||||||||||||||
Регулятивные БУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Познавательные БУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные БУД: Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить Личностные БУД: Осваивать роль ученика: формирование интереса (мотивации) к учению | |||||||||||||||||||||||||||
1 | Рисование и конструирование инструменты и материалы | 1 | Ставить точки карандашом и ручкой, проводить линии ручкой и карандашом, различать прямые, кривые и ломаные линии | Задания «Столики и тарелочки»,«Зеленый квадрат» | |||||||||||||||||||||||
2 | Цвет и форма | 1 | Делать пятна на листе бумаги с помощью кисти. | Серия заданий: «Цвет, форма, размер». | |||||||||||||||||||||||
3 | Рисование и конструирование инструменты и материалы | 1 | Работа по различению прямых, кривых и ломаных линий работа с шаблоном. | ||||||||||||||||||||||||
4 | Рисование и конструирование инструменты и материалы | 1 | Разрезать на части, складывать фигуры из получившихся частей. | Задания «Запахи» и «Дерево» | |||||||||||||||||||||||
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером изображения» (8 часов) | |||||||||||||||||||||||||||
Познавательные БУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные БУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные БУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельно творческую деятельность; - уметь организовать место занятий. | |||||||||||||||||||||||||||
5 | Все дети любят рисовать | 1 | Изображение большого радостного солнца. Уметь рассматривать и анализировать детские рисунки | ||||||||||||||||||||||||
6 | Изображения всюду вокруг нас | 1 | Познакомиться с учебником и условными обозначениями, объяснять назначение предмета «Изобразительное искусство», Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | Картины | |||||||||||||||||||||||
7 | Мастер Изображения учит видеть. «Волшебный лес» | 1 | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. | Иллюстрации | |||||||||||||||||||||||
8 | Изображать можно пятном. Превращаем пятно в зверушку. | 1 | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. | ||||||||||||||||||||||||
9 | Изображать можно в объеме | 1 | Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения комка пластилина способами вытягивания и вдавливания. Лепка птиц и зверей. | Картины | |||||||||||||||||||||||
10 | Изображать можно линией | 1 | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. | ||||||||||||||||||||||||
11 | Разноцветные краски. Проба красок – создание красочного коврика. | 1 | Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. | ||||||||||||||||||||||||
12 | Художники | 1 | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (и др.). | Портреты В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог | |||||||||||||||||||||||
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером украшения (8 часов) | |||||||||||||||||||||||||||
Познавательные БУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные БУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные БУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественных задач. | |||||||||||||||||||||||||||
13 | Мир полон украшений | 1 | Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). | ||||||||||||||||||||||||
14 | Красоту надо уметь замечать (решение частных задач) | 1 | Знакомиться с новыми возможностями художественными материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. | Картины | |||||||||||||||||||||||
15 | Узор на крыльях (решение частных задач) | 1 | Знакомиться с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Объемная аппликация, коллаж, бумагопластики. Изображать бабочек (декоративно), передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. «Узоры на крыльях бабочек». | ||||||||||||||||||||||||
16 | Красивые рыбы (решение частных задач). | 1 | Освоить простые приёмы техники монотипии. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре. | Виды рыб | |||||||||||||||||||||||
17 | Украшение птиц (постановка учебной задачи, поиск ее решения). | 1 | Изображать птиц (декоративно), передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. «Украшения птиц» | Картины птиц | |||||||||||||||||||||||
18 | Узоры, которые' создали люди (поиск и открытие нового способа действия). | 1 | Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент, выполнять рисунок по собственному замыслу. | Образцы орнаментов | |||||||||||||||||||||||
19 | Как украшает себя человек (контроль и коррекция знаний) | 1 | Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения, характерных для них украшений. | ||||||||||||||||||||||||
20 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (рефлексия и оценивание способа действия). | 1 | Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. Придумать и нарисовать ёлочную новогоднюю игрушку. Вырезать игрушки и приклеить к нарисованной ёлке на большом листе. | ||||||||||||||||||||||||
Ты строишь. Знакомство с Мастером постройки (7 часов) | |||||||||||||||||||||||||||
Познавательные БУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные БУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные БУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, -уметь организовать место занятий. | |||||||||||||||||||||||||||
21 | Постройки в нашей жизни (постановка учебной задачи, поиск ее решения). | 1 | Познакомиться с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома, для кого их строить и из каких материалов. Изображать придуманные дома для себя и друзей. | ||||||||||||||||||||||||
22 | Домики, которые построила природа (решение частных задач). | 1 | Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.). Анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Изображать сказочные домики. | Фото, иллюстрации. | |||||||||||||||||||||||
23 | Дом снаружи и внутри. Изображение домика в виде буквы алфавита | 1 | Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Нарисовать крупно (на весь лист) букву и представив его в виде дома населить маленькими буквенными человечками. Нарисовать двери, окна, балконы. | Проектная работа | |||||||||||||||||||||||
24 | Строим город (решение частных задач). | 1 | Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. | ||||||||||||||||||||||||
25 | Все имеет свое строение (решение частных задач). | 1 | Конструировать изображение домиков для себя и своих друзей с помощью техники рисование пластилином, оформлять рисунок по собственному замыслу. | ||||||||||||||||||||||||
26 | Строим вещи. | 1 | Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. | ||||||||||||||||||||||||
27 | Город, в котором мы живем (экскурсия; контроль и оценка знаний). | 1 | Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности. | Проектная работа | |||||||||||||||||||||||
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» (6 часов) | |||||||||||||||||||||||||||
Познавательные БУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные БУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные БУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятел. творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | |||||||||||||||||||||||||||
28 | Совместная работа трех Братьев-Мастеров (постановка и решение учебной задачи). | 1 | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ, выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. | ||||||||||||||||||||||||
29 | Сказочная страна. Создание панно (решение частных задач). | 1 | Участвовать в создании коллективного панно – коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретённые навыки работы с художественными материалами. | ||||||||||||||||||||||||
30 | Разноцветные жуки (решение частных задач). | 1 | Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, бабочки) и украшение их. Придумывать, как достраивать простые формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств художественных материалов. | Картины жуков | |||||||||||||||||||||||
31 | Весенний день (решение частных задач) | 1 | Экскурсия в природу. Наблюдать за живой природой с точки зрения трех Мастеров. Просмотреть слайды и фотографии с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. | ||||||||||||||||||||||||
32 | Времена года (решение частных задач). | 1 | Любоваться красотой природы. Участвовать в обсуждении выставки, рассказывать о своих впечатлениях, оценивать работы одноклассников. | Картины времён года | |||||||||||||||||||||||
33 | Здравствуй, лето! (Рефлексия и оценивание способа действия в форме игровых заданий.) | 1 | Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). | Выставка детских работ |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Основные виды деятельности | Оборудование | Примечание |
Чем и как работают художники (11 часов) Познавательные: наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приёма «живая краска». Овладевать первичными живописными приёмами. Изображать на основе смешивания трёх основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению. Учиться различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и чёрной для получения богатого колорита. Развивать навыки работы с красками. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи Коммуникативные: работать в паре, сотрудничать со взрослыми и сверстниками, участвовать в общей беседе. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, находить и исправлять неверные высказывания. Личностные: проявление особого интереса к новому, излагать и отстаивать своё мнение, анализировать и оценивать результаты работы. | |||||||
1 | «Цветочная поляна». Три основных краски, строящие многоцветье мира. | 1 | Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии её цветовой гаммы. Наблюдать и делать выводы о значении трех красок. Работать с кистью. | ||||
2 | «Радуга на грозовом небе». Пять красок – все богатство цвета и тона. | 1 | Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии её цветовой гаммы. Знакомство с полотнами известных художников, наблюдение за природой, изображенной мастерами. Работа в группах без предварительного рисунка. | ||||
3 | «Осенний лес». Пастель, цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. | 1 | Познакомится с другими материалами для изображения; мелки, пастель. Узнать о вариантах построения композиции, о законе «ближе-дальше», «больше-меньше». | ||||
4 | «Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации. | 1 | Познакомится с новым видом выразительности изображения. Соотнести личные наблюдения со стихотворениями Тютчева и музыкой Чайковского. Определять материалы, инструменты необходимые для изготовления изделия. | ||||
5 | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. | 1 | Познакомится с другими материалами выразительности: тушь и уголь. Наблюдать за природой зимнего леса. Учится изображать линией разные выразительности. Овладение приемами работы с тушью и углем. | ||||
6 | «Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объеме. | 1 | Знание понятия «скульптура», правила работы с пластичными материалами. Умение различать произведения искусства на плоскости и в пространстве. Подбирать материалы для изображения животного в пространстве. | ||||
7 | «Игровая площадка» для вылепленных зверей. Возможности бумаги. | 1 | Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы. Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. | ||||
8 | «Изображение ночного праздничного города (неожиданные материалы) | 1 | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. | ||||
9 | «Птица в лесу». Выразительные возможности в бумаге. | 1 | Освоить работу с бумагой: сгибание, разрезание, перевод плоскости листа в разнообразные объемные формы – цилиндр, конус, лесенки, гармошки. Конструировать из бумаги различные сооружения. | ||||
10 | «Композиции из сухих трав и цветов». Для художника любой материал может стать выразительных. | 1 | Сделать вывод о способах выразительности в художественных произведениях. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. | ||||
11 | Обобщение по теме «Как и чем работает художник?» | 1 | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ | ||||
Реальность и фантазия (7 часов) Личностные: понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой и музыкой. Давать оценку своей работе по заданным критериям. Регулятивные: анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Формулировать собственное мнение и позицию. Коммуникативные: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: находить выразительные средства самовыражения. | |||||||
12 | «Наши друзья - птицы». Изображение и реальность. | 1 | Рассказывать о красоте природы, о животных. Наблюдать за изображением животных: изгиб тела, стройность лап, шеи, пластика перехода одной части тела в другую. Выделять особенности животных. Наблюдать за пропорциями частей тела животных. | ||||
13 | «Сказочная птица». Изображение и фантазия. | 1 | Осознать связь фантазии с реальной жизнью. Наблюдение за фантастическими образами. Выводы о связи реальных и фантастических объектов. Правила изображения фантастических образов. Использовать в индивидуальной деятельности гуашь. | ||||
14 | «Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность. | 1 | Наблюдать за разнообразием объектов природы. Осознать красоту и неповторимость этих объектов. Высказывать и приводить примеры из личного опыта. Изображать при помощи линии. | ||||
15 | «Кокошник». Украшение и фантазия. | 1 | Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Анализировать орнаменты различных школ народно-прикладного творчества. Создать собственный орнамент кокошника. | ||||
16 | «Подводный мир». Постройка и реальность. | 1 | Наблюдение за постройками в природе. Определять форму, материал. Учиться самостоятельно по своим представлениям, конструировать из бумаги, используя основные приемы работы с этим материалом. Работать в группах. | ||||
17 | «Фантастический замок». Постройка и фантазия. | 1 | Сопоставлять современные постройки и сказочные. Использовать для выразительности композиции сходства и контраст форм. | ||||
18 | Братья-мастера. Изображения, украшение и постройки всегда работают вместе. (Выставка) | 1 | Наблюдать за разнообразием форм новогодних украшений, конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений, человека. Работать в группах. | ||||
О чем говорит искусство? (8 часов) Коммуникативные: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения. Личностные: анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Познавательные: находить выразительные, образные объёмы в природе. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. | |||||||
19 | «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. | 1 | Познакомится с иллюстрациями. Наблюдать за настроением животных. Выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в рисунке. Рассказывать о своих домашних питомцах: поведение, игры, внешний вид. | ||||
20 | «Сказочный мужской образ». Выражение характера человека. Изображение доброго и злого сказочного мужского образа. | 1 | Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого. Познакомится с понятием «внутренняя красота». Работать в группах вариативно. | ||||
21 | «Женский образ русских сказок». Выражение характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Бабариха). | 1 | Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого. Познакомится с понятием «внутренняя красота». Работать в группах вариативно. | ||||
22 | Образ сказочного героя, выраженный в объеме. | 1 | Анализировать скульптуры. Наблюдать за средствами выразительности в изображении добрых и злых героев. Выполнить работу из пластилина или глины. Вспомнить правила работы с пластичными материалами. Работать в группах вариативно. | ||||
23 | «Море». Изображение природы в разных состояниях. | 1 | Рассказывать по свои наблюдениям о различных состояниях природы. Анализировать на основе сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» разные состояния моря. Рассмотреть картины художников-моренистов. Предлагать свои варианты изображения моря в разных состояниях. | ||||
24 | «Человек и его украшения» (сумочка, сарафан, воротничок, щит - по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения. | 1 | Рассмотреть предметы с элементами декора. Определить причину желания людей украшать свои вещи. Изучить, какими средствами выразительности пользуются народные умельцы. Выяснить причины различия украшения одних и тех же предметов. Приводит примеры, используя свои наблюдения. Освоить основы изобразительного языка художников. | ||||
25 | «Морской бой Салтана и пиратов», коллективное панно двух противоположных по намерениям сказочных флотов. Выражение намерений человека через украшения. | 1 | Учится выражать намерения через украшения. Выяснить, какими средствами пользуются художники для выражения своих намерений. Закрепить знания по составлению орнамента. Делать выводы. | ||||
26 | «В мире сказочных героев». (Рефлексия и оценивание способа действия в форме игровых заданий.) | 1 | Наблюдать за конструкциями зданий. Осознать, что внешний вид здания соответствует жильцу по характеру. Делать выводы о взаимосвязи Мастеров-Постройки, Изображения и Украшения. Проектировать сказочный город учитывая материалы. Работать в группе. | ||||
Как говорит искусство? ( 8 часов) Коммуникативные: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Личностные: Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. Познавательные: находить выразительные средства самовыражения. Регулятивные: контролировать и корректировать свою работу. Формулировать собственное мнение и позицию. | |||||||
27 | «Замок Снежной королевы». Цвет, как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | 1 | Наблюдать за цветом в картинах художников. Понимать, с помощью каких художественных средств художник добивается того, чтобы нам стало понятно, что и зачем он изображает. Делать выводы о том, что цвет придает дополнительную эмоциональную выразительность произведению. | ||||
28 | «Весна идет». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | 1 | Беседовать о возможностях цвета в создании настроения. Подобрать цвета для изображения грусти, печали, тревоги, нежности. Провести параллель с музыкой. Выяснить, какой отрывок соответствует образу нежному и светлому, а какой – тревожный и тяжелый. Уяснить возможности цветов: черного, серого и белого. Создать шкалу оттенков серого цвета. | ||||
29 | «Весенний ручеек». Линия как средство выражения: ритм линии. | 1 | Сравнивать фотографии с видами весны в разные месяцы. Определять понятия ритма в природе. Делиться своими наблюдениями. Соотнести свои представления с музыкальными произведением, с отрывками описания весны в рассказе Пришвина. Изобразить ручьи на рисунке с предыдущего урока | ||||
30 | «Птички» (коллективное панно).Ритм пятен как средства выражения. | 1 | Рассмотреть и сравнить картины известных художников; выявить, какими выразительными средствами они пользовались; познакомится с еще одним выразительным средством – это ритм движения пятна. Выполнить задание в техники аппликации. | ||||
31 | «Ветка». Линия как средства выражения: характер линий. | 1 | Рассмотреть и сравнить предложенные ветки, сделать выводы: у березы ветки нежны, гибкие, а дуба – мощные, похожие на лапы дракона. Учиться выражать характер работы с помощью линий. | ||||
32 | «Смешные человечки». Пропорции выражают характер. | 1 | Наблюдать за пропорциями – тела, массы, длины рук и ног. Соотносить части тела по размеру. Выполнить изделия из пластичных материалов. Закрепить основные приемы обработки пластичных материалов. | ||||
33 | «Весна. Шум птиц» Ритм линии и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. | 1 | Обобщить свои знания о средствах выразительности. Планировать свои действия и следовать плану. Использовать свои знания в выражении своих замыслов. Начать создания коллективного панно и дать оценку совместной деятельности. | ||||
34 | Обобщающий урок за год. | 1 | Обобщать свои знания по теме года «Искусство и ты». Назвать ведущие идеи каждой четверти. Использовать свои знания в выражении своих ответов. Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности. |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности | Оборудование (наглядные пособия, технические средства и т.д.) | Примечание | |
Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме. (8 часов) П: Устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом; оценивают себя Р: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана построение предметного действия в соответствии с заданным образом. Л: Нравственно-этическое оценивание. Формирование чувства сопричастности к своей Родине. Проявление особого интереса к новому К: в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи. | |||||||
Твои игрушки (создание формы, роспись). | 11 | находят и наблюдают линии и их ритм в природе.
| гуашь, фломастеры, мелки, альбом иллюстрации цветов | ||||
Твои игрушки (лепка из пластилина). | 1 | Строят логическое рассуждение при соотношении цвета со своими чувствами и эмоциями. Формулируют собственное мнение и позицию при изображении. | пластилин, альбом иллюстрации | ||||
Посуда у тебя дома. | 1 | владеть простыми приемами работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи. Анализируют графические украшения в окружающей действительности. | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | ||||
Мамин платок. | 1 | ||||||
Обои и шторы у тебя дома. | 1 | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | |||||
Твои книжки. | 1 | гуашь, фломастеры, мелки, альбом иллюстрации пейзажей | |||||
Поздравительная открытка (декоративная закладка). | 1 | ||||||
Труд художника для твоего дома. Обобщение темы. | 1 | ||||||
Искусство на улицах твоего города. ( 8 часов) Р: формулировать и удерживать учебную задачу; построение предметного действия в соответствии с заданным образом. К:аргументировать свою позицию в совместной деятельности при составлении, корректно задавать вопросы Л: Проявление особого интереса к новому. П: ориентация на образец и проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. | |||||||
Памятники архитектуры. | 1 | объективно оценивать выставку творческих работ одноклассников. Л: Проявление особого интереса к новому. Формирование представления об общекультурном наследии России. | гуашь, фломастеры, мелки, альбом иллюстрации | ||||
Витрины на улицах. | 1 | осуществлять анализ графических украшений в окружающей действительности. | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | ||||
Парки, скверы, бульвары. | 1 | владеть простыми приемами работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи. | гуашь, фломастеры, мелки, альбом иллюстрации | ||||
Ажурные ограды. | 1 | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | |||||
Фонари на улицах и в парках. | 1 | обсуждать выставки, задавать вопросы по содержанию произведений художников (Репина, Сурикова, Серова и др.) . | гуашь, фломастеры, мелки, альбом иллюстрации графических пейзажей | ||||
Новогодний фонарик. | 1 | анализировать графические украшения в окружающей действительности. | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | ||||
Удивительный транспорт. | 1 | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | |||||
Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы. | 1 | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | |||||
Художник и зрелище. (10 часов) Р: ориентация на образец и проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. П: осуществлять анализ графических украшений в окружающей действительности. К: аргументировать свою позицию в совместной деятельности при составлении коллективной работы Л: Проявление особого интереса к новому. | |||||||
Художник в театре. | 1 | осуществлять анализ графических украшений в окружающей действительности. владеть простыми приемами работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи. | гуашь, фломастеры, мелки, альбом иллюстрации портретов | ||||
Образ театрального героя. | 1 | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | |||||
Театральные маски. | 1 | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | |||||
Театр кукол. | 1 | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | |||||
21 | Театральный занавес. | 1 | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | ||||
22 | Афиша и плакат. | гуашь, фломастеры, мелки, альбом гуашь, фломастеры, мелки, альбом | |||||
23 | Художник в цирке. | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | |||||
24 | Театральная программа | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | |||||
25 | Праздник в городе | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | |||||
26 | Школьный карнавал. Обобщение темы | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | |||||
Художник и музей. ( 8 часов) Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. П: строить логическое рассуждение при соотношении цвета со своими чувствами и эмоциями. К: формулировать собственное мнение и позицию при изображении панно. Л: Нравственно-этическое оценивание. Формирование чувства сопричастности к своей Родине | |||||||
27 | Музеи в жизни города. | 1 | объективно оценивать выставку творческих работ одноклассников. Проявление особого интереса к новому. Формирование представления об общекультурном наследии России. | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | |||
28 | Картина – особый мир. Картина-пейзаж. | 1 | гуашь, фломастеры, мелки, альбом иллюстрации | ||||
29 | Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. | 1 | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | ||||
30 | Картина-портрет. | 1 | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | ||||
31 | Картины исторические и бытовые. | 1 | гуашь, фломастеры, мелки, альбом презентация на тему «День Победы» | ||||
32 | Скульптура в музее и на улице. | 1 | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | ||||
33 | Музеи архитектуры. | 1 | гуашь, фломастеры, мелки, альбом | ||||
34 | Художественная выставка. Обобщение темы | гуашь, фломастеры, мелки, альбом |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Основные виды деятельности | Оборудование | Примечание | |
по плану | по факту | ||||||
Истоки родного искусства (8 ч.) Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации: находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Строить выявлять геометрическую форму простого тела. Находить выразительные, образные объемы в природе. Логическое рассуждение при соотношении цвета со своими чувствами и эмоциями. Объективно оценивать выставку творческих работ одноклассников. Владеть простыми приемами работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи. Регулятивные: Выделение и сохранение цели, заданной в виде образца. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Ориентироваться на образец и правило выполнения задания. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий. Ориентация на образец и проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: Участвовать в общей беседе. Учитывать разные мнения при сравнении различных деревьев на основе выявления их. геометрических форм и видении зрительных метафор в выделенных деталях природы. Аргументировать свою позицию при анализе скульптурных изображений, Личностные : Уметь самовыражаться, осознание своих возможностей в учении. Нравственно-этическое оценивание. Проявление особого интереса к новому. Формирование представления об общекультурном наследии России. Формирование чувства сопричастности к своей Родине. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств. | |||||||
1 | Пейзаж родной земли | 1 | Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы родной земли. Учиться видеть красоту природы в произведениях русской живописи. Называть характерные черты родного для ребёнка пейзажа. Овладевать живописными навыками работы с гуашью и красками. Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. | Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник: учебник для 4 кл. /под редакцией Б.М.Неменского.-М.:Просвещение, 2014. Таблицы, портреты русских и зарубежных художников, схемы, дидактический материал, иллюстрации, краски, кисти, пластилин, модели. | |||
2. | Пейзаж родной земли | 1 | |||||
3. | Деревня – деревянный мир | 1 | |||||
4 | Деревня – деревянный мир | 1 | |||||
5. | Красота человека | 1 | |||||
6 | Красота человека | 1 | |||||
7. | Народные праздники | 1 | |||||
8. | Народные праздники (обобщение темы) | 1 | |||||
Древние города нашей земли ( 7 ч.) Познавательные: Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека. Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). Регулятивные: Выделение и сохранение цели, заданной в виде образца. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Ориентироваться на образец и правило выполнения задания. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий. Ориентация на образец и проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: Участвовать в общей беседе. Учитывать разные мнения при сравнении различных деревьев на основе выявления их. геометрических форм и видении зрительных метафор в выделенных деталях природы. Аргументировать свою позицию при анализе скульптурных изображений, Личностные : Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентации. Формировать целостный, социально- ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Принимать и осваивать социальные роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |||||||
9. | Родной угол | 1 | Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры. Интересоваться историей своей страны. Овладевать навыками изображения фигуры человека. Анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Называть картины художников, изображающих древнерусские города. | Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник: учебник для 4 кл. /под редакцией Б.М.Неменского.-М.: Просвещение, 2014. Таблицы, портреты русских и зарубежных художников, схемы, дидактический материал, иллюстрации, краски, кисти. | |||
10. | Древние соборы | 1 | |||||
11. | Города Русской земли | 1 | |||||
12. | Древнерусские воины-защитники | 1 | |||||
13. | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва – города Золотого кольца.. | 1 | |||||
14. | Узорочье теремов. | 1 | |||||
15. | Пир в теремных палатах (обобщение темы) | 1 | |||||
Каждый народ – художник (11 ч.) Познавательные: Сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека. Сформировать основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). Регулятивные: Выделение и сохранение цели, заданной в виде образца. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Ориентироваться на образец и правило выполнения задания. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий. Ориентация на образец и проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: Участвовать в общей беседе. Учитывать разные мнения при сравнении различных деревьев на основе выявления их. геометрических форм и видении зрительных метафор в выделенных деталях природы. Аргументировать свою позицию при анализе скульптурных изображений, Личностные: Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентации. Формировать целостный, социально- ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Принимать и осваивать социальные роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |||||||
16. | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 1 | Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Изображать сцены жизни людей в степи и горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции. Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги. Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь её проявлений. | Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник: учебник для 4 кл. /под редакцией Б.М.Неменского.-М.:Просвещение, 2014. Таблицы, портреты русских и зарубежных художников, схемы, дидактический материал, иллюстрации, краски, кисти, пластилин, модели. | |||
17. | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 1 | |||||
18. | Народы гор и степей | 1 | |||||
19. | Народы гор и степей | 1 | |||||
20. | Города в пустыне | 1 | |||||
21. | Города в пустыне | 1 | |||||
22. | Древняя Эллада | 1 | |||||
23. | Древняя Эллада | 1 | |||||
24. | Европейские города средневековья | 1 | |||||
25. | Европейские города средневековья | 1 | |||||
26. | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | 1 | |||||
Искусство объединяет народы (8 ч.) Познавательные: Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека. Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). Регулятивные: Выделение и сохранение цели, заданной в виде образца. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Ориентироваться на образец и правило выполнения задания. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий. Ориентация на образец и проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: Участвовать в общей беседе. Учитывать разные мнения при сравнении различных деревьев на основе выявления их. геометрических форм и видении зрительных метафор в выделенных деталях природы. Аргументировать свою позицию при анализе скульптурных изображений, Личностные: Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентации. Формировать целостный, социально- ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Принимать и осваивать социальные роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |||||||
27. | Материнство | 1 | Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. Развивать навыки восприятия произведений искусства. Уметь объяснять, рассуждать. Как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Приводить примеры памятников героям Отечества. | Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник: учебник для 4 кл. /под редакцией Б.М.Неменского.-М.:Просвещение, 2014. Таблицы, портреты русских и зарубежных художников, схемы, дидактический материал, иллюстрации, краски, кисти, пластилин, модели. | |||
28. | Материнство | 1 | |||||
29. | Мудрость старости | 1 | |||||
30. | Сопереживание | 1 | |||||
31. | Герои - защитники | 1 | |||||
32. | Юность и надежды | 1 | |||||
33. | Искусство народов мира | 1 | |||||
34. | Искусство народов мира (обобщение) | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Учебник. 1 - 4 класс | |
Неменский Б. М. Методическое пособие | |
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы, М.: Просвещение, 2015. | В программе определены цели и задачи курса. |
Технические средства обучения: | |
Магнитная доска | |
Компьютер | |
Магнитофон | |
Оборудование класса | |
Ученические двухместные парты | |
Стол для учителя и стул | |
Шкафы для хранения дидактического материала, пособий | |
Настенные доски для вывешивания материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс
Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство» автора С.Г. Ашиковой. ...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Рабочая учебная программа "Изобразительное искусство" УМК " Перспектива" ( для начальных классов общеобразовательных школ)
Рабочая учебная программа по предмету " Изобразительное искусство" разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательой программы начального об...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса УМК «Школа России» Предметная область: искусство
Рабочая программа учебного и календарно-тематическое планирование предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса УМК «Школа России», рассчитанная на 1 час в неде...