Занятие: "Наш способ самовыражения"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Занятие по творчеству с метапредметным подходом в обучении, носит исследовательский характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по изобразительному искусству | 522.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Наш способ самовыражения»
Центральная идея: «Человек может выразить себя через творчество»
Направления исследования:
- Что такое творчество, хобби и увлечение?
- Каким бывает творчество?
- Зачем человеку выражать себя через творчество?
- Чем различается творчество людей разных национальностей?
Ключевые понятия | Родственные понятия |
рефлексия связь форма | мнение ценности системы. |
Профиль ученика:
- широко мыслящий
- общительный
- любознательный
Междисциплинарные навыки:
Социальные навыки: урегулирование конфликтов, принятие различных ролей в группе. | Исследовательские навыки: формулирование вопросов, сбор данных, описание результатов исследований | Навыки мышления: постижение Анализ синтез. |
Вид занятия: урок изобразительного искусства с элементами русского языка и литературного чтения.
Участники: группа второго года обучения
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учитель:
- Ребята, на нашем занятии присутствуют гости, давайте их поприветствуем!
- Сегодня мы вновь продолжаем работать над очень интересной темой, как она называется?
- Кто из вас напомнит центральную идею?
- Что вы узнали на предыдущих занятиях?
Дети:
- Мы узнали, что термины: творчество, хобби и увлечение чем-то похожи.
Учитель:
- Что такое творчество?
Дети:
- ТВО́РЧЕСТВО - это деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей.
Учитель:
- Кого считают человеком творческим?
Дети:
- Это не только художники, скульпторы, актеры, певцы и музыканты. Творческим является любой человек, который в своей работе использует нестандартные подходы.
- Творческим человеком может быть даже домохозяйка. Главное – любить свою работу и вкладывать в нее душу. Будьте уверены: результат превзойдет все ваши ожидания!
Учитель:
- Мы много говорили о самовыражении и что это - естественная потребность.
- Что для вас значит самовыражение. Как можно себя выражать? Через что?
- Мы узнали, что самовыражение имеет огромное значение в жизни человека.
- Самовыражение через процесс рисования восстанавливает равновесие человека и приводит к гармонии его внутреннее состояние.
- Мы узнали, что самовыражение происходит через творчество. Потому что творческое начало заложено в природе каждого человека.)
2. Работа по центральной идее.
Учитель:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
- Сделайте вывод. Что значит для нашего занятия это стихотворение?
Дети:
- Без прошлого нет настоящего. Мы должны знать своё прошлое.
- Мы будем говорить о народном творчестве. Будем изучать народные промыслы России.
Учитель: - Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа, его история.
- Какие центры народного творчества вы знаете?
Дети: - Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, Палех, Семёново, Филимоново, Вологодское кружево......
Работа в группах.
Учитель: - Я предлагаю поработать в группах и заполнить вот такие карточки
Жостовский | |
Золотая | |
Голубая | |
Семёновская | |
Оренбургский | |
Городецкая | |
Палехская | |
Дымковские | |
Вологодское | |
Со своим | ......................... в Тулу не ездят. |
- Молодцы, ребята! Справились с заданием.
*** Сравнительная характеристика промыслов ***
Учитель:
- Ребята, скажите, что объединяет такие промыслы, как Филимоново, Гжель, Дымково? А чем они отличаются друг от друга?
Дети:
- Объединяет наличием в тех местах залежей глины, которую можно было использовать в керамике.
- А отличаются формой фигурок и видом росписи........
***********************************************
Актуализация знаний
Учитель:
- Отгадайте мою загадку:
Я – барыня сударыня! Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку, отгадайте её, друзья!
- Весёлая белая глина, кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки… а ну, назовите меня.
(Дымковская игрушка)
Учитель:
- Давайте посмотрим, какие элементы росписи и какую цветовую гамму используют мастера для росписи игрушек.
2. - Для росписи дымковских игрушек используют яркие, праздничные цвета, а узорами служат простые геометрические фигуры.
Красные, оранжевые, зелёные круги являются неотъемлемой частью украшения костюма.
3. Творческая работа.
Учитель:
- Сегодня на занятии я предлагаю вам стать мастерами и расписать игрушки используя знания о Дымковской игрушке.
(Ребята выбирают игрушку по душе)
А теперь волшебство начинаем,
Игрушки украшаем.
Краски яркие, сочные берём,
Кисточкой узор ведём.
Узоры удивительно просты,
Круги и точки изображены.
Круг в кольце и точки,
Вот такие цветочки.
Ритмично узор располагаем,
Элементы узора повторяем.
(Ребята выбирают игрушки и начинают раскрашивать)
Учитель: - Ребята, так как вы активные участники исследовательской деятельности (а я это вижу по выставке и по сообщениям, которые вы подготовили), наверное вам есть о чём поделиться с одноклассниками?
- Может кто из вас знает, почему слободу назвали Дымковской?
Дети:
- Когда-то давно, на поросшем лесом берегу реки Вятки, появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.
Учитель:
- А чем же славится село Дымково?
1. - Славилось село игрушками, а называют эти игрушки дымковскими.
Лепили игрушки из местной красной глины. В основном это барыни, медведи с балалайками, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. В старину, на празднике проводов зимы, вятичи встречали бога солнца – Ярилу – весёлым свистом игрушек-свистулек.
Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.
Из истории промыслов.
Учитель:
- Кто ещё запомнил что-то интересное из истории промыслов и хочет с нами поделиться?
Дети:
1. - Мне запомнилось старинное предание, в котором рассказывается:
жил когда-то в нижегородских лесах человек. Кто он и откуда пришёл, неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его!». Послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Но сколько, ни искали солдаты, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома.
2. - Гжель – старинный народный промысел, зародился он в XVII веке. Известно, что гжельские мастера выполняли заказы даже для царского двора.
В XIX веке гжельская посуда по праву считалась лучшей в России. Охотно покупали её и за границей – в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Сейчас эти изделия можно увидеть в Эрмитаже, в Русском и Историческом музеях.
Сегодня искусство гжельской керамики переживает новый расцвет. Гжельские глиняные игрушки и декоративная посуда с одноцветной синей росписью по белому фону, известны всем не только в России, но и за рубежом.
3. - Волого́дское кру́жево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской области. Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века - из хлопчатобумажных нитей.
4. Заключение. Итог урока.
"Оценивание 5 основных элементов программы РYР".
- знание (чему научились?)
- установки (что развили в себе?)
- действие (как действовали?)
- ключевые понятия ( что поняли?)
- навыки (что приобрели?)
Учитель:
- Ребята, где могут пригодиться ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке?
- Актуальна ли эта тема сейчас, в наши дни?
(Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки - ими украшают быт.)
- Значит эти промыслы современны?
(Эти промыслы являются визитной карточкой России.)
- Народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные промыслы - это наше достояние, наша культура. Народное искусство - искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция. Эта ниточка тянется из глубины веков до наших дней.
- В чём проявилась ваша любознательность, общительность и на сколько вы были широкомыслящими?
- Мы ходили в библиотеку, в музей, искали сведения о промыслах в интернете. Анализировали собранный материал и готовили сообщения. В классе делились ими со своими одноклассниками.
- Вместе сообща выполняли задание - ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ.
- Учились сравнивать промыслы и делать логические выводы.
- Расписывали бумажные игрушки.
5. Рефлексия
Учитель:
- Ребята, скажите, достоверную ли информацию о промыслах вы получили на сегодняшнем занятии? Как понять и проверить?
- Эта информация конечно достоверна, т.к. это опыт и достояние народа. Вся информация людьми собиралась и передавалась из поколения в поколение. Она отражена в исторических книгах, словарях, фильмах. Все эти промыслы существуют и по сей день.......
- Ребята, а где можно использовать игрушки которые вы расписали?
- Ими можно оформить детскую комнату, украсить новогоднюю ёлку, подарить.....
- А в жизни может пригодиться увлечение промыслами?
- Да! Мы можем делать подарки и сувениры своими руками.
- Каждая эпоха имеет свою моду. Но и сегодня люди черпают идеи из бесценной кладовой – народных талантов.
Отразите ваше настроение с занятия ............
Жостовский | |
Золотая | |
Голубая | |
Семёновская | |
Оренбургский | |
Городецкая | |
Палехская | |
Дымковские | |
Вологодское | |
Со своим | ......................... в Тулу не ездят. |
Жостовский | |
Золотая | |
Голубая | |
Семёновская | |
Оренбургский | |
Городецкая | |
Палехская | |
Дымковские | |
Вологодское | |
Со своим | ......................... в Тулу не ездят. |
Жостовский | |
Золотая | |
Голубая | |
Семёновская | |
Оренбургский | |
Городецкая | |
Палехская | |
Дымковские | |
Вологодское | |
Со своим | ......................... в Тулу не ездят. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие "Основные способы общения"
Цель:развитие коммуникативных навыков общения.Задачи:ознакомление детей с основными способами общения: речь, мимика, жесты;развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;р...
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ – КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Игровая методика театральных занятий дает ему эту возможность и ребенок многократно может проигрывать сюжеты любимых сказок, историй, чтобы пережить еще и еще раз удовольствие победы своего успе...
Тренинговые занятия как способ формирования навыков проектной деятельности младших школьников
Мастер-класс по формированию проектно-исследовательской компетенции школьников...
Доклад на тему:«Нетрадиционные формы организации занятий как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы»
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать,...
Фото с занятия - "Наш способ самовыражения"
Фото с открытого урока...
Методическая разработка занятия "Эйдотехнический способ тренировки памяти (работа со словарными словами)"
Цель занятия: развитие познавательных УУД обучающихся начальной школы; использование зрительных и звуковых ассоциаций при запоминании написания словарных слов...
Нестандартная форма логопедических занятий как способ повышения познавательной активности школьников в условиях внедрения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями (сборник "Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды") 2021г
В статье рассматриваются различные формы нестандартных логопедических занятий, описываются характеристики основных видов занятий. На основе проведенных исследований доказывается их эффективность в пов...