Занятие: "Наш способ самовыражения"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Литвинова Наталья Владимировна

Занятие по творчеству с метапредметным подходом в обучении,  носит исследовательский  характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Наш способ самовыражения»

Центральная идея: «Человек может выразить себя через         творчество»

Направления исследования:    

- Что такое творчество, хобби и увлечение?

- Каким бывает творчество?

- Зачем человеку выражать себя через творчество?

- Чем различается творчество людей разных национальностей?

Ключевые понятия

Родственные понятия

рефлексия

связь

форма

мнение

ценности

системы.

Профиль ученика:

- широко мыслящий

- общительный

- любознательный

Междисциплинарные навыки:

Социальные навыки:

урегулирование конфликтов, принятие различных ролей в группе.

Исследовательские навыки:

формулирование вопросов, сбор данных, описание результатов исследований

Навыки мышления:

постижение

Анализ

синтез.

Вид занятия: урок изобразительного искусства с элементами русского языка и литературного чтения.

Участники: группа второго года обучения

Ход занятия:

1.   Организационный момент.

Учитель:

-  Ребята, на нашем занятии присутствуют гости, давайте их поприветствуем!

-  Сегодня мы вновь продолжаем работать над очень интересной темой, как она называется?

-  Кто из вас напомнит центральную идею?

-  Что вы узнали на  предыдущих занятиях?

Дети:

-  Мы узнали, что термины: творчество, хобби и увлечение чем-то похожи.

Учитель:

-  Что такое творчество?

Дети:

-  ТВО́РЧЕСТВО  -  это деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей. 

Учитель:

-   Кого считают человеком творческим?

Дети:

-  Это не только художники, скульпторы, актеры, певцы и музыканты. Творческим является любой человек, который в своей работе использует нестандартные подходы.

-  Творческим человеком  может быть даже домохозяйка. Главное – любить свою работу и вкладывать в нее душу. Будьте уверены: результат превзойдет все ваши ожидания!

Учитель:

- Мы много говорили о самовыражении и что это  - естественная потребность.

-   Что для вас значит самовыражение. Как можно себя выражать? Через что?

-  Мы узнали, что самовыражение имеет огромное значение в жизни человека.

-   Самовыражение через процесс рисования восстанавливает равновесие человека и приводит к гармонии его внутреннее состояние.

-  Мы узнали, что самовыражение происходит через творчество. Потому что творческое начало заложено в природе каждого человека.)

2.  Работа по центральной идее.

Учитель:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старину не вспоминаем,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

- Сделайте вывод. Что значит для нашего занятия  это стихотворение?

Дети:      

-  Без прошлого нет настоящего. Мы должны знать своё прошлое.

-  Мы будем говорить о народном творчестве. Будем изучать народные промыслы России.

Учитель:     -  Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа, его история.

- Какие центры  народного творчества вы знаете?

Дети:        -  Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, Палех, Семёново, Филимоново, Вологодское кружево......

 Работа в группах.

Учитель:      -  Я предлагаю поработать в группах и заполнить вот такие карточки

Жостовский

Золотая

Голубая

Семёновская

Оренбургский        

Городецкая

Палехская

Дымковские

Вологодское

Со своим

.........................            в Тулу не ездят.

-   Молодцы, ребята! Справились с заданием.

***  Сравнительная характеристика промыслов  ***

Учитель:

-  Ребята, скажите, что объединяет такие промыслы, как Филимоново,  Гжель,  Дымково?  А чем они отличаются друг от друга?

Дети:

-  Объединяет наличием в тех местах  залежей глины, которую можно было использовать в керамике.

-  А отличаются формой фигурок и видом росписи........

***********************************************

Актуализация знаний

Учитель:

- Отгадайте мою загадку:

Я – барыня сударыня! Я в гости к вам пришла.

Загадаю вам загадку, отгадайте её, друзья!

- Весёлая белая глина, кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки… а ну, назовите меня.

(Дымковская игрушка)

Учитель:

-  Давайте посмотрим, какие элементы росписи  и какую цветовую гамму используют мастера  для росписи игрушек.

2.      - Для росписи дымковских игрушек используют яркие, праздничные цвета, а узорами служат простые геометрические фигуры.

Красные, оранжевые, зелёные круги являются неотъемлемой частью украшения костюма.

C:\Users\user\Desktop\Игрушки -промыслы\slide-17.jpg          C:\Users\user\Desktop\Игрушки -промыслы\img37.jpg

C:\Users\user\Desktop\Игрушки -промыслы\img19 (2).jpg    C:\Users\user\Desktop\Игрушки -промыслы\img13 (3).jpg

3.  Творческая работа.

Учитель:

-  Сегодня на занятии я предлагаю вам стать мастерами и расписать игрушки используя знания о Дымковской игрушке.

(Ребята выбирают игрушку по душе)

А теперь волшебство начинаем,

Игрушки украшаем.

Краски яркие, сочные берём,

Кисточкой узор ведём.

Узоры удивительно просты,

Круги и точки изображены.

Круг в кольце и точки,

Вот такие цветочки.

Ритмично узор располагаем,

Элементы узора повторяем.

(Ребята выбирают игрушки и начинают раскрашивать)

Учитель: - Ребята, так как вы активные участники исследовательской деятельности (а я это вижу по выставке и по сообщениям, которые вы подготовили), наверное вам есть о чём поделиться с одноклассниками?

-  Может кто из вас знает,  почему слободу назвали  Дымковской?

Дети:

- Когда-то давно, на поросшем лесом берегу реки Вятки, появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.

Учитель:

- А чем же славится село Дымково?

1.     -  Славилось село игрушками, а называют эти игрушки дымковскими.

Лепили игрушки из местной красной глины. В основном это барыни, медведи с балалайками, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. В старину, на празднике проводов зимы, вятичи встречали бога солнца – Ярилу – весёлым свистом игрушек-свистулек.

Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

Из истории промыслов.

Учитель:

-  Кто ещё запомнил что-то  интересное из истории промыслов и хочет с нами поделиться?

Дети:

1.      -  Мне запомнилось старинное предание, в котором  рассказывается:

 жил когда-то в нижегородских лесах человек. Кто он и откуда пришёл, неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его!». Послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Но сколько, ни искали солдаты, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома.

2.      -   Гжель – старинный народный промысел,  зародился он  в XVII веке. Известно, что гжельские мастера выполняли заказы даже для царского двора.

    В XIX веке гжельская посуда по праву считалась лучшей в России. Охотно покупали её и за границей – в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Сейчас эти изделия можно увидеть в Эрмитаже, в Русском и Историческом музеях.

 Сегодня искусство гжельской керамики переживает новый расцвет. Гжельские глиняные игрушки и декоративная посуда с одноцветной синей росписью по белому фону, известны всем не только в России, но и за рубежом.

3.        -   Волого́дское кру́жево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской области. Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века - из хлопчатобумажных нитей.

4.  Заключение. Итог урока.

"Оценивание 5 основных  элементов программы РYР".

  •    знание    (чему научились?)
  •    установки    (что развили в себе?)
  •    действие    (как действовали?)
  •    ключевые понятия    ( что поняли?)
  •    навыки    (что приобрели?)

Учитель:

-  Ребята, где могут пригодиться ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке?

-  Актуальна ли эта тема сейчас, в наши дни?

(Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки -  ими украшают быт.)

-  Значит эти промыслы современны?

(Эти промыслы являются визитной карточкой России.)

-  Народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные промыслы - это наше достояние, наша культура. Народное искусство - искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция. Эта ниточка тянется из глубины веков до наших дней.

-  В чём проявилась ваша любознательность, общительность и  на сколько вы были широкомыслящими?

-  Мы ходили в библиотеку, в музей, искали сведения о промыслах в  интернете. Анализировали собранный материал и  готовили сообщения.   В классе  делились ими со своими одноклассниками.

-  Вместе сообща выполняли задание - ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ.

-  Учились сравнивать промыслы  и делать логические выводы.

-   Расписывали  бумажные игрушки.

5.   Рефлексия

Учитель:

-  Ребята, скажите, достоверную ли информацию о промыслах вы получили на сегодняшнем занятии? Как понять и проверить?

-  Эта информация конечно достоверна, т.к. это опыт и достояние народа. Вся информация людьми собиралась и передавалась из поколения в поколение. Она отражена в исторических книгах, словарях, фильмах. Все эти промыслы существуют и по сей день.......

-  Ребята, а где можно использовать игрушки которые вы расписали?

-  Ими можно оформить детскую комнату, украсить новогоднюю ёлку, подарить.....

-  А в жизни может пригодиться увлечение промыслами?

-  Да! Мы можем делать подарки и сувениры своими руками.

    -  Каждая эпоха имеет свою моду. Но и сегодня люди черпают идеи из бесценной кладовой – народных талантов.

Отразите ваше настроение с занятия ............

C:\Users\user\Desktop\8593.jpg

Жостовский

Золотая

Голубая

Семёновская

Оренбургский        

Городецкая

Палехская

Дымковские

Вологодское

Со своим

.........................            в Тулу не ездят.

Жостовский

Золотая

Голубая

Семёновская

Оренбургский        

Городецкая

Палехская

Дымковские

Вологодское

Со своим

.........................            в Тулу не ездят.

Жостовский

Золотая

Голубая

Семёновская

Оренбургский        

Городецкая

Палехская

Дымковские

Вологодское

Со своим

.........................            в Тулу не ездят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие "Основные способы общения"

Цель:развитие коммуникативных навыков общения.Задачи:ознакомление детей с основными способами общения: речь, мимика, жесты;развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;р...

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ – КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Игровая методика театральных занятий дает ему эту возможность и ребенок многократно может проигрывать сюжеты любимых сказок, историй, чтобы пережить еще и еще раз удовольствие победы своего успе...

Тренинговые занятия как способ формирования навыков проектной деятельности младших школьников

Мастер-класс по формированию проектно-исследовательской компетенции школьников...

Доклад на тему:«Нетрадиционные формы организации занятий как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы»

        Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать,...

Методическая разработка занятия "Эйдотехнический способ тренировки памяти (работа со словарными словами)"

Цель занятия: развитие познавательных УУД обучающихся начальной школы; использование зрительных и звуковых ассоциаций при запоминании написания словарных слов...

Нестандартная форма логопедических занятий как способ повышения познавательной активности школьников в условиях внедрения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями (сборник "Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды") 2021г

В статье рассматриваются различные формы нестандартных логопедических занятий, описываются характеристики основных видов занятий. На основе проведенных исследований доказывается их эффективность в пов...