Рабочая программа по ИЗО на 2 класс (УМК "Школа России").
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству (УМК «Школа России») разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo.docx | 59.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы начального общего образования образовательного учреждения МБОУ ООШ №12 Кошехабльского района, авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др., утвержденной МО РФ, планируемых результатов начального общего образования. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом: учебник «Изобразительное искусство. Искусство и ты». 2 класс/ Е. И. Коротеева; под редакцией Б. М. Неменского. –М.: Просвещение.
Результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство».
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.
Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
Выпускник научится:
• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
Выпускник научится:
• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета во 2 классе:
Личностными результатами» является формирование следующих умений:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».
Как и чем работает художник (8 часов)
Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти. Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий. Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осенней природы Адыгеи по памяти. Выразительные возможности аппликации. Аппликация коврика. Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса. Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение животных. Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки. Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города.
Любой материал может стать выразительным (обобщение).
Реальность и фантазия (8)
Изображение и реальность. Изображение диких (домашних) животных Адыгеи. Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника. Украшение и фантазия. Композиция адыгейского узора в квадрате. Изображение паутинок, снежинок. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города Конструирование из бумаги подводного мира. Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение). Ёлочные игрушки.
О чем говорит искусство (10 ч)
Выражение характера животных. Изображение животных с характером. Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа. Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа. Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей. Национальный фольклор адыгов. Сказания нартского эпоса. Изображение природы в разных состояниях (контрастных). Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия. Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация). Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке Создание композиций, передающих мир сказочных героев.
Как говорит искусство (8 ч)
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев. Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц. Пропорции выражают характер. Лепка людей, животных с разными пропорциями. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц». Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли.
Тематическое планирование по изобразительному искусству (34 ч).
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Формы работы | Планируемые результаты | Кол-во ч. | Дата проведения | |
план. | факт. | ||||||
Ι четверть (9 ч) | |||||||
Раздел «Как и чем работает художник» (8 ч) | |||||||
1. | Три основных цвета – жёлтый, красный, синий. «Цветочная поляна». | Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приёма «живая краска». Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трёх основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению. Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы белой бумаги. Задание: изображение цветов (без предварительного рисунка). | Фронтальная работа – рассматривание репродукций картин, беседа «Как художник и поэт чувствуют красоту». Индивидуальная работа – работа гуашью в тетради, изображение цветов или бабочки. Практическая работа – смешение гуашевых красок. | Л: проявление потребности в общении с искусством. П: участие в практической работе, анализ, изображение по памяти и впечатлению. Р: принятие и сохранение учебной задачи; адекватное восприятие оценки учителя; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. К: умение слушать и вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении проблем; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | 1 | ||
2. | Белая и чёрная краски. «Природная стихия». | Учиться различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и чёрной для получения богатого колорита. Развивать навыки работы с гуашью. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвящённые изображению природных стихий. Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы любой бумаги. Задание: изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман и т.д.) (без предварительного рисунка). | Фронтальная работа – рассматривание репродукций картин, беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа гуашью на бумаге: 1) изображение солнечного дня; 2) изображение бури, грозы. | Л: проявление эстетических чувств в процессе рассматривания картин. П: различение, сравнение, анализ результатов; самостоятельное создание различных творческих работ. Р: принятие и сохранение цели и задач учебной деятельности; оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватное восприятие оценки учителя. К: умение слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | 1 | ||
3. | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. «Осенняя природа Адыгеи». | Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше). Изображать красоту осенней природы Адыгеи, используя выразительные возможности материалов. Материалы: пастель или мелки, акварель; белая, суровая (обёрточная) бумага. Задание: изображение осенней природы родного края (по памяти и впечатлению). | Фронтальная работа – рассматривание репродукций картин, беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа восковыми мелками и акварелью в альбоме. Изображение осенней природы Адыгеи. | Л: обсуждение и анализ собственной художественной деятельности; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. П: использование выразительных возможностей и особенностей работы с различными художественными материалами при создании творческой работы; ответы на вопросы учителя по теме урока. Р: планирование и грамотное осуществление учебных действий в соответствии с поставленной задачей; рациональное построение самостоятельной деятельности; умение находить варианты решения различных художественно-творческих задач. К: обсуждение и анализ собственной художественной деятельности и работ одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | 1 | ||
4. | Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад». | Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев. Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей. Задание: создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями (работа по памяти и впечатлению). | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа с цветной бумагой или природным материалом на цветном картоне. Составление композиций. | Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. П: овладение техникой и способами аппликации, развитие чувства цвета и композиции, применение технологической карты для решения учебной задачи; участие в беседе с учителем. Р: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действия в соответствии с поставленной задачей; осуществление итогового и пошагового контроля; внесение дополнений и корректив в работу в случае расхождения с эталоном; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. К: обсуждение и анализ собственной художественной деятельности и работ одноклассников с позиции творческих задач данной темы. | 1 | ||
5. | Выразительные возможности графических материалов. «Волшебный зимний лес». | Понимать выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа. Осваивать приёмы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. Изображать, используя графические материалы, зимний лес. Материалы: тушь или чёрная гуашь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь; белая бумага. Задание: изображение зимнего леса (по впечатлению и памяти). | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ, рассматривание репродукций картин известных художников. Индивидуальная работа – работа тушью, пером в тетради. | Л: проявление эстетических чувств при рассмотрении произведений искусства. П: определение характера предложенных линий, способов создания линий; апробация разных способов работы пером и палочкой; сравнение выразительных возможностей графики и живописи; участие в обсуждении репродукций картин. Р: планирование и грамотное осуществление учебных действий в соответствии с поставленной задачей; нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач. К: участие в диалоге, высказывание своей точки зрения. | 1 | ||
6. | Выразительность материалов для работы в объёме. «Животные Республики Адыгея». | Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать объёмное изображение животного с передачей характера. Материалы: пластилин, стеки. Задание: изображение животных родного края (по впечатлению и памяти). | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ, практикум. Индивидуальная работа – работа с пластилином и стеками. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. П: применение технологической карты для решения поставленной задачи, воспроизведение по памяти информации в ходе беседы по теме; создание объёмного изображения животного с передачей характера. Р: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; осуществление пошагового контроля для соблюдения форм и пропорций работы; внесение необходимых корректив в действие по ходу работы с учётом предложений учителя и характера сделанных неточностей. К: формулирование собственного мнения и позиции. | 1 | ||
7. | Выразительные возможности бумаги. «Игровая площадка». | Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы. Овладевать приёмами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы. Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. Материалы: бумага, ножницы, клей. Задание: сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно; работа по воображению). | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ, практикум. Индивидуальная работа – работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). | Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. П: осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Р: планирование и грамотное осуществление учебных действий в соответствии с поставленной задачей; рациональное построение самостоятельной деятельности; адекватное восприятие оценки учителя. К: участие в диалоге; умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | 1 | ||
8. | Неожиданные материалы (обобщение темы). «Ночной праздничный город». | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. Материалы: неожиданные материалы (серпантин, конфетти, семена, нитки, трава и т.д.), тёмная бумага (в качестве фона). Задание: изображение ночного праздничного города. | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа гуашью, акварелью, мелками, неожиданными материалами (серпантин, конфетти, семена, нитки, трава). | Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. П: воспроизведение по памяти информации для решения поставленной учебной задачи; создание образа ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Р: планирование и грамотное осуществление учебных действий в соответствии с поставленной задачей; рациональное построение самостоятельной деятельности. К: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, сотрудничать в совместном решении проблемы. | 1 | ||
Раздел «Реальность и фантазия» (8 ч) | |||||||
9. | Изображение и реальность. «Любимое животное». | Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер выбранного животного. Закреплять навыки работы от общего к частному. Материалы: гуашь (одна или две краски) или тушь, кисть, бумага. Задание: изображение любимого животного. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа гуашью. | Л: проявление наблюдательности и фантазии; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. П: участие в обсуждении проблемных вопросов по теме урока, выявление особенностей изображения разных животных, применение технологической карты для решения поставленной задачи; рассматривание репродукций картин известных художников и участие в их обсуждении. Р: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; осуществление пошагового контроля для соблюдения форм и пропорций работы; внесение необходимых корректив в действие по ходу работы с учётом предложений учителя и характера сделанных неточностей. К: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | 1 | ||
ΙΙ четверть (7 ч) | |||||||
10. | Изображение и фантазия. «Фантастическое животное». | Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.). Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путём соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью. Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги (цветной или тонированной). Задание: изображение фантастического животного путём соединения элементов разных животных, птиц и даже растений. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание иллюстраций, изделий художественных промыслов с изображением сказочных животных, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа гуашью. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. П: придумывание элементов фантастических образов, привлечение фантазии и жизненного опыта для создания фантастического образа; анализ авторских работ. Р: планирование и грамотное осуществление учебных действий в соответствии с поставленной задачей; рациональное построение самостоятельной деятельности, нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач; адекватное восприятие оценки учителя. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | 1 | ||
11. | Украшение и реальность. «Узоры паутины». | Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.). Развивать навыки работы тушью, пером, углём, мелом. Материалы: уголь, мел, тушь и тонкая кисть или гуашь (один цвет), бумага. Задание: изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий (индивидуально по памяти). | Фронтальная работа – беседа, рассматривание иллюстраций с изображениями паутины в природе, веточек деревьев, снежинок, обсуждение работ. Индивидуальная работа (по выбору учащихся): 1) изображение морозного узора на стекле; 2) рисование полёта снежинок на чёрном или синем картоне; 3) изображение паутины в альбоме гуашевыми красками. | Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. П: воспроизведение в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа. Р: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; рациональное построение самостоятельной деятельности; нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач. К: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | 1 | ||
12. | Украшение и фантазия. «Украшаем воротничок для платья, кокошник». | Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде. Осваивать приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Создавать украшения (воротничок для платья, кокошник, закладка для книг и т.д.), используя узоры. Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины. Материалы: любой графический материал (один-два цвета). Задание: изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги. | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ, рассматривание иллюстраций женской одежды. Индивидуальная работа – работа гуашью и акварелью в альбоме. | Л: проявление эстетических чувств, чувства гордости за культуру Родины. П: воспроизведение в памяти картин различных украшений в природе для создания собственного образа. Р: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; рациональное построение самостоятельной деятельности; нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач. К: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний, владение диалогической формой речи. | 1 | ||
13. | Композиция адыгейского узора в квадрате. «Украшаем узором коробку для торта «Моя Адыгея»». | Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде. Овладевать первичными навыками художественного проектирования упаковочной коробки с использованием традиционных мотивов адыгейского народного орнамента. Осваивать приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Создавать украшения, используя узоры. Материалы: картон, цветная бумага, фольга, клей, карандаш, ножницы. Задание: художественное оформление упаковочной коробки для торта «Моя Адыгея». | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ, рассматривание образцов растительно-зооморфного орнамента. Работа в парах – аппликация из фольги и цветной бумаги. | Л: проявление эстетических чувств, чувства гордости за культуру Родины. П: воспроизведение в памяти картин различных украшений в природе для создания собственного образа. Р: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; рациональное построение самостоятельной деятельности; нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач. К: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний, владение диалогической формой речи. | 1 | ||
14. | Постройка и реальность. «Подводный мир». | Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции. Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе. Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Участвовать в создании коллективной работы. Материалы: бумага, ножницы, клей. Задание: конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа). | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ. Парная работа – работа с цветной бумагой на формате А4, конструирование природных форм (рыбка, водоросли, черепаха, медуза, улитка, ракушка). | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. П: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Р: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действия в соответствии с поставленной задачей; рациональное построение самостоятельной деятельности, осуществление итогового и пошагового контроля; адекватное восприятие оценки учителя; нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач. К: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | 1 | ||
15. | Постройка и фантазия. «Фантастический город». | Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками. Осваивать приёмы работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции. Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города. Участвовать в создании коллективной работы. Материалы: бумага, ножницы, клей. Задание: создание макетов фантастических зданий, фантастического города (индивидуально-групповая работа по воображению). | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ. Групповая работа – конструирование из готовых форм, работа с цветной бумагой, пластилином. | Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. П: анализ и сравнение различных вариантов реальных и фантастических зданий; участие в обсуждении проблемных вопросов. Р: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. К: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | 1 | ||
16. | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). «Ёлочные игрушки». | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров (их триединство). Конструировать (моделировать) и украшать ёлочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней ёлки. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. Материалы: гуашь, маленькие кисти, бумага, ножницы, клей. Задание: конструирование (моделирование) и украшение ёлочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Создание коллективного панно. | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа – конструирование и украшение ёлочных игрушек. Коллективная работа – создание праздничного панно. | Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. П: анализ и сравнение различных вариантов ёлочных украшений; построение речевых высказываний в устной форме. Р: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действия в соответствии с поставленной задачей; рациональное построение самостоятельной и коллективной деятельности; осуществление итогового и пошагового контроля; адекватное восприятие оценки учителя; нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач. К: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | 1 | ||
ΙΙΙ четверть (10 ч) | |||||||
17. | Изображение природы в различных состояниях. «Контрастные состояния природы». | Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы гуашью. Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги. Задание: изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное и т.д.). | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа гуашью, акварелью. | Л: чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. П: рассматривание репродукций картин известных художников-маринистов и участие в их обсуждении; проведение сравнения, сериации и классификации по заданным критериям. Р: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществление итогового и пошагового контроля по результату. К: использование речи для регуляции своего действия; формулирование собственного мнения и позиции. | 1 | ||
18. | Изображение характера животных. «Характер и настроение животного». | Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку-характеристику зверей. Входить в образ изображаемого животного. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы гуашью. Материалы: (два-три цвета или один цвет), кисти. Задание: изображение животных весёлых, стремительных, угрожающих. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин В. Ватагина, сравнение, анализ, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа простым карандашом, гуашью и чёрным фломастером. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. П: участие в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта; выявление особенностей изображения разных животных; рассматривание рисунков художника Е. Чарушина и участие в их обсуждении. Р: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществление итогового и пошагового контроля по результату. К: построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что партнёр знает и видит, а что нет. | 1 | ||
19. | Изображение характера человека: женский образ. «Сказочный женский образ». | Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства. Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи). Материалы: гуашь или пастель, мелки, цветная бумага. Задание: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа мелками, пастелью, гуашью или цветными карандашами. | Л: чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. П: анализ репродукций картин и иллюстраций; проведение сравнения, сериации и классификации по заданным критериям; установление причинно-следственных связей. Р: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане; выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме. К: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | 1 | ||
20. | Изображение характера человека: мужской образ. «Сказочный мужской образ». | Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго или злого героя (сказочные и былинные персонажи). Материалы: гуашь (ограниченная палитра), кисти или пастель, мелки, обои, цветная бумага. Задание: изображение доброго и злого героев из знакомых сказок. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа мелками, пастелью, гуашью или цветной бумагой. | Л: чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. П: рассматривание репродукций картин известных художников-маринистов и участие в их обсуждении; проведение сравнения, сериации и классификации по заданным критериям. Р: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществление итогового и пошагового контроля по результату. К: использование речи для регуляции своего действия; формулирование собственного мнения и позиции. | 1 | ||
21. | Национальный фольклор адыгов. Сказания нартского эпоса. | Овладевать навыками выбора сюжета иллюстрации по теме нартского сказания и графического изображения содержательной, интересной композиции рисунка. Понимать и использовать выразительные возможности линии, штриха, пятна для создания художественно-образной иллюстрации. Осваивать приёмы работы разными графическими материалами: карандашом, гелевой и шариковой ручкой, акварелью. Материалы: белая бумага, карандаш, акварель, гелевая или шариковая ручка. Задание: выполнение рисунка-иллюстрации на тему нартского сказания «Как появились камыль (флейта) и пхачич (трещотки)» по книге А. Гадагатля «Серп Тлепша». | Фронтальная работа – беседа, рассматривание иллюстраций адыгейских художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа карандашом, акварелью, ручкой. | Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. П: участие в обсуждении проблемных вопросов по теме урока, выявление особенностей изображения сказочного мужского образа; применение технологической карты для решения поставленной задачи; рассматривание репродукций картин известных художников и участие в их обсуждении. Р: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действия в соответствии с поставленной задачей; рациональное построение самостоятельной и коллективной деятельности. К: формулирование собственного мнения и позиции. | 1 | ||
22. | Образ человека в скульптуре. «Сказочный герой». | Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать в объёме сказочные образы с ярко выраженным характером. Материалы: пластилин, стеки, дощечки. Задание: создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба-Яга и т.д.). | Фронтальная работа – беседа, рассматривание изображений скульптур известных мастеров, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа с пластилином. | Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. П: участие в обсуждении проблемных вопросов по теме урока, выявление особенностей объёмного изображения сказочного образа с ярко выраженным характером; применение технологической карты для решения поставленной задачи; рассматривание изображений скульптур известных мастеров прошлого и настоящего и участие в их обсуждении. Р: принятие и сохранение учебной задачи; осуществление итогового и пошагового контроля по результату. К: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | 1 | ||
23. | Человек и его украшения. «Украшения для мужчин и женщин». | Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники). Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д. Материалы: гуашь, кисти (крупная и тонкая). Задание: украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников. | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа – аппликация из бумаги. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. П: воспроизведение по памяти информации для решения учебной задачи; рассматривание иллюстраций, участие в их обсуждении; предложение своих вариантов решения поставленных задач. Р: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществление итогового и пошагового контроля по результату. К: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний, владение диалогической формой речи. | 1 | ||
24. | О чём говорят украшения. «Сказочные флоты». | Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов. Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои). Задание: украшение двух противоположных по намерениям флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации. | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа гуашью. | Л: чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. П: участие в обсуждении проблемных вопросов, предложение своих вариантов решения поставленной задачи, опираясь на имеющиеся знания о цвете, ритме, характере. Р: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. К: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | 1 | ||
25. | Образ здания. «Сказочные постройки». | Учиться видеть художественный образ в архитектуре. Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Приобретать опыт творческой работы. Материалы: гуашь, кисти, бумага. Задание: создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т.д.). | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа гуашью. | Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. П: анализ архитектурных образов в окружающей жизни, возможность перенесения частей образа из реального мира в сказочный; участие в обсуждении вариантов решения поставленной учебной задачи. Р: планирование действия в соответствии с поставленной задачей. К: умение слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | 1 | ||
26. | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы). | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников. | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ. | Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. П: участие в беседе; анализ и оценка собственной художественной деятельности и деятельности одноклассников. Р: адекватное восприятие оценки учителя; выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме. К: формулирование собственного мнения и позиции. | 1 | ||
ΙV четверть (8 ч) | |||||||
Раздел: «Как говорит искусство» (8 ч). | |||||||
27. | Тёплые и холодные цвета. «Борьба тёплого и холодного». | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Осваивать различные приёмы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развивать колористические навыки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костёр вечером), сказочная жар-птица и т.п.). Материалы: гуашь без чёрной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги. Задание: изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) или изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе, чёрная и белая краски не применяются). | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа гуашью. | Л: чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. П: использование имеющихся знаний о тёплых и холодных цветах в ходе практической работы; участие в беседе, обсуждение репродукций картин. Р: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действия в соответствии с поставленной задачей; рациональное построение самостоятельной деятельности; осуществление итогового и пошагового контроля; адекватное восприятие оценки учителя; нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач. К: умение слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; обсуждение и анализ собственной художественной деятельности и работ одноклассников с позиции творческих задач данной темы. | 1 | ||
28. | Тихие и звонкие цвета. «Тёплое и холодное царства». | Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета. Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета – глухого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе. Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы. Закреплять умения работать кистью. Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги. Задание: изображение весенней земли (по памяти и впечатлению) или создание «тёплого царства» (Солнечный город), «холодного царства» (царство Снежной королевы). | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа: 1) изображение весеннего пейзажа с использованием холодных и тёплых оттенков; 2) создание «тёплого царства», холодного царства». | Л: чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. П: анализ использования цвета на картинах художников, применение имеющихся знаний о цвете в самостоятельной работе. Р: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме. К: умение слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | 1 | ||
29. | Что такое ритм линий? «Весенние ручьи». | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь видеть линии в окружающей действительности. Получать представление об эмоциональной выразительности линии. Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалёвка – изображение весенней земли). Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками. Материалы: пастель или цветные мелки. Можно также работать гуашью на чистом листе. Задание: изображение весенних ручьёв. | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа пастелью или цветными мелками. | Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. П: участие в обсуждении проблемных вопросов; построение речевых высказываний в устной форме. Р: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. К: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, контролировать действия партнёра. | 1 | ||
30. | Характер линий. «Ветви деревьев». | Уметь видеть линии в окружающей действительности. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев. Осознавать, как определённым материалом можно создать художественный образ. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов. Изображать ветки деревьев с определённым характером и настроением. Материалы: гуашь, кисть, или тушь, уголь, сангина; большие листы бумаги. Задание: изображение нежных или могучих веток, передача их характера и настроения (индивидуально или по два человека; по впечатлению и памяти). | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа гуашью, тушью. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. П: применение имеющихся знаний в ходе беседы и в ходе творческой работы. Р: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действия в соответствии с поставленной задачей; рациональное построение самостоятельной и коллективной деятельности; осуществление итогового и пошагового контроля; адекватное восприятие оценки учителя; нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач. К: построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что партнёр знает и видит, а что нет. | 1 | ||
31. | Ритм пятен. «Летящие птицы». | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации. Материалы: белая и тёмная бумага, ножницы, клей. Задание: ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (работа индивидуальная или коллективная). | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Коллективная работа – обрывная аппликация. | Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. П: участие в обсуждении проблемных вопросов; рассматривание репродукций картин; самостоятельные выводы. Р: принятие и сохранение учебной задачи; осуществление итогового и пошагового контроля по результату. К: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний, владение диалогической формой речи. | 1 | ||
32. | Пропорции выражают характер. «Птицы». | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое пропорции. Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций. Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей или пластилин, стеки. Задание: конструирование или лепка птиц с разными пропорциями (большой хвост – маленькая головка – большой клюв). | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа с пластилином, бумагой. | Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. П: применение имеющихся знаний в ходе беседы и в ходе творческой работы. Р: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. К: умение допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | 1 | ||
33. | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. «Весна. Шум птиц». | Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц». Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли. Материалы: большие листы для панно, гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей. Задание: создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ. Коллективная работа – работа с разными материалами. | Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. П: использование полученных знаний в ходе творческой работы, выбор наиболее эффективных способов и приёмов работы. Р: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; рациональное построение самостоятельной деятельности, осуществление итогового и пошагового контроля; внесение необходимых дополнений и корректив по ходу работы; адекватное восприятие оценки учителя, товарищей. К: умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, договариваться, объяснять замысел, выполнять работу в границах заданной роли. | 1 | ||
34. | Обобщающий урок года. «В музее у весёлого художника». | Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников. Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти. Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето. | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа – принести самую хорошую работу и уметь её представить. | Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. П: выбор и обоснование средств художественной выразительности для решения поставленной учебной задачи, опираясь на полученные знания, выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи. Р: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действия в соответствии с поставленной задачей; адекватное восприятие оценки учителя; нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач. К: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний, владение диалогической формой речи. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"
Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"...
Рабочая программа по математике 4 класс Школа России
Рабочая программа по математике 4 класс Школа России...
Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России" Рабочая программа составлена на основе концепции и программы для начальных классов «Школа России» в 2 ч. Ч.1., Бантова М.А., Бельтюк...
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по технологии 3 класс Школа России, составлена на основе авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой
рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...