Открытый урок по ИЗО на тему "Иллюстрироване сказки А.С. Пушкина "
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по изобразительному искусству
4 класс
Тема : « Иллюстрирование сказки А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане»
Цели: ознакомить с понятием «иллюстрация», творчеством художников-иллюстраторов; обучить умению простейшими средствами передавать основные события сказки; развивать умение сопереживать героям литературного произведения, наблюдательность и внимание, логическое мышление; пробуждать интерес и любовь детей к творчеству художников детской книги, к оформительской графике.
Оборудование:
Изобразительный ряд: презентация с иллюстрациями И. Я. Билибина и Т. А. Мавриной к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина
Литературный ряд: отрывоки из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина.
Музыкальный ряд: музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать понятие «иллюстрация», знакомить с творчеством художников
иллюстраторов;
умению простейшими изобразительными средствами передавать основные события сказки.
Метапредметные:
- развивать устную речь учащихся, формировать читательскую
самостоятельность,
- развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
- развивать навык словесного рисования;
- обогащать словарный запас учащихся
- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять
Личностные:
- воспитание интереса к миру детской художественной литературы, изобразительного искусства и жизни талантливых людей нашей страны;
- формировать усидчивости, взаимоуважение, взаимовыручку.
- Постановка темы урока
Ребята, вы помните, в детстве, когда вы ещё не умели читать и брали в руки книгу. На что вы обращали внимание?
Кто из вас знает, как называются картинки в книгах?
Красочные картинки помогали понять характер героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные. Иллюстрации открывали волшебный мир фей, троллей, гномов, колдунов. Захватывали дух картинки с превращениями, погонями и долгожданным счастливым концом. Только в сказочной иллюстрации можно было прикоснуться к волшебному ковру-самолёту, к сапогам-скороходам, скатерти-самобранке, к волшебной палочке. Как это было замечательно – попасть в сказку, пройти через все приключения, стать одним из её героев!
Иллюстрации
Кто рисует иллюстрации в книгах? Художники - иллюстраторы , для чего?
Посмотрите на выставку книг, сказки какого поэта мы будем вспоминать?
2. Актуализация знаний учащихся.
Пушкинские сказки… Невозможно перечислить всех художников, которые работали и продолжают работать над этой неисчерпаемой темой.
- А какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
- Из какой сказки этот отрывок?
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет …
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Рисовать иллюстрацию к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Наша цель – создать иллюстрацию к сказке
Вспомним содержание сказки : Сколько чудес было в сказке?
К какому именно чуду мы будем рисовать иллюстрацию, узнаете, посмотрев отрывок мультфильма
Многие художники считают за честь иллюстрировать сказки А.С.Пушкина. Посмотрите на работы великих мастеров графического рисунка , которые иллюстрировали сказки этого поэта .
- Работа над иллюстрацией.
Сегодня вы попробуете создать свою иллюстрацию к этому отрывку.
Закройте глаза и подумайте.
Что будет изображено на вашей иллюстрации
Мы выбрали рисунок белочки. Рисуем без карандаша и стерки, сразу мелками, кто успеет, тот раскрасит
Значит, лист мы будем располагать… (вертикально).
Теперь нужно вспомнить о композиционном расположении главных персонажей сказки – они должны быть расположены в центре вашей работы.
Последовательность работы
- Намечаем линию пола ниже середины листа.
- Тут же определяю пропорции белочки.
- На какие геометрические фигуры похожи отдельные части белочки?
Попробуйте смоделировать белку из этих фигур
Голова белочки похожа на … (круг), туловище на … (овал), хвост… (овал).
- Прорисовываю лапки, орешек, мордочку белочки.
- Рисуем рядом горку изумрудов и золотых скорлупок.
- Определяем размеры и форму домика.
- Уточняем строение домика.
- Дополняем домик декоративными элементами.
- Украшаем домик дополнительными элементами,
- Чтобы вы работали более увлеченно, фоном для вашей деятельности будет музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь»).
Вот и все – рисунок закончен.
Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил
Учитель: Действительно, вновь перечитав сказку Пушкина, мы лишь "обмочили усы", то есть совсем немного прикоснулись к творчеству великого поэта.
4. Анализ произведений изобразительного искусства. Выставка работ
- Сказка, однажды вошедшая в нашу жизнь, прочно занимает в ней своё особое место. В сказках А.С.Пушкина мы находим мудрость, улыбку, человеческую простоту и всегда добро и красоту
- Давайте посмотрим на наши работы, полюбуемся ими. Пусть и не стоит сравнивать их с произведениями мастеров изобразительного искусства, но можно смело дать им такую оценку: они ярки, выразительны Три искусства – музыка, поэзия и живопись – это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.
5. Обобщение изученного материала.
- Как называются рисунки в книгах?
- Кто рисует иллюстрации в книгах?
- Для чего нужны книжные иллюстрации?
- Какими средствами можно выделить героев в иллюстрации?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/21/picture-77995-1590078132.jpg)
Урок чтения «Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина»
Урок чтения «Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина» для детей начальной школы. Можно использовать как материал во внеурочной деятельности.Цели:познакомить детей с фактами биографии по...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/22/picture-97077.jpg)
открытый урок по МДО(междисциплинарное обучение).Сказки Пушкина по-разному влияют на людей и вдохновляют на творчество.
Данный урок проводится по развивающему курсу МДО(междисциплинарное обучение). Можно этот урок провести как обобщающий по теме "Творчество А. С. Пушкина" на уроке литературного чтения или внеклассного ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/06/picture-590886-1496742225.jpg)
Конспект урока по литературному чтению по сказке А.С.Пушкина "Сказка о Царе Салтане"
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по программе "Школа 2100". Сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/01/picture-21139-1706800879.jpg)
Открытый урок по теме: "Знакомство со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
"Знакомство со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" 4 класс литературное чтение...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/10/picture-240030-1365609814.jpg)
Урок литературного чтения "Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и Братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов"
Материалы (конспект урока и презентация) к уроку литературного чтения в 4 классе для сравнения произведений А.С. Пушкина и Братьев Гримм.УМК Перспектива....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-602059-1425214883.jpg)
Урок по литературному чтению "Герои сказки А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".
Конспект урока и презентация к уроку литературного чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/08/picture-1075600-1544297113.jpg)
Открытый урок по литературному чтению на тему: «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло.
Сценарий урока по литературному чтению на тему: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» в 3 классе позволяет рассмотреть проблему добра и зла на примере главных героинь сказки....