Урок чтения «Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина»
план-конспект по чтению по теме
Урок чтения «Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина» для детей начальной школы. Можно использовать как материал во внеурочной деятельности.
Цели:
- познакомить детей с фактами биографии поэта;
- проверить знание детей сказок Пушкина;
- расширить кругозор детей, воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок чтения «Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина» .doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27
Урок чтения
«Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина»
Выполнила: Лопарева Елена Алексеевна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Цели: познакомить детей с фактами биографии поэта;
проверить знание детей сказок Пушкина;
расширить кругозор детей, воспитывать интерес к творчеству
А.С.Пушкина.
Оборудование: портрет писателя, книги сказок писателя, чёрный ящик,
жетоны для поощрения, медали.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
В начале нашего урока я предлагаю вам разгадать кроссворд.
Когда вы его разгадаете, поймете, какая тема сегодняшнего урока.
| 1 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| 2 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
| 5 |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
| 6 |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
1 Герой сказки, к которому обращаются со словами "Не гонялся бы ты за дешевизной!"(Поп) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 Сказочное дерево, у которого "И днём и ночью кот учёный все ходит по цепи кругом".(Дуб.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 Герой сказки, что жил у славного царя Дадона, "стерёг границы его государства".(Петушок) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 К кому обращалась героиня сказки со словами: "Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?"(Зеркальце) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 Герой сказки, который произносит слова: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
"Ты волна, моя волна! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ты гульвива и вольна! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Не губи ты нашу душу: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выплесни ты нас наружу!"(Гвидон) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 Героиня "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях". (Чернявка) |
- Ребята, какое слово получилось в выделенном столбце?
- Пушкин.
- Правильно. Сегодня мы будем говорить об Александре Сергеевиче Пушкине (показать портрет)
Великий русский поэт А.С.Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием родителей. Но особенно о нем заботилась его няня – простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказать сказки. Говор у нее был особый, певучий, она «окала». Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой.
- А кто из вас знает, как звали няню?
- Арина Родионовна.
Когда Александр Сергеевич был еще маленьким ребенком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. И все же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете.
- Назовите их.
- «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке».
III. Литературный турнир.
Сегодня мы проведем литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина.
Класс делится на две команды.
1-я команда будет называться «Золотая рыбка», 2-я – «Золотой петушок» (на доске эмблемы каждой команды).
Разминка. (Команды отвечают по очереди.)
- Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?
(30 лет и 3 года).
- Какими словами извещал петушок царя Дадона о том. что опасности возле его царства нет? («Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»)
- Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля»)
- Откуда эти строки?
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного?» («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
- Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза)
- С чем приходил невод? (Первый раз-с тиной, второй раз-с травою морскою, третий раз-с золотой рыбкой.)
- О каком времени года идет речь в начале «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». (О зиме.)
- Какое приданое приготовил царь-отец царевне в «Сказке о мертвой царевне»? (Семь торговых городов да 140 теремов.)
- Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? («Весть царевну в глушь лесную и, связав ее живую, под сосной оставить там, на съедение волкам».)
- Чем угрожала злая царица Чернавке? (Рогаткой.)
Задание 1.
Вспомните и скажите, сколько просьб старика выполнила рыбка? (4: корыто, дом, дворянка, царица.)
Задание 2.
Узнайте, кто это?
«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
(Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке».)
Задание 3.
Угадайте, что в черном ящике. О каком фрукте идет речь, и из какой он сказки?
«Соку спелого полно
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…» (Яблоко. «Сказка о мертвой царевне»).
Задание 4 «Сказочные объявления».
- Ребята, у меня в руках конверт. В нем первый выпуск газеты «Волшебные известия», который полностью посвящен публикациям сказочных объявлений.
- Кто мог дать такое объявление?
- Предлагаю свои услуги: работаю за 7-х. могу:
- запрягать лошадь;
- топить печь;
- закупать продукты на рынке;
- печь яйца, варить кашу;
Нянчить детей. Мой адрес… (Балда. «Сказка о попе…»)
- На работу в лесопункт требуются:
- повар;
- конюх;
Плотник.
Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы
за год.
Мой адрес… (Поп. «Сказка о попе…»)
- Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:
-соболя, черно-белые лисицы;
- чистое серебро;
- злато.
И все это по доступным ценам! «Пальмира» ждет Вас!
Адрес фирмы… («Сказка о царе Салтане…»)
- Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеется:
-кругом лавки;
-под святыми стол дубовый;
- печь с лежанкой изразцовой.
Мой адрес… («Сказка о мертвой царевне…»)
- Школа целителей и экстрасенсов происходит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как:
- укусы правого и левого глаза;
- волдыри на носу.
Начало ближайших занятий… («Сказка о царе Салтане…»)
- Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?
Наш адрес… Обращаться к … (Царице-мачехе из «Сказки о мертвой царевне»)
- Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес… («Сказка о золотом петушке».)
- Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом?
(Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке».)
Задание 5.
- На доске расположены листы, вырезанные в виде яблок. С обратной
стороны записаны вопросы. Вы подходите по очереди, берете по одному
яблоку, читаете вопрос вслух и отвечаете на него.
- Какие чудесные дары получил от царевны-лебедя князь Гвидон?
(Чудесный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой
Черномором, и сама она согласилась стать его женой.)
- С каких слов начинается «Сказка о попе…»? (Жил-был поп, толоконный лоб.)
- Последнее желание сварливой старухи? (Стать владычицей морскою.)
- С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой зеркальце! Скажи. Да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)
- Верный страж царя Дадона? (Петушок.)
- Кем хотела стать старуха? (Столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою.)
- В кого превращался царь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля.)
- Изделия из золотых скорлупок, которые пускались в ход по свету. (Монеты.)
- Каким ремеслом занимались старик со старухой , живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.)
- Чем потчевали старуху бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винами, печатными пряниками…)
V. Подведение итогов.
Подсчитывание жетонов. Определение команды-победителя. Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный турнир по сказкам А. С. Пушкина
Привить любовь к творчеству А. С. Пушкина....
Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина
Интересные задания по сказкам А.С.Пушкина и презентация....
Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина
Игра, целью которой является обобщение и закрепление знаний учащихся по сказкам А.С.Пушкина, а так же совершенствование умения читать и анализировать произведения поэта через формирование положительно...
Литературный турнир по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Этот материал поможет учителю начальных классов при проведении уроков внеклассного чтения....
Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина
Литературный турнир...
Предметная неделя . Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина. 3 "А" класс. 2014-2015 уч.год
Цель турнира: обобщить знания учащихся о сказках А.А. Пушкина.Задачи конкурса:вспомнить сказки, написанные Пушкиным А.С.повторить признаки сказки;прививать интерес к чтению;развивать речь учащихся;вос...
технологическая карта урока :"Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина"
Технологическая карта урока :"Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина"...
Комментарии
Урок чтения «Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина»