Волшебная кисточка
материал по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Волшебная кисточка»
ДЛЯ 1 -4 КЛАССОВ
Составитель:
Васильева С.П., учитель начальных классов МБОУ «Лащ-Таябинская СОШ им В.В.Андреева»
- Результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Первый год обучения. Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений — цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи.
Второй год обучения — это пространство и среда, выразительность разных сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи образными художественными средствами различных особенностей окружающего мира — “близкого” и “широкого”.
Третий год обучения. Осваиваются разнообразные ситуации жизненного окружения, как они предстают в искусстве, и то, как само искусство составляет неразрывную часть нашего окружения. Это проводится через сюжетные завязки, через характеры героев, через игры, движения и танец, изобразительную деятельность.
Четвертый год обучения. Опорным моментом выступает композиция окружающей действительности и произведений искусства как сочетание явлений, позволяющее говорить о композиции и ее замысле в фантазии автора. Коллективные занятия являются продолжением индивидуальной работы.
Формами подведения итогов реализации программы “Весёлый карандаш» являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы, проект
Личностные результаты:
проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
проявлять способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной
оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
творчески откликаться на события окружающей жизни;
умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Предметные результаты
В результате работы по программе «Волшебная кисточка» обучающиеся
научатся:
- различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;
- знать об особенностях национальной художественной культуры;
- иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;
- уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к
- произведениям изобразительного искусства;
получат возможность научиться:
- воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли;
- составлять композиции, узоры;
- создавать творческие проекты;
- доводить работу до полного завершения.
при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Формы работы
- беседа
- лекции
- экскурсии
- выставки
- конкурсы
- викторины
- познавательно-развлекательные игры
- Основные виды деятельности учащихся:
- наблюдение
- оформление газет
- знакомство с научно-популярной литературой
- проектная деятельность
- самостоятельная работа
- творческие работы
- составление ребусов, шарад, кроссвордов
- упражнения в вырезании
- аппликации
Содержание программы
1 класс
Раздел 1. Как нарисовать сказку (5ч)
Что такое иллюстрация. Зачем нужны иллюстрации к текстам. Художники- иллюстраторы. Различные трактовки одного и того же сюжета разными художниками – иллюстраторами. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета рисунка.
Создание своих иллюстраций к народным сказкам «Три медведя», «Гуси – лебеди», «Петушок – золотой гребешок», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и д.р.
Раздел 2. Время и фантазия (5)
Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение своего прозрения, отрицательного отношения к жадности, лени, трусости. Внешний вид сказочного героя, его одежда. Костюм - важное средство характеристики персонажа. Былина. Чтение отрывка из былины. Картина В. Васнецова «Богатыри». Крупное портретное изображение богатыря, вырисовывание костюма, доспехов. Создание портретов сказочных и фантастических персонажей.
Раздел 3. А что там за окном? (7ч)
Выражение своего настроения при изображении природы. Какими красками можно передать всю сложность палитры осени, богатство оттенков осенней листвы. Выражение своего отношения к осени в рисунке. Способы изображения цветов. Приёмы композиционного размещения на листе изображения цветов. Изображение животных и птиц. Выражение отношения художника в изображениях на плоскости. Изображение характера зверя или птицы в движении. Особенности изображения подводного мира. Различные варианты изображения рыбы и воды. Создание своего образа. Способы изображения звёзд и созвездий. Создание своего образа Вселенной. В чём красота русской природы. Передача красоты родного края, гармонии жилищ с природой. Выражение своего настроения при изображении природы.
Раздел 4. Удивительное рядом (5ч)
Изображение различных игр и развлечений крупным планом. Композиционное решение изображения, цветовое решение сюжет картинок. Сюжеты, связанные с зимними забавами, из собственных наблюдений. Изображение зимних детских игр (катание на коньках, игра в снежки и др.). Правила создания композиции, передача движения. Правила дорожного движения.
Создание рисунков о правилах дорожного движения.
Раздел 5. Чтобы был праздник (11ч)
Создание цветом, гаммой красок и рисунком эмоционального построения. Знакомство с матрёшкой как игрушкой. Связь формы и декора. Хохломская роспись.Искусство лицедейства. История театральной маски. Роль маски в перевоплощении актёра из одного героя в другого. Создание карнавальной маски из бумаги. Что такое декорации. Зачем нужны декорации в спектакле. Создание рисунка-декорации «Сказочный домик. Афиша и театральный плакат. Главная задача афиши. Текст на афише. Создание афиши к спектаклю. Характер изображаемого настроения в графической технике - открытке. Создание эскиза открытки.
2 класс
Раздел 1. Старое и новое рядом (5ч)
Декоративно-прикладное искусство народное искусство. Что такое декор. Виды народных ремёсел. Иллюстрации (слайды) различных видов декоративно-прикладных изделий. Основное назначение декоративно-прикладных изделий. Художественное оформление изделий. Наиболее известные народные промыслы. Народные промыслы России. Роль пряников в жизни предков, совершение обрядов и ритуалов. Время распространения: XVII - XIX века. Место производства пряников: Архангельск, Москва, Тула, Тверь, Бутурлиновка Воронежской области. Пряники вырезные и печатные. Технология выполнения печатных пряников. Показ иллюстраций с изображением пряников, зарисовок изделий народных мастеров, инструментов и приспособлений для изготовки изделий из теста. Изображение силуэта пряника из бумаги или картона. Выполнение формы-резца из фольги. Вырезание пряников из солёного теста и их декорирование. Исторический очерк. Обработка твёрдых пород поделочного камня. Камнепородное дело. Резьба. Шлифовка и полировка камня. Рельефная резьба. Мозаика из камня (мозаичный набор). Ювелирная обработка: гранение прозрачных самоцветов. Изделия из камня. Обработка мягкого камня. История развития художественной обработки металла. Видеофильм. Приёмы обработки металла: ковка, фигурное литьё, чеканка, сварка, гравировка, высечение ажурных узоров. Показ образцов. Декоративная роспись на металле.
Металлы, используемые для обработки:
драгоценные металлы (золото, серебро, платина);
сплавы драгоценных металлов;
цветные металлы;
другие металлы (черцы, сталь, титан).
Декоративная обработка металла: чеканки, гравирование, эмалирование, черчение. Составление эскиза узора. Черкание по фольге. Исследование «Народные промыслы родного края». Составление альбомов, защита проектов. Презентации.
Раздел 2. Сквозь мглу веков (4ч)
Деревянные игрушки русских мастеров. Слайды, фотографии. Исторические зоны изготовления игрушек: Север, Поволжье, Подмосковье. Технические и художественные приёмы резьбы и росписи. Коники, коньки-горбунки, каретки, матрёшки, татарушки, майданские игрушки, шуйская игрушка. Подмосковная игрушка. Богородская игрушка. Тверская токарная игрушка. Абрамцево- кудринская резьба. Украшение жилищ резьбой на воротах, карнизах, окнах. Искуснейшая резьба для отделки гребней, чаш, ложек, деревянных и костяных рукояток ножей. Резные прялки Вологодской губернии. Терем, резной орнамент и роспись на фасаде. Узоры для резьбы по дереву. Изготовление декоративных элементов из бумаги (вырезании). Игра-соревнование «Украшаем теремок», «Фасад сказочного дома». Историческая справка о возникновении промысла изделия из бересты. Художественная обработка из бересты: плетение, изготовление изделий из пластовой бересты, тиснение, резьба, роспись по бересте. Шемогодский художественный промысел. Северорусские промыслы по росписи берестяных изделий: Пермгорская роспись; Уфтюжский промысел; Тагильская роспись.
Видеофильм. Плетение из лозы. Изделия из лозы. Места лозоплетения. Видеофильм, слайды. Показ изделий из соломки. Видеофильм. Скульптуры из соломки. Плетение: ёмкости для хранения зерна, корзинки, шкатулки, декоративные сувениры. Выполнение аппликации из соломы по самостоятельно составленной композиции по эскизу на картоне. Знакомство с забавными игрушками из села Богородское ооновской области. Фото, слайды, репродукции образцов деревянной резной игрушки из Богородска. Медведь главный персонаж богородской игрушке. Плешковская глиняная игрушка-забава: двухголовые кони, олени, птицы. Выполнение эскиза игрушки во фронтальном (профильном) положении. Изготовление игрушки из пустых спичечных коробков. Конкурс «Необычная игрушка».
Раздел 3. Немеркнущая красота (6ч)
Историческая справка происхождения промысла. Место нахождения: Вологда, Вятка, Елец, Торжок Тверской области. Время основания - XII век. Показ слайдов, фотографий кружевных изделий. Вологодское кружево. Вятское кружево. Елецкое кружево. Кружевное шитьё (Торжок). Оренбургский пуховый платок, и листика рисунков, различные сочетания элементов кружев. Что такое вышивка. Историческая справка о древнерусском шитье. Популярность произведений русских вышивальщиц с XII. Знакомство с произведениями: фото, слайды, репродукции. Красота народного орнамента в вышитых изделиях. Приёмы и способы: вышивки разных местностей. Север нашей страны - вышивка технике белой и цветной глади, белой строчки, цветной перевиты тамбурного шва. Вышивки средней полосы (Рязань. Владимир, Камра, Торжок) - многоцветность. Владимирский шов с преобладанием красного цвета. Торжокское золотое шитьё. Изделия местных вышивальщиц. Составление эскиза праздничного узора для салфетки. Выбор техники выполнения: вышивка тамбурная, владимирская гладь, крестом.
Народный костюм - образ Вселенной. Иллюстрации южнорусского и северорусского женских костюмов, мужской русской одежды, женских и девичьих уборов, иллюстрации женских рубах, детские народные костюмы, кокошник, лапти, сапожки. Узоры на рубахе - украшение и оберег. Вышивание узоров: ворот, низ рукава, оплечье, подол рубахи. Узоры вышивки: ромбы и квадраты с точками посередине, невиданные цветы и диковинные деревья, птицы и животные - символика узоров. Понёва, передник в южнорусских женских костюмах. Сарафан (с ХIVвека). душегреи, телогреи в северорусском женском костюме.
Девичьи головные уборы: рясны, обруч, повязка, лента, венец.
Женские головные уборы: кичка, сороки, кокошник, платок.
Детали мужского костюма: рубаха, штаны (порты), зипун, кафтан.
Старинная русская обувь: лапти, онучи, сапоги, чёботы, коты.
Выполнение узора на шаблонах женской рубахи.
Нагрудные украшения: гривны - металлические обручи из меди, серебра или золота (показ фотографий); ожерелья и бусы из драгоценных камней, стекла; бусины на шнурке или нитке (гайтаны), цепочки и шнуры, монеты, нанизанные на нитку. Сбруя - огромное количество нагрудных украшений. Ожерелье - украшение типа воротника, плетёного из бисера, стекляруса (фотография), янтаря, жемчуга. Показ слайдов и иллюстраций с изображением украшений. Рисование нагрудных украшений, сбруи, кокошника. Краткие сведения из истории росписи тканей. Батик - искусство росписи тканей. Батик в России с X века. Первая шелкоткацкая фабрика А. Малютина в Москве в 1714 году. Техника исполнения набойки. Техника ручной росписи ткани - холодный батик. Разновидности росписи. Фотографии, слайды. Творческие задания по созданию собственных композиций. Выполнение эскиза акварельными красками. Перенесение эскиза на ткань, натянутую на рамку. Выполнение росписи ткани. Подбор и демонстрация слайдов и настоящих платков. Русские шали. Шёлковые расписные платки (батик). Городецкие золотые шали. Павловопосадские платки. Оренбургский пуховый платок. Искусство росписи платков. Роспись симметричная и асимметричная. Орнамент (узор) растительный и геометрический. Формы платков. Расписные платки Павловского Посада (XIX век). Цветы Павловского Посада - яркие, как будто живые розы, щедро рассыпанные по чёрному, синему или вишнёвому полю, или редеющие маки, пионы, колокольчики. Технология набивки узора на ткань при помощи резных деревянных печатных форм. Композиционный акцент на углы и кайму. Цветы собраны в букеты, заключены в медальоны различных форм и дополнены геометрическими фигурами из орнаментальных полос или цветочных гирлянд. Эскиз росписи платка (форма платка выбирается учащимися).
Раздел 4. Добрых рук мастерство (9ч)
Керамика - обожжённая глина. Виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор. Способы приготовления керамики. Изделия из керамики. Приёмы росписи керамики. Скопинская керамика. Псковская керамика. Гжельская керамика. Тверская керамика. Историческая справка. Места расположения народных промыслов, изготовляющих глиняную игрушку. Просмотр видеосюжетов о промыслах. Особенности глиняных игрушек разных промыслов. Историческая справка развития промысла. Место возникновения промысла - с. Дымково Кировской области. Ассортименты игрушек: свистульки, уточки-крылатки, барашки, лошадки, всадники на конях; барыни, няньки, кормилицы, водоноски; тихие гусары; крупные фигуры зверей и птиц, композиции-сценки.
Особенности дымковской игрушки. Образцы игрушек. Стиль росписи на белом фоне малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие узоры. Узоры: овалы, точки, полосы, клетки, круги. Праздник свистуньи. Лепка по мотивам дымковской игрушки (птички, барыня) из пластилина. Конструирование на бумаге элементов росписи по мотивам дымковской росписи.
Исторический аспект развития промысла. Место нахождения: село Филимоново Тульской области. Особенности филимоновской игрушки: вытянутые пропорции, мягкие очертания форм. Ассортимент игрушек; крестьянки, мужские фигуры, животные- свистульки: коники, коровки, бараны, олени-растопырки, птицы, фантастические существа. Любимые цвета филимоновских игрушек - малиново-красный, жёлтый и изумрудно-зелёный. Элементы росписи. Показ образцов. Лепка по мотивам филимоновской игрушки. Роспись на бумаге шаблонов игрушек. Историческая справка появления промысла. Место нахождения: Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. Особенности каргопольской игрушки: приземистые фигуры людей и животных. Ассортимент игрушек: деревенские бабы и мужики; конь Полкан; звери; птицы. Роспись в ярких или приглушённых тонах, узоры и древние символы солнца - большие огненно-красные круги, кресты, а также мотивы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений. Лепка из глины игрушки. Роспись игрушки по мотивам каргопольской игрушки. Исторический очерк возникновения и развития промысла. Торжокская игрушка: фантастические птицы-павы, уточки, пеночки, зяблики, свистульки с «налепами - петушок, курочки, голубь, лошадка, козлики, котики, собачки, зайчики и др. Отличительные особенности игрушки. Технология изготовления игрушки. Роспись игрушки. Изготовление игрушки. Разработка и изготовление своей игрушки. Разработка эскиза росписи игрушки.
Исторический очерк возникновения промысла. Видеофильм. Глиняная игрушка, фигуры различных домашних и диких животных. всадников, солдат, барышень. Фигурки-свистульки. Медведи и всадники - самые распространённые игрушки. Приёмы компоновки фигур, их лепка, декоративное оформление. Цвета от светло-бежевых до красно-коричневых. Неровный обрез фигуры - особенность скопинской игрушки. Лепка из белой глины, глазирование. Цвета глазури: жёлтая, синяя, коричневая. Разработка эскиза росписи игрушки.
Исторический аспект развития промысла. Время возникновения. Игрушки Воронежской губернии: барыня, крепко прижимающая к груди спелёнатого ребёнка; барыня со скрещенными руками на груди; лошадь с седоком; индюк; козёл; утка с утятами; птичка жаворонок; свистулька-соловейка. Показ фотографий, слайдов. Знаки-обереги, применяемые при насечке или росписи воронежских игрушек. Стиль росписи. Лепка по образцу, по заданным условиям, художественная роспись.
Время и место появления промысла. Мастер Ларион Зоткин. Изделия: свистульки в виде фигурок животных с длинным туловищем. короткими широко расставленными ногами, пластично выгнутой шеей, маленькой, тщательно вылепленной головкой, большими глазами - углублениями. Роспись яркими эмалевыми красками в самых неожиданных сочетаниях. Окрас: тёмно-красный, ярко-голубой, коричневый. Сказочные существа неведомой породы, созданные мастером Ларионом Зоткиным. Видеофильм. Лепка по мотивам абашевской игрушки.
Раздел 5. Русские узоры и орнаменты (10ч)
Фотографии изделий из Городца. Городецкая роспись:
- цветовая окраска: розовый, голубой, красный, синий, для «оживки» - белый;
- орнамент растительный, купавка и розан, веточки, изображения птиц и коней.
Техника выполнения росписи, замалёвок, усложнение формы цветка, рисование сердцевины и дужки лепестков, белая оживка (штрихи, дуги, лепестки, точки). Выполнение эскиза росписи доски для резки хлеба, украшение его по мотивам городецкой росписи. Как появилась первая матрёшка. Время появления - XIX век. Авторы первой матрёшки: Василий Звёздочкин (выточил матрёшку), Сергей Малютин (расписал матрёшку). Виды матрёшек. Показ слайдов. Матрёшка из Загорска: форма широкая, сужается и утолщается, без резкой границы. Она в сарафане, кофточке с вышивкой, ярком платке и переднике. В руках держит узелок, корзину или цветок.
Матрёшка из Семёнова: форма вытянутая. У неё большой яркий букет цветов, который украшает всю фигуру, разноцветные платки, край платка украшен цепочкой небольших бутонов. Матрёшка из Полохова-Майдана. Вся фигура закрыта листьями, буйно цветущими ветками цветов, ягодами. Яркий чёрный контур рисунка объединяет все цвета. Воронежская матрёшка. Яйцевидная форма. Она в чёрной юбке- попеве, в красную клетку, в рубахе с орнаментом, в красном платке.
Роспись шаблонов матрёшки.
Золотые узоры хохломы. Историческая справка возникновения промысла. Место нахождения: с. Хохлома Нижегородской области. Время возникновения - XVII век.
Особенности художественной росписи по дереву хохломы
- цветовая окраска росписи: чёрный, красный, золотой;
- основные элементы орнамента: ягоды, листики, травинки, птицы;
криуль извивающийся стебель, основа растительного хохломского узора;
- секрет «золота» хохломы.
Показ изделий хохломы, фотографии изделий Хохломы: чаш, ковшов. ложек, тарелок, поставцов, супниц и т.д. Выполнение узоров «цветок» и «горошины» на альбомном листе. Роспись шаблона лопатки по образцу. Придумывание формы предмета, расписывание его растительным орнаментом с ягодами или цветами в стиле хохломской росписи. Историческая справка возникновения промысла. Место нахождения: село Гжель и др. Московской области. Особенности гжельской майолики: формы, лепные украшения, нарядная роспись. Ассортимент изделий: художественная керамика, посуда, игрушки, скульптурки людей, животных, сценки из жизни. Показ образцов. Приёмы росписи: мазок с тенями, линии (прямые, кривые, волнистые, спиралевидная, округлая), цветки, усики. Цвета росписи - сине-белые. Вырезание из бумаги формы посуды. Роспись по мотивам гжельской росписи.
Историческая справка о появлении промысла. Время возникновения - XVIII век. Место нахождения с. Жостово Московской области. Роспись по металлу. Подносы. Показ слайдов, фотографий. Разная форма подносов. Форма определяет композицию. Художественные приёмы росписи жостовских мастеров, поэтапный рисунок; замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Придумывание своей формы подноса. Конструирование подноса из тонкого картона, украшение его цветной росписью по мотивам цветочных композиций жостовских подносов. Историческая справка происхождения промысла. Показ слайдов и игрушек - матрёшка (тарарушка), копилка-грибок, деревянная посуда. Майдановский орнамент. Два варианта росписи: пейзажный мотив (композиционный сюжет) и растительный орнамент (роза, ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелёными и синими листьями). Приёмы росписи. Обязательный приём майдановской росписи: «наводка» (обводка рисунков чёрным цветом), применение ярких анилиновых красок. Краски масляные и клеевые. Цвета красок: синяя и зелёная, красная и жёлтая. Для получения оттенка их смешивают. Белый фон самого дерева - пятый цвет. Составление и роспись эскиза узора в стиле майдановской росписи.
Историческая справка возникновения лаковой миниатюры. Видеофильм. Русская лаковая миниатюра. Палехская лаковая миниатюра. Темы изображения: сценки чаепития, крестьянские посиделки, тройки зимние, летние, народные гуляния. Миниатюрная живопись на объёмной форме. Изделия палехских мастеров. Особенности росписи: на чёрном фоне, на ярком пятне изображены композиции. Федоскинская миниатюра - вид традиционной лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше. История возникновения производства из папье-маше. Особенности федоскинской миниатюры. Изготовление тарелки из папье-маше. Роспись в стиле палехской росписи.
Финифть - художественная эмаль. Искусство финифти.Фотогалерея. Технология изготовления финифти. История Ростовскю финифти. Изделия и украшения с ростовской финифтью. Сочетай» миниатюрной живописи по эмали с тонкой филигранью для изготовления серёжек, брошек, браслетов, кулонов, колец. Мастера финифти. Музеи финифти.
3 класс
Раздел 1. Виды изобразительного искусства (4ч)
Что такое изобразительное искусство? Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем надо уметь рисовать? Что значит понимать искусство? Кто создаёт произведения искусства?
Виды изобразительного искусства:
живопись монументальная и станковая;
- графика станковая, прикладная;
- гравюра;
- скульптура
- искусство фотографии;
- архитектура;
- декоративно-прикладное искусство.
Искусства выразительной формы: архитектура и дизайн.
Художественный язык конструктивного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Архитектурные элементы зданий. Цвет в архитектуре и дизайне. Зарисовки конкретных зданий. Конструирование зданий. Самое древнее искусство - народное искусство. Значение слова «декор» (украшать). Материалы для создания предметов: глина, дерево, камень, ткань, кожа, металл и т.д.
Приёмы изготовления изделий:
- резьба по дереву: роспись по дереву;
- резьба по кости;
- миниатюрная живопись на папье-маше;
- народная керамика;
- кружевоплетение;
- роспись но ткани;
- вышивка;
- художественная обработка металла.
Образный язык декоративно-прикладного искусства, художественные средства. Символическое значение цвета и элементов орнамента. Цель изобразительных видов искусства художественное познание и формирование образных представлений о мире. Основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура (слайды). Темы произведений изобразительного искусства. Кто создаёт произведения изобразительного искусства.
Раздел 2. Творение рук человеческих (5ч)
Пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах. Работа выполняется в объёме, путем высекания, лепки, отливки. Скульптурные материалы: глина, гипс, дерево, металл, различные виды камня. Две разновидности скульптуры: объёмная трёхмерная (круговая) и рельеф. Объёмные изображения в скульптуре (слайды). Монументальная скульптура - памятники, монументы, мемориалы для улиц и площадей (слайды). Станковая скульптура - для украшения внутренних помещений (слайд). Декоративная скульптура - для украшения быта (предметы мелкой пластики).
Виды рельефа:
- горельеф - высокий рельеф;
- бирельеф – низкийрельеф;
- контррельеф - врезной рельеф.
Графика - работа, выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок. Специфика графики линейные соотношения. Графические материалы: карандаши, разнообразные мелки, палочки обожжённого древесного угля, фломастеры и разнообразные ручки, тушь и перо. В.А. Серов «Портрет К.С. Станиславского. Уголь. XX век. П.П. Рубенс. «Портрет сына». Сангина, уголь. XVI век. А.С. Богородская. «На выставке собак». Цветной карандаш. XX век. Практическая работа: штрихи и линии разной длины и толщины разными графическими материалами.
Что такое пастель. Из истории пастели. Методы работы пастелью. Три вида пастели: сухая, жирная и восковая. Художники- пастелицы. Информация о художниках и картинах. Практическая работа. Рисование пастелью изображения осеннего леса. Рисунок — основа изобразительного творчества. Материалы для выполнения рисунка: карандаш, уголь, перо, ручка, кисть.
Виды рисунка:
- набросок;
- зарисовка;
- технический рисунок;
- учебный рисунок;
- творческий рисунок.
Практическая работа. Создание графических зарисовок с натуры. Разные мелкие предметы или растения. Живопись создание художественных образов с помощью красок на плоскости. Живописные материалы: акварель, гуашь, темпера, масло. Художественные техники - способы работы тем или иным материалом. Живопись монументальная. Фрески, мозаика - основные техники монументальной живописи. Живопись станковая: полотно, которое создаётся на мольберте. Что такое композиция. Цветовые отношения. Цвета тёплые и холодные. Колорит произведения. Практическая работа. Создание композиции с использованием разных возможностей красок.
Раздел 3. Жанры изобразительного искусства (9ч)
Что такое жанр. Жанры изобразительного искусства:
- пейзаж;
- натюрморт; портрет;
- анималистический жанр;
- бытовой;
- батальный;
- сказочно-былинный;
- исторический;
- мифологический;
- -библейский.
Жанр - то, что изображено. Содержание произведения - то, что хотел сказать художник. Что такое натюрморт. Время и место появления самостоятельного жанра натюрморта. Цветочный натюрморт. Изображение предметов быта, орудий труда, фрукты в натюрморте. Натюрморт в графике. Информация о художниках и картинах - натюрмортах. Исторический жанр рассказывает об исторически важных моментах жизни общества. Показ слайдов. Информация о картинах. С. Герасимов «М.И. Кутузов на Бородинском поле», В.В. Верещагин «В мастерской художника».
Баталисты - художники, работающие в батальном жанре. Баталия. В.В. Верещагин «Нападают врасплох», «С оружием в руках - расстрелять». Картины Туркестанской серии. Картины Балканской серии. М.И. Авилов «Поединок Пересвета с Кочубеем». А.И. Иванов «Подвиг молодого киевлянина». Отражение повседневной жизни людей, нрава и обычаев, традиция того или иного этноса. Основоположник жанра - А. Веницианов. Показ слайдов.
- Веницианов «На пашне», «Жница».
Дети в произведениях художников. Изображение животного как главного героя художественного произведения. Кто такой анималист. Информация о художниках Серов, В. Ватагин, Л. Кукунов. Рисунки Е. Чарушина к своим произведениям. Что такое сатира в изобразительном искусстве. Сатирический рисунок. Что такое шарж. Что такое карикатура. Художники- шаржинисты. Информация о художниках. Художники-карикатуристы. Б.Е. Ефимов. Е.Б.Щеглов. Кукрыниксы; М.В. Куприянов, II.Н. Крылов, Н.А. Соколов. Попробуй сделать дружеский шарж.
Кто такие иллюстраторы. Кто создаёт иллюстрации. Цель иллюстрации: помочь понять содержание книги, лучше представить героев, их внешность, характер, поступки, обстановку, в которой они живут. Практическая работа. Рисование своей иллюстрации к любимой книге.
Раздел 4. Лицо времени (3ч)
Портрет- изображение человека на картине. Основная задача: передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность. Виды портретов. Фамильные портреты. Парадный портрет. Камерный портрет. Одиночный, групповой, поясной, погрудный, парный, в рост. Автопортрет. Детские портреты. Великие портретисты прошлого. Особенности рисунка в графике.
Раздел 5. В голубом просторе. Пейзаж в русской живописи и графике. (13ч)
Что такое пейзаж. Как появился пейзаж. Элементы пейзажа. Мотив пейзажа. Виды пейзажа: городской, деревенский, морской, архитектурный, исторический, фантастический, по временам года. Кто такие маринисты.
Зимний пейзаж. Информация о художниках и картинах. Весенний, летний, осенний, городской, деревенский пейзажи. Информация о художниках и картинах. Создание зарисовок реальных улиц своего города. Романтический пейзаж. Какие бывают романтические пейзажи? Что изображается на картине:
-романтика моря и морской жизни;
-бурная и грозная стихия;
-картины подводного мира;
-бескрайние просторы природы.
Пейзаж в графике. Зарисовки и наброски- виды пейзажной графики. Гравюра. Мастера- гравёры. Выполнение графического пейзажа.
Раздел 6. Как рождаются музеи.
Крупнейшие картинные галереи и музеи мира. Историческая справка о музеях и галереях. Лувр, Дрезденская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей.
4 класс
Раздел 1. Искусство Древней Руси (8ч)
Искусство в первых государственных образованиях русских племён. Роль христианства в зодчестве и живописи этого времени. Византийские образцы, оказавшие влияние на русскую культуру. Народное декоративное и изобразительное творчество- источник русского искусства на этапе его становления. Возникновение самобытного и величественного стиля в зодчестве, фреске, декоративном искусстве Руси. Начало русской иконописи.
Деревянные христианские церкви. Каменные храмы XI века. Историческая справка строительства храмов, особенности зодчества, резных изображений, фресковые росписи храмов. Первые иконы Византии V- VI веков. Виды икон: портретные, сюжетные, житейные. Техника иконописи. Иконы с изображением Богоматери. Библейские и евангельские сюжеты в росписи православных храмов. Византийский мастер Феофан Грек. Фрески Феофана Грека в росписи храмов. Феофановская школа. Новгородская школа живописи. Псковская школа. Появление московской школы живописи. Расцвет московского искусства в 80-е годы XIV. Информация об Андрее Рублёве.
Москва- столица могучей державы. Лучшие зодчие на строительстве Москвы. Художественный эффект сочетания красной кирпичной стены с белокаменными деталями. Работы мастера Дионосия.
Основная задача искусства- прославление Руси. Интерес к изображению бытовых сцен и деталей, к подробному повествованию в жанре миниатюры в XVI веке. Появление картин быта, природы, людей в современном обличье, светских мотивов и обрядов.
Раздел 2. Искусство XVII века (2ч)
Основной художественный центр- Оружейная палата. Мастера Оружейной палаты. Парсуна- иконный портрет той или иной персоны. Задача живописи – отражение реальной действительности. Расширение кругов сюжетов. Включение в религиозные композиции наряду с бытовыми сценами пейзажа. Попытки предать индивидуальность человека. Основная тема росписи- деяние апостолов.
Раздел 3. Искусство XVIII века (9ч)
Переход от религиозных форм к светским. Грандиозные масштабы строительства в новой столице – Санкт- Петербурге. Монументальные постройки. Мастера- строители, архитекторы и инженеры. Приход в Россию искусства масляной живописи. Особенности стиля барокко. Тип усадьбы. Пейзажные натуральные парки. Информация о зодчих. Основание Академии художеств. Цикл исторических портретов: это 58 мраморных рельефных портретов. Основоположник исторической живописи в Академии художеств- А.П. Лосенко.
Раскрытие внутреннего мира героя в камерном портрете художников XVIII века. Мифологизированные, аллегорические и костюмированные портреты художников.
Раздел 4. Искусство XIX века
Идеи героизма и патриотизма доблести в величественных архитектурных образах. Усиление гражданственного содержания, мощь и простота форм в решении градостроительных задач. Тема героики и национального торжества в монументальной скульптуре по случаю победы в Отечественной войне 1812 года.
Начало XIX века – эпоха романтического портрета и исторического жанра. Развитие бытового жанра в творчестве художников начале XIX века. Реалистическая пейзажная живопись. Исторический жанр в творчестве художников XIX века. Батальная живопись. Распространение сатиры. Пейзажная гравюра. Иллюстрации к литературным произведениям. Создание товарищества передвижных художественных выставок.
Раздел 5. Искусство XX века
Возникновение новой эстетической пластической концепции- импрессионизма. Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая историческая картина. Популяризация русского и западноевропейского искусства художниками объединения «Мир искусства» и объединения «Союз русских художников». Новый тип исторической картины, пейзажа, портрета художников «Мира искусства» Национальный пейзаж, любовно написанные картины крестьянской России- один из основных жанров « союза русских художников».
Остроагитационная направленность плаката. Лаконизм линии, силуэта, цвета, надписи для быстрой доходчивости того, что изображено на плакате. Художники – плакатисты. Плакаты Кукрыниксов. Бытовой жанр. Спортивные темы.
Тематический план занятий
1 класс
№ | Тема занятия | кол-во часов |
Раздел 1. Как нарисовать сказку (5ч) | 1 | |
1 | Иллюстрация к русской народной сказке «Три медведя» | 1 |
2 | Иллюстрация к русской народной сказке «Гуси лебеди» | 1 |
3 | Иллюстрация к русской народной сказке «Петушок – золотой гребешок» | 1 |
4 | Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» | 1 |
5 | Конкурс рисунков на тему «Мои любимые сказки» | |
Раздел 2. Время и фантазия (5ч) | ||
6 | Портрет «Зайчик – огородник» | 1 |
7 | Фантастические персонажи сказок (Баба-Яга, Водяной, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч) | 1 |
8 | Былинные богатыри. Илья Муромец | 1 |
9 | Портреты живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино» | 1 |
10 | Конкурс рисунков на тему «Мои любимые герои» | 1 |
Раздел 3. А что там за окном (7ч) | ||
11 | Рисунки на тему «Осенние сказки лесной феи» | 1 |
12 | Рисунки на тему «Мы рисуем цветы» | 1 |
13 | Рисунки на тему «Братья наши меньшие» | 1 |
14 | Рисунки на тему «Птицы- наши друзья» | 1 |
15 | Рисунки на тему «Подводное царство» | 1 |
16 | Рисунки на тему «Вселенная глазами детей» | 1 |
17 | Конкурс рисунков на тему «Красота вокруг нас» | 1 |
Раздел 4. Удивительное рядом (5ч) | 1 | |
18 | Рисунки на тему «Я и моя семья» | 1 |
19 | Творческие работы на тему «Мои увлечения» | 1 |
20 | Рисунки на тему «Зимние забавы» | 1 |
21 | Рисунки на тему «Родина моя» | 1 |
22 | Конкурс рисунков на тему «Правила дорожные знать каждому положено» | 1 |
Раздел 5. Чтобы был праздник (11) | ||
23 | Конкурс на самый красивый фантик | 1 |
24 | Праздник русской матрёшки. Знакомство хохломой | 1 |
25 | Изготовление новогодних карнавальных масок | 1 |
26-27 | Рисунок-декорация «Сказочный домик» | 1 |
28-29 | Изготовление афиши к спектаклю | 1 |
30-31 | Изготовление праздничной открытки. Конкурс на лучшую открытку | 1 |
32-33 | Резерв | 2 |
2 класс (34ч)
№ | Тема занятия | кол-во часов |
Раздел 1. Старое и новое рядом (5ч) | ||
1 | Центры народного искусства | 1 |
2 | Печатные пряники | 1 |
3 | Художественная обработка камня | 1 |
4 | Художественная обработка металла | 1 |
5 | Народное искусство родного края | 1 |
Раздел 2. Сквозь мглу веков (4ч) | ||
6 | Деревянная игрушка | 1 |
7 | Резная сказка | 1 |
8 | Художественные изделия из бересты, лозы, соломки | 1 |
9 | Забавные игрушки | 1 |
Раздел 3. Немеркнущая красота (6ч) | ||
10 | Кружева | 1 |
11 | Народная вышивка | 1 |
12 | Народный костюм | 1 |
13 | Украшения к народному костюму | 1 |
14 | Роспись тканей | 1 |
15 | Платки | 1 |
Раздел 4. Добрых рук мастерство (9ч) | ||
16 | Художественная керамика | 1 |
17 | Русская глиняная игрушка | 1 |
18 | Дымковская игрушка | 1 |
19 | Филимоновская игрушка | 1 |
20 | Каргопольская игрушка | 1 |
21 | Торжокская игрушка | 1 |
22 | Скопинская игрушка | 1 |
23 | Воронежская игрушка | 1 |
24 | Абашевская игрушка | 1 |
Раздел 5. Русские узоры и орнаменты (7ч) | ||
25 | Народная роспись | 1 |
26 | Разные виды матрёшек | 1 |
27 | Хохломская роспись | 1 |
28 | Узоры Гжели | 1 |
29-30 | Жостовская роспись | 1 |
31-32 | Роспись Полхова Майдана | 1 |
33 | Русская лаковая миниатюра | 1 |
34 | Русская лаковая миниатюра | 1 |
3 класс (34 ч)
№ | Тема занятия | кол-во часов |
Раздел 1. Виды изобразительного искусства (4ч) | ||
1 | Виды изобразительного искусства | 1 |
2 | Конструктивные виды искусства | 1 |
3 | Декоративные или декоративно-прикладные виды искусства | 1 |
4 | Изобразительные виды искусства | 1 |
Раздел 2. Творение рук человеческих (5ч) | ||
5 | Скульптура | 1 |
6 | Графика | 1 |
7 | Пастель | 1 |
8 | Рисунок | 1 |
9 | Живопись | 1 |
Раздел 3.Жанры изобразительного искусства (9ч) | ||
10 | Жанры в изобразительном искусстве | 1 |
11 | Натюрморт | 1 |
12 | Исторический жанр | 1 |
13 | Батальный жанр | 1 |
14 | Бытовой жанр | 1 |
15 | Анималистический жанр | 1 |
16 | Сатира, карикатура, шарж | 1 |
17 | Мастера иллюстраций | 1 |
18 | Сюжетные картинки | 1 |
Раздел 4. Лицо времени (3ч) | ||
19 | Портрет | 1 |
20 | Мастера портретной живописи | 1 |
21 | Портрет в графике | 1 |
Раздел 5. В голубом просторе. Пейзаж в русской живописи и графике (13ч) | ||
22 | Пейзаж | 1 |
23 | Зимний пейзаж | 1 |
24 | Весенний пейзаж | 1 |
25 | Летний пейзаж | 1 |
26 | Осенний пейзаж | 1 |
27 | Городской пейзаж | 1 |
28-29 | Деревенский пейзаж | 2 |
30 | Романтический пейзаж | 1 |
31-32 | Пейзаж в графике | 1 |
Раздел 6. Как рождаются музеи | ||
33-34 | Крупнейшие картинные галереи и музеи мира | 2 |
4 класс
№ | Тема занятия | кол-во часов |
Раздел 1. Искусство Древней Руси (8ч) | ||
1 | Зарождение и становление искусства Древней Руси в IX- XIII веках | 1 |
2 | Архитектурные памятники Древней Руси | 1 |
3 | Иконопись | 1 |
4 | Величайший живописец XIV века - Феофан Грек | 1 |
5 | Рассвет древнерусской живописи в XV веке | 1 |
6 | Московская школа живописи. Андрей Рублёв | 1 |
7 | Московское зодчество XV – XVI веков | 1 |
8 | Прославление Руси в живописи XVI века | 1 |
Раздел 2. Искусство XVII века (2ч) | ||
9 | Зарождение реализма в изобразительном искусстве XVII века | 1 |
10 | Отражение реальной действительности в изобразительном искусстве XVII века | 1 |
Раздел 3. Искусство XVIII века (9ч) | ||
11 | Классицизм в архитектуре XVIII века | 1 |
12 | Расцвет скульптуры в XVIII веке | 1 |
13 | Портретная живопись начала XVIII века | 1 |
14 | Батальные сюжеты и городской пейзаж в гравюрах начала XVIII века | 1 |
15 | Стиль барокко в архитектуре второй половины XVIII века | 1 |
16 | Создание Императорской академии художеств | 1 |
17 | Статуя и портретный бюст как самостоятельные виды искусства | 1 |
18 | Историческая живопись XVIII века | 1 |
19 | Русские художники портретисты XVIII века | 1 |
Раздел 4. Искусство XIX века (8 ч) | ||
20 | Влияние социально- исторических процессов на развитие искусства первой половины XIX века | 1 |
21 | Синтез скульптуры и архитектуры | 1 |
22 | Романтические тенденции в живописи первой половины XIX века | 1 |
23 | Живопись первой половины XIX века | 1 |
24 -25 | Живописцы XIX века | 3 |
26 | Реалистическая направленность графики XIX века | 1 |
27 | Товарищество передвижных художественных выставок | 1 |
Раздел 5. Искусство XX века (6ч) | ||
29 | Реалистические традиции в творчестве художников конца XIX –начала XX веков | 1 |
30 -31 | Объединение художников «Мир искусства» и «Союз русских художников» | 1 |
31-32 | Плакат как особый вид графики | 2 |
33-34 | Повествовательно- натуралистические произведения XX века | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"
В процессе работы по данной программе учащиеся получают более расширенные знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции , декор...
Программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"
В процессе работы по данной программе учащиеся получают более расширенные знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции , декор...
Календарно-тематическое планирование кружка "Волшебная кисточка"
Календарно-тематическое планирование кружка "Волшебная кисточка" по внеурочной деятельности....
Рабочая программа и КТП кружок "Волшебная кисточка"
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности...
Рабочая программа изостудии "Волшебная кисточка"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, программы кружка «В мире книг» (авт.Л.А.Ефросинина). Данная программа реализуется для учащихся 2 класса. Занятия проводят...
Организация внеурочной деятельности кружка Волшебная кисточка для учеников 1-2 классов за 1 полугодие 2013-2014 уч.г.
Анализ работы....
"Волшебная кисточка"//Статья на сайт МБОУ СОШ № 23 - дополнительное образование. 2012г.
Анализ работы кружка дополнительного образования для 1-2 классов и 5-7 классов....