Рабочие программы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Тимофеева Ирина Владимировна

рабочие программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дубровская №1 средняя общеобразовательная школа

имени генерал-майора Никитина Ивана Семеновича

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО учителей начальных классов

_________________С.М. Танкова

Протокол № _____ от

«____»________________2017г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ Дубровской №1 СОШ

им. генерал-майора Никитина И.С.

______________И.Н. Глушанкова

«____»__________________2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.

___________ С.А.Филимоненков

Приказ №_______ от

«____»_________________2017г.

Рабочая программа

 учебного предмета

 «Изобразительное искусство»

1 класс

Учителя:

 Гаврилова Ольга Александровна, Тимофеева Ирина Владимировна

учителя начальных классов МБОУ Дубровской №1 СОШ

им. генерал-майора Никитина И.С.

Принята к реализации педагогическим советом

МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.

протокол №1 от 28.08.2017г.

 2017 – 2018  учебный год


Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана для обучающихся 1 класса общеобразовательной школы с учетом с учетом:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241, от 22 сентября 2011 года №2357, от 18 декабря 2012 года №1060, от 29 декабря 2014 года № 1643, от 18 мая 2015 года №507 от 31 декабря 2015 года №1576)

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 года №1/15) с изменениями (протокол от 28 октября 2015 года №3/15).

        Сведения об авторской программе

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе  авторской программы Неменский Б.М., .Неменская Л.А., Горяева Н.А., Коблова О.А., Мухина Т.А.. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2015

        Сведения об используемом учебнике

Данная Рабочая программа ориентирована на учебник: Неменская Л. А.  Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. М.: Просвещение, 2011

        Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный  предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». Учебный план начального общего образования отводит 33 часа для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе на этапе начального общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю (33 учебные рабочие недели). Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы учебного предмета «Изобразительное искусство», соответствует учебному плану образовательного учреждения на учебный год (33 часа).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например,
    подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Обучающийся  научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Обучающийся научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т.д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
  • рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
  • сканировать рисунки и тексты.

Обработка и поиск информации

Обучающийся научится:

  • подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
  • описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
  • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
  • редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
  • заполнять учебные базы данных.

Создание, представление и передача сообщений

Обучающийся научится:

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
  • создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
  • создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
  • создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
  • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Планирование деятельности, управление и организация

Обучающийся научится:

  • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Предметные результаты

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научится:

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

- эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Обучающийся научится:

- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;

- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании.

Обучающийся получит возможность научиться:

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Обучающийся научится:

- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов.

Содержание учебного предмета

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

Человек и человеческие взаимоотношения. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.


Тематическое планирование  с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

 33 часа

                                                                        

урока

Дата

Наименование разделов, тем отдельных  уроков

Кол-во

часов

по плану

факти-

чески

Содержание учебного предмета (курса)

Ты учишься изображать

Знакомство с Мастером Изображения

9

1

1.09

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Изображения всюду вокруг нас. Предмет «Изобразительное искусство».

Изображения в жизни человека. Знакомство с художественными материалами.

1

2

8.09

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере.

Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Мастер Изображения учит видеть. Красота и разнообразие природы.

 Знакомство с понятием «форма».  Выявление геометрической основы формы.

Задание: изображение сказочного леса, где все деревья похожи на листья.

1

3

15.09

 Пятно и художественный образ. Передача с помощью пятна эмоционального состояния природы, человека, животного.

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве.

 Изображать можно пятном. Пятно как способ изображения на плоскости.

Образ на плоскости. Художники – иллюстраторы Т. Маврина, Е. Чарушин.

Задание: превращение произвольно сделанного краской или кистью

пятна в изображение зверушки.

1

4

22.09

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

 Изображать можно в объеме. Объемные изображения.

Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости.

Лепка птиц и зверей.

Задание: превращение комка пластилина в зверушку или птицу.

1

5

29.09

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Изображать можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость».

 Линии в природе. Линейные изображения на плоскости.

Задание: рисунок линией на тему « Расскажи нам о себе»

1

6 -7

6.10

13.10

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке.

Разноцветные краски. Цвет. Проба красок.

Ассоциативное звучание цвета. Ритмическое заполнение листа.

Задание: создание красочного коврика

2

8

20.10

Живопись. Цвет основа языка живописи. Опыт художественно­творческой деятельности

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

Выражение настроения в изображении.

Эмоциональное звучание цвета. Задание: изображение радости и грусти.

1

9

27.10

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства.  Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.

Художники и зрители (обобщение темы).

 Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура.

 Итоговая выставка детских работ.

1

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

8

10

10.11

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний.

Опыт художественно­творческой деятельности

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Мир полон  украшений.  Цветы.

Украшения в окружающей действительности.

 Разнообразие украшений (декор). Разнообразие цветов, их форм, окраски,

 узорчатых деталей.

Задание: составление букета из вырезанных сказочных цветов.

Коллективная работа.

1

11

17.11

Декоративно­прикладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Красоту нужно уметь замечать.

Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Симметрия, повтор, ритм, свободный графический  узор.

1

12

   24 .11

Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека.

Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.).

Узоры на крыльях. Ритм пятен. Многообразие и красота форм,

 узоров, расцветок и фактур в природе.  Соотношение пятна и линии.

Задание: украшение крыльев бабочки.

1

13

1.12

Декоративно­прикладное искусство  Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.

Красивые рыбы.  Монотипия. Многообразие и красота форм, узоров,

расцветок и фактур в природе.  Знакомство с техникой монотипии.

Задание: украшение рыбок узорами чешуи.

1

14

8.12

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание).

Украшения птиц. Объемная аппликация. Многообразие и красота форм,

узоров, расцветок и фактур в природе. Объемная аппликация, простые

 приемы  бумагопластики.

Задание: изображение нарядной птицы.

1

15

15.12

Искусство дарит людям красоту. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно­прикладного искусства народов России).

Узоры, которые создали люди. Орнамент. Разнообразие орнаментов

 и их применение в предметном окружении человека.

Задание: создание своего орнамента.

1

16

22.12

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы.Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

Как украшает себя человек. Природные и геометрические мотивы в орнаменте.

Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.  

Украшения человека рассказывают о своем хозяине.

Задание: изображение любимых сказочных героев и их украшений.

1

17

12.01

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта.  Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Мастер украшения помогает сделать праздник. Традиционные

новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки.

Задание: создание украшений для новогодней елки.

Коллективная работа.

1

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

       11

18

19.01

Художественное конструирование и дизайн. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Постройки в нашей жизни. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном.

Постройки в окружающей нас жизни.

1

19

26.01

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.

Дома бывают разными.

Многообразие архитектурных построек и их назначение.

 Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома.

Задание: изображение сказочного дома для себя и своих друзей.

1

20

2.02

Земля — наш общий дом.  Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Домики, которые построила природа. Природные постройки и конструкции,

 их многообразие. Соотношение форм и их пропорций.

Задание: лепка сказочных домиков.

1

21

9.02

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России.  Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

Дом снаружи и внутри. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида

и внутренней конструкции дома. Красота и удобство дома.

Задание: изображение дома в виде буквы алфавита.

1

22-

23

02.03

9.03

Искусство дарит людям красоту. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Строим город. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора.    Конструирование игрового города. Приемы работы в технике бумагопластики.

Создание  макета города.

Задание: постройка домика из бумаги путем складывния.Коллективная работа.

2

24

  16.03

Искусство дарит людям красоту. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Все имеет свое строение. Конструкция предмета.

Любое изображение —  взаимодействие простых геометрических форм.

 Задание: создание из простых геометрических форм зверей.

1

25-26

   23.03

06.04

Искусство дарит людям красоту. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Строим вещи. Конструирование предметов быта.

Знакомство с работой дизайнера.

Задание: конструирование упаковок и сумок.

2

27

13.04

Искусство дарит людям красоту. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Город в котором мы живем. Создание образа посёлка.

Анализ формы домов в связи с их назначением.

Разнообразие сельских построек. Экскурсия.

1

28

20.04

Искусство дарит людям красоту. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Город в котором мы живем ( общение). Создание образа посёлка.  

Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Задание: создание панно.  Коллективная работа

1

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5

29

27.04

Опыт художественно­творческой деятельности

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе.

 Взаимодействие трех видов художественной деятельности в процессе создания работы.

  Итоговая выставка детских работ. Праздник весны. Праздник птиц. 

Конструирование из бумаги объектов природы (птицы) и украшение их.

1

   30

04.05

Земля — наш общий дом.  Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

Разноцветные жуки. Конструирование из бумаги объектов природы

 (божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их.

1

31

11.05

Декоративно – прикладное искусство. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве.

Сказочная страна. Изображение сказочного мира.

Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.

 Коллаж. Коллективная работа. Задание: изображение по сказке.

1

32

18.05

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

Времена года. Изображение сказочного персонажа. Коллаж.

Выразительность размещения элементов коллективного панно.  

 Коллективная работа

1

33

25.05

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

Здравствуй , лето! Урок любования.  (обобщение темы)

Красота природы восхищает людей. Образ лета в творчестве российских художников.

Репродукция.

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дубровская №1 средняя общеобразовательная школа

имени генерал-майора Никитина Ивана Семеновича

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО учителей начальных классов

_________________С.М. Танкова

Протокол № _____ от

«____»________________2018г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ Дубровской №1 СОШ

им. генерал-майора Никитина И.С.

______________И.Н. Глушанкова

«____»__________________2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.

____________С.А.Филимоненков

Приказ №_______ от

«____»_________________2018г.

   

Рабочая программа

 учебного предмета

 «Изобразительное искусство»

2 класс

Учителя:

 Демина Марина Михайловна, Тимофеева Ирина Владимировна

учителя начальных классов МБОУ Дубровской №1 СОШ

им. генерал-майора Никитина И.С.

Принята к реализации педагогическим советом

МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.

протокол №1 от 28.08.2018 г.

 2018 – 2019  учебный год


Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана для обучающихся 2 класса общеобразовательной школы с учетом:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241, от 22 сентября 2011 года №2357, от 18 декабря 2012 года №1060, от 29 декабря 2014 года № 1643, от 18 мая 2015 года №507, от 31 декабря 2015 года №1576);

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 года №1/15) с изменениями (протокол от 28 октября 2015 года №3/15).

        Сведения об авторской программе

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе авторской программы Неменский Б.М., .Неменская Л.А., Горяева Н.А., Коблова О.А., Мухина Т.А.. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2015

        Сведения об используемом учебнике

Данная Рабочая программа ориентирована на учебник: Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. М.: Просвещение, 2012

        Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный  предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство». Учебный план начального общего образования отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе на этапе начального общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю (34 учебные рабочие недели). Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы учебного предмета «Изобразительное искусство», соответствует учебному плану образовательного учреждения на учебный год (34 часа).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например,
    подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Предметные результаты

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научится:

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

- эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Обучающийся научится:

- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;

- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании.

Обучающийся получит возможность научиться:

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Обучающийся научится:

- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов.


Содержание учебного предмета 

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Мир природы в реальной жизни: образ природы в искусстве.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы,  выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура.. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин — вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (бумага и картон — сгибание, вырезание). 

Декоративно-прикладное искусство. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). 

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Сходство и контраст форм. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. 

Объем. Объем в пространстве. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. 

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы  в различную погоду. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных стран (например, И. И. Левитан, Н. К. Рерих, К. Моне). Образы архитектуры.

Родина моя — Россия. Образ защитника Отечества.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры.  Изображение по памяти и воображению (человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом. 

Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации, скульптуре.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, восковых мелков, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов.


Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Номер урока

Дата

Содержание учебного предмета (курса)

Наименование разделов,

тем отдельных уроков

Кол-во часов

по плану

факти

чески

Как и чем работает художник?

8

1

2б - 03.09

2а - 04.09

Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Живопись

Живописные материалы. Цвет - основа языка живописи.

Азбука искусства. Цвет

Основные и составные цвета.

Опыт художественно-творческой деятельности

Изображение по памяти (растения).

Художественные материалы.  Живопись. Основные и составные цвета. Цветовой круг.  

1

2

 - 10.09

 - 11.09

Азбука искусства. Цвет

Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета.

Опыт художественно-творческой деятельности

Изображение по воображению (пейзаж).

Смешение с черной и белой краской. Настроение в природе. Эмоциональное звучание цвета.

1

3

 - 17.09

 - 18.09

Виды художественной деятельности. Рисунок

Материалы для рисунка: пастель, мелки.  Приемы работы с различными графическими материалами. Изображение деревьев: общие и характерные черты.

Пастель,  восковые  мелки. Выразительные  возможности  этих материалов, особенности работы ими.

1

4

2б - 24.09

 - 25.09

Азбука искусства. Линия

Многообразие линий. Приемы работы с различными графическими материалами.

Опыт художественно-творческой деятельности

 Освоение основ рисунка.

Графика. Выразительные возможности линии.

1

5

 - 01.10

 - 02.10

Виды художественной деятельности. Скульптура

Объем — основа языка скульптуры. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин — вытягивание формы). Красота животных, выраженная средствами скульптуры.

Опыт художественно-творческой деятельности

 Освоение основ скульптуры. Овладение элементарными навыками лепки.

Скульптура.  Образный язык скульптуры. Выразительные возможности глины, дерева, камня. Приемы работы с пластилином.

1

6

 - 08.10

 - 09.10

Виды художественной деятельности. Художественное конструирование и дизайн

Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (бумага). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (бумага и картон — сгибание, вырезание).

Опыт художественно-творческой деятельности 

Участие в различных видах  художественно-конструкторской деятельности.

Макет. Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание).

1

7

 - 15.10

 - 16.10

Азбука искусства. Ритм

Ритм пятен.

Опыт художественно-творческой деятельности 

Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов:  аппликации.

Особенности  создания  аппликации. Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе.

1

8

 - 22.10

 - 23.10

Опыт художественно-творческой деятельности

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в  аппликации. Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: аппликации, бумажной пластики, фломастеров,  подручных и природных материалов.

Выразительные возможности природных материалов.

1

Реальность и фантазия  

7

9

 - 29.10

 - 30.10

Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства

Мир природы в реальной жизни: образ  природы в искусстве.

Рисунок

Изображение животных: общие и характерные черты.

Опыт художественно-творческой деятельности

Изображение по памяти (животные).

Изображение животных: общие и характерные черты.

1

10

 - 12.11

 - 13.11

Виды художественной деятельности. Декоративно-прикладное искусство

Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.

Опыт художественно-творческой деятельности

Изображение по воображению (животные).

 Роль фантазии в творчестве художника. Сказочные существа. Фантастические образы.

1

11

 - 19.11

 - 20.11

Виды художественной деятельности. Живопись

Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи.

Азбука искусства. Форма

Природные формы.

Красота и разнообразие природных форм.

1

12

 - 26.11

 - 27.11

Виды художественной деятельности. Декоративно-прикладное искусство

Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.).

Азбука искусства. Форма 

Трансформация форм.

Опыт художественно-творческой деятельности

Изображение по памяти (растения).

Преобразование  природных  форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта.

1

13-14

 - 03.12

 - 04.12 -

 - 10.12

 -11.12

Азбука искусства. Форма 

Природные формы.

 Значимые темы искусства. Земля – наш общий дом

 Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Опыт художественно-творческой деятельности

Овладение элементарными навыками  бумагопластики. Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов:  бумажной пластики.

Конструирование природных форм. Бумагопластика.

2

15

 - 17.12

 - 18.12

Азбука искусства. Объём

Выразительность объемных композиций.

Опыт художественно-творческой деятельности

Овладение элементарными навыками  бумагопластики. Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: аппликации, бумажной пластики, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов.

Конструирование макетов фантастических зданий.

1

О чём говорит искусство?

11

16

 - 24.12

 - 25.12

Виды художественной деятельности. Живопись

Образ природы  в живописи.  Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.

Азбука искусства. Цвет

Эмоциональные возможности цвета.

Значимые темы искусства. Земля – наш общий дом

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных стран  (например, И. И. Левитан, Н. К. Рерих, К. Моне).

Опыт художественно-творческой деятельности

Освоение основ живописи.

Изображение природы в различных состояниях.

1

17

 - 14.01

 - 15.01

Азбука искусства. Линия

Передача с помощью линии эмоционального состояния  животного. Опыт художественно-творческой деятельности 

Освоение основ рисунка.

Изображение характера животных. Анималистические рисунки В.Ватагина.

1

18

 - 21.01

 - 22.01

Виды художественной деятельности. Живопись

Образ человека в живописи. 

Азбука искусства. Цвет. Линия

Передача с помощью цвета, линии характера персонажа, эмоционального состояния человека.

Опыт художественно-творческой деятельности

Изображение по воображению (человек).

Изображение характера человека: женский образ. 

1

19

 - 28.01

 - 29.01

Виды художественной деятельности. Живопись

Образ человека в живописи. 

Азбука искусства. Цвет. Линия

 Передача с помощью цвета, линии характера персонажа, эмоционального состояния человека.

Опыт художественно-творческой деятельности 

Изображение по воображению (человек).

Изображение характера человека: мужской образ.

1

20

 - 04.02

 - 05.02

Виды художественной деятельности. Скульптура

Основные темы скульптуры. Красота человека, выраженная средствами скульптуры.

Опыт художественно-творческой деятельности

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в скульптуре.

Образ человека в скульптуре. Скульптурные произведения прошлого и настоящего.

1

21- 22

2б - 11.02

 - 12.01-

 - 18.02

 - 19.02

Азбука искусства. Форма

Влияние формы предмета на представление о его характере.

Значимые темы искусства. Россия – Родина моя

Образ защитника Отечества.

Опыт художественно-творческой деятельности 

Овладение основами художественной грамоты: формой, линией, цветом.

Выражение характера человека через украшение. Украшения для женщин. Украшения для мужчин.

2

23- 24

 - 25.02

 - 26.02-

 - 04.03

 - 05.03

Виды художественной деятельности. Живопись

Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Азбука искусства. Форма

Влияние формы предмета на представление о его характере.

Опыт художественно-творческой деятельности

Овладение основами художественной грамоты: формой, линией, цветом.

Выражение намерений через украшение.

2

25-26

 - 11.03

 - 12.03-

 - 18.03

 - 19.03

Виды художественной деятельности. Художественное конструирование и дизайн

Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).

Азбука искусства. Объём

 Объем в пространстве. 

Опыт художественно-творческой деятельности

Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: аппликации, бумажной пластики, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов.

Образы зданий в окружающей жизни. Передача характера в образе здания.

2

Как говорит искусство?

8

27

   2б         - 01.04

 - 02.04

Азбука искусства. Цвет

Теплые и холодные цвета. Эмоциональные возможности цвета. Смешение цветов.

Значимые темы искусства

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных стран.

Опыт художественно-творческой деятельности

Овладение основами художественной грамоты:  цветом.

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Теплые и холодные цвета.

1

28

 - 08.04

 - 09.04

Виды художественной деятельности. Живопись

Образ природы  в живописи.

Азбука искусства. Цвет

Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Практическое овладение основами цветоведения.

Значимые темы искусства

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных стран.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, деятельности.

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Тихие и звонкие цвета. Передача      настроения в природе.  

1

29

 - 15.04

 - 16.04

Азбука искусства. Ритм

Ритм пятен, цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.).

Опыт художественно-творческой деятельности

Овладение основами художественной грамоты: композицией, ритмом.

Ритм пятен как средство выражения. Передача движения в композиции.

1

30

 - 22.04

 - 23.04

Азбука искусства. Линия

Передача с помощью линии эмоционального состояния природы.

Ритм

Ритм линий. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке.

Опыт художественно-творческой деятельности 

Овладение основами художественной грамоты: ритмом, линией.

Ритм линий как средство выражения. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы.

1

31

 - 29.04

 - 30.04

Азбука искусства. Линия

Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия и художественный образ. 

Опыт художественно-творческой деятельности Изображение по памяти (растения).

Характер линий как средство выражения. Передача с помощью линии художественного образа.

1

32

 - 06.05

 - 07.05

Виды художественной деятельности. Рисунок

Изображение птиц: общие и характерные черты.

Азбука искусства. Форма

Сходство и контраст форм.

Опыт художественно-творческой деятельности

 Изображение по памяти (животные)

Пропорции как средство выражения. Передача с помощью пропорций характера изображаемого.

1

33

 - 13.05

 - 14.05

Опыт художественно-творческой деятельности

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом. Использование в  коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: бумажной пластики, гуаши, акварели,  восковых мелков, карандаша.

Ритм линий и пятен, цвет — средства выразительности композиции.

1

34

 - 20.05

 - 21.05

Промежуточная (годовая) аттестация

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...